Интеллектуальной игры по предмету «Обществознание».
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Целями данной методической разработки являются закрепление полученных знаний по предмету «Обществознание», оценка в игровой форме степени усвоения пройденного материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_po_obshchestvu_11_klass.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

интеллектуальной  игры по предмету «Обществознание».

                                                     

Целями данной методической разработки являются закрепление полученных знаний по предмету «Обществознание», оценка в игровой форме степени усвоения пройденного материала.

Содержание

1.Введение                                                                                                       4 стр.                                                                        

2.Основная часть                                                                                            4-12 стр.

 2.1. Конкурс «Блиц-опрос»                                                                           4-5 стр.

 2.2. Конкурс «Мыслители»                                                                            5-6 стр.

 2.3. Конкурс «Своя-игра»                                                                              6-8 стр.

 2.4. Конкурс «Разгадай кроссворд»                                                              8-9 стр.

 2.5. Конкурс «Десять шагов к успеху»                                                          9-12стр.

 2.6. Финальный конкурс                                                                               12 стр.

Литература                                                                                                      13стр.

1. Введение

Цель конкурса: закрепление полученных знаний по дисциплине «Обществознание», оценка в игровой форме степени усвоения пройденного материала.

Межпредметные связи: психология, философия.

Оборудование: рисунки, ручки, бланки, карточки с заданиями, мультимедийная установка, компьютер

2. Основная часть

Учитель: Здравствуйте уважаемые ребята и  гости. Сегодня мы с вами проводим конкурс, по предмету «Обществознание». Мы с вами изучили данный предмет, а насколько вы усвоили материал, нам покажет ваше активное участие в конкурсе. В нашем конкурсе принимают участие следующие команды. Оценивать ваши ответы будет компетентное жюри (идет представление членов жюри)

При помощи жребия выбирается команда, имеющая права первого хода.

2.1.Конкурс «Блиц – опрос».

Вопросы для 1 команды

1.Положение человека в обществе (статус)

2.Перемещение индивида или группы на одном и том же уровне без изменения социального статуса (горизонтальная мобильность)

3.Исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей (социальный институт)

4.Самый распространенный метод в социологи, предусматривающий сбор информации с помощью опросного листа (анкетирование)

5.Направление движения общества по восходящей линии, от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному (прогресс)

6. Люди ответственные, за процесс социализации (агенты социализации)

7.Способность людей подчинять своей воле других людей (власть)

8.Процесс вхождения индивида в общество, усвоение им культурных норм и ценностей (Социализация)

Вопросы для 2 команды

1.Расслоение людей в обществе (стратификация)

2.Группы людей объединенных общими признаками: общими интересами, ценностями, общим делом и т.п. (социальные общности)

3.Вид статуса над, которым человек не имеет контроля, получен от рождения, по наследству (предписываемый)

4. Замкнутые группы людей права и обязанности, которых предавалась по наследству (сословия)

5.Наука о политике (политология)

6.Всевозможные перемещения людей в обществе, переходы индивидов или групп из одной социальной позиции в другую (мобильность)

7.Модель поведения ориентированная на конкретный статус (социальная роль)

8. Движение общества по нисходящей линии,  от высшего к низшему, от лучшего к худшему, к деградации (регресс)

2.2. Конкурс  «Мыслители»

Учащимся  предлагается сложить в определенный конверт с названием периода времени  ученых мыслителей. Время 30 секунд.) За каждый правильный ответ – 3 балла.

Античность и средние века.

1.Аристотель.

2.Платон.

3.Фома Аквинский.

4.Августин Блаженный.

Эпоха Возрождения.

1.Т.Кампанелла.

2.Т.Мор.

3.М.Монтень.

4.Э.Роттердамский.

Новое Время.

1.Т. Гоббс.

2.Д.Локк.

3.Ш.Монтескье.

4.Ж.Руссо.

XIX – XXвв.

1.О.Конт.

2. П.Сорокин

3.Э.Дюркгейм.

4.Г.Спенсер.

2.3.Конкурс «Своя –игра»

Говорят мудрые.

10 баллов - Кому из античных философов принадлежат данные слова «Человек – это существо политическое»? (Аристотель)

20 баллов - Мыслитель античного мира автор высказывания «Я вижу  близкую гибель того государства. Где закон не имеет силы и находится под чьей либо властью» (Платон)

30 баллов - Русско - американский социолог, автор высказывания: «Класс наделал своим теоретикам не меньше хлопот, чем национальность… Класс либо ускользает, либо превращается в неопределенное и неясное, что становится невозможным отличить его от ряда других групп»  (Питирим Александрович Сорокин)

40 баллов - Итальянский ученый эпохи Возрождения кому принадлежат слова:  «Нет  дела, какое устройство было бы труднее, ведение опаснее, нежели замена старых порядков новыми»? (Николло Макиавелли)

50 баллов - Английский социолог, которому принадлежит следующее высказывание  «Страх перед живыми поддерживается государством, а страх перед мертвыми церковью»? (Герберт Спенсер)

Социализация

10 баллов - Какова роль семьи в процессе социализации?

