Рабочая программа по обществознанию 5- 9 классы
рабочая программа по обществознанию (9 класс)
Для реализации программы используется УМК:
Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы : [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_5-9_klassy.docx | 56.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по обществознанию 5- 9 классы
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (основное общее образование); утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г.№ 1897,
- Примерной программы по учебным предметам (Обществознание. 5-9 классы).- М.: Просвещение, 2015
- Обществознание. 5-9 класс. Рабочие программы. Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2014 г.). Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М.: Просвещение, 2014;
- ООП ООО МКОУ «Варваровская ООШ»
Общие цели изучения обществознания в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Основной целью изучения обществознания в современной школе является социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества, формирование гражданской идентичности личности; освоение учащимися разных социальных ролей, норм и правил жизни в обществе; активное участие в общественной жизни и реализации социальных проектов.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и возрастных особенностей учащихся, данная программа призвана решить следующие цели и задачи.
Цель:
- создать условия для развития личности подростка в период его социального взросления, формировать познавательный интерес, критическое мышление в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции.
Задачи:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
- развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности.
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Учебный предмет «Обществознание» относится к обязательной части учебного плана, входит в предметную область «Общественно-научные предметы». «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество часов на 5 лет обучения составляет 174 часа. Общая недельная нагрузка в каждом учебном году, продолжительностью 35 недель в 5-8 классе, 34 недели - в 9 классе, составляет 1 час.
Распределение учебного времени представлено в таблице:
Классы | Количество учебных недель | Количество часов в год |
5 класс | 35 | 35 |
6 класс | 35 | 35 |
7 класс | 35 | 35 |
8 класс | 35 | 35 |
9 класс | 34 | 34 |
Итого: | 174 | 174 |
Для реализации программы используется УМК:
Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы : [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — М.: Просвещение, 2014.)
Обществознание 5 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2015
Обществознание 6 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2015
Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2015
Обществознание 8 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2015
Обществознание 9 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012
Планируемые результаты изучения предмета «Обществознание»
Человек в социальном измерении
Выпускник научится:
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;
• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
Ближайшее социальное окружение
Выпускник научится:
• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.
Общество — большой «дом» человечества
Выпускник научится:
• распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;
• характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.
Общество, в котором мы живём
Выпускник научится:
• характеризовать глобальные проблемы современности;
• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;
• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;
• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.
Регулирование поведения людей в обществе
Выпускник научится:
• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.
Мир экономики
Выпускник научится:
• понимать и правильно использовать основные экономические термины;
• распознавать на основе приведенных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;
• характеризовать функции денег в экономике;
• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
Человек в экономических отношениях
Выпускник научится:
• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;
• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;
• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;
• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
Мир социальных отношений
Выпускник научится:
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;
• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;
• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;
• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;
• характеризовать собственные основные социальные роли;
• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;
• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;
• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
• проводить несложные социологические исследования.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;
• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.
Политическая жизнь общества
Выпускник научится:
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
• правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;
• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
• различать факты и мнения в потоке политической информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Культурно-информационная среда общественной жизни
Выпускник научится:
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;
• распознавать и различать явления духовной культуры;
• описывать различные средства массовой информации;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
• осуществлять рефлексию своих ценностей.
Человек в меняющемся обществе
Выпускник научится:
• характеризовать явление ускорения социального развития;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• описывать многообразие профессий в современном мире;
• характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;
• извлекать социальную информацию из доступных источников;
• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.
Выпускник получит возможность научиться:
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
• оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.
5 класс
Выпускник научится:
- добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию;
- систематизировать её (обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи) и представлять в виде текста или схемы.
Выпускник получит возможность научиться:
- определять и объяснять другим людям своё отношение общественным нормам (нравственным, патриотическим общечеловеческим);
- принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.
- уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.
- успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений (получение образования, контакты с органами власти, торговые сделки).
6 класс
Выпускник научится:
- добывать и критически оценивать поступающую информацию об особенностях личности разных людей, особенностях человеческого общения, экономики и политики.
- систематизировать и представлять в разных формах (текст, схему, модель и т.д.) информацию об особенностях личности и поведения разных людей, взаимоотношений людей в социальной сфере, экономике и политике.
- понимать и объяснять характер взаимоотношений между людьми. Анализировать простые системы фактов, явлений, понятий.
Выпускник получит возможность научиться:
- определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и ценностям, к правилам и нормам человеческого общения, основам экономического и политического устройства общества.
- делать свой выбор в учебных ситуациях отношения к личности и поведению разных людей и отвечать за свой выбор, а так же моделирующих основы общественных отношений в социальной сфере, экономике и политике.
- договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
- решать учебно-жизненные задачи в моделях межличностного общения в соответствии с моральными нормами.
7 класс
Выпускник научится:
Понимать связи между людьми в обществе, чтобы правильно ориентироваться в нём.
