Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию – 2017 СОШ №5.
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс)
Каждый учитель, который готовит детей к итоговой аттестации, должен проанализировать свои результаты. Один из вариантов анализа основан на структуре методических рекомендаций ФИПИ (данные рекомендации располагаются на сайте fipi.ru), которые публикуются ежегодно по окончанию экзаменационного периода. При работе с рекомендациями очень удобно опираться на общероссийские результаты сопоставляя с результатами своих учеников. Оценить теоретические знания, сформированность умений и навыков по каждому экзаменационному заданию с учетом его сложности (базовый, повышенный, высокий). На основе такого сопоставления учитель выявляет не только пробелы экзаменующихся, но и темы, которые требуют более тщательного разбора, что в дальнейшем приведет к повышению качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию – 2017 СОШ №5. | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию – 2017 СОШ №5.
Руководитель кафедры исторического цикла:
Власова Алена Евгеньевна
Модель экзаменационной работы отражает интегральный характер обществоведческого курса: в совокупности задания охватывают основные разделы курса, базовые положения различных областей обществознания. В результате объектами проверки выступают широкий спектр предметных умений, видов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и социальных институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, политике и праве, социальных отношениях, духовной жизни общества. Каждый вариант экзаменационной работы состоял из двух частей и включал в себя 29 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержала 20 заданий с кратким ответом (10 заданий базового уровня и 10 заданий повышенного уровня). В экзаменационной работе были представлены следующие разновидности заданий с кратким ответом: задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов; задание на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц; задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах; задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту. Часть 2 содержала 9 заданий с развернутым ответом (2 задания базового уровня (21 и 22) и 7 заданий высокого уровня сложности (23–28)). В этих заданиях ответ формулировался и записывался экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы были нацелены на выявление участников экзамена, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки. Задания 1–3 – понятийные задания базового уровня – нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов и т.п. С этими заданиями учащиеся школы №5 в количестве 34 человек справились на 86,27%. На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находились задания одного уровня сложности, позволившие проверить одни и те же умения на различных элементах содержания. Задания 4–19 базового и повышенного уровней направлены на проверку сформированности умений: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Задания этой группы представляли пять традиционных тематических модулей обществоведческого курса: человек и общество, включая познание и духовную культуру (задания 4– 6), с которым учащиеся нашей школы справились на 75,83%; экономика (задания 7–10) – 56,42% выполнения, социальные отношения (задания 11, 12) – 53,33% выполнения; политика (задания 13–15) – 60% выполнения; право (задания 16–19) – 54,16% выполнения. Во всех вариантах КИМ задания данной части, проверяющие элементы содержания одного и того же блока-модуля, находились под одинаковыми номерами. Отметим, что задание 14 во всех вариантах контролировало знание позиций 4.14 и 4.15 кодификатора элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию, а задание 16 – знание основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (позиция 5.4 кодификатора элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию), с которым справились на 75%. Задание 20 проверяло умение систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию. На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находились задания одного уровня сложности, которые позволяли проверять одни и те же умения на различных элементах содержания – 62% выполнения. Задания части 2 (21–29) в совокупности представляли базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы (социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение). Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом научно-популярного текста – 49,75% выполнения. Задания 21 и 22 направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде (задание 3 21), а также применять ее в заданном контексте (задание 22). В целом ребята неплохо справились с 21 заданием – 93% выполнения, а 22 задание уже 66% выполнения, т.е. с применением информации возникли некоторые трудности. Задание 23 нацелено на характеристику (или объяснение, или конкретизацию) текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на контекстные обществоведческие знания. К сожалению, данное задание вызвало трудности у большинства учащихся, что и повлияло на процент выполнения – 28%. Задание 24 предполагало использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста. Данный тип задания выполнен на 12%, что говорит о неумении учащихся анализировать информацию и выводить аргументы. Задание 25 проверяло умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте – 23% выполнения. Задание 26 проверяло умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс – 46% выполнения. Задание-задача 27 требовала: анализа представленной информации, в том числе статистической и графической; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. При выполнении этого задания проверялось умение применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Данный тип задания выполнен на 37%, что подтверждает затруднение учащихся в анализе информации. Задание 28 требовало составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. При выполнении заданий данного типа выявлялись умения: систематизировать и обобщать социальную информацию; устанавливать и отражать в структуре плана структурные, функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессов. Это задание считается одним из самых сложных в КИМ, о чем свидетельствует процент выполнения работы – 26%. Завершало работу альтернативное задание 29, нацеливающее экзаменуемого на написание мини-сочинения по одной из пяти предложенных тем. Темы заданы в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. В отдельных случаях высказывания имеют афористический характер. Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса (темы по социологии и социальной психологии объединены в общий блок), однако участники экзамена вправе раскрывать ее в контексте любой общественной науки или нескольких наук. Данное задание проверяло широкий комплекс умений, в частности умения: раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы. С данным типом задания учащиеся нашей школы справились на 28%. Такой маленький процент выполнения связан с критериями оценивания сочинения. Только трое учащихся из 34 человек получили за данный тип задания 0 баллов из 5 возможных.
Итого из 34 учащихся 11а,б,в не сдали двое: Сунхалырова Дарья ученица 11 В (23 балла), Кузнецова Светлана ученица 11 Б (38 баллов), которые не набрали минимальный порог в 42 балла. Средний балл по школе – 57,25. Успеваемость – 94,12 %. Качество – 58,82%. СОУ - 59,76%.
Дипломатический 11 А класс имеет средний балл - 62,25, учитель Дьячковский Александр Николаевич. Данный предмет как экзамен выбрали 14 учащихся. Высший балл в данном классе у Сазоновой Кристины – 70 баллов. Успеваемость - 100%. Качество – 85,71%. СОУ - 78%.