20 баллов - Какое влияние на социальное становление личности оказывает школа?

30 баллов - В какой период жизни- первой или второй- человек осваивает больше социальных ролей? (во второй - взрослой жизни)

40 баллов  - Самый главный период социализации? (зрелость, взрослая жизнь)

50 баллов - Единственная категория населения не имеющая социальных статусов и ролей? (Дети)

Власть и режимы

10 баллов -  Политический режим, при котором власть сосредотачивается в руках одного человека или в одном органе. При этом сводится на нет, представительная власть и роль оппозиции? (Авторитарный режим)

20 баллов - Ни чем неограниченная власть лица, группы, опирающаяся на силу. В России после 1917 года осуществлялась власть пролетариата? (Диктатура)

30 баллов - Определите, в условиях какого политического режима могло произойти следующее событие: «Поэт иронично отозвался о правителе и за это был сослан в другой город, а затем арестован и расстрелян»? (Тоталитарный режим)

40 баллов - Чрезмерное возвеличивание личности, правителя, вождя, базирующаяся почти на религиозном поклонении. В СССР были даже музеи, где выставлялись подарки, которые преподносили правителям за десятки лет существования советской власти? (Культ личности)

50 баллов - Вид власти, когда люди подчиняются лидеру (вождю, королю, президенту) в силу его исключительных качеств личных качеств. Они бросают вызов существующему порядку, такие лидеры появляются в период великих потрясений (Харизматическая власть)

Структура и развитие общества

10 баллов - Назовите сферу общества, которая включает фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, потоки денег и обороты капиталов? (Экономическая сфера)

20 баллов - Кто из ученых предложил для характеристик общества термин «социальная мобильность»? (Сорокин П.А.)

30 баллов - Какую роль в обществе играет средний класс? (Это массовая прослойка, люди интеллигентных профессий, это костяк информационного общества)

40 баллов - Кто такой «маргинал»? (Индивид утративший прежний социальный статус)

50 баллов - Назовите институт, у которого главная функция – это поддержание законов, правил и стандартов. (Политические институты)

Политические институты

10 баллов - Электорат – что это? (Круг лиц, обладающий правом голоса на выборах)

20 баллов - В чем выражается суверенитет государства? (В независимости от других государств)

30 баллов - Что такое «политический вес партии»? (Это роль политической партии, их влияние на общественную и государственную жизнь)

40 баллов - Почему на западе люди чаще воспринимают  государство как тирана, а на востоке – как благодетеля? (Исходя из теорий о происхождении государства. На западе была популярна теория насилия - государство – это результат политического насилия, завоевания, На востоке преобладала теократическая  теория. Эта теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, например правление жрецов.

50 баллов -  Когда в России появилась первая политическая партия (1898г – РСДРП  - Российская социал-демократическая рабочая партия)

2.4.Конкурс «Разгадай кроссворд» (за каждый правильный ответ 2 балла)

По вертикали:

1. Форма правления, когда власть принадлежит одному лицу.

2. Наука  о политике, политической власти и политических режимах.

3. Кто впервые ввел термин  «социология»?

По горизонтали: 

1. Совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям.

2. Наука, изучающая общество.

 3.Скрытое или открытое    столкновение сторон.

4. Сотрудничество двух или более индивидов.

5. Усвоение культурных норм и ценностей в процессе жизни человека.

6.Соперничество за ценности (деньги, популярность).

2.5 Конкурс «Десять шагов к успеху!»

По 10 подсказкам, начиная с самой трудной, команда должна узнать известного ученого социолога.

10 баллов - Имя этого знаменитого теоретика общественной науки известно всему миру, пожалуй, лучше других.

9 баллов - В 1841 г. окончил Берлинский университет экстерном. По окончании университета  переселился в Бонн, рассчитывая стать профессором. Но реакционная политика правительства заставила его отказаться от учёной карьеры.

8 баллов - Родился в семье адвоката, получил разностороннее образование (философия, история), жил во многих европейских городах.

7 баллов - Занимался научной, публицистической деятельностью, связанной с его интересом к рабочему движению.

6 баллов - Ещё при  его жизни одни идеи объявлялись гениальными, а другие подвергались жесточайшей критике. Пройдя существенную национальную модернизацию,  его идеи стали ядром ряда идеологий революционных движений XX века и оказали огромное влияние на ход мировой истории XIX—XX веков.

