Урок-исследование "Типы экономических систем"
план-конспект урока по экономике (8 класс) по теме

Морцева Елена Сергеевна

Учащиеся уже  знают/умеют:

·           Знают, что такое «субъекты экономики» (фирма, домохозяйство, государство)

·           Знают, что  такое «основные вопросы экономики»;

·           Различают понятия «частная собственность» и «общественная собственность»;

·           Принимают сформулированную учителем гипотезу и цель исследования;

·           Умеют планировать  ход деятельности с помощью учителя;

·           Умеют с помощью учителя искать и отбирать необходимую информацию;

·           Умеют с помощью учителя анализировать  и корректировать свои исследовательские действия.

Предметные ожидаемые результаты: учащиеся должны знать\уметь

o   Отвечать на основные вопросы экономики (Что? Как? Для кого?) тремя различными способами;

o   Объяснять понятие «экономической системы».

Метапредметные ожидаемые результаты: учащиеся должны уметь

o    Формулировать с помощью учителя рабочую гипотезу и цель исследования;

o   Самостоятельно планировать ход исследования;

o   Организовывать  поиск в различных источниках и отбор необходимой информации;

o   С помощью учителя анализировать и корректировать свои исследовательские действия;

Личностные ожидаемые результаты: учащиеся должны понимать

o   необходимость полученных способов исследовательской деятельности для дальнейшего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока70.98 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся по достижению метапредметной цели

Приёмы

Средства

Организационная форма

Затраты времени

Результаты этапа

Обращение к уже имеющимся знаниям учащихся по теме урока.

Организация обсуждения проблемы необходимости ответов на основные вопросы экономики.

Вспоминают основные вопросы экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить? (Как распределять?)

Высказывают свои предположения о том, что если существуют основные вопросы экономики, значит существуют и ответы на них.

Слайд на экране с основными вопросами экономики

Фронтальная работа

Класс

3 мин

Сформулирована проблема как противоречие между имеющимся знанием и невозможностью на основе этого знания ответить на вопрос: «Какие существуют способы ответов на основные вопросы экономики?»

Краткий  сравнительный анализ экономического устройства общества в разных странах

Организация формулирования гипотезы

Организация обсуждения вопроса – «Как доказать рабочую гипотезу?»

Организация формулирования цели и задач исследования для подтверждения или опровержения гипотезы (ориентируясь на задачи)

На основании высказанных предположений о том, что существуют ответы на основные вопросы экономики и каждая страна имеет свой вариант экономического устройства общества, формулируют с помощью учителя рабочую гипотезу

Предлагают варианты доказательства рабочей гипотезы

Определяют  цель и задачи исследования. Выбирают способ фиксации результатов исследования, способ анализа результатов, способ и форму представления результатов

Задание  «Сформулируй гипотезу» (приложение 1)

Прием «Технология постановки SMART- целей» (Приложение 2)

Задание  «Сформулируй задачи исследования»

(Приложение 3)

Задание  «Напиши план работы»

Слайд2 на экране SMART- цели

Фронтальная беседа

Класс

Индивидуальная работа

20мин

С помощью учителя сформулирована рабочая гипотеза.

Определен способ доказательства гипотезы - проведение исследования в форме анализа имеющихся информационных источников.

Организация самостоятельного исследования  гипотезы о существовании нескольких способов ответа на основные вопросы экономики

Консультирование при фиксации результатов исследования; анализе полученных результатов;

Организация обсуждения выводов

Организация обсуждения вопроса о существовании некой единой системы взаимосвязи субъектов экономики на основе ответов на вопросы Что производить? Как производить? Для кого производить?

Организация формулировки темы урока и его цели.

Проводят самостоятельное исследование пяти текстов, в которых в различном виде представлены три способа ответов на основные вопросы экономики.

Выделяют три способа ответов на три вопроса и фиксируют в таблицах результаты исследования.

Делают предварительные выводы.

Формулируют определение экономической системы как способа организации взаимосвязей между экономическими агентами, определяющего ответы на вопросы: «Что производить?», «Как производить?» и «Для кого производить?»

