Рабочая программа. Обществознание 6-9 класс
рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа ФГОС: Обществознание 6-9 класс к учебникам под ред. Боголюбова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обществознание 6-9 класс | 76.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
«Любачанская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНА ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ
на заседании педсовета приказом № _________
Протокол № ____ от _________ 2019 г. от ___________________ 2019 г.
Председатель _____________________ Директор школы _____________
М. Н. Крюкова С.В. Подколзина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу обществознания
6-9 класс (базовый уровень)
На основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по курсу обществознания Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой
Составитель: Харланова Алина Сергеевна,
учитель истории, обществознания
Любач, 2019
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………3
- Планируемые результаты освоения учебного предмета…………………………………...3
- 6 класс…………………………………………………………....................................5
- 7 класс…………………………………………………………....................................7
- 8 класс…………………………………………………………....................................9
- 9 класс………………………………………………………………………………...12
- Содержание учебного предмета……………………………………………………………15
- 6 класс………………………………………………………………………………...15
- 7 класс………………………………………………………………………………....16
- 8 класс…………………………………………………………………………………17
- 9 класс…………………………………………………………………………………18
- Учебно-тематическое планирование по разделам…………………………………………20
- 6 класс…………………………………………………………………………………20
- 7 класс…………………………………………………………………………………21
- 8 класс…………………………………………………………………………………21
- 9 класс…………………………………………………………………………………22
Пояснительная записка
Программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15).
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
- 6 класс
Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и ценностям, к правилам и нормам человеческого общения, основам экономического и политического устройства общества;
- делать свой выбор в учебных ситуациях отношения к личности и поведению разных людей и отвечать за свой выбор;
- занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных взглядов и ценностей;
- определять и корректно формулировать своё отношение к различным типам мировоззрения, иным способам доказательства истины, общепринятым нравственным нормам и ценностям;
- отстаивать свою точку зрения при обсуждении проблем свободы совести, нравственного выбора между долгом и эгоизмом и т.д.;
- определять и выражать своё отношение к сложившимся правилам социальных взаимоотношений;
- договариваться с людьми, предотвращать или преодолевать конфликты, связанные с межличностными, межнациональными, классовыми и другими взаимоотношениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблемы;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опроса, описание, сравнительно-историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
- ориентировать в содержании текста и понимать его целостный смысл;
- находить в тексте требуемую информацию;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
- интерпретировать текст;
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; - способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; - выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
В соответствии ФГОС выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию; систематизировать её (обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи) и представлять в виде текста или схемы и т.п.
- проводить наблюдение под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметные результаты изучения курса:
- знать основные обществоведческие термины, распознавать и употреблять их;
- знать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- знать сущность общества как формы совместной деятельности людей, особенности межличностных отношений;
- знать характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- знать содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения, нравственные основы жизни;
- уметь оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
- характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
- характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов;
- характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
- объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
- характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
- раскрывать основные роли членов семьи;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов, выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
- 7 класс
Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и ценностям, к правилам и нормам человеческого общения, основам экономического и политического устройства общества;
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениям.
В соответствии ФГОС выделяются три группы универсальных учебных действий:регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию; систематизировать её (обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи) и представлять в виде текста или схемы и т.п.
- проводить наблюдение под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметные результаты изучения курса:
- демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
- различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
- выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
- раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
- различать отдельные виды социальных норм;
- характеризовать основные нормы морали;
- критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
- сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
- раскрывать сущность процесса социализации личности;
- объяснять причины отклоняющегося поведения;
- описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения;
- называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
- использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ;
- характеризовать систему российского законодательства;
- раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
- конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
- осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
- 8 класс
Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и ценностям, к правилам и нормам человеческого общения, основам экономического и политического устройства общества;
- к многообразию мнений и представлений, существующих в обществе по самым разным вопросам;
- к существующему в обществе социальному неравенству, проблеме толерантности, проблеме семьи и брака;
- к проблеме взаимоотношений работодателей и работников (зарплаты, забастовки, безработица и т.п.);
- Формулировать и обосновывать свою точку зрения на проблему существования общечеловеческих ценностей, критерии истинности знания, самосовершенствования личности;
- договариваться с людьми, преодолевая конфликты, связанные с этикой научной дискуссии, столкновением людей с разным мировоззрением, с неприятием общечеловеческих ценностей;
- с недостатком толерантности в социальных, национальных, семейных отношениях;
- с трудовыми конфликтами, имущественными спорами в семье и т.п.
