Рабочая программа по элективному курсу
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Ганялина Ирина Юрьевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_po_vyboru_9.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

Предполагаемые результаты изучения курса:

В результате изучения курса обучающиеся должны:

знать/ понимать:

  •  социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, различать в социальной информации факты и мнения;
  • основополагающих элементов педагогики сотрудничества


Содержание курса.

Введение. Обществознание  как знание и как наука. Различные виды источников.  Способы описания и объяснения обществознания.1 ч.

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы  общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества Типология обществ-                2ч.

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы  общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества Типология обществ.                2ч

Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности. Социализация и воспитание. Деятельность человек     2ч    

Отношения между разными национальностями внутри одного государства.     Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. Конфликты в обществе. Социально-психологический процесс общения. 2ч.

Понятия (власть, авторитет, сила, иерархия власти). Закон и власть. Ветви власти. Источники власти. Политика. Роль политики в жизни общества. Федеральное собрание, правительство. 2ч

      Демократический и недемократический режимы. Участие граждан в политической          жизни

Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.-2ч

Источники власти. Классификация форм правления Гражданское общество и правовое государство. Суверенитет. Избирательное право и его происхождение. Голосование выборы, референдум. Партии и движения. Многопартийность -2ч.
Понятие «право» Нормы права. Отрасли права .Право и закон. Конституция Основной закон государства. Гражданское общество и правовое государство. Правонарушения.  Правоохранительные органы  2ч

Что такое экономика. Экономические системы. Потребности. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности.    2ч

Взаимосвязь обмена и рынка.  Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия  и монополия. Конкуренция производителей и продавцов. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя   2ч

Государственный бюджет, бюджет семьи. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Налоги как источник доходов федерального правительства.  Прямые и косвенные налоги. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег.   2ч

Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. 2ч

Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Статусные символы и знаки отличия 2ч

Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты. Межнациональные конфликты.   2ч

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи.  Правовые основы семьи и брака      2ч

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи.  Правовые основы семьи и брака    2ч

Материальная и нематериальная культура. Её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре. Субкультуре и контркультуре, их отличительные черты.    2ч

Образование, самообразование Роль науки в современном обществе. Классификация наук. Религия, ее роль в обществе. Мораль, основные ценности и нормы.  2ч

 

 

 

 


Тематическое планирование

9 класс

№п/п

Тема

Количество часов

Количество контрольных работ

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей.

Человек, природа общество.

1

Личность и социальная среда

1

Межличностные отношения, общение 

1

 Власть. Органы государственной власти Российской Федерации

1

Политические режимы

Государство, формы правления.

1

Право.

1

Экономика её роль в жизни общества

1

Экономические системы.

1

Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство.

1

Бюджет.  

1

Налоги.  

1

Деньги.

1

Труд, занятость, безработица.

1

Социальная структура.  

1

Государственное регулирование занятости и помощь безработным

1

1

Социальные отношения.

1

Социальный статус

1

Социальная мобильность

1

Этнические общности

1

Этнос, нации, народности.

1

Межнациональные конфликты.  

1

Этническое самосознание

1

 Семья как малая группа.

1

Правовые основы семьи и брака

1

 Понятие культуры.

1

Массовая ,народная, элитарная культура

1

Понятие о субкультуре

1

  Образование и самообразование

1

Наука и ее роль в обществе

1

Религия, ее роль в обществе

1

Мораль, основные ценности и нормы

1

Итоговое повторение по курсу обществознания

1

Итоговое повторение по курсу обществознания

1

1


Приложение

Вариант 1. Формы государства.

  1. Соотнесите элемент формы государства с его значением:

Характеризует организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов между собой и населением.

А) форма правления; б) форма государственного устройства; В)форма политического режима.

2. Какие формы правления вам известны?

3. Определить к какой форме правления относятся следующие признаки:

1) существование единоличного главы государства, пользующегося бессрочной пожизненной властью;

2) наследственный порядок преемственности верховной власти

3) независимость от населения.

