Разноуровневые задания итогового контроля по обществознанию
тест по обществознанию
Итоговые контрольные задания по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_var_obshch_10.docx | 71.36 КБ |
2_var_obshch_10.docx | 165.56 КБ |
1_variant_obshch_8_klass.docx | 78.08 КБ |
2_variant_obshch_8_klass.docx | 82.36 КБ |
1_var_obshchestv_6_klass.docx | 329.63 КБ |
2_var_obshchestvo_6_klass.docx | 350.28 КБ |
itogovaya_rabota_po_obshchestvoznaniyu_5_klass_s_otvetami.docx | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариант № 1
1. Задание Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИЯ ИСКУССТВА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Эстетическая | Воспроизведение действительности по законам красоты |
... | Отражение действительности при помощи художественных образов |
2. Задание Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Социальная революция, экономическая реформа, общественный прогресс, социальная динамика, коренные преобразования.
3. Задание Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, обозначают вопросы, относящиеся к полномочиям только федерального центра.
1) судоустройство
2) оборона и безопасность
3) таможенное регулирование
4) обеспечение экологической безопасности
5) осуществление мер по борьбе со стихийными бедствиями
6) ядерная энергетика
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
4. Задание
Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наука вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о природе, обществе, человеке.
2) Компонентом научного знания являются этические оценки социальных явлений.
3) Наука представлена совокупностью отраслей и исследовательских организаций.
4) Наука способна прогнозировать последствия преобразовательной деятельности человека.
5) Наука, в отличие от других форм духовной культуры, способна оказывать эмоциональное воздействие на человека.
5. Задание Установите соответствие между видами социальных норм и их отличительными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК |
| ВИД СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ |
А) Распространяются в равной мере на всех людей, находящихся на территории государства. Б) Воспроизводятся устоявшиеся и повторяемые из поколения в поколение модели поведения в определённых ситуациях. В) Носят обязательный характер и обеспечиваются принудительной силой государства. Г) Регулируют отношения, складывающиеся между участниками общественных объединений, а также между сотрудниками организаций. Д) Авторитет основан на древности возникновения. |
| 1) обычаи 2) корпоративные нормы 3) правовые нормы |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
6. Задание Студент И. работает над курсовой работой. В разговоре с преподавателем он назвал эмпирическим нынешний этап исследования. Какие методы научного познания характерны для этого этапа? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) наблюдение
2) абстракция
3) описание
4) идеализация
5) формализация
6) измерение
7. Задание
Выберите верные сужцения о ценных бумагах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Различают ценные бумаги именные и на предъявителя.
2) Вексель представляет собой свидетельство о денежном вкладе в банке с обязательством банка о возврате этого вклада и процентов по нему через установленный срок.
3) B соответствии с ГК РФ ценной бумагой называют любой документ, выпускаемый государством.
4) Ценная бумага, удостоверяющая владение долей в капитале предприятия и дающая права на получение части прибыли предприятия, называется акцией.
5) Облигация даёт владельцу право требовать её погашения в установленные сроки.
8. Задание
Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
| ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК |
А) плата за электроэнергию Б) оклады администрации B) арендная плата за помещение Г) приобретение сырья Д) плата за лицензию |
| 1) постоянные 2) переменные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
9. Задание
Правительство страны Z обсудило целесообразность вступления государства в ВТО. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в стране Z проводится протекционистская экономическая политика? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране Z были выделены субсидии сельскохозяйственным производителям.
2) В стране Z был принят профицитный государственный бюджет.
3) Правительством страны Z был установлен режим наибольшего благоприятствования в торговле в отношении приграничных государств.
4) В стране Z были повышены пошлины на ввоз импортной бытовой техники.
5) В стране Z была разработана программа по локализации сборки автомобилей выпускаемых иностранными производителями.
6) Центральным банком страны Z была снижена ключевая ставка.
10. Задание
На графике изображено изменение предложения скейт бордов на потребительском рынке: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1. (На графике P – цена товара; Q – количество товара.)
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) снижение тарифов на электроэнергию
2) рост цен на самокаты и велосипеды
3) сокращение числа фирм-производителей
4) повышение налога на прибыль
5) сокращение субсидий на развитие малого и среднего бизнеса
11. Задание
Выберите верные суждения о социальной роли и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить носитель определённого социального статуса.
2) Исполнение социальной роли зависит от личностных качеств человека.
3) Все социальные роли человека определяются при его рождении.
4) Освоение новой роли всегда является результатом вертикальной социальной мобильности.
5) Исполнение многих социальных ролей официально регламентировано.
12. Задание
На диаграмме отражены миграционные процессы в стране Z в 1991–2015 гг. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) На протяжении рассматриваемого периода число прибывших в страну ежегодно превышало число выехавших.
2) На протяжении рассматриваемого периода число выехавших из страны ежегодно сокращалось.
3) Наибольшая разница между прибывшими и выехавшими в абсолютном выражении наблюдалась в 1995 г.
4) В 2015 г. миграционные процессы в стране Z были наиболее интенсивными в XXI в.
5) На протяжении всего рассматриваемого периода тенденции к въезду в страну и выезду из страны совпадали.
13. Задание
Выберите верные суждения о типах политических режимов и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Тип политического режима определяется характером общественно-политических процессов, структурой правящей элиты.
2) При демократическом режиме личная свобода признаётся лишь в той мере, в какой это представляется целесообразным правительству страны.
3) Политический режим характеризуют способы урегулирования социальных и политических конфликтов.
4) Режимы различаются по политическому и юридическому статусу средств массовой информации, степени гласности в обществе.
5) При тоталитарном режиме невозможна деятельность средств массовой информации.
14. Задание
Установите соответствие между социальными ситуациями и социальными институтами, чья деятельность проявляется в данных ситуациях: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ |
| СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ |
А) Ликвидация последствий стихийного бедствия сотрудниками МЧС. Б) Проведение общественной экспертизы законопроекта о пенсиях. В) Работа управляющего совета школы. Г) Предъявление обвинения опасному преступнику. Д) Публичные слушания в мэрии по проекту перспективной застройки микрорайона. |
| 1) деятельность государства 2) деятельность гражданского общества 3) совместная деятельность государства и гражданского общества |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
15. Задание
В государстве Z был принят Закон о политических партиях. Какие из перечисленных ниже положений закона направлены на демократизацию политической системы? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Не допускается создание политических партий по территориальному, национальному или религиозному принципу.
