методическая разработка урока для 10 класса по теме " Пенсионные накопления"
методическая разработка по обществознанию (10 класс)
методическая разработка урока по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_teme_pensionnye_nakopleniya.docx | 106.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №4 г. Навашино»
Методическая разработка открытого урока по теме:
«Формирование пенсионных накоплений»
Шамшина Светлана Владимировна – учитель истории и обществознания
ВВЕДЕНИЕ
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Так как обучающиеся это будущие взрослые, то будучи финансово грамотными людьми, они могут положительно влиять не только на личное благосостояние, но и на национальную и мировую экономику.
Авторы проекта выбрали тему «Формирование пенсионных накоплений», так как она является актуальной для всего населения Российской Федерации не зависимо от возраста, поскольку пенсия формируется на протяжении всего трудового стажа человека.
Вступая во взрослую жизнь, ученики вступают в трудовые отношения, к которым они либо не готовы, либо не осведомлены. Это начало длинного пути формирования будущей пенсии. По каким правилам она формируется, какими способами её можно увеличить – это необходимо знать уже на старте, чтобы потом не сожалеть об упущенных возможностях.
Итак, в процессе данного комбинированного урока учащиеся старших классов узнают о том, что такое пенсия, какая система пенсионных накоплений действует на территории Российской Федерации, как формируется пенсия, как можно повлиять на неё, каков пенсионный возраст, какие бывают пенсионные программы.
Урок разработан согласно тематическому планированию авторской программы по финансовой грамотности Ю. В. Брехова, А. П. Алмосова, Д. Ю. Завьялова.
Цель урока: сформировать у учащихся старших классов понимание о системе пенсионных накоплений РФ.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Общая характеристика урока.
Урок проводится для обучающихся 10 – 11 классов.
Тема урока: «Формирование пенсионных накоплений».
Цель урока: сформировать у учащихся старших классов понимание о системе пенсионных накоплений РФ.
Объект: обучающиеся МБОУ «Средняя школа №4 г. Навашино».
Место: г. Навашино.
Название образовательной организации: МБОУ «Средняя школа №4 г. Навашино».
Обучающиеся: 10-11 классы.
Другие: представитель Пенсионного фонда РФ.
Тема урока: «Формирование пенсионных накоплений».
Место занятия в логике реализации предмета: урок по обществознанию в разделе «Экономика».
Вид деятельности учащихся: учебная деятельность.
Количество занятий по теме – 1, порядковый номер в теме – 1, продолжительность – 45 минут.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Учебник и/ или учебное пособие для учащихся: Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10-11 классов. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 400 с
- Методические материалы для учителя: Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 с.; Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с.; Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 48 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
- Цель занятия: достижение не менее 85 % учащимися следующих образовательных результатов.
- Предметные образовательные результаты:
- Усвоение (применение, и т.п.) понятий по теме: «Система пенсионных накоплений»
- Овладение предметными умениями: Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд.
- Метапредметные образовательные результаты:
- Управление собственными пенсионными накоплениями;
- выбор оптимального направления инвестирования накопительной части своей будущей пенсии;
- выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАНЯТИЯ
Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке:
1. Технология дифференцированного обучения (выбор задания);
2. Групповая работа;
3. ИКТ-технологии;
4. Частично-поисковый метод.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Таблица 1: Этапы и типы заданий для обучающихся.
Этап | Продолжительность | Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся |
Актуализация и целеполагание | 7 минут | Учитель раздает учащимся анкеты, для того чтобы узнать, какие знания о системе пенсионных накоплений у них есть. (Приложение 1) |
Основной: | 33 минут | Получение информации о системе формирования пенсионных накоплений в Российской Федерации. Упражнения на закрепление полученных знаний. |
1. Лекция | 21 минут | В процессе лекции учитель последовательно и системно излагает и объясняет учебный материал по заданной теме. Даёт под запись формулировку основных терминов при помощи раздаточного материала. (Приложение 2) |
2. Закрепление | 12 минут | Рассматривает с учащимися задание 4 из рубрики «Проверь себя!» (Приложение 3) |
Рефлексия | 5 минут | Осуществление рефлексии. Продолжают фразу: Я узнал… Я понял… Осталось непонятным… Меня заинтересовало… Подведение итогов урока. |
Таблица 2: Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения учащимися.
Этап | Ожидаемый результат | Типы заданий контрольно-измерительных процедур | |
1 | Актуализация и целеполагание | Получение информации о знании системы пенсионных накоплений | Анкета |
2.1 | Лекция | Знания основных понятий: пенсия, система пенсионных накоплений, коэффициент замещения, трудовой и страховой стажи, пенсионные программы. | Мини-лекция с раздаточным материалом (ребусы) |
2.2 | Закрепление | Усвоение полученных знаний, использования их на практике. | Групповая работа |
3 | Рефлексия | Оценка усвоения полученных знаний обучающимися. | Групповая работа |
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЯ.
Вопросы для педагогической рефлексии:
- Какая цель нашей работы на занятии была сформулирована?
- Какие результаты работы мы получили по реализации цели?
- Какой материал вам показался трудным? Перечислите.
- Какие рекомендации вы бы дали своим близким и друзьям по накоплению пенсии?
