Типы экономических систем
тест по обществознанию (9 класс)

Шадрина (Лобцова) Екатерина Анатольевна

Задания по теме для урока обществознания 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl_obshch-vo_praktich.zad_.tipy_ekonomicheskih_sistem.pptx135.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типы экономических систем

Слайд 2

Проверка домашнего задания: 1) Определение «экономическая система» 2) три главных вопроса экономики 3) Какие основные экономические системы выделяют ученые ? 4) Что характерно для каждой из систем?

Слайд 3

5) Что такое транснациональные корпорации, интеграция мировой экономики, глобализация, ВТО, МВФ? 6) Какой тип экономической системы характерен для современной России? Проверка домашнего задания:

Слайд 4

Что производить? 1) традиционная: продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства, производится мало продуктов и услуг, а что производить определяется обычаями и традициями; 2) централизованная: определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, представителями промышленности – «плановиками»; 3) рыночная: определяют сами потребители, производители производят то, что может быть куплено.

Слайд 5

Как производить? 1) традиционная: производят так и тем, как и чем производили предки; 2) централизованная: определяется планом; 3) рыночная: определяют сами производители.

Слайд 6

Для кого производить? 1) традиционная: большинство людей существуют на грани выживания, добавочный продукт достаётся вождям или собственникам земли, оставшаяся часть распределяется согласно обычаям; 2) централизованная: «плановики», направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько, будет получать товаров и услуг; 3) рыночная: потребители получают столько, сколько хотят, производители прибыль.

Слайд 7

Традиционная Рыночная Централизованная (административная, плановая) С мешанная

Слайд 8

Традиционная 1) вопросы, какие товары и услуги для кого и каким образом производить, решаются на основе традиций, передающихся из поколения в поколение; 2) господство натурального хозяйства; 3) земля и капитал находятся в общем пользовании и владении (общины, племени) Командная 1) контроль над производством и распределением со стороны государства; 2) преобладание (господство) государственной собственности на средства производства; 3) централизованное ценообразование; 4) административные методы управления

Слайд 9

Рыночная 1) различные формы собственности, включая частную; 2) свобода предпринимательства; 3) ограниченная роль государства в экономике, предприниматели самостоятельно решают вопросы снабжения, производства и сбыта продукции; 4) развитые товарно-денежные отношения; 5) личный интерес как главный мотив экономического поведения; 6) цены и зарплаты определяются на основе рыночной конкуренции. Смешанная 1) присутствие различных форм собственности; 2) сохранение ведущей роли частной собственности в различных ее формах(трудовая индивидуальная, кооперативная, крупная корпоративная); 3) ускоренное формирование мощной инфраструктуры (как производственной, так и социальной) на основе развития научно-технической революции; 4) активное влияние государства на развитие национальной экономики; 5) контроль государства за развитием социальной сферы; 6) изменения в социально-экономических отношениях .

Слайд 10

Транснациональные корпорации – крупные финансово-промышленные объединения, производственная деятельность которых вынесена за пределы национального государства Интеграция – сплочение, объединение политических, экономических, государственных и общественных структур разных стран (процесс глубокой взаимосвязи)

Слайд 11

Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции ВТО – всемирная торговая организация, действует с 1995 года, контролирует свыше 90% мировой торговли, России – с 2012 года МВФ – международный валютный фонд, специализированное учреждение ООН

Слайд 12

Плюсы и минусы экономических систем??

Слайд 13

+ и – традиционной системы: 1) стабильность общества; 2 ) достаточно высокое качество производимых благ 1) отсутствие технического прогресса; 2) слабая приспособляемость к изменению внешних условий; 3) ограниченность числа производимых благ

Слайд 14

+ и – рыночной системы: 1) гибкость, способность приспосабливаться к изменившимся условиям; 2 ) наличие стимулов к техническому прогрессу; 3 ) рациональное использование ресурсов; 4 ) ресурсы направляются на производство необходимых обществу товаров. 1) неспособность обеспечить равенство доходов, стабильно высокий уровень жизни; 2 ) слабый интерес к фундаментальным научным исследованиям; 3 ) нестабильность развития (кризисы, инфляция); 4 ) отсутствие полной занятости и стабильности цен.

Слайд 15

+ и – плановой системы: 1) устойчивое развитие без экономических кризисов; 2) способность сконцентрировать все силы и средства общества для решения какой-либо проблемы (мобилизационные возможности); 3) гарантирует людям необходимый минимум жизненных благ, обеспечивая уверенность в будущем; 4) позволяет избежать безработицы, хотя достигается всеобщая занятость, как правило, за счёт искусственного сдерживания роста производительности труда 1) невозможность точно спланировать все потребности общества и соответственно распределить ресурсы, что приводит к перепроизводству одних товаров и дефициту других; 2) отсутствие стимула к выпуску качественных товаров; 3) отсутствие экономической свободы у граждан; 4) формирование социального иждивенчества; 5) расточительное отношение к ресурсам

Слайд 16

+ и – плановой системы: 1) Сочетание экономической эффективности с потребностями населения. 2) Отсутствие монополии и дефицита, что способно негативно отразиться на государстве. 3) Социальная ориентированность экономики. 4) Обеспечение не только экономичного роста, а и развития. 1) Она , в отличии от традиционной, не способна изжить такие негативные моменты как инфляция, безработица, заметный социальный разрыв между богатым и бедным населением. 2) Возможный застой производственных фондов. 3) Ухудшение качества товаров. 4) Торможение процесса выхода производителей на новые рынки сбыта.