- с недостатком правовой культуры, неуважением к правам человека и демократическим свободам.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблемы;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опроса, описание, сравнительно-историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
- ориентировать в содержании текста и понимать его целостный смысл;
- находить в тексте требуемую информацию;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
- интерпретировать текст;
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; - способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; - выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
В соответствии ФГОС выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию; систематизировать её (обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи) и представлять в виде текста или схемы и т.п.
- проводить наблюдение под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметные результаты изучения курса:
- знать основные обществоведческие термины, распознавать и употреблять их;
- демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
- распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
- характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
- различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
- раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
- раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
- различать отдельные виды социальных норм;
- характеризовать основные нормы морали;
- критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
- сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
- раскрывать сущность процесса социализации личности;
- объяснять причины отклоняющегося поведения;
- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
- описывать явления духовной культуры;
- объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
- оценивать роль образования в современном обществе;
- различать уровни общего образования в России;
- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
- объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
- учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
- раскрывать роль религии в современном обществе;
- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры;
- описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
- объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
- характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
- объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
- различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
- характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
- характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета.
- 9 класс
Личностные планируемые результаты освоения учебного курса:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметныерезультаты:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
В соответствии ФГОС выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию; систематизировать её (обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи) и представлять в виде текста или схемы и т.п.
- проводить наблюдение под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
1)познавательной
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;
2) ценностно-мотивационной:
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
3) трудовой:
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- эстетической
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- коммуникативной
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
- Содержание учебного предмета
- 6 класс
Введение. Знакомство с курсом обществознания (1 ч.)
Глава 1. Человек в социальном измерении (11 ч.)
Человек – личность. Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность – какая она? Людвиг ван Бетховен.
Человек познает мир. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен. Наши способности.
Человек и его деятельность. Основные формы деятельности человека.
Потребности человека. Какие бывают потребности. Духовный мир человека. Мир мыслей: понятия, суждения, умозаключения. Мир чувств: эмоции.
На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду. Выбор профессии. Поддержка близких. Выбор жизненного пути.
Проверочная работа.
Глава 2. Человек среди людей (11 ч.)
Межличностные отношения. Чувства – основа межличностных отношений: симпатия, стереотип, антипатия. Виды межличностных отношений.
Человек в группе. Какие бывают группы. Лидерство. Что можно, чего нельзя и что за это бывает. Манеры, групповые нормы. Поощрения и наказания.
Общение. Что такое общение, каковы его цели. Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово – серебро, молчание – золото».
Конфликты в межличностных отношениях. Как возникает межличностный конфликт. Сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание. Как не проиграть в конфликте.
Проверочная работа.
Глава 3. Нравственные основы жизни (10 ч.)
Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Главное правило доброго человека. Мораль.
Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет.
Человек и человечность. Что такое гуманизм, принцип. Прояви внимание к старикам.
Проверочная работа.
Итоговое повторение(1 ч.)
- 7 класс
Введение (1 ч.) Что изучает обществознание? Что такое дееспособность?
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе (13 ч.)
Жить по правилам. Многообразие социальных норм. Привычка, обычай, обряд, церемония. Правила этикета и хорошие манеры. Учимся общаться в интернете.
Права и обязанности граждан. Права и свободы человека и гражданина. Механизм защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина. Права ребенка и их защита. Нет прав без обязанностей. Учимся пользоваться своими правами.
Почему важно соблюдать законы. Закон устанавливает порядок в обществе. Закон стремится установить справедливость. Закон устанавливает границы свободы поведения. Учимся читать и уважать закон.