2) Для создания политической партии не требуется разрешение органов государственной власти или должностных лиц.
3) Политические партии имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность.
4) К участию в выборах допускаются политические партии, зарегистрированные в установленном законом порядке.
5) Минимальное число членов политической партии, необходимое для её регистрации, снижается со 100 тысяч до 1 тысячи.
6) Политические партии имеют право направлять своих представителей в избирательные комиссии, а также своих наблюдателей на выборы всех уровней.
16. Задание
Какие из приведённых положений относятся к основам конституционного строя РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) федеративное устройство, основанное на государственной целостности
2) приоритет государственной формы собственности
3) государственное финансирование политических партий
4) наличие государственной идеологии
5) единство экономического пространства
17. Задание
Выберите верные суждения о брачном договоре и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Брачный договор может быть заключён только между лицами, состоящими в браке.
2) Брачный договор регулирует исключительно имущественные права и обязанности супругов.
3) Брачный договор подлежит обязательному нотариальному удостоверению.
4) Брачный договор может быть изменён или расторгнут только по взаимному соглашению супругов.
5) Брачный договор может устанавливать алиментные обязательства супругов в отношении детей.
6) Брачный договор может быть заключён как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.
18. Задание
Установите соответствие между видами сделок и формой, в которой они должны проводиться: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИД СДЕЛКИ |
| ФОРМА СДЕЛКИ |
А) заём Б) завещание В) дарение Г) розничная купля-продажа Д) брачный договор |
| 1) простая письменная 2) письменная нотариальная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
19. Задание
В отношении Михаила Романова возбуждено уголовное дело по обвинению в причинении тяжкого вреда здоровью. При каких условиях Михаил НЕ подлежит уголовной ответственности? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие условия. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Вред причинён в состоянии аффекта.
2) Вред причинён в состоянии необходимой обороны.
3) Вред причинён в состоянии крайней необходимости.
4) вред причинён в состоянии алкогольного опьянения
5) Вред причинён в состоянии невменяемости.
6) Вред причинён в силу стечения тяжёлых жизненных обстоятельств.
20. Задание
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Мировоззрение — это совокупность представлений, _______ (А) и взглядов на мир и место человека в этом мире. Оно определяет принципы поведения и _______ (Б) человека, формирует его идеалы, моральные нормы, политические ориентации. Мировоззрение — это основной _______ (В), мерило мыслей и поступков человека.
В структуре мировоззрения выделяют два уровня. Конкретно-образный уровень соответствует _______ (Г). Это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения. Рациональный уровень связан с наличием у человека _______ (Д), источником которого является рассудок и разум. На этом уровне формируется _______ (Е). Это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) миропонимание
2) врождённые инстинкты
3) понятийное мышление
4) чувственное постижение
5) представление
6) критерий
7) оценка
8) наблюдение
9) деятельность
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова:
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Пояснение.
Исходя из контекста, последовательность 796431является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Ответ: 796431
Предварительный просмотр:
Вариант № 2
1. Задание Запишите словосочетание, пропущенное в таблице.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ | ПРИМЕРЫ |
... | Свобода выбора занятия, профессии, места жительства и пребывания и др. |
Имущественные | Права и обязанности по поводу супружеской собственности |
Пояснение.
Свобода выбора занятия, профессии, места жительства и пребывания и др. — личные неимущественные права и обязанности.
2. Задание
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Политическая партия, политическая система, политическая норма, государство, политическая идеология.
3. Задание Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, обозначают участников уголовного судопроизводства со стороны защиты.
1) потерпевший 2) адвокат 3) прокурор 4) подозреваемый 5) гражданский ответчик
6) обвиняемый
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
4. Задание Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Для рационального познания характерно в первую очередь воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
2) Наблюдение — одна из форм рационального познания.
3) Одним из результатов рационального познания являются научно сформулированные научные законы и теории.
4) К формам рационального познания относятся суждение и умозаключение.
5) На этапе рационального познания человек оперирует общими группами признаков однотипных объектов».
5. Задание
Установите соответствие между характеристиками и типами культуры, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
| ТИП КУЛЬТУРЫ |
А) основной круг потребителей — высокообразованная часть общества Б) понятна и доступна всем слоям населения независимо от уровня образования В) включает в себя авангардные направления искусства Г) произведения создаются анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки Д) приоритет развлекательных жанров в духовной деятельности |
| 1) массовая 2) элитарная 3) народная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
6. Задание
Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться?
1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости
2) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов
3) сбор статистических данных путём анкетирования
4) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей
5) описание случаев социальной дифференциации населения
6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости
7. Задание
Выберите верные суждения об инфляции и её последствиях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Инфляцией называют процесс долговременного устойчивого повышения общего уровня цен в стране.
2) В период инфляции покупательная способность национальной валюты снижается.
3) От инфляции страдают вкладчики банков, если уровень инфляции превышает процент по депозитам.
4) В период высокой инфляции возрастает объём инвестиций в долгосрочные инновационные проекты.
5) Экономисты рассматривают дефицит товаров как один из видов инфляции.
8. Задание
Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
| ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА |
А) инициативная новаторская деятельность, благодаря которой происходит соединение всех факторов производства Б) факторный доход - рента В) условное название всех видов природных ресурсов, пригодных для производства жизненных благ Г) здания, сооружения, оборудование Д) денежные средства |
| 1) земля 2) капитал 3) предпринимательство (предпринимательские способности) |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
9. Задание
Найдите в приведённом ниже списке факторы, которые могут способствовать повышению спроса на новую модель телевизора, выпущенную фирмой А. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) банки предоставляют потребительские кредиты на выгодных для клиентов условиях
2) налог на добавленную стоимость вырос
3) производитель сократил выпуск других моделей телевизоров
4) производитель активно рекламирует новую моцель телевизора
5) цены на новую модель телевизора выше, чем на старую модель
6) доходы семей постепенно сокращаются
10. Задание 10 № 8957
Ha графике отражена ситуация на рынке молочных продуктов: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1, a затем — в положение S2 (на графике Р — цена товара‚ Q — количество товара).