Формулируют тему и цель урока.

Проведение самого исследования

по составленному плану исследования

Таблица(Приложение 5) и информационные источники (Приложение6)

Слайд3 на экране

Слайд4 на экране

Работа в группах по 5 человек ( назначается координатор группы, который распределяет обязанности внутри группы)

Фронтальная работа

15мин

Осуществлен цикл самостоятельной исследовательской деятельности

Даны три варианта ответов на три основных вопроса экономики.(Приложение 7)

Дано определение экономической системы, сформулирована тема урока и его цель.

Организация взаимопроверки и взаимооценки

Организация рефлексии проведенного исследования

Организация выставления оценок за работу на уроке

Осуществляют взаимопроверку и взаимооценку

Корректируют (при необходимости)  в тетрадях этапы исследования и выводы по уроку

Осуществляют выставление оценки за урок(среднее арифметическое оценки за работу в группе, взаимооценки и самооценки)

Задание: Рефлексия способов исследовательской деятельности (приложение 8

(приложение 8)

Работа в парах

Индивидуально.

5 мин

Определено соответствие осуществленной деятельности плану.

Обоснована необходимость проведения исследовательских действий для подтверждения/опровержения гипотезы

Организация постановки домашнего задания: Ответить на вопрос: «Сколько типов экономических систем можно выделить? Как бы вы их назвали? Почему?»

Индивидуально

2 мин

Приложение 1.

Задание  «Сформулируй гипотезу»

Цель: сформировать умение формулировать рабочую гипотезу по предложенной схеме.

Задание:

1. Сформулировать гипотезы исследований по схеме: «Если …,то…» на следующих примерах:

Пример 1: Почему у нас в классном кабинете тепло, несмотря на мороз на улице?

Возможная гипотеза: «Если батареи горячие и окна заклеены, то будет тепло»

Пример 2: Что случится, если любой коммерческий банк будет печатать свои деньги?

Возможная гипотеза: «Если любой КБ будет печатать свои деньги,  то в стране не будет единой денежной единицы, что приведёт к разрушению денежной системы, банковской системы и экономики страны в целом»

Пример 3:  Как объяснить факт, что при росте доходов населения спрос на одни товары уменьшается, а на другие-увеличивается?

Возможная гипотеза: «Если в одинаковых условиях спрос на товары реагирует по-разному, то можно предположить, что существует две разных группы товаров»

2. Сформулировать по предложенной схеме гипотезу исследования по теме урока.

Гипотеза: «Если существуют основные вопросы экономики и различные варианты экономического устройства общества в разных странах, то существует несколько способов ответа на эти вопросы.»

Приложение 2.

Прием «Технология постановки SMART- целей»

Цель: предоставить учащимся методологическую подсказку при формулировании цели.

Правильно сформулированная цель должна быть:

  1. Specific - конкретная
  2. Measurable - измеримая
  3. Achievable - достижимая
  4. Relevant – согласованная с задачами
  5. Time-Bound - определенная  во времени.

Задание: сформулировать цель исследования, используя требования к цели.

Цель: «Определить, какие существуют варианты ответов на основные вопросы экономики?»

Приложение 3.

Задание  «Сформулируй задачи исследования»

Цель: сформировать умение формулировать задачи исследования.

Задание1: сформулируй задачи исследования, соответствующие данной цели: «Определить, как меняется температура в течение суток»

1.         Выбрать модель записи результатов исследования: таблица, график, схема, текстовая запись и др.

2.Выбрать интервал времени, через который будет измеряться температура.

3.Измерить температуру в соответствии с выбранным интервалом.

4.Сравнить полученные изменения.

5Сделать вывод об изменениях температуры (выросла, понизилась)

Задание2: сформулируй задачи исследования по теме урока

Задачи исследования:

  1. Выбрать модель записи результатов исследования: таблица, схема, текстовая запись и др.
  2. Проанализировать и сравнить имеющиеся информационные источники.
  3. Занести в модель записи результаты анализа.
  4. Проанализировать данные в модели и убедиться, что гипотеза подтверждается/опровергается
  5. Сделать вывод –сколько и какие способы ответов на основные вопросы экономики существует.

