План-конспект урока на тему "Форма правления"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Предварительный просмотр:
План – конспект урока на тему «Формы правления»
Цели: продолжение знакомства учащихся с политической сферой общества; познакомить учеников с основными формами правления.
Задачи:
1.Дать характеристики различным формам правления.
2. Выявление особенностей форм государственного правления.
3. Развивать способности сравнивать, анализировать и делать выводы.
4. Воспитывать чувства патриотизма и коллективизма.
Основные понятия и термины: форма правления, монархия, абсолютная монархия, ограниченная монархия, конституционная монархия, парламентская монархия, дуалистическая монархия, аристократия, демократия, тирания, олигархия, республика.
Оборудование к уроку: учебник «Обществознание.9 класс». А. И. Кравченко, Е. А. Певцова, тетради, таблицы, напечатанные на листочках для каждого учащегося класса (по вариантам),компьютер, мультимедиа проектор.
Прилагаемые медиаматериалы: презентация «Формы правления».
Технологии: основная – ИКТ, личностное ориентирование.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок обществознания.
II. Сообщение темы и цели урока.
Учитель знакомит учащихся с темой, целями и планом урока. (Слайд №1, 2.)
План.
1. Форма правления.
2. Монархия.
3. Республика.
III. Изучение нового материала.
- Государства как политические организации общества различаются формой правления и формой территориального устройства. Форма правления отражает структуру и правовое положение высших органов власти, т.е. порядок организации высшей государственной власти в стране и отношения, складывающиеся в этой сфере.
- Что же такое форма правления? (Учитель выслушивает мнения учащихся.)
Форма государственного правления – это способ организации верховной государственной власти. (Слайд №3.)
- Какие формы правления вам знакомы из курса истории? (Учащиеся высказываются.)
Основными формами правления являются: монархия (абсолютная,конституционная, дуалистическая) и республика (парламентская, президентская, смешанная).(Слайд №4.)
Абсолютная монархия – форма правления, при которой вся власть принадлежит одному лицу, стоящему во главе монархии, - монарху (царю, императору, королю и т. п.).(Слайд №5, 6.)(Определение учащиеся записывают в тетрадь.)
Центральные представительные органы здесь либо отсутствуют, либо носят чисто совещательный характер. Как правило, они не избираются, а назначаются монархом.
(Учитель предлагает учащимся привести примеры.Учащиеся называют известные им государства с монархической формой правления.)
(Слайд № 7.)Конституционная монархия - форма правления, при которой верховная власть монарха юридически ограничена в области законодательной и исполнительной деятельности.
В конституционной монархии полномочия монарха ограничены законом, конституцией. В таких государствах, как правило, действуют парламенты, существует независимый суд. Например, Великобритания – конституционная монархия.
Дуалистическая монархия – это конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.(Слайд №8.)
(Все новые определения учащиеся записывают в тетрадь.)
- А теперь обратите внимание на таблицу (слайд №9). В левом столбике даны названия государств, а в правом вы должны вставить визуально нужную форму правления. – Итак, сделаем вывод, так что же такое монархия? (Слайд № 10.)
(Слайд №11.)
Следующая форма правления – республика. В республике источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами.Запишите определение в тетрадь. В республике, как правило, действует система разделения власти, существует парламент, президент, верховный суд.
(Слайд №12.) Поэтому республики делятся на три типа: парламентская, президентская и смешанная. (Слайд №13.)
Впрезидентской республике правительство в первую очередь перед президентом, функции парламента ограничены. Президент в государстве с такой формой правления избирается всеобщим народным голосованием, поэтому оказывается в значительной мере независимым от парламента. Он – глава государства и одновременно глава исполнительной власти. Примером президентской республики могут служить США.
(Слайд №14.)
В парламентской республике правительство ответственно перед парламентом, функции президента ограничены. Президент в таком случае обычно избирается не всем народом, а парламентом, и зависит от последнего. Роль первого лица в государстве с такой формой правления отводится главе правительства, который по закону, конституции направляет всю внутреннюю и внешнюю политику. Такая форма правления существует, например, в Германии.
(Слайд №15.)
В смешанной (президентско-парламентской) республике правительство несет двойную ответственность – и перед президентом, и перед парламентом. Тогда, как правило, наряду с институтом сильного президента возникает должность главы правительства. Примером такой республики является Российская Федерация.
- Задание для всего класса, внимание на экран (слайд №16), в левом столбике даны названия стран, а в правый столбик вы должны вставить нужный тип республики. (Учащиеся работают устно, используя записи в своих тетрадях.)
IV. Закрепление нового материала.
В качестве закрепления изученного материала учитель дает задание учащимся: заполнить таблицы – 1 вариант «Типы монархии», 2 вариант – «Типы республик». (Смотреть приложение «Таблицы».) По окончанию работы учащиеся совместно с учителем проводят сравнительный анализ всех типов монархий и республик.
V. Домашнее задание.
(Слайд №17.)ответить на вопросы после параграфа, выполнить практикум.
VI. Рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности.
Учитель может устроить это в виде блиц- опроса.
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Что нового узнали?
- Что вам понравилось?
- Что вам не понравилось?
- Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке?
Литература и интернет-ресурсы.
- Учебник «Обществознание» 9 класс А. И. Кравченко, Е. А. Певцова (М.: Русское слово, 2009);
- «Обществознание» 9 класс: поурочные планы по учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой/авт.-сост. Н. С. Кочетов.-Волгоград: Учитель, 2007;
- информационная основа – сайты в Интернете: http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library; http://www.zavuch.info/methodlib/164/59536/; http://festival.1september.ru/articles/579479/; http://pedsovet.su/load/130-1-0-29134.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..
Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6
План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия...
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...