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) интенсивная реклама молочных продуктов Q
2) эпидемическое заболевание скота B фермерских хозяйствах
3) временное снижение цен, уровень которых впоследствии восстановился
4) снижение налогов c фермерских хозяйств
5) увеличение после сезонного спада закупок молочных продуктов крупными торговыми сетями
11. Задание
Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социализация — это процесс освоения индивидом новых социальных ролей.
2) Первичная социализация заканчивается с началом трудовой деятельности.
3) Агентами социализации являются только учреждения, отвечающие за передачу социокультурного опыта.
4) Агенты вторичной социализации, как правило, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции, в соответствии с официальными предписаниями.
5) Социализация предполагает только контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность.
12. Задание
В ходе социологического опроса мужчин и женщин страны Z им задавали вопрос: «Какие важнейшие задачи должно выполнять телевидение?» (можно было выбрать несколько ответов).
Полученные результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Доля тех, кто считает, что телевидение должно помогать понимать, как живут люди в других регионах / других странах, среди женщин больше, чем среди мужчин.
2) Мнение о том, что телевидение должно помогать расслабиться, отдохнуть, среди женщин популярнее, чем среди мужчин.
3) Среди женщин мнение о том, что телевидение должно помогать расслабиться, отдохнуть, популярнее мнения о том, что телевидение должно помогать ориентироваться в текущих событиях.
4) Доля тех, кто считает, что телевидение должно помогать ориентироваться в текущих событиях, среди мужчин больше, чем среди женщин.
5) Среди мужчин мнение о том, что телевидение должно помогать расширять кругозор, более популярно, чем мнение о том, что телевидение должно помогать расслабиться, отдохнуть.
13. Задание
Выберите верные суждения о политической системе общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политическая система призвана отражать многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают влияние на государственную власть.
2) Политическая система любого общества стабильна и не подвержена изменениям на протяжении длительного времени.
3) Политическая система выполняет функцию определения целей и направлений развития общества и государства.
4) Ценности, политические идеологии относятся к культурной подсистеме политической системы.
5) Политическая система выполняет функцию выдвижения политических лидеров, подготовки кадров для государственного аппарата и политических организаций.
14. Задание
Установите соответствие между компонентами политической системы и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
| КОМПОНЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ |
A) государство Б) взаимодействия партий и институтов гражданского общества B) средства массовой информации Г) политические ценности Д) способы массового политического поведения Е) законы о выборах депутатов Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. |
| 1) институциональный 2) коммуникативный 3) нормативный 4) культурный |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
15. Задание
В государстве Z проводятся регулярные выборы законодательного собрания. В них участвуют представители различных политических сил. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в стране действует пропорциональная избирательная система? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) мандаты распределяются между партиями в соответствии с количеством поданных голосов
2) оппозиционные партии наряду с проправительственными выдвигают своих кандидатов
3) голосование проводится по партийным спискам
4) в предвыборный период создаются межпартийные коалиции
5) голосование проводится в несколько туров
6) устанавливается наименьшее число голосов для избрания
16. Задание
Найдите в приведённом списке положения, характеризующие основы конституционного строя РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
2) Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
3) Гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства или права изменить его.
4) Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.
5) Ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками.
17. Задание
Выберите верные суждения о порядке расторжения брака в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Муж не имеет права без согласия жены возбудить дело о расторжении брака в течение года после рождения общего ребёнка.
2) При отсутствии согласия одного из супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в судебном порядке.
3) При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, суд обязан принять меры к примирению супругов и отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения.
4) Ни один из супругов не имеет права возбудить дело о расторжении брака, если другой супруг признан судом недееспособным.
5) По истечении месяца со дня подачи заявления орган ЗАГС может расторгнуть брак и выдать свидетельство о расторжении брака.
18. Задание
Установите соответствие между юридическими лицами и их видами.
ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО |
| ВИД ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА |
А) товарищество собственников недвижимости Б) религиозное объединение В) общество с ограниченной ответственностью Г) крестьянское (фермерское) хозяйство Д) потребительский кооператив |
| 1) коммерческие организации 2) некоммерческие организации |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
19. Задание
Анастасии 15 лет. Найдите в приведённом ниже списке действия, которые она вправе осуществлять самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) распоряжаться авторским гонораром за опубликованную статью собственного сочинения
2) заключать мелкие бытовые сделки
3) взять кредит под залог недвижимости
4) управлять подаренным ей отцом автомобилем
5) устроиться на работу в летнее кафе
6) внести за работу в летнем трудовом лагере зарплату на счёт в банке
6) внести за работу в летнем трудовом лагере зарплату на счёт в банке — да, верно.
20. Задание 20 № 359
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной ___________ (А) (т. е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ___________ (Б) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ___________ (В). В-третьих, способствуют ___________ (Г) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают ___________ (Д) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы-ожидания и нормы ___________ (Е) ...Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных ___________ (Ж), например, уголовных или административных».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) санкция | 2) группы | 3) интеграция |
4) идеал | 5) контроль | 6) эталон |
7) правило | 8) управление | 9) стабильность |
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
|
|
|
|
|
|
|
Пояснение.
Исходя из контекста, последовательность 3625971 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Ответ: 3, 6, 2, 5, 9, 7, 1.
Ответ: 3625971
Предварительный просмотр:
Вариант № 1
1. Задание
Под обществом в широком смысле слова понимают
1) определённый этап общественного развития
2) способ осуществления власти
3) объединение людей по общим интересам
4) все формы взаимодействия людей
2. Задание Эти потребности человека выражаются в стремлении сохранить и защитить свою жизнь, своих родных и жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Это
1) духовные потребности
2) социальные потребности
3) физиологические потребности
4) потребности в безопасности
3. Задание
Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?
1) использование в одежде искусственного меха
2) ратификация Конвенции о правах ребёнка
3) ликвидация последствий урагана
4) ограничение охоты в подмосковных лесах
4. Задание
Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек – социальное существо, многие его качества формируются только во взаимодействии с обществом.
Б. При рождении каждый человек обладает определёнными задатками, из которых при благоприятных условиях могут развиться способности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Задание
Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?