4. Назовите вид монархии:

Это такая монархия , при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена.

5. Определите вид республики:

Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти.

Приведите примеры государств.

6. Определите форму государственного устройства:

Это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей.

7. Укажите, как в теории государства принято называть представительный орган власти.

А) правительство; б) парламент; в) префектура; г) департамент.

8. Определите форму государственного (политического) режима по его признакам:

1) наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером-диктатором. Обожествление лидера, его пожизненная несменяемость.

2) наличие официальной господствующей в обществе идеологии. Идеология не подлежит критике, и отступление от неё строго карается государством.

3) монополия власти на информацию, её полный контроль над СМИ.

4) монополия государства на средства вооружённой борьбы.

5) наличие мощного аппарата контроля и принуждения, массовый террор по отношению к так называемым «врагам народа».

6) подчинение экономики государству, командно-административная система управления.

9. Соотнесите термин и его значение:

1) монархия; 2) республика; 3) теократия; 4) унитарное; 5) федерация; 6) демократии; 7) анархия; 8) охлократия; 9) авторитаризм; 10) тоталитаризм.

А) народ+власть; б) безвластие; в) единовластие; г) власть, влияние; д) общественно дело; е) толпа, чернь+ власть; ж) весь, полный, целый; з) союз, объединение; и) бог+власть; к) единство.

Вариант 2. Формы государства.

1. Соотнесите элемент формы государства с его значением:

Раскрывает территориальную структуру государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

А) форма правления; б) форма государственного устройства; в) форма политического режима.

2. Какие формы правления вам известны?

3. Определите к какой форме правления относятся следующие признаки:

1) источником власти признаётся народ;

2) все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом (принцип выборности)

3) должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип ответственности).

4. Назовите вид монархии:

Это переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области.

5. Определите вид республики:

Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.

Приведите примеры государств.

6. Определите форму государственного устройства:

Это простое, единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований, обладающих политической самостоятельностью.

7. Укажите, как в теории государства принято называть представительный орган власти.

А ) департамент; б) префектура; в) парламент; г) правительство.

8. Определите форму государственного (политического) режима по его признакам:

1) носителем власти является один человек или группа лиц (правящая элита), народ отчуждён от власти.

2) централизация власти и её неподконтрольность гражданам.

3) запрещение политической оппозиции.

4) потенциальная опора на силу, которая, однако, не всегда используется в форме систематического полицейского террора.

5) отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во внеполитические сферы жизни. Режим, в основном, занимается обеспечением собственной безопасности и стабильности.

9. Соотнесите термин и его значение:

1) монархия; 2) республика; 3) теократия; 4) унитарное; 5) федерация; 6) демократии; 7) анархия; 8) охлократия; 9) авторитаризм; 10) тоталитаризм.

А) весь, полный, целый; б) единовластие; в) союз, объединение; г)власть, влияние; д) бог+власть; е) толпа, чернь+ власть; ж) общественное дело; з) безвластие; и) единство; к) народ+власть.

Вариант 3. Формы государства.

1.Соотнесите элемент формы государства с его значением:

Объясняет способы осуществления государственной власти в обществе, его правовое состояние и уровень его политической свободы.

А) форма правления; б) форма государственного устройства; в) форма политического режима.

2. Какие формы правления вам известны?

3. Определите к какой форме правления относятся следующие признаки:

1) коллективное правление

2) органы государственной власти избираются на определённый срок, по истечении которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости)

3) высшая власть основана на принципе разделения властей, чёткого разграничения полномочий.

4. Назовите вид монархии:

Это такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством («монарх царствует, но не управляет»).

5. Определите вид республики:

Такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республик.

Приведите примеры государств.

6. Определите форму государственного устройства:

Это сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований, обладающих относительной политической самостоятельностью.