Защита Отечества. Долг и обязанность. В чем заключается военная служба: присяга, обязанности военнослужащих. Готовить себя к исполнению воинского долга. Учимся быть мужественными.
Для чего нужна дисциплина. Дисциплина общеобязательная и специальная. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Учимся быть дисциплинированными.
Виновен – отвечай. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Закон наказывает. Учимся уважать закон.
Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы Российской Федерации: прокуратура, полиция, Федеральная служба безопасности, таможня. Адвокаты, нотариусы, детективы. Суд осуществляет правосудие: судопроизводство, правосудие, приговор, презумпция невиновности. Полиция: основные принципы деятельности. Учимся защищать свои права.
Проверочная работа.
Глава 2. Человек в экономических отношениях (11 ч.)
Экономика и ее основные участники. Что такое экономика. Натуральное и товарное хозяйство. Материальные (экономические) блага, производительность труда. Основные участники экономики: производитель, потребитель. Ресурсы экономики. Учимся принимать рациональное решение.
Мастерство работника. Дело мастера боится. Из чего складывается мастерство работника. Труд и зарплата. Количество и качество труда: производительность труда. Учимся секретам профессионального успеха.
Производство: затраты, выручка, прибыль. Разделение труда в производстве. Все ли выгодно производить. Учимся прогнозировать успешность своего дела.
Виды и формы бизнеса. Что такое бизнес. Виды и формы бизнеса. Учимся создавать свой бизнес.
Обмен, торговля, реклама. Формы торговли. Учимся быть думающим покупателем.
Деньги. Функции денег. Как изменялись деньги.
Экономика семьи. Имущество и доходы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. На что расходуются деньги.
Проверочная работа.
Глава 3. Человек и природа (7 ч.)
Воздействие человека на природу. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая? Загрязнение атмосферы, загрязнение воды и почвы.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Тяжелые последствия безответственности. Экологическая мораль.
Закон на страже природы. Природные условия и хозяйство человека. Природа нуждается в охране. Правила, защищающие природу. Заповедники и национальные парки. Что может сделать гражданин для защиты природы. Учимся беречь природу.
Проверочная работа.
Итоговое повторение (1 ч.)
- 8 класс
Введение (1 ч.) Знакомство с курсом обществознания
Глава 1. Личность и общество (6 ч.)
Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Самореализация человека. Виды деятельности.
Человек, общество, природа. Природа и ее значение в жизни человека. Связь человека с природой. Человек – венец природы? Вершина пирамиды или звено в цепи?
Общество как форма жизнедеятельности людей. Общество, общественные отношения. Основные сферы жизни общества. Социальные нормы. Ступени развития общества.
Развитие общества. Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества в XXI веке. Глобальные проблемы современности.
Как стать личностью. Человек, индивид, личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности, мировоззрения. Кто помогает стать личностью.
Проверочная работа.
Глава 2. Сферы духовной культуры (7 ч.)
Сферы духовной жизни: язык, мораль, религия, образование, наука, искусство, философия и др. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России.
Мораль, нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло.
Долг и совесть. Ответственность. Долг общественный и долг моральный.
Моральный выбор – это ответственность. Свобода – это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Образование. Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Общее и профессиональное образование в Российской Федерации. Непрерывность образования.
Наука в современном обществе. Элементы современного научного знания: естествознание, технознание, обществознание, человековедение. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли современной науки.
Религия как одна из форм культуры. Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания.
Проверочная работа.
Глава 3. Социальная сфера (5 ч.)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения.
Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе. Отцы и дети. По признаку пола.
Нации и межнациональные отношения. Этнос, нация, национальность. Отношения между нациями. Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе.
Отклоняющееся поведение. Алкоголизм и наркомания.
Проверочная работа.
Глава 4. Экономика (12 ч.)
Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость.
Главные вопросы экономики. Нужно ли регулировать производство? Что производить? Как производить? Для кого производить? Способы повышения эффективности производства. Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем: традиционная, рыночная, командная, смешанная экономика.
Собственность. Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности: частная, государственная. Защита права собственности.
