Урок экономики по теме: "Типы экономических систем"
методическая разработка по экономике (10 класс) по теме
Данный урок разработан с применением системно-деятельностного подхода. Учащиеся самостоятельно находят информацию по теме, знакомят весь класс, затем работают совместно выполняя задания учителя. По ходу выполнения практической части, делают выводы и аналзируют вслух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по теме "Типы экономических сстем" | 27.94 КБ |
Презентация по теме "Типы экономических систем" | 209.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: «Экономика»
Тема: Типы экономических систем
Методы: проблемного обучения, практический, работа в группах.
Оснащение урока: ПК, мультимедийный проектор, презентация учителя,
нетбуки на столах, дополнительная информация учащихся.
Цели урока:
Обучающие:
изучить типы экономических систем; познакомить учащихся с основными характеристиками экономических систем; способствовать формированию навыков практической, самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся. способствовать систематизации знаний по данной теме с опорой на межпредметные связи.
Развивающие:
навыков исследовательской деятельности; умения планировать свою деятельность; работа в группах; навыков самостоятельной работы с различным источниками.
Воспитывающие:
способности к самоорганизации, целеустремленности, волевых качеств личности, чувство патриотизма.
План урока (1час):
1.Организационная часть
Ход урока:
Организационный момент (2 мин)
Проблемный вопрос (3 мин)
Постановка темы и целей урока
2.Объяснение нового материала(10 мин)
2.1Выступление учащихся (10 мин)
2.2.Практический этап (10 мин)
2.3.Закрепление (5 мин)
Рефлексия. (2 мин)
3.Заключительная часть: подведение итогов, выставление оценок. ( 3 мин)
Тема урока: Типы экономических систем.
Цель:
- изучить типы экономических систем;
- познакомить учащихся с основными характеристиками экономических систем;
- способствовать формированию навыков практической, самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся.
- способствовать систематизации знаний по теме «Экономические системы», опираясь на межпредметные связи.
- Основные методы.
- Метод проблемного обучения – через противоречие между известным и неизвестным, практические методы, метод контроля, метод исследования, при работе с текстами.
Использование ЭОРов:
Необходимость использования ЭОР объясняется деятельностным подходом, интерактивностью, наглядностью, возможностью самоконтроля, оптимизация научной организации труда (темп урока значительно выше).
Ожидаемые результаты.
В результате изучения темы у учащихся должно сформироваться представление:
- об основных типах экономических систем;
- об основных характеристиках этих систем;
- об основных экономических понятиях;
Дальнейшее развитие:
- навыков исследовательской деятельности;
- умения планировать свою деятельность;
- работа в группах;
- навыков самостоятельной работы с различным источниками;
- умения выделять главное, находить причинно-следственные связи;
- навыков сравнительного анализа;
- самостоятельности в формулировки, делать выводы.
Воспитание:
- волевых качеств личности;
- усердия и усидчивости;
- способности к самоорганизации;
- целеустремленности
Оборудование урока:
- ПК, мультимедийный проектор, презентация учителя.
- Нетбуки на столах
- Информация учащихся
Ход урока.
1. Актуализация( 3 мин).
Вступительное слово учителя: один отечественный сатирик задал своим слушателям проблемный вопрос: «Что вы выберите: полный карман денег и пустые прилавки магазинов или полные прилавки магазинов и пустой карман?» Отчего это зависит? Исследованием этого вопроса мы займемся на сегодняшнем уроке
Обучающиеся высказывают свои точки зрения.
Обучающиеся делают вывод о зависимости уровня жизни от типа экономической системы (в данном случае речь идет о командно-административной и рыночной системах), о важности типа экономической системы для социально-экономического и политического развития любого общества.
Какая тема сегодняшнего занятия?
Типы экономических систем.
Что будет целью занятия?
Изучить типы экономических систем. Найти отличия и сходства-сравнить.
2.Объяснение нового материала(10 мин)
А что же называют экономической системой?
Определение записывают в тетрадь.