7. Укажите, как в теории государства принято называть представительный орган власти.

А) префектура; б) правительство; в) департамент; г) парламент.

8. Определите форму государственного (политического) режима по его признакам:

1) переход власти в результате военного переворота к хунте.

2) отмена конституции и замена её актами военных властей.

3) роспуск политических партий, парламентов, местных органов власти и замена их военными.

4) ограничение действия политических прав и свобод человека.

5) создание при хунте консультативных органов из технократов.

9. Соотнесите термин и его значение:

1) монархия; 2) республика; 3) теократия; 4) унитарное; 5) федерация; 6) демократии; 7) анархия; 8) охлократия; 9) авторитаризм; 10) тоталитаризм.

А) союз, объединение; б) весь, полный, целый; в) единовластие; г) толпа, чернь+власть; д) единство; е) общественное дело; ж) безвластие; з) власть, влияние; и) бог+ власть; к) народ+власть.

Ответы. Формы государства. Вариант № 1-3.

Вариант № 1.

1.а

2. Монархия: неограниченная и ограниченная (конституционная: дуалистическая и парламентская). Республика: президентская, парламентская, смешанная.

3. монархия.

4. абсолютная монархия.

5. президентская республика. (США, страны Латинской Америки).

6. конфедерация.

7. б

8. тоталитарный режим.

9. 1.в, 2.д, 3.и, 4.к, 5.з, 6.а, 7.б, 8.е, 9.г, 10.ж.

Вариант № 2.

1.б

2. Монархия: неограниченная и ограниченная (конституционная: дуалистическая и парламентская). Республика: президентская, парламентская, смешанная.

3. республика.

4. дуалистическая монархия.

5. парламентская республика. (Италия, Индия, ФРГ).

6.унитарное государство.

7. в.

8. авторитарный режим.

9. 1 б, 2 ж, 3 д, 4 и, 5 в, 6 к, 7 з, 8 е, 9 г, 10 а.

Вариант № 3.

1 в.

2. Монархия: неограниченная и ограниченная (конституционная: дуалистическая и парламентская). Республика: президентская, парламентская, смешанная.

3. республика.

4. парламентская монархия.

5. смешанная республика. (Франция, Россия).

6. федерация.

7. г.

8. военный режим.

9. 1 в, 2 е, 3 и, 4 д, 5 а, 6 к, 7 ж, 8 г, 9 з, 10 б.

Итоговая контрольная работа по курсу

Вариант 1.

  1. Что является признаком государства любого типа?

1) наличие двухпалатного парламента

2) наличие правоохранительных органов

3) всенародное избрание главы государства

4) многопартийность

  1. Тоталитарный режим отличает

1) всесторонний контроль государства над жизнью общества

2) гарантия прав и свобод граждан

3) деятельность свободной прессы

4) наличие государственного аппарата

  1. Совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные интересы граждан в различных сферах, называют

1) гражданским обществом

2) многопартийностью

3) федерацией

4) правовым государством

  1. В государстве Н. президент формирует парламент и правительство. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Н.?

1) конституционная монархия

2) парламентская республика

3) абсолютная монархия

4) президентская республика

  1. Инициативная группа граждан выступила против намеченного руководством города переименования нескольких улиц. Данный факт говорит о наличии

1) авторитарного режима

2) гражданского общества

3) местного самоуправления

4) политической системы

  1. В государстве Z состоялись выборы, в которых приняли участие около половины граждан, обладающих правом голоса. Какая информация позволит сделать вывод, что выборы имели демократический характер?

1) Члены правящей партии получили дополнительные голоса на выборах.

2) Избиратели должны были ориентироваться на мнение властей о каждом из кандидатов.

3) Избиратели выбирали из нескольких альтернативных кандидатов, предлагающих свои программы.

4) Участвовать в выборах могли только те граждане, кто имеет постоянную работу.

  1. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. Государство определяет нравственные ценности общества.

