Программа: Обществознание 10-11 класс
рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа Обществознание 10-11 класс к учебникам под ред. Боголюбова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обществознание 10-11 класс | 53.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
«Любачанская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНО ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ
на заседании педсовета приказом № _________
Протокол № ____ от _________ 2019 г. от ___________________ 2019 г.
Председатель _____________________ Директор школы _____________
М. Н. Крюкова С. В. Подколзина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу обществознания
10-11 класс
Составитель: Харланова Алина Сергеевна,
учитель истории, обществознания
Любач, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения учебного курса «Обществознание (включая экономику и право)» в 10-11 классах, разработана в соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г., фундаментальным ядром содержания общего образования, Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, на основе Примерной программы среднего общего образования по обществознанию для 10-11 классов образовательных учреждений и авторской программы по обществознанию 10-11 классы, базовый уровень / Под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А.И.Матвеева. – М.: Просвещение, 2016.
Срок реализации рабочей программы 2 года. Предмет «Обществознание» (включая экономику и право), базовый уровень (2 ч в неделю). Всего 134 ч: из расчета 68 ч в 10 классе и 66 ч в 11 классе.
Программа соответствует следующим нормативным и распорядительным документам:
1. Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 (с изменениями).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004 года № 1089 7 «Об утверждении и введении в действие федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08. 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. приказа от 17.07.2015 №734).
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» в 10 классах, из расчета 2 учебных часа в неделю на этапе среднего общего образования.
Рабочая программа по курсу «Обществознании» в 10-11 классах (базовый уровень) составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования и авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др. без изменений и дополнений.
Содержание среднего общего образования на базовом уровне по курсу «Обществознание» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
При определении варианта проведения занятия программа ориентируется на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:
- школьная лекция;
- семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;
- уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
- работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;
- использование интерактивных ресурсов на уроке, создание презентаций;
- объяснение учителя и беседа с учащимися;
- самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;
-выполнение заданий в формате ЕГЭ различного уровня сложности
- написание сочинений-эссе;
- заслушивание сообщений, докладов учащихся с последующим обсуждением.
Изучение обществоведения (включая экономику и право – в 10 - 11 классах) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
▪ развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
▪ воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
▪ освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
▪ овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
▪ формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществоведение» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
▪ определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
▪ объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
▪ решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
▪ применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
▪ умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
▪ поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
▪ выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
▪ работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
▪ самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
▪ участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
▪ формулирование полученных результатов;
▪ создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
▪ пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
▪ владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Формы контроля
- индивидуальный устный, фронтальный опрос;
- взаимопроверка
- самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
- различные виды заданий (на соответствие, с выбором ответа, раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте; задание на конкретизацию теоретических положений);
- виды работ, связанные с анализом текста (ответы на вопросы, вставить пропущенные слова, составление плана);
- проектная деятельность
- тестирование
- написание эссе; составление кластера
- составление презентаций.
Требования к уровню подготовки выпускника
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
В результате изучения обществоведения (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
▪ биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
▪ тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
▪ необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
▪ особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
▪ характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
▪ анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
▪ объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
▪ раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
▪ осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
▪ оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
▪ формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
▪ подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
▪ применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
▪ успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
▪ совершенствования собственной познавательной деятельности;
▪ критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
▪ решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
▪ ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
▪ предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
▪ оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
▪ реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
▪ осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Содержание учебного предмета
10 класс
Введение (1 ч). Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Глава 1. Человек в обществе (20 ч.)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Особенности социальной системы. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема общественного прогресса. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
Деятельность как способ существования людей. Основные характеристики деятельности. Структура деятельности и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Познание и коммуникативная деятельность.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Современное общество. Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества.
Глобальная угроза международного терроризма.
Обобщение изученного материала «Человек в обществе»
Проверочная работа «Человек в обществе»
Глава 2. Общество как мир культуры (16 ч.)
Понятие «духовная культура». Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур.
Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России. Характерные черты массовой культуры. СМИ и массовая культура. Оценка массовой культуры как общественного явления.
Обобщение изученного материала «Общество как мир культуры»
Проверочная работа «Общество как мир культуры»
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений (29 ч.)
Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход. Теория естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Принципы, презумпции, аксиомы.
Основные признаки права. Право и мораль. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. . Законотворческий процесс в Российской Федерации,
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения в РФ.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.
Обобщение изученного материала «Правовое регулирование общественных отношений»
Проверочная работа «Правовое регулирование общественных отношений»
Итоговое повторение (2 ч.)
Итоговая проверочная работа (1 ч.)
11 класс
Введение (1 ч.). Экономическая жизнь общества. Социальная сфера. Политическая жизнь общества.
Глава 1. Экономическая жизнь общества (23 ч.)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике.