Рыночная экономика. Рынок и условия его функционирования. Конкуренция. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. «Невидимая рука» рынка.
Производство – основа экономики. Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства: земля (природные ресурсы), труд, капитал, предпринимательские способности. Разделение труда и специализация.
Предпринимательская деятельность. Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и ее основные организационно-правовые формы. Индивидуальное частное предприятие, товарищество, акционерное общество. Малое предпринимательство.
Роль государства в экономике. Зачем экономике государство. Почему мы платим налоги. Государственный бюджет.
Распределение доходов. Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы прав потребителей.
Инфляция и семейная экономика. Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.
Безработица, ее причины и последствия. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Мировое хозяйство и международная торговля. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика: протекционизм, фритредерство. Обменные курсы валют: фиксированный и биржевый курс.
Проверочная работа.
Итоговое повторение (2 ч.)
Итоговая проверочная работа (1 ч.)
- 9 класс
Введение (1 ч.) Что изучает обществознание
Глава 1. Политика (12 ч.)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Обобщение изученного материала.
Проверочная работа.
Глава 2. Право (19 ч.)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.
Обобщение изученного материала (2 ч).
Итоговая проверочная работа (1 ч.)
Итоговое повторение (1 ч.)
- Учебно – тематическое планирование по разделам
- 6 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов (всего) | Из них (количество часов) | ||
Лабораторные, практические работы | Экскурсии | Проверочные работы | |||
1 | Введение. Что изучает обществознание | 1 | |||
2 | Глава 1. Человек в социальном измерении | 11 | 1 | ||
3 | Глава 2. Человек среди людей | 11 | 1 | ||
4 | Глава 3. Нравственные основы жизни | 10 | 1 | ||
5 | Итоговое повторение | 2 | 1 | ||
Итого: | 34 | 4 |
- 7 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов (всего) | Из них (количество часов) | ||
Лабораторные, практические работы | Экскурсии | Проверочные работы | |||
1 | Введение. Что изучает обществознание | 1 | |||
2 | Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе. | 13 | 1 | ||
3 | Глава 2. Человек в экономических отношениях. | 12 | 1 | ||
4 | Глава 3. Человек и природа. | 7 | 1 | ||
5 | Итоговое повторение | 2 | 1 | ||
Итого: | 34 | 4 |
- 8 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов (всего) | Из них (количество часов) | ||
Лабораторные, практические работы | Экскурсии | Проверочные работы | |||
1 | Введение. | 1 | |||
2 | Глава 1. Личность и общество | 6 | 1 | ||
3 | Глава 2. Сфера духовной культуры | 7 | 1 | ||
4 | Глава 3. Социальная сфера | 5 | 1 | ||
5 | Глава 4. Экономика | 12 | 1 | ||
6 | Итоговое повторение | 3 | 1 | ||
Итого: | 34 | 5 |
- 9 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов (всего) | Из них (количество часов) | ||
Лабораторные, практические работы | Экскурсии | Проверочные работы | |||
1 | Введение | 1 | |||
2 | Глава 1. Политика | 9 | 1 | ||
3 | Глава 2. Право | 19 | 1 | ||
4 | Итоговое повторение | 4 | 1 | ||
Итого: | 33 | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Обществознание" 5-9 класс ФГОС (Баласс)
Рабочая программа "Обществознание" 5-9 класс ФГОС (Баласс)...
Рабочая программа обществознание 5-8 класс
Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс к учебнику Боголюбова...
Рабочая программа обществознание 5-9 класс
Рабочая программа по линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова...
Рабочая программа обществознание 10-11 класс
Рабочая программа обществознание 10-11 класс...
Рабочая программа "Обществознание" 6-9 классы
Данная рабочая программа по обществознанию разработана на основе требований ФГОС основного общего образования, примерной образовательной программы по обществознанию, авторской программы ...
Рабочая программа "Обществознание" 10-11 классы
Данная рабочая программа по обществознанию разработана на основе требований ФГОС основного общего образования, примерной образовательной программы по обществознанию, авторской программы ...
Рабочая программа обществознание 5-9 класс
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классов...