Это форма организации хозяйственной жизни общества как совокупность ответов на главные вопросы экономики: что, как для кого производить.
Выделяют 4 основных варианта экономических систем:
-традиционную (центральзованную)
-командно-администратвную (плановую)
-рыночную
-смешанную
2.1 Выступление учащихся (10 мин)
В качестве Д/З было найти информацию о типах экономических систем.(Сообщения учащихся) демонстрация эор традционной и командно-административной.
В заключении сообщений эор обобщённая схема
3.Практический этап (10 мин)
Работа в группах над описанием своего вида систем. Заполнение таблицы в одном поле. Прежде чем приступить к работе на ПК, давайте вспомним основные правила техники безопасности при работе за компьютером:
- работа по инструкции учителя;
- монитор руками не трогать;
- о всех необычных шумах, запахах и звуках сообщить преподавателю;
- розетки, разъемы, провода, шнуры – руками не трогать.
Тип системы | Преимущества | Недостатки | Страны |
Традиционная | |||
Командно-административная | |||
Рыночная | |||
Смешанная |
После заполнения вывод по таблице:
Выводы:
Командная экономика-это система, в которой доминирует общественная собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений. Главной чертой является монополизм производства, который тормозит НТП. Государственное регулирование цен порождает дефицит.
Смешанная-это такой тип общества, который объединяет все системы. Главная роль отводится рынку, который испытывает на себе влияние деятельности государства, опыт и традиции страны.
Рыночная-это способ организации жизни при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а ресурсы распределяются с помощью рынка.
Традиционная- способ организации жизни при котором капитал и земля находятся в общем владении, а распределение ресурсов осуществляется на основе традиций.
4.Закрепление (5 мин)
Таблица на экране.
Тестирование использование эор (Тест 1)
Рефлексия. (2 мин)
Д/З §5-6 Можно ли составить идеальный план развития экономики всей страны.
Заключение ( 3мин)
Мы живём с вами в век конкуренции и рынка и прекрасно понимаем, что главное для всех стран, а для России особенно, найти своё место в этом мире и развиваться всё лучше и качественней.
Выставление оценок.
Приложение 2.
Ф.И.------------------------------------------------------------------
Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале | Листы самооценки | |
1 | Как я усвоил материал? Получил прочные знания, усвоил весь материал-9-10 баллов Усвоил новый материал частично-7-8 баллов Мало, что понял, необходимо ещё поработать-4-5 баллов | |
2 | Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли своей работой? Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён своей работой-9-10 баллов Допустил ошибки-7-8 баллов Не справился 4-5 баллов | |
3 | Участие в презентациях Учавствовал-9-10 баллов Не учавствовал-4-5 баллов | |
4 | Как работала подгруппа? Дружно, совместно разбирали задания-9-10 баллов Работа была вялая, неинтересная, много ошибок-4-5 баллов | |
5 | Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания. |
Приложение 2.
Ф.И.------------------------------------------------------------------
Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале | Листы самооценки | |
1 | Как я усвоил материал? Получил прочные знания, усвоил весь материал-9-10 баллов Усвоил новый материал частично-7-8 баллов Мало, что понял, необходимо ещё поработать-4-5 баллов | |
2 | Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли своей работой? Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён своей работой-9-10 баллов Допустил ошибки-7-8 баллов Не справился 4-5 баллов | |
3 | Участие в презентациях Учавствовал-9-10 баллов Не учавствовал-4-5 баллов | |
4 | Как работала подгруппа? Дружно, совместно разбирали задания-9-10 баллов Работа была вялая, неинтересная, много ошибок-4-5 баллов | |
5 | Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания. |
Тип системы | Преимущества | Недостатки | Страны |
Традиционная | |||
Командно-административная | |||
Рыночная | |||
Смешанная |
Приложение 1
Задание 1.Заполните таблицу:
Задание 1.Заполните таблицу:
Тип системы | Преимущества | Недостатки | Страны |
Традиционная | |||
Командно-административная | |||
Рыночная | |||
Смешанная |
Задание 2. Выполните тест.