Приложение 4.

Задание  «Напиши план работы»

Цель: сформировать умение планировать свою деятельность.

Задание: написать пошагово предполагаемый ход своих исследований.

План исследования

  1. Результаты будут заноситься в таблицу (Приложение 5)
  2. Анализ источников информации (Приложение 6)
  3. Занести в таблицу возможные варианты ответов на основные вопросы экономики
  4. Проанализировать данные в модели и убедиться, что гипотеза подтверждается/опровергается
  5. Сделать вывод –сколько и какие варианты ответов на основные вопросы экономики существует.

Приложение 5.

Существуют следующие варианты ответов на основные вопросы экономики:

Основной вопрос экономики

1 способ ответа

2 способ ответа

3 способ ответа

ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ?

КАК ПРОЗВОДИТЬ?

ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? (КАК РАСПРЕДЕЛЯТЬ?)

Приложение 6.

Приложение 7

Основной вопрос экономики

1 способ ответа

2 способ ответа

3 способ ответа

ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ?

То, что производили предки

То, что запланировано плановым отделом государства

Ориентация на спрос

КАК ПРОЗВОДИТЬ?

Так, как производили предки

Из тех ресурсов, которые предлагаются плановым отделом государства

Затрачивать как можно меньше ресурсов, производя как можно больше благ, то есть производить эффективно

ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? (КАК РАСПРЕДЕЛЯТЬ?)

По принципу уравнения (всем поровну)

По принципу равных возможностей или «каждый сам за себя» (у всех при рождении равные стартовые возможности: можно работать и зарабатывать: как и сколько, зависит от человека; но, если заработать не удастся, никто не обеспечит даже прожиточный минимум)

.

Приложение 8.

Задание: «Рефлексия способов исследовательской деятельности»

Цель: сформировать навык осуществления рефлексии собственной деятельности

Задание:

1. Определить соответствие осуществленной деятельности плану, используя таблицу.

Требование

Критерии оценки

Оценка

 Соответствие действий прописанному алгоритму

Оценка «2» – план не прописан,

Оценка «3» – план прописан не подробно, при осуществлении деятельности пришлось проделать значительные незапланированные действия,

Оценка «4» - деятельность частично соответствует плану, при осуществлении деятельности пришлось проделать незначительные незапланированные действия,

Оценка «5» – план полностью выполнен

2. Объяснить успех/ошибки в выполнении задания.

3. Объяснить необходимость проведения исследовательских действий для подтверждения/опровержения гипотезы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме :"Типы экономических систем"

Данный учебный   материал  служит  хорошим  сопровождением  при  объяснении  урока "Типы экономических систем"....

Модульный урок по теме "Типы экономических систем"

Данный урок построен на выполнении обучающимися самостоятельного задания -модуля по теме "Типы экономических систем". В качестве информации для заполнения модуля используется материал ОЭР 1С: "Экономи...

Презентация по теме "Типы экономических систем"

Данная презентация поможет учителю экономики в преподавании темы "Типы экономических систем". В презентации рассматриваются четыре типа экономических систем: традиционная, командная, рыночная, смешанн...

Презентация к лекции по экономике в 10 классе по теме "Типы экономических систем"

Разработанная презентация к уроку экономики или обществознания (раздел "Экономика") в 10 классе....

Урок экономики по теме: "Типы экономических систем"

Данный урок разработан с применением системно-деятельностного подхода. Учащиеся самостоятельно находят информацию по теме, знакомят весь класс, затем работают совместно выполняя задания учителя. По хо...

Экзаменационная работа по математическому моделированию экономических систем, вариант 9. Планируется распределение начальной суммы средств Е0 = 6 усл

Коммерция. История и методология науки в сфере коммерциипсихолингвистический анализ речевого общения учителя – какую функциональную организация туристического досуга» курсовая работа по дисциплине «Об...

Презентация "Типы экономических систем"

Презентация "Типы экономических систем" для учащихся 8 класса....