1) среднее профессиональное образование
2) основное общее образование
3) среднее общее образование
4) начальное общее образование
6. Задание
Верны ли суждения о роли современного образования?
А. Сегодня недостаточно просто получить высшее образование или закончить колледж, важно суметь применить полученные знания на практике.
Б. Образование позволяет мыслить шире и глубже воспринимать происходящие процессы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Задание
Что из перечисленного характеризует командную экономику?
1) следование в процессе производства вековым традициям предков
2) частная собственность на средства производства
3) нерегулируемые цены
4) централизованное планирование производства
8. Задание
Понятия «акцизы», «таможенная пошлина», «антимонопольное законодательство» характерны для
1) государственного регулирования экономики
2) функционирования фондового рынка
3) развития кредитования
4) финансирования бизнеса
9. Задание
В каком из перечисленных случаев идёт речь о производстве государством общественных благ?
1) содержание вооружённых сил
2) повышение выплат многодетным семьям
3) введение новых технических стандартов
4) осуществление денежной эмиссии
10. Задание
Верны ли следующие суждения об инфляции?
А. Одним из проявлений инфляции является увеличение цен на сырьё и энергию.
Б. Высокий уровень инфляции ведёт к замедлению темпов экономического роста.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Задание
К демографической социальной группе относится
1) средний класс
2) русские
3) молодёжь
4) сибиряки
12. Задание Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. Критерием отнесения конкретного человека к определенному классу служит его уровень образования.
Б. Критерием отнесения конкретного человека к определенному классу служит его место жительства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Задание
Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Несовпадение интересов социальных групп может привести к социальному конфликту.
Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14. Задание
Способ образования и правовое положение высших органов власти называется
1) разделением властей
2) формой правления
3) политическим режимом
4) государственным суверенитетом
15. Задание
В государстве Z все государственные органы, должностные лица и граждане в своей деятельности подчиняются требованиям закона; существует несколько партий, каждая из которых активно участвует в политической жизни страны. Какой политический режим установился в стране Z?
1) авторитарный
2) демократический
3) диктаторский
4) тоталитарный
16. Задание
Верны ли следующие суждения о политической власти?
А. Одна из функций политической власти — управление общественными процессами.
Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17. Задание
Правонарушением является
1) наложение взыскания начальником на подчинённого
2) разглашение государственной тайны
3) коллекционирование старинных монет
4) нарушение слова, данного другу
18. Задание Согласно Конституции, основным источником власти в Российской Федерации является
1) Федеральное Собрание Российской Федерации
2) Президент Российской Федерации
3) народ Российской Федерации
4) Председатель Правительства Российской Федерации
19. Задание
Вечером на улице гражданин был остановлен неизвестными людьми и ограблен. Куда ему следует обратиться за помощью?
1) к мировому судье
2) к адвокату
3) в органы внутренних дел
4) к нотариусу
20. Задание
Верны ли следующие суждения об избирательном праве?
А. Право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти — это активное избирательное право.
Б. Право гражданина быть избранным в представительные органы власти — это пассивное избирательное право.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
21. Задание
В приведённом списке указаны черты сходства человека c животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия.
1) умение планировать деятельность
2) потребность в пище и воде
3) наличие сознания
4) способность к чувственному познанию | |||
Черты сходства | Черты отличия | ||
22. Задание
Установите соответствие между признаками и областями культуры, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ |
| ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ |
А) выдвижение и проверка гипотез Б) создание художественных образов В) формирование чувства прекрасного Г) главная цель — описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности Д) стремление получить новое, истинное знание |
| 1) наука 2) искусство |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
23. Задание
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Редакция журнала опросила читателей: «Сложилось ли в стране правовое государство?» (Б) Более половины читателей дали отрицательный ответ. (В) Возможно, это связано с тем, что в стране нередки нарушения прав человека.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнение
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
А | Б | В |
|
|
|
24. Задание
В 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел социологический опрос. Предлагалось ответить на вопрос: «Откуда, из каких источников вы чаще всего узнаете о том, что происходит в стране и мире (участники могли выбирать не более двух позиций)?» Полученные сравнительные данные (в %) представлены в таблице.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для людей с начальным и неполным средним образованием главным источником информации является телевидение.
2) Наиболее широко используют Интернет как источник информации люди, имеющие высшее образование.
3) Люди со средним образованием используют печатную прессу чаще, чем те, кто имеет высшее образование.
4) К рассказам родственников и друзей как источнику информации чаще других групп прибегают люди с начальным и неполным средним образованием.
5) Люди с высшим образованием менее других групп используют радио как источник информации.
25. Задание
Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Резко выросло число зрелищных мероприятий.
2) Возросла зарплата работников культуры.
3) Выросла популярность досуговых учреждений/мероприятий среди жителей страны.
4) Выросли государственные ассигнования на сферу культуры.
5) Вырос интерес среди жителей страны Z к естественной истории, памятникам материальной и духовной культуры.
26. Задание
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.
Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.
Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.
(По Э. Бенешу)
27. Задание
Опираясь на текст, назовите три фактора, выступающие причинами децентрализации государственного управления.
28. Задание
Используя содержание текста, назовите три характерные черты демократии, которые выделяет автор.
29. Задание
В каких формах, по мнению автора, может проявляться проблема централизации, децентрализации? Назовите три таких формы, проиллюстрируйте каждую из них примером.
30. Задание
В стране Z местные органы власти контролируются центральными органами власти. Местные органы власти по всем вопросам отчитываются перед центральными органами власти. Отсутствует местное самоуправление. Используя содержание текста, укажите, совместимо ли, по мнению автора, описанное территориальное устройство с демократическим режимом. Приведите фрагмент текста, который помогает ответить на данный вопрос. Приведите один собственный аргумент в подтверждение мнения автора.
31. Задание
Автор пишет, что децентрализаторские движения могут приводить к совершению великого греха и преступления против собственного государства и народа. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента в подтверждение авторской позиции.