Б. Задача государства – защищать интересы граждан.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Исполнение норм права, в отличие от норм морали, обеспечивается

1) силой государственного принуждения

2) мнением юристов

3) силой общественного мнения

4) привычками и традициями общества

  1. Бабушка с внуком, гуляя в лесу, нарвали букет цветов, которые занесены в Красную книгу. Нормы какой отрасли права регулируют данную ситуацию?

1) уголовного права

2) административного права

3) гражданского права

4) трудового права

  1. Какая отрасль права регулирует имущественные и личные неимущественные права граждан?

1) трудовое право

2) административное право

3) уголовное право

4) гражданское право

  1. Какие термины относятся к понятию «правонарушение»?

1) деяние, виновность, общественная опасность

2) высшая юридическая сила, всенародное голосование

3) договор, право собственности, возмещение ущерба

4) правовой обычай, судебный прецедент

  1. Родители восьмилетнего Алёши часто кричат на него, ругают грубыми словами. В этой ситуации нарушается право ребёнка

1) жить и воспитываться в семье

2) на выражение собственного мнения

3) на уважение человеческого достоинства

4) на общение с родственниками

  1. Что относится к полномочиям Президента Российской Федерации?

1) определение основных направлений внутренней политики

2) разработка и принятие законов

3) управление федеральной собственностью

4) разработка и исполнение бюджета РФ

  1. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет

1) Государственная Дума

2) Правительство РФ

3) Совет Федерации

4) Общественная палата

  1. Конституция РФ провозглашает нашу страну социальным государством. Это означает, что

1) политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих

достойную жизнь человека

2) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права

3) власть осуществляется на основе разделения на законодательную,

исполнительную и судебную ветви

4) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью

  1. Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право гражданина К. как собственника в отношении принадлежащего ему имущества

1) владеть

2) распоряжаться

3) пользоваться

4) наследовать

  1. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой.

Б. Конституция является сводом законов Российской Федерации.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. В приведенном списке указаны черты сходства выборов и референдума и отличия выборов от референдума. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) является (ются) выражением народовластия;

2) проводится (ятся), как правило, регулярно;

3) служит формой демократии;

4) предполагает выдвижение кандидатов.

Черты сходства

Черты различия

  1. Установите соответствие между примерами и элементами формы государства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

А) демократия

Б) федерация

В) республика

Г) унитарное государство

Д) монархия

1) форма государственно-территориального устройства

2) форма правления

3) политический режим

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

   Д

 

 

 

 

 

Брак и условия его заключения

Слово «брак» древнерусского происхождения. «Брачити» означает «вступать в брак». Юридический смысл термина «брак» имеет другое значение. По семейному праву брак —это добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи.

Брак должен быть основан на взаимных чувствах, уважении и дружбе супругов. В реальной жизни, это хорошо известно, в брак вступают и по экономическим (так называемые браки по расчёту), и по другим соображениям. Учёные считают самыми прочными браки, созданные любящими друг друга людьми.

Однако даже самой сильной привязанности недостаточно, чтобы брак был зарегистрирован. Закон требует соблюдения обязательных условий и порядка заключения брака.

Первое. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступить в брак. В отличие от дореволюционной России, где обязательным было благословение родителей, сегодня согласия третьих лиц не требуется. Однако практика показывает, что счастливы, как правило, те браки, на которые дали сердечное согласие близкие.

Второе. Закон требует, чтобы желающие заключить брак достигли брачного возраста. В России и для мужчин, и для женщин он составляет 18 лет. Это возраст совершеннолетия. В других странах брачный возраст может быть иным. Например, в Англии —;для женщин и мужчин ;16 лет, во Франции ;15 лет для женщин и 18 лет для мужчин. Согласно Семейному кодексу РФ, при наличии уважительных причин по решению местных органов власти брачный возраст может быть снижен не более чем на два года (до 16 лет).