11 Б, 11 В классы имеют средний бал – 52,25, учитель Власова Алена Евгеньевна. Данный предмет как экзамен выбрали 20 учащихся. Высший балл в 11 Б классе и по школе у Козловой Ирины – 72 балла. Успеваемость - 90 %. Качество – 40%. СОУ - 47%. Троим не хватило балла до четверки.
Как и в предыдущие годы, экзамен 2017 г. показал очевидные проблемы в социализации выпускников как граждан РФ, будущих работников, налогоплательщиков, активных участников экономической жизни.
Опираясь на анализ результатов экзамена при работе с учениками необходимо обратить внимание на следующие содержательные элементы. «Виды знаний»: особенности мифологического, обыденного, научного и религиозного знаний. «Наука»: черты науки как формы (области) духовной культуры, особенности научного познания, уровни научного познания, методы научного познания, естественные и социально- гуманитарные науки. «Образование, его значение для личности и общества»: тенденции развития современного образования, система российского образования; «Религия»: особенности религии как формы (области) духовной культуры, мировые религии. «Искусство»: особенности искусства как формы (области) духовной культуры виды искусства, особенности эстетического познания мира; «Мораль»: особенности морали как формы (области) духовной культуры основные понятия морали, нравственные принципы. «Понятие общественного прогресса»: общественный прогресс и общественный регресс; критерии общественного прогресса, противоречивый характер его последствий. «Рынок и рыночный механизм»: механизм цен, конкуренция и ее виды (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония). Следует обратить внимание на особенности каждого вида конкурентных рынков. «Рынок труда. Безработица»: понятие безработицы; виды безработицы, ее последствия; биржа труда. «Экономический рост и развитие. Понятие ВВП»: интенсивные и экстенсивные факторы экономического роста, понятие и показатели экономического развития. «Социальный конфликт»: причины, виды, этапы, последствия, способы поведения в конфликтной ситуации. «Социальный контроль»: механизм социального контроля и его функции; социальные санкции; внешний и внутренний социальный контроль; взаимосвязь между понятиями «социальные нормы», «социальные санкции», «социальный контроль». «Типология политических режимов»: понятие политического режима, критерии выделения демократических и недемократических режимов, черты сходства и черты различия авторитарного и тоталитарного режимов. «Демократия, ее основные ценности и признаки»: сущность понятия «демократия», важнейшие демократические ценности. «Система российского права»: основные понятия гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного, гражданского процессуального, уголовно-процессуального права. «Понятие и виды юридической ответственности»: гражданско-правовая, уголовная, административная, дисциплинарная ответственность. (Рекомендуем в учебном процессе использовать непосредственно тексты статьи 12 Гражданского кодекса РФ, статьи 44 Уголовного кодекса РФ, статьи 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, статьи 192 Трудового кодекса РФ.) «Субъекты гражданского права»: правоспособность и дееспособность как характеристики субъекта правоотношения; физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства); юридические лица; публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования). «Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности»: виды и формы юридических лиц. (Рекомендуем в учебном процессе использовать непосредственно текст статьи 50 Гражданского кодекса РФ, часть первая.) «Споры, порядок их рассмотрения»: экономические споры, понятие и виды гражданско-правовых споров, досудебный и судебный порядок рассмотрения споров. «Основные правила и принципы гражданского процесса»: стороны гражданского судопроизводства, обязанности сторон, судебные доказательства. (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно тексты статьи 38, а также глав 1 и 6 Гражданского процессуального кодекса РФ.) Часть выпускников не различают истца и ответчика в приводимых ситуациях. «Особенности уголовного процесса»: понятие, основные принципы, участники и стадии уголовного процесса, меры процессуального воздействия. (Рекомендуем в учебном процессе использовать непосредственно тексты глав 2, 5–8, 12–14 Уголовно-процессуального кодекса РФ.) «Гражданство Российской Федерации»: понятие гражданства, принципы гражданства РФ, приобретение гражданства РФ в общем порядке, прекращение гражданства РФ. (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно текст статьи 13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЕГЭ по обществознанию: опыт подготовки и анализ результатов.
В статье раскрываются основные ошибки при подготовке к ЕГЭ по обществознанию и пути их устранения...
Анализ результатов ЕГЭ по химии 2016-2017 учебный год.
Писало ЕГЭ пятеро учащихся, успеваемость – 100 %, средний балл – 58,2.Анализ выполнения отдельных заданий...
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ №11787 по итогам анализа результатов экспериментальной работы Дата составления экспертного заключения 02 .10. 2017 г.
Вывод экспертов: экспертная группа Центра педагогических инноваций и развития образования «Новый Век» подтверждает участие педагога в экспериментальной работе на Всероссийском ...
Анализ результатов 5-7 кл. за 2016-2017 уч.г. итоговой контрольной работы ИЗО
При выполнении контрольной работы, тестов, предпологает у учащихся знания по изобразительной деятельности. Предложенные задания требуют хорошей, зрительной памяти способствующей созданию ярких зритель...
Анализ результатов государственного экзамена по биологии в 9 классе,2017 год
По результатам экзаменационного теста выявлены пробелы в знаниях учащихся по биологии. Выпускники недостаточно владеют информацией о растительных и животных организмах, строении и функционировании нек...
Анализ результатов единого государственного экзамена по биологии в 11 классе,2017 год
Новая структура КИМ ЕГЭ в 2017 году содержит всего 28 заданий и состоит из 2 частей, различающихся по форме и уровню сложности. Часть 1 содержит 21 задание: Больше всего заданий (7 заданий), как и пре...