Критерии оценки эффективности занятия:
- 85% обучающихся набрали по предложенному заданию больше 75% правильных ответов.
- Готовность обучающихся к оценке необходимости вкладов на будущую пенсию в молодом возрасте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методическая разработка может использоваться как во время урока, так и вне сетки учебного времени, в рамках проведения внеклассных мероприятий, классных часов, тренингов, дебатов, семинарских занятий, направленных на повышение финансовой грамотности учащихся.
Целевая аудитория слушателей: 10-11 классы.
Тема урока найдет у них живой отклик, так как направлена на формирование компетенций, востребованных на всей территории России.
Целью занятия является формирование у учащихся старших классов понимания о системе пенсионных накоплений РФ.
Содержание разработки урока включает в себя раскрытие понятий: пенсия, пенсионная система, Пенсионный фонд РФ.
Урок включает в себя оптимально подобранные структурные элементы: организационный момент, изучение нового материала, работу в группах, рефлексию.
Преимуществом методической разработки урока является использование активных методов обучения, когда учитель выступает не просто в качестве транслятора знаний и умений, а в качестве помощника, консультанта, организатора самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Устанавливается эффективное диалогическое сотрудничество: педагог-обучающиеся. Формулируются проблемные вопросы. К презентации нового материала привлекаются консультанты – представитель Пенсионного фонда РФ, который может аргументированно ответить на вопросы учащихся. Таким образом, достигается определенное снижение барьера восприятия нового материала.
В ходе проведения урока достигаются следующие результаты
Обучающиеся узнают:
- что такое пенсия;
- что такое страховой взнос;
- что такое индивидуальный пенсионный коэффициент;
- как формируется пенсия;
- что такое страховой стаж;
- какова система пенсионных накоплений;
- какие бывают пенсионные программы;
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач;
- использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности;
- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с одноклассниками.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
- Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10-11 классов. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 400 с.;
- Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 с.;
- Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с.;
- Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 48 с.
Интернет-ресурсы:
- www.pfrf.ru – официальный сайт Пенсионного фонда РФ;
- www.vk.com/pension_fond - официальная группа;
- www.ok.ru/pensionfond - официальная группа.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета
- Что такое пенсия?
А) регулярные социальные выплаты государством;
Б) регулярные выплаты Центральным банком;
В) личные накопления.
2. Что такое пенсионная система?
А) это обязательный возмездный платёж, уплачиваемый страхователем за застрахованное лицо в целях социального обеспечения последнего;
Б) совокупность различных экономических, правовых, а также организационных институтов и норм, целью которых является предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий;
В) самостоятельное финансово-кредитное учреждение, образованное в целях государственного управления пенсионным обеспечением в стране.
3. Что такое страховой взнос?
А) это обязательный возмездный платёж, уплачиваемый страхователем за застрахованное лицо в целях социального обеспечения последнего;
Б) совокупность различных экономических, правовых, а также организационных институтов и норм, целью которых является предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий;
В) самостоятельное финансово-кредитное учреждение, образованное в целях государственного управления пенсионным обеспечением в стране.
4. Что такое пенсионный фонд?
А) это обязательный возмездный платёж, уплачиваемый страхователем за застрахованное лицо в целях социального обеспечения последнего;
Б) совокупность различных экономических, правовых, а также организационных институтов и норм, целью которых является предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий;
В) самостоятельное финансово-кредитное учреждение, образованное в целях государственного управления пенсионным обеспечением в стране.
5. Какая система пенсионных накоплений действует на территории Российской Федерации?
А) Континентальная;
Б) Англо-саксонская;
В) Смешанная (континентальная + англо-саксонская).
Таблица правильных ответов:
1 | а |
2 | б |
3 | а |
4 | в |
5 | в |
Приложение 2
Ребусы
Ответы:
- Пенсия;
- Накопление;
- Страхователь.
Приложение 3
Задание 4
Зайдите на сайт Пенсионного фонда Российской Федерации по ссылке http://www.pfrf.ru и ознакомьтесь с информацией о страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования (СНИЛС). По группам дайте характеристику СНИЛС по следующим вопросам:
1. Зачем нужен СНИЛС.
2. С какого возраста выдают СНИЛС.
3. Как получить СНИЛС.
4. На какой срок выдаётся СНИЛС.
5. Что делать при утрате СНИЛС.
Дополнительный вопрос: А вы уже получили СНИЛС? Если получили, возьмите эту зелёную пластиковую карточку и внимательно изучите, какие данные о вас на ней указаны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"
Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...
Методическая разработка урока 5 класс по теме "У врача"
Данная разработка может быть использована при прохождении темы " У врача" в 5 классе при любом УМК...
Методическая разработка урока 10 класса по теме " Профессия"
разработка урока Enterprise 4...
Методическая разработка урока по классу баяна Тема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения».
Методическая разработка урока по классу баянаТема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения»....
Методическая разработка урока 7 класс по теме: "Как дети помогают планете"
Урок разработан на материале УМК Кузовлева В.П., с использованием ИКТ....
Методическая разработка урока по геометрии по теме Решении задач по теме "Прямоугольник, ромб и квадрат" 8 класс
Основой для построения урока взята технология деятельностного подхода со следующими этапами урока: самоопределение к деятельности, организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задач...