Третье. Брак не может быть заключён, если хотя бы одна из сторон уже состоит в другом браке. В нашей стране существует принцип моногамии.

Четвёртое. Не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными (общие отец или мать) братьями и сёстрами.

Пятое. Не могут вступать в брак лица, признанные судом недееспособными. Порядок регистрации брака включает личную подачу заявления будущими супругами в районный (городской) ЗАГС по месту жительства одного из них. ЗАГС определяет день регистрации брака не раньше чем через месяц после подачи заявления. Этот срок может быть сокращён по уважительным причинам или увеличен, но не более чем до трёх месяцев.

Государственная регистрация происходит в торжественной обстановке. Присутствие жениха и невесты при регистрации обязательно. Под записью регистрации брака в книге актов гражданского состояния молодожёны ставят свои подписи, а затем эта подпись скрепляется подписью должностного лица ЗАГСа. Супругам выдаётся свидетельство о браке.

(А.Ф. Никитин)

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
  1. Какие условия, согласно нормам Семейного кодекса РФ, обязательны для вступления в брак? Используя текст, укажите любые три условия, обязательные для регистрации брака.
  2. Назовите место, где происходит государственная регистрация брака. Перечислите любые два правила порядка его регистрации.

Вариант 2.

  1. Способность и возможность отдельного человека или группы общества подчинять своей воле других людей — это

1) социализация

2) власть

3) политика

4) престиж

  1. Что из перечисленного характеризует демократический режим?

1) верховенство исполнительной власти

2) командно-административные методы управления

3) господство одной общеобязательной идеологии

4) защита прав и свобод граждан

  1. Что является признаком любого государства?

1) верховенство права

2) выборность высших органов власти

3) суверенитет

4) многопартийность

  1. Парламент наложил вето на законопроект, предложенный монархом, обратился в Конституционный суд с просьбой дать заключение о соответствии законопроекта Конституции. В условиях какой формы правления возможна подобная ситуация?

1) парламентской республики

2) абсолютной монархии

3) ограниченной монархии

4) президентской республики

  1. Активисты молодежного движения провели благотворительную акцию, направленную на сбор средств для поддержки детей, оставшихся без попечения родителей. В данном примере отразилось функционирование

1) местного самоуправления

2) гражданского общества

3) государственной власти

4) политической партии

  1. Высший орган законодательной власти в стране Z формируется выборным путём. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в стране Z демократический политический режим?

1) на каждое место в парламенте претендует один кандидат.

2) население избирает коллегию выборщиков, которые избирают депутатов.

3) голосование проходит тайно.

4) избиратели, награждённые государственными наградами, имеют дополнительные голоса

  1. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. К признакам правового государства относят незыблемость прав человека, их охрану и гарантированность.

Б. Отличительным признаком правового государства является наличие единой общеобязательной идеологии.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Право, в отличие от морали,

1) охраняется силой государства

2) опирается на представления о добре и зле

3) регулирует общественные отношения

4) опирается на общественное мнение

  1. Среди приведённых примеров противоправного поведения административным проступком является

1) ложное телефонное сообщение о готовящемся террористическом акте

2) невыполнение фирмой условий заключённого договора

3) распитие гражданами спиртных напитков в общественных местах

4) дача свидетелем ложных показаний в суде

  1. Отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения граждан и фирм

1) семейное право

2) административное право

3) трудовое право

4) гражданское право

  1. Правонарушение — это

1) противоправное, виновное, общественно опасное деяние, причиняющее вред обществу

2) поведение, нарушающее принятые в данном обществе этические правила

3) деяние, наказанием за которое является лишение свободы

4) общественное отношение, участники которого имеют определённые права и юридические обязанности

  1. Родители двухлетней девочки в силу разных причин не зарегистрировали в органах ЗАГС её рождение. Какое право ребёнка было нарушено?