Добывать и критически оценивать информацию:
- о способах познания мира; об особенностях разных мировоззрений; о проблеме поиска смысла жизни; об этических понятиях «долг», «совесть» и др.; о структуре и правилах социальных отношений; о структуре общества (различать деление по возрасту, профессиональной принадлежности, национальному признаку, принадлежности к различным социальным институтам и др.); о правилах социальных отношений внутри и между частями общества;
- о разных типах экономических систем; о значении денег, банков; о роли мировой экономики; о нормах, регулирующих гражданские экономические правоотношения;
- об элементах политической системы и её устройстве в Российской Федерации;
- о структуре прав человека и о защите их с помощью законов, о правах и ответственности несовершеннолетних; о способах изменения политической системы.
Систематизировать всю получаемую информацию (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать) и представлять её в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д.
Выпускник получит возможность научиться:
- занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных взглядов и ценностей.
- определять и корректно формулировать своё отношение к различным типам мировоззрения, иным способам доказательства истины, общепринятым нравственным нормам и ценностям, выражаемым в понятиях «долг», «совесть», «милосердие»; отстаивать свою точку зрения при обсуждении проблем свободы совести, нравственного выбора между долгом и эгоизмом и т.д.
- определять и выражать своё отношение к делению общества на группы и слои, к сложившимся правилам социальных взаимоотношений, к справедливости устройства разных экономических систем.
- формулировать и обосновывать свою точку зрения при обсуждении проблем поиска смысла жизни, отношений между поколениями.
- определять и выражать своё отношение к идее прав человека, в возможности граждан влиять на власть, к революциям и реформам как способам изменения общества.
- отстаивать свою точку зрения при обсуждении экономических прав подростков
- формулировать и обосновывать свою точку зрения о возможности защиты прав ребёнка и прав человека в условиях существующей политической системы.
- действовать в пределах норм нравственности и права. Определять свою линию поведения в ситуациях, моделирующих нравственный выбор между желаемым и необходимым (должным); договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты, в основе которых столкновение различных типов мировоззрения.
- выстраивать линию своего поведения в ситуациях:
- моделирующих межличностные отношения в различных общественных группах и слоях; договариваться с людьми, предотвращать или преодолевать конфликты,
- связанных с межличностными, межнациональными, классовыми и другими взаимоотношениями;
- моделирующих экономические отношения между подростками и взрослыми.
- нарушения прав человека, отношения граждан и органов власти.
8 класс
Выпускник научится:
Добывать и критически оценивать информацию:
- о разных типах мировоззрений; об общечеловеческих ценностях, об отличительных особенностях научного познания, научных критериях истинности, о значении самопознания в становлении личности (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);
- о самореализации личности, средствах и функциях общения, особенностях семьи и брака, стилях разрешения личностных, социальных и межнациональных конфликтов, толерантности, стратовом и гендерном делении общества (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать).
- о видах семейного бюджета, рыночных законах спроса и предложения, задачах Гражданского, Трудового и Налогового кодексов РФ, предпринимательстве, трудовом договоре, прожиточном минимуме, безработице, профсоюзах, функциях государства в рыночной экономике (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);
- о правовом государстве, гражданском обществе, демократии, партийных системах, правоохранительной системе, механизмах защиты прав человека, гражданской, административной и уголовной ответственности (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать).
Представлять информацию в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д.
Выпускник получит возможность научиться:
Определять и объяснять своё отношение:
- к многообразию мнений и представлений, существующих в обществе по самым разным вопросам;
- к существующему в обществе социальному неравенству, проблеме толерантности, проблеме семьи и брака;
- к проблеме взаимоотношений работодателей и работников (профсоюзы, зарплаты, забастовки, безработица и т.п.);
- к проблемам формирования правового государства и гражданского общества, к возможности осуществления демократии;
Формулировать и обосновывать свою точку зрения на проблему существования общечеловеческих ценностей, критерии истинности знания, самосовершенствования личности.
Договариваться с людьми, преодолевая конфликты, связанные:
- с этикой научной дискуссии, столкновением людей с разным мировоззрением, с неприятием общечеловеческих ценностей;
- с недостатком толерантности в социальных, национальных, семейных отношениях; с трудовыми конфликтами, имущественными спорами в семье и т.п.
- с недостатком правовой культуры, неуважением к правам человека и демократическим свободам.
9 класс
Выпускник научится:
Добывать и критически оценивать информацию:
- о правилах рационального спора, СМИ, глобализации и глобальных проблемах, теории исторического развития: формационной, цивилизационной, модернизационной (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);
- о типах, стадиях и способах разрешения конфликтов, опасностях национальных конфликтов, особенностях юношеского возраста, принципах социального государства (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);
- о смешанной экономике, валютном курсе, международном разделении труда, ВВП, фазах экономического цикла, инфляции, фондовом рынке, рынке труда, прибыли, затратах, формах частного предпринимательства, структуре государственного бюджета (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);
- о стадиях политического процесса, тоталитаризме, суверенитете, легитимности, структуре публичной власти в Российской Федерации, политических идеологиях, партийных и избирательных системах, политических конфликтах и экстремизме (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать).