Предварительный просмотр:
Вариант № 2
1. Задание
В узком смысле слова под обществом следует понимать
1) территорию, имеющую определенные границы
2) социальную организацию страны
3) объединение любителей старинных книг
4) политическую организацию государства
2. Задание
Одним из отличий трудовой деятельности от учебной является
1) приобретение знаний о природе и обществе
2) получение практически полезного результата
3) удовлетворение духовных потребностей
4) нравственное развитие личности
3. Задание
Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?
1) принятие законодательства об охране природы
2) очистка территории парка от бытового мусора
3) загрязнение почвы отходами производства
4) гибель урожая в период летней засухи
4. Задание
Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?
А. Глобальными называют проблемы, затрагивающие людей всего мира.
Б. Глобальные проблемы создали угрозу дальнейшему существованию человечества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Задание
Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На какой ступени образования находится Анна?
1) основное общее образование
2) среднее профессиональное образование
3) полное (среднее) образование
4) высшее профессиональное образование
6. Задание
Верны ли следующие суждения о духовной культуре?
А. Произведения духовной культуры являются результатом творчества отдельных людей, общества в целом.
Б. Произведения духовной культуры сохраняются и передаются следующим поколениям.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Задание
Если доход фирмы больше её издержек, то фирма
1) получает прибыль
2) терпит убытки
3) снижает капитальные вложения
4) пользуется льготным налогообложением
8. Задание
Неучастие в общественном производстве трудоспособного населения рабочего возраста
1) прогул
2) безработица
3) иждивенчество
4) правонарушение
9. Задание
Какое экономическое явление отражается в следующем описании А. Смита: «Портной не шьёт себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не шьёт для себя одежду, а покупает у портного»?
1) специализация
2) инфляция
3) социализация
4) безработица
10. Задание
Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества?
А. Экономическая сфера помимо производства, обмена, распределения материальных благ включает и их потребление.
Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Задание
Какой признак определяет принадлежность человека к социальной группе сибиряков?
1) этнический
2) территориальный
3) конфессиональный
4) демографический
12. Задание
В 90-е годы прошлого века в нашей стране появились новые социальные группы, связанные с частной собственностью. Среди этих групп
1) бюрократия
2) фермеры
3) ученые
4) служащие
13. Задание
Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?
А. Семейное положение человека является важной характеристикой его социального статуса.
Б. Человек в семье выполняет различные роли.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14. Задание
К политической сфере общества относятся отношения между
1) инспектором ГИБДД и водителем автомашины
2) кандидатом в депутаты и его избирателями
3) тренером и его командой
4) продавцом и покупателем в магазине
15. Задание
Страна Z — унитарное государство. Это значит, что
1) в регионах страны Z могут существовать собственные правительства
2) в стране Z реализован принцип разделения властей
3) в регионах страны Z есть собственные конституции
4) страна Z разделена на регионы, которые не обладают признаками суверенитета
16. Задание
Административным проступком является
1) отказ выплачивать алименты
2) выгул собаки на детской площадке
3) отказ уступить место инвалиду в транспорте
4) отказ уплатить арендную плату за съемную квартиру
17. Задание
Административное наказание последует за
1) уклонение от прохождения срочной воинской службы
2) безбилетный проезд в общественном транспорте
3) кражу дорогого мобильного телефона в магазине
4) неявка на работу без уважительной причины
18. Задание
Конституционная обязанность гражданина РФ —
1) участие в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя
2) уплата налогов
3) участие в выборах
4) обращение в государственные органы
19. Задание Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример иллюстрирует прежде всего право гражданина К. как собственника в отношении принадлежащего ему имущества
1) владеть
2) распоряжаться
3) пользоваться
4) наследовать
20. Задание
Верны ли суждения о Конституции РФ?
А. Конституция РФ была принята всенародным голосованием.
Б. Конституция РФ была принята референдумом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
21. Задание
В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y — тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) пресечение нарушений общественного порядка
2) наличие органов исполнительной власти
3) свободные выборы на альтернативной основе
4) вынесение приговоров внесудебными органами
Черты сходства | Черты отличия | ||
22. Задание
Установите соответствие между отраслью права и видом правонарушения, относящегося к ней: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ВИД ПРАВОНАРУШЕНИЯ |
| ОТРАСЛЬ ПРАВА |
А) систематические опоздания гражданина на работу Б) отказ выполнять обязательства по заключенной ранее сделке В) увольнение женщины с места работы в связи с оформлением ею больничного листа по уходу за ребёнком Г) распространение сведений, порочащих честь и достоинство гражданина |
| 1) трудовое 2) гражданское |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
23. Задание
Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено соответствующей буквой.
(А) Состоявшийся недавно конгресс представителей науки не оправдал ожиданий. (Б) Многие известные ученые не приняли в нем участие. (В) Отдельные доклады были поверхностными и бездоказательными.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
А | Б | В |
|
|
|
24. Задание
В стране X в течение нескольких лет проводились социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «В какой валюте сейчас наиболее выгодно и безопасно хранить свои сбережения и накопления?» Результаты опроса приведены в таблице.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Примерно в два раза увеличилось количество граждан, доверяющих евро.
2) В 2002 г. одна треть населения хранила свои сбережения в евро.
3) Большая часть граждан стала хранить свои сбережения в национальной валюте в 2012 г. по сравнению с 2002 г.
4) В 2005 г. примерно одинаковое количество граждан хранило свои сбережения в долларах и в евро.
5) Большинство граждан хранит свои сбережения в 2012 г. в евро.
25. Задание
В стране Z в 2010 г. было проведено социологическое исследование. Совершеннолетним гражданам задавали вопрос: «Как вы думаете, зачем в наше время люди уезжают из своей страны за границу на длительный срок?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в таблице.
Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране Z нет условий профессионального роста специалиста.
2) В стране Z ограничены возможности заработка.
3) Граждане стремятся увидеть мир, посетить другие страны.
4) В стране Z стабильная ситуация, государство обеспечивает общественный порядок.
5) Граждане низко оценивают систему образования страны Z.
26. Задание
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками.
Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии, только разум является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически зависит от природы...
Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путём простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.
(по Б.В. Маркову)
27. Задание
Какие две группы наук о человеке выделяет автор? Как расценивается человеческая сущность науками, входящими в каждую из этих групп?
28. Задание
Автор пишет, что «и философия, и религия, и биология возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие». Приведите по одному примеру, подтверждающему утверждение автора.