Вариант 1
1. Государство с рыночной экономической системой:
а) облагает налогом производство;
б) предоставляет бесплатное школьное образование;
в) верно (а) и (б);
г) нет правильного ответа.
2. Предположим, что в Германии некоторая обувная фирма полностью принадлежит государству. Что из ниже перечисленного верно?
а) эта фирма выпускает обувь по установленному плану;
б) эта фирма продает продукцию только государству;
в) эта фирма сама решает, какую обувь производить;
г ) эта фирма никогда не имеет прибыли, так как она принадлежит государству.
3. Смешанная экономическая система получается путем объединения элементов:
а) командной и традиционной экономики;
б) командной и рыночной экономики;
в) традиционной и рыночной экономики;
г) командной, рыночной и традиционной экономики.
4. В рыночной экономике ресурсы распределяются посредством:
а) рынка товаров;
б) рынка факторов производства;
в) плана;
г) традиций.
5. В смешанной экономической системе посредством рыночного механизма происходит:
а) перераспределение доходов;
б) оказание материальной помощи самым бедным слоям населения;
в) создание общественных благ;
г) распределение ресурсов и товаров.
6. Планирование в странах Восточной Европы и СССР привело:
а) к меньшему загрязнению природы, чем в капиталистических странах;
б) к более высокому уровню развития техники и технологии;
в) к меньшему уровню жизни, чем в странах Западной Европы;
г) к более высокому качеству продукции, чем в странах Западной Европы.
7. Командная система возможна:
а) только при частной собственности на станки, заводы, предприятия (средства производства);
б) только при общественной собственности на средства производства;
в) если в обществе существует свобода предпринимательства;
г) нет правильного ответа.
8. Экономика Франции в большей степени относится:
а) к рыночному типу;
б) к командному типу;
в) к традиционному типу;
г) к смешанному типу.
9. В традиционной экономике преобладает:
а) промышленное производство;
б) сельское хозяйство;
в) торговля;
г) банковская деятельность.
Задание 2. Выполните тест.
Вариант 2
1. Основу традиционной экономики составляет:
а) торговля;
б) специализация производства;
в) натуральное хозяйство;
г) государственное управление.
2.Рыночная система базируется:
а) на частной собственности на ресурсы и производимые блага;
б) на общественной собственности на ресурсы и производимые блага;
в) на частной собственности на ресурсы и общественной собственности на производимые блага;
г) на общественной собственности на ресурсы и частной собственности на производимые блага.
3. Экономику Соединенных Штатов в наибольшей степени можно отнести:
а) к традиционному типу;
б) к рыночному типу;
в) к командному типу;
г) к командному типу с элементами традиционной системы.
4. Планирование в экономике:
а) необходимо осуществлять в полном объеме;
б) необходимо осуществлять в разумных пределах;
в) никогда проводить не следует;
г) следует осуществлять только в обществе с традиционной экономической системой.
5. В рыночной экономической системе по сравнению с командной системой:
а) более справедливое распределение даровых благ;
б) менее справедливое распределение даровых благ;
в) большее неравенство доходов населения;
г) меньшее неравенство доходов населения.
6. Человечество установило, что для общества наиболее предпочтительной экономической системой является:
а) традиционная система;
б) командная система;
в) рыночная система;
г) смешанная система.
7. В смешанной экономической системе факторы производства распределяются:
а) рынком;
б) государством;
в) рынком и государством;
г) рынком по сложившейся традиции.
8. В командной системе главные вопросы экономики:
а) решаются рынком;
б) решаются обществом посредством всеобщего обсуждения;
в) решаются государством;
г) не решаются.
9. Самой древней экономической системой является:
а) традиционная;
б) рыночная;
в) командная;
г) смешанная.