Конкуренция и монополия. Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеждмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости в России.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Особенности современной экономики России. Экономическая политика РФ.
Обобщение изученного материала «Экономическая жизнь общества»
Проверочная работа «Экономическая жизнь общества»
Глава 2. Социальная сфера (16 ч.)
Социальная структура общества. Многообразие социальных групп. Социальная стратификация и неравенство. Социальный статус личности и группы. Оценка значимости социальных позиций: авторитет, престиж. Многообразие социальных ролей.
Социальная мобильность.
Семья как социальный институт. Исторические формы семьи. Виды и типы семьи. Особенности современной семьи.
Тенденции развития семьи в современном обществе.
Социальные процессы в современной России. Возрастание социальной дифференциации и неравенства. Появление новых социальных групп. Проблема становления среднего класса. Политика государства в области социальных отношений.
Этнические общности. Этническое многообразие человечества. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения в современном мире. Национальная политика.
Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Возрастная стратификация. Особенности социализации молодых людей. Специфические общественные функции молодежи.
Обобщение изученного материала «Социальная сфера»
Проверочная работа «Социальная сфера»
Глава 3. Политическая жизнь общества» (22 ч.)
Роль политической системы в жизни общества. Структура и сущность политической системы. Взаимосвязь организаций, политических норм и политической культуры. Политический режим. Политическое управление. Деятельность государственного аппарата в управленческом процессе.
Признаки правового государства. Международные документы о правах человека и судебной защите прав. Гражданское общество как сфера самодеятельности граждан. Местное самоуправление. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.
Демократия, ее принципы и политические механизмы. Политический плюрализм. Многопартийность и партийные системы. Парламентаризм. Политический статус личности. Многообразие политических ролей личности. Сущность роли избирателя. Критерии оценки предвыборных программ и личных качеств кандидатов в депутаты. Политическая культура. Демократический тип политической культуры.
Политическая жизнь современной России.
Обобщение изученного материала «Политическая жизнь общества»
Проверочная работа «Политическая жизнь общества»
Повторение изученного материала (3 ч.)
Итоговая проверочная работа (1 ч.)
Тематическое планирование по разделам
10 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов (всего) | Проверочные работы |
1 | Введение. | 1 | |
2 | Глава 1. Человек в обществе | 20 | 1 |
3 | Глава 2. Общество как мир культуры | 16 | 1 |
4 | Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений | 28 | 1 |
5 | Итоговое повторение | 3 | 1 |
Итого: | 68 | 4 |
11 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов (всего) | Проверочные работы |
1 | Введение. | 1 | |
2 | Глава 1. Экономическая жизнь общества | 23 | 1 |
3 | Глава 2. Социальная сфера | 16 | 1 |
4 | Глава 3. Политическая жизнь общества | 22 | 1 |
5 | Итоговое повторение | 4 | 1 |
Итого: | 66 | 4 |
Учебно – методический комплекс для обеспечения реализации программы
- Обществознание: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень[Боголюбов Л.Н, Аверьянов Ю.А., Белявский А.В. и др. ]; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос.акад.наук; Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2018
- Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф.Иванова и др./; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М.: Просвещение, 2018.
- Обществознание. Поурочные разработки. 10-11 класс: пособие для учителей общеобразоват.организаций: базовый уровень /[Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Ю.И.Аверьянов и др.], - М.: Просвещение, 2016
- Обществознание: Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ / В.В.Баранов, Г.И.Грибанова,А.А.Дорская и др.; под ред. В.В.Баранова – Москва, Издательство АСТ, 2016
- Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва : Эксмо, 2017
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
http://www.pish.ru– сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
http://www.1september.ru– газета «История», издательство «Первое сентября»
http://vvvvw.som.fio.ru– сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru– российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.lesson-history.narod.ru– компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
- http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
- www.fipi.ru Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»
Конвенция о правах ребенка;
Всеобщая декларация прав ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Обществознание" 5-9 класс ФГОС (Баласс)
Рабочая программа "Обществознание" 5-9 класс ФГОС (Баласс)...
Рабочая программа обществознание 5-8 класс
Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс к учебнику Боголюбова...
Рабочая программа обществознание 5-9 класс
Рабочая программа по линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова...
Рабочая программа. Обществознание 6-9 класс
Рабочая программа ФГОС: Обществознание 6-9 класс к учебникам под ред. Боголюбова...
Рабочая программа обществознание 10-11 класс
Рабочая программа обществознание 10-11 класс...
Рабочая программа "Обществознание" 6-9 классы
Данная рабочая программа по обществознанию разработана на основе требований ФГОС основного общего образования, примерной образовательной программы по обществознанию, авторской программы ...
Рабочая программа "Обществознание" 10-11 классы
Данная рабочая программа по обществознанию разработана на основе требований ФГОС основного общего образования, примерной образовательной программы по обществознанию, авторской программы ...