29. Задание
Автор пишет, что человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы. Какая глобальная проблема порождается деятельностью человека, в основе которой лежит убеждение, что люди могут распоряжаться природой как существа иного, высшего мира? Приведите любые два примера решения современным обществом этой проблемы и объясните, как каждый из приведённых вами примеров иллюстрирует преодоление человечеством подобного подхода к природе.
30. Задание
Укажите объекты изучения гуманитарных и общественных наук? Приведите примеры.
31. Задание
Автор пишет, что «любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного». Приведите по два примера наличия в человеке этих двух сторон — природной и разумной.
Предварительный просмотр:
Вариант 1. Задание 1
Общение является основным способом коммуникации между людьми.
1. Как вы считаете, может ли человек обойтись без контактов с другими людьми?
2. Составьте рассказ об общении, используя план:
— Как вы оцениваете свои способности к общению, трудно или легко вам оно дается? Почему?
— Какие средства общения вы знаете и чаще всего используете в повседневной жизни?
Задание 2
В Санкт-Петербурге был проведен опрос среди многодетных семей. Предметом опроса стали доли видов расходов в бюджете семей. Результаты опроса приведены на гистограмме.
Какие расходы наименее существенны для бюджета опрошенных многодетных семей? Предположите, почему именно эти расходы могут преобладать в семейном бюджете многодетных семей (выскажите не менее двух предположений).
Задание 3 Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Наступил май, на улице стало тепло. Зазеленели лужайки и кустарники, свежая листва распустилась на деревьях. Урок биологии у шестиклассников проходил в большом школьном саду. Несколько дней тому назад школьники оформили клумбу, и теперь все с нетерпением ожидали цветения тюльпанов. К клумбе вела аллея из молодых яблонь. Неожиданно все обратили внимание на ветки деревьев, развернутые в сторону пешеходной дорожки: некоторые прохожие обрывали листья и молодые веточки. Через минуту помятая зелень уже валялась на дорожке, а рука тянулась за следующей веткой. Но неприятности ещё не кончились. Вместо цветущей клумбы шестиклассников поджидали комья перевёрнутой земли вперемешку с продолговатыми листьями. Кто-то выкопал луковицы тюльпанов и унёс их из сада. Оба происшествия огорчили детей. Шестиклассники задумались: что же им теперь делать?
Объясните, почему шестиклассники испытали чувство огорчения. Как им следует поступить в сложившейся ситуации?
Задание 4 Вы наверняка слышали выражение «встречают по одёжке, а провожают по уму». Следуя ему можно понять, что для многих людей первое впечатление является определяющим (см. фотографию).
1. Какое значение имеет первое впечатление, которое складывается при знакомстве с человеком, для дальнейшего общения с ним?
2. Как вы считаете, можно ли по внешнему виду представить черты характера, особенности поведения человека?
Задание 5 Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о нашей стране, используя все приведённые ниже понятия:
Российская Федерация, Конституция РФ, Президент РФ, исполнительная власть, законодательная власть, государственные символы.
Задание 6
Рассмотрите три изображения.
Что связывает занятия людей, изображённых на фотографиях?
Объясните: а) какое значение имеет труд для человека; б) как в труде проявляются способности человека.
Предварительный просмотр:
Вариант 2. Задание 1 Одной из важнейших потребностей человека является стремление узнать и оценить свои способности, чтобы жить и действовать в окружающем мире.
1. Как вы думаете, что значит слово «самооценка», и какой она бывает?
2. Составьте рассказ о самосознании, используя план:
— Как вы оцениваете свои качества, какие у вас сильные и слабые стороны? Почему они такими являются?
— Какие способы поднятия самооценки вы знаете? Используете ли Вы их, почему?
Задание 2 Социологической службой страны к проводились опросы граждан. Был задан вопрос: «Что влияет на ваше решение при выборе университета?»
Результаты опроса (данные указаны в %) представлены в виде гистограммы.
Какое влияние на принятое решение о выборе университета оказалось самым существенным? Выскажите два предположения, почему из всех внешних воздействий именно оно оказалось на первом месте.
Задание 3 В приведённом фрагменте книги А. Волкова «Семь подземных королей» герои обсуждают судьбу королей подземной страны.
Страшиле в его мудрую голову пришла такая идея, что он подпрыгнул от восторга и приказал мастеру немедленно призвать к нему Хранителя времени Ружеро.
Приветствовав Ружеро, Страшила спросил его:
— Скажите, друг, так ли уж сильно нужны вам семь королей и весь этот сброд, который около них собрался и который вам приходится кормить?
Ружеро, подумав, ответил:
— По правде говоря, особой нужды в них нет. Но Народ привык. И потом каждый король и вся его свита спали шесть месяцев из семи .
— А в седьмой пировали за счет простых людей!
— Это правда, — смущенно согласился Ружеро.
— Так почему бы вам не усыпить всю эту компанию целиком? — спросил Страшила.
— … Я вам объясню свою идею. После волшебного сна люди просыпаются подобные новорожденным младенцам — не так ли?
— Да! <…>
— Так кто же вам мешает внушить тому же королю Ментахо, когда он проснётся, что до своего очарованного сна он был не королём, а кузнецом, или слесарем, или пахарем, и научить его основам нового ремесла?
Если бы молния ударила у ног Ружеро, он не был бы так поражён. На лице Хранителя времени появилась сияющая улыбка.
— Ваше превосходительство, вы — самый великий мудрец в мире! — воскликнул он.
Объясните, почему Страшилу назвали «самым великим мудрецом». Что и каким образом должно было измениться в жизни правителей?
Задание 4 Человек не смыслит себя вне общества, а значит и вне общения. (см фотографию)
1. Как вы считаете, может ли человек обойтись в своей жизни без контактов с людьми?
2. Зачем человеку речь?
Задание 5 Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о нашей стране, используя все приведённые ниже понятия:
Российская Федерация, Конституция РФ, Президент РФ, исполнительная власть, законодательная власть, государственные символы.
Задание 6
Рассмотрите три изображения.
Что связывает занятия людей, изображённых на фотографиях?
Объясните: а) какое значение имеет чтение для общества; б) почему детям даже с самого раннего возраста начинают читать сказки.