Слайд 17

Практические задания 1) Назовите два критерия, по которым выделяют командный тип экономической системы. 2 ) Назовите примеры государств, для которых была характерна традиционная экономическая система. (2-3 примера) 3) Назовите основной вид собственности в рамках традиционной экономической системы. 4) Что из перечисленного составляет основу рыночной системы (выберите несколько ответов): А)Право частной собственности Б)Земля В)Экономическая свобода Г)Государство Д)Конкуренция

Слайд 18

5) Верны ли суждения: А. Экономическая свобода есть право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере их использовать для получения дохода. Б. Конкуренция-экономическое соперничество за право получения большей доли 6) Как отвечает рыночная экономика на вопрос: «Что производить?» 7) Какая экономическая система существует сегодня в России?

Слайд 19

8) Определите, к какому типу экономической системы (традиционной, командной или рыночной) относятся следующие фрагменты экономической деятельности: А). Чтобы привлечь квалифицированных рабочих, предприниматель установил на своей фирме более высокую минимальную зарплату, чем в фирмах конкурентов. Б). Чтобы держать цены под контролем, правительство установило потолок цен для огромного числа товаров повышенного спроса. В). В деревне рабочий день летом длится с восхода до заката. Как встарь, каждое утро на рассвете хозяева выгоняют коров пастись. Г). При выборе профессии молодые люди часто идут по стопам своих родителей.

Слайд 20

9) Являются ли следующие утверждения верными? Ответьте «да» или «нет». А). Основную роль в командной экономике при решении проблем выбора играют обычаи и традиции. Б). Одним из отличий традиционной экономической системы от командной экономики является то, что последняя базируется преимущественно на разделении труда в обществе, тогда как первая - главным образом на натуральном хозяйстве. В). Экономика страны M является рыночной, потому что её правитель герцог N владеет и управляет всеми предприятиями этой страны. Г). Свобода предпринимательства и выбора является важной характеристикой командной экономики. Д). Для командной экономики характерно планирование внедрений в производство достижений научно-технического прогресса.

Слайд 21

10) Определите, какой тип экономической системы — планово-административный, рыночный, смешанный — характеризую следующие высказывания: а) предприятие выпустило 2000 столярных станков, но оказалось в сложной ситуации — оно не может их продать; б) в магазине стояла длинная очередь за хлебом: с завтрашнего дня ожидалось повышение цен, и потому люди покупали хлеб впрок; в) члены независимой партии любителей пива в большинстве своем потомственные пивовары; они производят пиво, используя новейшие технологии, понимая, что таким путем они могут получить более высокую прибыль; г ) страна вступила в полосу затяжного экономического кризиса, и правительство издало постановление о продлении срока выплаты пособия по безработице до полутора лет; д ) коллектив предприятия был премирован за сверхплановый выпуск продукции; е ) выпускники медицинского училища были направлены на работу в сельские больницы Вологодской области; ж ) засуха этого года привела к росту цен на пшеницу

Слайд 22

Д/З: Выучить преимущества и недостатки основных экономических систем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме :"Типы экономических систем"

Данный учебный   материал  служит  хорошим  сопровождением  при  объяснении  урока "Типы экономических систем"....

Модульный урок по теме "Типы экономических систем"

Данный урок построен на выполнении обучающимися самостоятельного задания -модуля по теме "Типы экономических систем". В качестве информации для заполнения модуля используется материал ОЭР 1С: "Экономи...

Презентация по теме "Типы экономических систем"

Данная презентация поможет учителю экономики в преподавании темы "Типы экономических систем". В презентации рассматриваются четыре типа экономических систем: традиционная, командная, рыночная, смешанн...

Презентация к лекции по экономике в 10 классе по теме "Типы экономических систем"

Разработанная презентация к уроку экономики или обществознания (раздел "Экономика") в 10 классе....

Урок экономики по теме: "Типы экономических систем"

Данный урок разработан с применением системно-деятельностного подхода. Учащиеся самостоятельно находят информацию по теме, знакомят весь класс, затем работают совместно выполняя задания учителя. По хо...

Урок-исследование "Типы экономических систем"

Учащиеся уже  знают/умеют:·           Знают, что такое «субъекты экономики» (фирма, домохозяйство, государство)·...

Презентация "Типы экономических систем"

Презентация "Типы экономических систем" для учащихся 8 класса....