Представлять информацию в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д.
Выпускник получит возможность научиться:
Определять и объяснять своё отношение к проблемам:
- манипуляции общественным сознанием, глобализации и её противникам;
- социализации молодёжи, существующим социальным конфликтам, трудностям построения социального государства;
- «теневой экономики», справедливой и честной конкуренции на разных видах рынках;
- тоталитаризма, политического экстремизма, борьбы политических партий и идеологий, гражданского выбора.
Формулировать и обосновывать свою точку зрения на проблему существования общечеловеческих ценностей, критерии истинности знания, самосовершенствования личности. Договариваться с людьми, преодолевая конфликты, связанные:
- с разными критериями истинности в споре, с разной оценкой информации, поставляемой СМИ, с разным отношением к процессам исторического развития человечества;
- с национальными отношениями, проблемами поиска молодыми людьми своего места в обществе;
- с рыночной конкуренцией, налогообложением и т.п.;
- с борьбой разных политических партий и идеологий, проявлениями экстремизма или авторитарных действий государственной власти.
Содержание учебного предмета «Обществознание»
Социальная сущность личности (28 часов)
Человек в социальном измерении (18 часов)
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности?
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Ближайшее социальное окружение (10 часов)
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
Современное общество(27 часов)
Общество — большой «дом» человечества (12 часов)
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
Общество, в котором мы живём (15 часов)
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества.
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.
Социальные нормы (36 часов)
Регулирование поведения людей в обществе (18 часов)
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.
Основы российского законодательства (18 часов)
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Судебное разбирательство.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.
Экономика и социальные отношения (36 часов)
Мир экономики (13 часов)
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.
Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
Человек в экономических отношениях (13 часов)
Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
Мир социальных отношений (10 часов)
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.
Политика. Культура (27 часов)
Политическая жизнь общества (16 часов)
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.
Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
Культурно-информационная среда общественной жизни (8 часов)
Информация и способы ее распределения. Средства массовой информации. Интернет.
Культура, ее многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
Человек в меняющемся обществе (3 часа)
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создается молодыми.
Возможные темы проектов. Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п.
5 класс
1. Социальный портрет моего сверстника.
2. Знай свои права (пособие для подростка).
3. Защита правопорядка.
4. Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).
5. Бизнес (иллюстрированный словарь).
6. Как работает современный рынок.
7. Здоровый образ жизни.
8. Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность.
9. Мой город — город для всех.
10. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.
11. Образовательная карта моего города (Куда пойти учиться?).
12. Человек долга — кто он, каков он?
13. Свободное время школьника.
6 класс
1. Социальный портрет моего сверстника.
2. Знай свои права (пособие для подростка).
3. Защита правопорядка.
4. Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).
5. Бизнес (иллюстрированный словарь).
6. Как работает современный рынок.
7. Здоровый образ жизни.
8. Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность.
9. Мой город — город для всех.
10. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.
11. Человек долга — кто он, каков он?
12. Свободное время школьника.
7 класс
1. Знай свои права (пособие для подростка).
2. Защита правопорядка.
3. Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).
4. Бизнес (иллюстрированный словарь).
5. Как работает современный рынок.
6. Человек долга — кто он, каков он?
7. Многообразие юридических профессий
8. Как стать бизнесменом
9. Моя реклама
10. Растения и животные Красной книги Воронежской области
Тематическое планирование
№ п/п | Тематический блок | Количество часов |
5 класс | 35 | |
1. | Введение | 1 |
2. | Человек | 5 |
3. | Семья | 7 |
4. | Школа | 8 |
5. | Труд | 6 |
6. | Родина | 6 |
7. | Итоговое повторение | 2 |
6 класс | 35 | |
1. | Введение | 1 |
2. | Человек в социальном измерении | 11 |
3. | Человек среди людей | 10 |
4. | Нравственные основы жизни | 9 |
5. | Итоговое повторение | 2 |
6. | Резерв | 2 |
7 класс | 35 | |
1. | Введение | 1 |
2. | Регулирование поведения людей в обществе | 13 |
3. | Человек в экономических отношениях | 13 |
4. | Человек и природа | 5 |
5. | Итоговое повторение | 3 |
| 35 | |
1. | Введение | 1 |
2. | Личность и общество | 6 |
3. | Сфера духовной культуры | 8 |
4. | Экономика | 13 |
5. | Социальная сфера. | 5 |
6. | Итоговое повторение | 2 |
| 34 | |
1 | Введение | 1 |
2 | Политика | 10 |
3 | Право | 20 |
4 | Итоговое повторение | 3 |
Итого 5- 9 классы | 174 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...
Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова
· Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...
Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа создана на основе· Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...
Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....