Предварительный просмотр:
Итоговый тест «Обществознание» для учащихся 5-х классов. Вариант 1.
1. Честь – это: а) достоинство человека б) достоинство военнослужащего в) черта характера человека
2. Бюджет не может быть: а) семейным б) общественным в) государственным
3. Зависть приносит человеку: а) счастье б) успех в) неприятности
4. Власть связана с: а) авторитетом б) образованием в) долгом
5. Части государственного механизма: а) спортивный клуб б) Совет Федерации в) церковь
6. Российская Федерация включает в себя: а) штаты б) провинции в) субъекты
7. Флаг – символ: а) государства б) гордости в) надежды
8. Преступление – это:
а) аморальный поступок б) общественно опасное деяние в) необдуманный поступок
9. Все правонарушения описаны в кодексе:
а) семейном б) уголовном в) административных правонарушений
10. Право распоряжаться действиями подчиненных в армии записано в:
а) уставах б) приказах в) справочниках
11. В приведенном списке указаны черты сходства человека и животных и их различия. Выбери и запиши в таблицу порядковые номера черт сходства, а затем различия.
- Способность к творчеству
- Потребность в отдыхе
- Наличие органов чувств
- Сознательное выдвижение целей
Черты сходства | Черты различия |
12. Напиши, какие бывают семьи.
Двухпоколенная семья состоит из:
Трехпоколенная семья состоит из:
13. В данный текст вкрались лишние буквы. Если ты сумеешь их вычеркнуть, узнаешь, как называют старательного, усердного и бережливого хозяина. Запиши слово_____________________
Р М Б А Д Ч М И Б Т Д М Е Б Д Л М Б Ь Д М Н Б Д Ы Й
14. Заполните таблицу «Характеристика труда» используя приведенные ниже характеристики. Внесите таблицу напротив профессии номера соответствующие характеристике труда.
Профессия | Характеристика труда |
Шахтер | |
Учитель | |
Художник | |
Хлебороб | |
Домашняя хозяйка | |
Дворник | |
Программист | |
Космонавт | |
Продавец | |
Полицейский |
Постоянный – 1; временный – 2; простой – 3; сложный – 4; умственный – 5;
Физический - 6; Оплачиваемый – 7; Безвозмездный – 8; Добровольный – 9; Принудительный – 10; Ручной – 11; Автоматизированный – 12; Творческий – 13; Традиционный – 14; Коллективный – 15; Индивидуальный – 16.
15. С какого года наша страна вновь стала называться Россией? Запиши дату, комбинируя цифры 1 и 9:
16. Какой цвет Российского флага символизирует храбрость, удаль, красоту? __________ .
Какой цвет означает величие, красоту, ясность? ________________________
Какой цвет означает цвет чистоты и святости? _________________________
17. Из предложенного списка запиши в таблицу номера предметов личного и семейного пользования.
Предметы личного пользования | Предметы семейного пользования |
- Электроэнергия; 2) футбольный мяч; 3) альбом для марок; 4) магнитофон; 5) расческа; 6) кастрюля; 7) горячая вода; 8) зубная щетка; 9) продукты питания.
18. В каких из указанных случаев русский язык используется как государственный? Ответ запиши в виде комбинации цифр.
- В международных переговорах.
- В театре при постановке новой пьесы.
- В официальных государственных документах Российской Федерации.
- В общении представителей народов России.
- При изучении во всех школах России.
______________________________
19. Назови столицу субъекта Российской Федерации, в котором ты живешь.
________________________
20. Из предложенного перечня распредели перечисленные предметы в соответствующую графу таблицы.
Предметы первой необходимости | Предметы роскоши |
- телевизор; 2) джинсы; 3) настенные часы; 4) холодильник; 5) комнатные цветы; 6) книги; 7) видеомагнитофон; 8) посудомоечная машина; 9) игрушка для младшего брата или сестры; 10) хрустальная люстра; 11) набор инструментов для папы; 12) компьютер; 13) новое платье для мамы; 14) CD – проигрыватель.
21.Объяснить выражение: «Закон суров, но он закон».
- Найдите и выпишите три лишних слова:
Удмуртия, Ставропольский край, Тверская область, Урал, Республика Коми, Тамбовская область, Северная Осетия, Кавказ, Костромская область, Бурятия, Эвенкийский автономный округ, Сибирь, Москва, Чувашия.
________________________________________________
Итоговая аттестация за курс
«Обществознание» для учащихся 5-х классов.
Вариант 2.
1. Бесчестный - это человек: а) без чести б) легкомысленный в) благородный
2. Жадность связана с: а) бережливостью б) накопительством в) благотворительностью
3. Причина зависти: а) быть как все б) быть лучше всех в) быть не хуже других
4. Власть не может быть: а) частной б) государственной в) родительской
5. Не является признаком государства:
а) определенная территория б) природные богатства в) система законов
6. Сепаратисты – сторонники:
а) присоединения б) объединения в) отделения
7. Гимн – это: а) символ государства б) лирическая песня в) песня без слов
8. Правонарушение – это:
а) недостойное поведение б) антиобщественное деяние в) нецензурные выражения
9. Все преступления описаны в кодексе:
а) трудовом б) административных правонарушений в) уголовном
10. Родительской властью обладает: а) мама б) папа в) оба родителя
11. Ознакомься с предложенным перечнем, внеси в соответствующие графы таблицы общее и особенное у людей, что мы наследуем от родителей.
А) способность защищаться
Б) способность делать запасы впрок
В) способность отличать хорошее от дурного
Г) способность строить жилье
Д) определенный овал лица
Е) способность передвигаться
Ж) способность мыслить
З) способность утолять голод
Что мы наследуем от родителей | |
Общее у всех людей | Особенное у разных людей |
12. Заполни пропуски в предложении.
Человек в отличие от животных обладает ______________, способен к ____________, может действовать ____________________, имеет хорошо развитый ___________________, создает __________________________.
13. Применяя алгоритм, выполни задание. Запиши поговорку.
1. В приведенном тексте найди лишние буквы.
2. Зачеркни буквы, которые ты считаешь лишними.
3. Прочитай, что получилось.
4. Напиши полученную в результате выполнения задания фразу.