1) быть защищённым от насилия

2) знать своих родителей

3) жить и воспитываться в семье

4) получить имя и фамилию

  1. Президент Российской Федерации

1) решает вопрос о доверии Правительству РФ

2) осуществляет управление федеральной собственностью

3) разрабатывает федеральный бюджет

4) определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ

  1. Президент государства М. заявил о своем намерении баллотироваться на следующих выборах президента, несмотря на то, что он уже занимает этот пост в течение двух сроков подряд. Таким образом, он нарушил Конституцию. Нормы какой отрасли права будут регулировать этот вопрос?

1) административного

2) трудового

3) конституционного

4) гражданского

  1. Что относится к полномочиям Правительства Российской Федерации?

1) разработка и принятие законов

2) решение вопросов войны и мира

3) управление федеральной собственностью

4) введение чрезвычайного положения

  1. Сергей Николаевич живет в одной квартире уже много лет. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что эта квартира является его собственностью?

1) В этой квартире раньше жили его родители.

2) В этой квартире живет вся его семья.

3) В любой момент он может её продать.

4) Он зарегистрирован в этой квартире.

  1. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации была принята путем всенародного референдума.

Б. Конституция Российской Федерации предусматривает особый порядок внесения в нее изменений и дополнений.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) тайное голосование граждан;

2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого−либо решения, закона;

3) голосование за кандидатов на государственные должности;

4) правом голоса обладают только совершеннолетние граждане.

Черты сходства

Черты различия

  1. Установите соответствие между примерами и элементами формы государства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

А) демократия

Б) федерация

В) республика

Г) унитарное государство

Д) монархия

1) форма государственно-территориального устройства

2) форма правления

3) политический режим

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

Брак и условия его заключения

Слово «брак» древнерусского происхождения. «Брачити» означает «вступать в брак». Юридический смысл термина «брак» имеет другое значение. По семейному праву брак —nbsp;это добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи.

Брак должен быть основан на взаимных чувствах, уважении и дружбе супругов. В реальной жизни, это хорошо известно, в брак вступают и по экономическим (так называемые браки по расчёту), и по другим соображениям. Учёные считают самыми прочными браки, созданные любящими друг друга людьми.

Однако даже самой сильной привязанности недостаточно, чтобы брак был зарегистрирован. Закон требует соблюдения обязательных условий и порядка заключения брака.

Первое. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступить в брак. В отличие от дореволюционной России, где обязательным было благословение родителей, сегодня согласия третьих лиц не требуется. Однако практика показывает, что счастливы, как правило, те браки, на которые дали сердечное согласие близкие.

Второе. Закон требует, чтобы желающие заключить брак достигли брачного возраста. В России и для мужчин, и для женщин он составляет 18 лет. Это возраст совершеннолетия. В других странах брачный возраст может быть иным. Например, в Англии —nbsp;для женщин и мужчин —nbsp;16 лет, во Франции —nbsp;15 лет для женщин и 18 лет для мужчин. Согласно Семейному кодексу РФ, при наличии уважительных причин по решению местных органов власти брачный возраст может быть снижен не более чем на два года (до 16 лет).

Третье. Брак не может быть заключён, если хотя бы одна из сторон уже состоит в другом браке. В нашей стране существует принцип моногамии.

Четвёртое. Не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными (общие отец или мать) братьями и сёстрами.

Пятое. Не могут вступать в брак лица, признанные судом недееспособными. Порядок регистрации брака включает личную подачу заявления будущими супругами в районный (городской) ЗАГС по месту жительства одного из них. ЗАГС определяет день регистрации брака не раньше чем через месяц после подачи заявления. Этот срок может быть сокращён по уважительным причинам или увеличен, но не более чем до трёх месяцев.

Государственная регистрация происходит в торжественной обстановке. Присутствие жениха и невесты при регистрации обязательно. Под записью регистрации брака в книге актов гражданского состояния молодожёны ставят свои подписи, а затем эта подпись скрепляется подписью должностного лица ЗАГСа. Супругам выдаётся свидетельство о браке.