5 баллов - Считал, что эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

4 балла - Он выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи за реформистский.

3 балла - Являлся основоположником теории конфликта.

2 балла - Наиболее главными в социологическом смысле работами считаются «Капитал», «К критике политической экономии».

1 балл- Умер в Лондоне в 1883 году, его именем и фамилией названы огромное количество улиц и проспектов.

Ответ: Карл Маркс

10 баллов - Французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма.

9 баллов - Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854).

8 баллов - В своем творчестве он руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, надеждой на то, что с помощью науки  можно решить все социальные проблемы.

7 баллов - В классификации наук поставил социологию на самую вершину - выше математики, физики и биологии.

6 баллов - По его мнению, социология – это единственная наука, которая призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы.

5  баллов - Родился  19 января 1797 году во Франции. Получил математическое и естественное образование. Считал, что наука об обществе должна стать, точным знанием, использующим методы естественных наук.

4 балла - Называл социологию - социальной физикой.

3 балла - Умер в 1857 году.

2 балла - Родоначальник социологии как науки.

1 балл- Именно он первый явился создателем термина «Социология».

Ответ: Огюст Конт  

10 баллов -  Известный российский социолог и культуролог.

9 баллов - Его творческая деятельность  отличается необычайной продуктивностью - он создал сотни работ, посвященных разнообразным проблемам.

8 баллов - После эмиграции из России в 1922 году Он занял видное положение в западной социологии.

7 баллов - Обосновавшись в США, он сделал там, блестящую научную и педагогическую карьеру.

6 баллов - Президент Американской социологической ассоциации, профессор и декан социологического факультета Гарвардского университета.

5 баллов - Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис.

4 балла -  В честь него назван центр, расположенный в Сыктывкаре, существует на общественных началах и занимается изучением его творческого, размещенного в коллекциях Канады, США и Европы.

3 балла – Умер в  1968 году.

2 балла - Представлял наше общество в виде многослойного пирога, где каждый слой расположен в иерархической последовательности по отношению к другому.

1 балл - Основоположник теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

Ответ: Питирим Александрович Сорокин

10 баллов - Немецкий социолог, историк и экономист.

9 баллов - Он превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию.

8 баллов - Он ввел в социологическую терминологию понятие идеальный тип.

7 баллов – Он разработал практически все базисные теории, которые сегодня составляют фундамент социологии.

6 баллов - Основные теоретические работы: «Биржа и ее значение», «Политика как призвание и профессия», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Протестантская этика и дух капитализма».

5 баллов - В 18921894 годах приват-доцент, а затем профессор в Берлине. В  1919 — в Мюнхенском университете.

4 балла - Один из основателей «Немецкого социологического общества». С 1918 года профессор национальной экономики в Вене. В 1919 году — советник немецкой делегации на Версальских переговорах.

3 балла - Родился 21 апреля в Эрфурте.

2 балла - Выделял три признака неравенства в обществе: богатство, власть, престиж

1 балл-  Умер в 1920 году.

Ответ: Макс Вебер

2.6. Финальный конкурс

За правильный ответ – 10 баллов.

Двум представителям из команд (капитанам) дается следующее задание.

Соберите ответ: «Система взглядов, характеризующая какую - нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество».

 Ответ: Идеология

Жюри подводит  итоги конкурса. Определение победителя.

Литература

    1.Гречко П.К. Введение в обществознание. - М.: Поматур, 2000.

     2.Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2000. - 520 с.

     3. Клименко А.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2006.

     4. Нижников С.А. Обществознание.: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 392 с.

    5. Нижников С.А. Обществознание: человек и общество: Учебное пособие для подготовки к вступительным испытаниям при поступлении в вузы. - М.: Уникум-Центр, 2006. - 426 с.

    6.  Обществознание. Словарь /Под ред. Ю.Ю. Петрунина. - М.: Аспект Пресс, 2005.

    7.  Человек и общество: Учеб. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 классов общеоб-разовательных учреждений. Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лабезниковой. - М.: Просвещение, 2005.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Обществознание 6 класс на основе авторской программы А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой

Рабочая  программа по обществознанию  для  6  класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российс...

Рабочая программа по предмету "обществознание".

Рабочая программа по предмету "обществознание" для учреждений системы НПО и СПО....

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9 класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9  класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11 класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11  класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень)  Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...

Рабочая программа по предмету «Обществознание. 5 класс» на основе УМК Боголюбова Л.Н., учитель обществознания Косырева О.А.

Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС и Методическим письмом Министерства образования Челябинской области, 2017 год...

Рабочая программа по предмету: обществознание (Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания») 10-11 класс

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный прика...