Внаенакна жнаинавнаинаина, внаенакна уначнаинаснаьна.
____________________________________________________________
14. Используя слова из перечня соотнеси, что относится к товаром, а что к услугам. Запиши цифры в соответствующей колонке таблицы.
- Книга, взятая в библиотеке
- Тетрадь в клетку
- Стрижка в парикмахерской
- Фотоальбом
- Велосипед
- Поездка в электричке
- Удаление зуба
- Мороженое
Товары | Услуги |
15. Запиши названия профессий, кому для выполнения своих профессиональных обязанностей нужны следующие предметы?
Одеколон, ножницы, фен, расчёска - _________________________
Градусник, скальпель, бинт, зеленка - ________________________
Мел, указка, журнал, глобус - _______________________________
Кирпич, цемент, краска, мастерок - __________________________
Компакт-диск, дисплей, мышь, модем -_______________________
Краски, холст, кисти, мольберт - _____________________________
16. День Российского флага отмечается (ответ обведи кружком):
А) 1 января
Б) 21 августа
В) 22 июня
Г) 8 сентября
17. Расположи суждения, отражающие основные этапы человеческой жизни, в логической последовательности.
- В этом возрасте человек, накопивший немалый жизненный опыт, заслуженно пользуется уважением.
- Всё ещё впереди, возраст счастливой безмятежности.
- Человек имеет возможность в полной мере пользоваться правами, выполнять обязанности, максимально реализовывать свои способности.
- В этом возрасте часто меняется настроение, происходит быстрый физический рост, многое человек уже умеет, но не всеми правами может пользоваться.
_________________________________
18. Что из перечисленного ниже может составлять доходы семьи? Ответ запиши в виде комбинации цифр.
- Заработная плата родителей.
- Стипендия старших детей.
- Плата за пребывание детей в детском саду.
- Пособие на младших детей.
- Пенсия бабушки и дедушки.
- Оплата телефонных разговоров.
________________________________
19. Впиши, как называется:
- Принадлежность человека к той или иной национальности.
_________________________
- Сложившаяся в течение длительного времени общность людей, которых объединила общая историческая судьба, язык, духовная культура, территория, экономика._______________________
- Государство, население которого состоит из представителей разных народов.____________________________________
20. Выберите и запишите в первую колонку таблицы буквы, определяющие достоинства человека, а во вторую - недостатки:
а) искренность б) выдержка в) приспособленчество г) честь д) эгоизм
е) справедливость
Достоинства человека | Недостатки человека |
- Объяснить смысл поговорки: «Дураку закон не писан».
- Выберите и выпишите из следующего перечня наименования народов, имеющих свое государство: белорусы, уральцы, сибиряки, карелы, казахи, узбеки, казаки, костромичи.
_________________________________________________________
Ответы на вопросы контрольной работы
по обществознанию для 5 класса.
2 вариант
1 – а
2 – б
3 – б
4 – а
5 – б
6 – в
7 – а
8 – б
9 – в
10 – в
11 - общее у всех людей – а, б, г, е, ж, з
особенное у разных людей – в, д.
12 – речью, труду, осмысленно, ум, орудия труда
13 – Век живи, век учись
14 – товары – 2, 4, 5, 8
услуги - 1, 3, 6, 7
15 – парикмахер, врач, учитель, строитель, программист, художник
16 – б
17 – 2, 4, 3, 1
18 – 1, 2, 4, 5
19 – нация, народ, федерация
- – достоинства - а, б, г, е; недостатки – в, д,
21.Человек не знающий и не понимающий, как себя вести
22.Белорусы, казахи, узбеки
Ответы на вопросы контрольной работы
по обществознанию для 5 класса.
1 вариант
1 – а
2 – б
3 – в
4 – а
5 – б
6 – в
7 – а
8 – б
9 – в
10 – а
11 - сходство – 2, 3
различие – 1, 4
12 – Двухпоколенная - родителей и детей
Трехпоколенная – родителей, детей, бабушек и дедушек
13 – Рачительный
14 – шахтер – 1, 3, 6, 7, 9, 11, 14, 15
Учитель – 1, 4, 5, 7, 9, 11, 13, 14, 16
Художник – 2, 4, 9, 11, 13, 16
Хлебороб – 2, 3, 6, 7, 9, 11, 14, 15
Домашняя хозяйка – 2, 3, 6, 8, 9, 11, 14, 16
Дворник – 1, 3, 6, 7, 9, 11, 14, 16
Программист – 1, 4, 5, 7, 9, 12, 13, 16
Космонавт – 2, 4, 5, 7, 9, 12, 16
Продавец – 1, 3, 6, 7, 9, 11, 14, 16
Полицейский - 1, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 14, 15
15 – 1991
16 – красный, синий, белый
17 – личные - 2, 3, 5, 8
семейные – 1, 4, 6, 7, 9
18 – 1, 3, 4, 5
19 – Тверь
20 – первая необходимость – 2, 3, 4, 9, 11;
роскошь – 1, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 14
- Нравится или не нравится закон, но все должны его выполнять.
- Урал, Кавказ, Сибирь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый контроль по обществознанию 10 класс
Итоговое контрольное тестирование по обществоведению для учащихся 10 класса представлено в двух вариантах. Каждый вариант тестовой работы состоит из двух частей – части А, вклю...
Контрольно-измерительные материалы для итогового контроля по обществознанию в 10 профильном социально-гуманитарном классе (УМК Л.Н.Боголюбова)
Модель итоговой работы отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные разделы курса, положения различных областей обществознания. В результате объектами проверки в...
Разноуровневые задания итогового контроля
Задания итогового контроля...
Итоговый контроль по обществознанию с использованием ИКТ в соответствии с ФГОС
Для проведения итогового контроля по обществознанию в 9 классе необходимо прежде всего отработать и проконтролировать: как обучающиеся усвоили все вопросы по политической сфере и праву. Затем проверяе...
Итоговый контроль по обществознанию 10 кл.
Тест для итогового контроля по курсу обществознание .10 класс....
Итоговый контроль по обществознанию
Экзамен по обществознанию проверяет, как ученики разбираются в изученных темах...
Итоговый контроль по обществознанию 10 кл
Контрольная работа...