(А.Ф. Никитин)

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
  2. Какие условия, согласно нормам Семейного кодекса РФ, обязательны для вступления в брак? Используя текст, укажите любые три условия, обязательные для регистрации брака.
  3. Назовите место, где происходит государственная регистрация брака. Перечислите любые два правила порядка его регистрации.

Ответы:

Вариант 1.

Вариант 2.

  1. 2
  2. 1
  3. 1
  4. 4
  5. 2
  6. 3
  7. 2
  8. 1
  9. 2
  10. 4
  11. 1
  12. 3
  13. 1
  14. 2
  15. 1
  16. 2
  17. 1
  18. 1324
  19. 31212
  20. 1. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную

идею каждого из них.

 

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1. Юридический смысл понятия брака.

2. Причины заключения брака.

3. Обязательные условия вступления в брак.

4. Порядок заключения брака.

 

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

2. Могут быть названы следующие условия:

 

• Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступить в брак.

• Желающие заключить брак должны достичь брачного возраста.

• Брачующиеся не должны состоять в другом браке.

• Не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными (общие отец или мать) братьями и сёстрами.

• Не могут вступать в брак лица, признанные судом недееспособными.

3. Должны быть указаны следующие элементы:

1) ЗАГС

2) Порядок регистрации брака:

• происходит по желанию в торжественной обстановке:

• присутствие жениха и невесты при регистрации обязательно:

• под записью регистрации брака в книге актов гражданского состояния молодожёны ставят свои подписи, а затем эта подпись скрепляется подписью должностного лица ЗАГСА:

• супругам выдаётся свидетельство о браке.

  1. 2
  2. 4
  3. 3
  4. 3
  5. 2
  6. 3
  7. 1
  8. 1
  9. 3
  10. 4
  11. 1
  12. 4
  13. 4
  14. 3
  15. 3
  16. 3
  17. 3
  18. 1423
  19. 31212
  20. 1. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную

идею каждого из них.

 

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1. Юридический смысл понятия брака.

2. Причины заключения брака.

3. Обязательные условия вступления в брак.

4. Порядок заключения брака.

 

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

2. Могут быть названы следующие условия:

 

• Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступить в брак.

• Желающие заключить брак должны достичь брачного возраста.

• Брачующиеся не должны состоять в другом браке.

• Не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными (общие отец или мать) братьями и сёстрами.

• Не могут вступать в брак лица, признанные судом недееспособными.

3. Должны быть указаны следующие элементы:

1) ЗАГС

2) Порядок регистрации брака:

• происходит по желанию в торжественной обстановке:

• присутствие жениха и невесты при регистрации обязательно:

• под записью регистрации брака в книге актов гражданского состояния молодожёны ставят свои подписи, а затем эта подпись скрепляется подписью должностного лица ЗАГСА:

• супругам выдаётся свидетельство о браке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу "Создай свой бизнес"

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА    Предмет      Элективный курс «Создай свой бизнес»    Класс 9    Часов   34   Б...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «Процентные расчеты на каждый день»

Данный элективный курс рассматривает один из разделов математики, связанный с темой «Проценты». Проведение данного курса обусловлено непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основно...

Рабочая программа к элективному курсу "Массовая культура"

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Лазебниковой А.Ю. «Массовая культура» 10 – 11 классы. (Москва «Русское слово», 2005).Массовая культура – важнейший феномен...

Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"

Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса  "Бизнес-курс за школьной партой"  в рамках предпрофильной подготовки....

Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»

Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также  рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...

Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»

Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана  на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа к элективному курсу "Фразовые глаголы. Работаем со словарем." (Автор курса Соколов И.А.)

Элективный курс «Учим фразовые глаголы. Работаем со словарем» рассчитан на школьников, изучающих английский язык на повышенном и высоком уровнях (Intermediate/ Upper- Intermediate).Необход...