Приложение 3.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
Типы экономических систем | И тип | обобщенная интерактивная схема | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79f96076-18d7-4454-b1cd-1d609285fda1/%5BEC911_07%5D_%5BPS_01%5D.swf | |
Командная система | И тип | схема | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/500ae066-9846-4e00-a907-c8ffc724e777/%5BEC911_07%5D_%5BPK_03%5D.swf | |
Традиционная | И тип | схема | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9c20a451-4578-48c8-b1b7-445f29119f5d/%5BEC911_07%5D_%5BPK_02%5D.swf | |
Задание 1 по теме «Типы экономических систем» | К тип | тест |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учитель экономики: маничева О.В Тема урока: Типы экономических систем
Цели урока : изучить типы экономических систем; познакомиться с основными характеристиками экономических систем; способствовать формированию навыков практической, самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся; способствовать систематизации знаний по теме «Экономические системы», опираясь на межпредметные связи.
Экономическая система - это способ организации хозяйственной жизни общества для решения стоящих перед ним вопросов: - Что производить? - Как производить? - Для кого производить?
Типы экономических систем Традиционная Командно-административная (плановая) Рыночная Смешанная
Задание 1 . Заполните таблицу: Типы систем Преимущества Недостатки Название стран Традиционная Командно-административная Рыночная Смешанная
Задание 1 . Заполните таблицу: Типы систем Преимущества Недостатки Название стран Традиционная Мастерство передается из поколения в поколение; Стабильность и предсказуемость общества Отсталая техника Ручной труд Сельскохозяйственное производство Беззащитность перед внешними воздействиями Бангладеш, Афганистан, Пакистан, Азербайджан, Командно-административная Одних товаров больше, чем нужно, других – меньше (переизбыток – дефицит); отсталость технического развития. Всё зависит от с/ х и внешней торговли. Государственное планирование. Стабильность общества, экономики, возможность быстрого распределения и перераспределения ресурсов Куба, Вьетнам, Северная Корея Рыночная Большая свобода выбора для производителей и потребителей. Внедрение передовых технологий. Высокое качество продукции. Большая разница в доходах граждан, в уровне жизни Проблемы :безработица, платные услуги Германия, США, Япония, Великобритания Смешанная Производители сами решают, что производить, а покупатели, что и в каком количестве покупать. Развито большое количество отраслей промышленности. Торговые связи обширны. Высокий рост производства. Государство способно подорвать нормальное функционирование рыночного уклада, если будет слишком вмешиваться в рыночные законы. Россия, Венгрия, Болгария, Польша
Задание 1 . Заполните таблицу: Типы систем Преимущества Недостатки Название стран Традиционная Мастерство передается из поколения в поколение; Стабильность и предсказуемость общества Отсталая техника Ручной труд Сельскохозяйственное производство Беззащитность перед внешними воздействиями Бангладеш, Афганистан, Пакистан, Азербайджан Командно-административная Одних товаров больше, чем нужно, других – меньше (переизбыток – дефицит); отсталость технического развития. Всё зависит от с/х и внешней торговли. Государственное планирование. Стабильность общества, экономики, возможность быстрого распределения и перераспределения ресурсов Куба, Вьетнам, Северная Корея Рыночная Большая свобода выбора для производителей и потребителей. Внедрение передовых технологий. Высокое качество продукции. Большая разница в доходах граждан, в уровне жизни Проблемы :безработица, платные услуги Германия, США, Япония, Великобритания Смешанная Производители сами решают, что производить, а покупатели, что и в каком количестве покупать. Развито большое количество отраслей промышленности. Торговые связи обширны. Высокий рост производства. Государство способно подорвать нормальное функционирование рыночного уклада, если будет слишком вмешиваться в рыночные законы. Россия, Венгрия, Болгария, Польша
Заключение Мы живём с вами в век конкуренции, рынка и прекрасно понимаем, что главное для всех стран, а для России особенно, найти своё место в этом мире, развиваться всё лучше и качественней.
Домашнее задание §5-6 Эссе: Можно ли составить идеальный план развития экономики всей страны?
Ф.И.------------------------------------------------------------------ Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале Листы самооценки 1 Как я усвоил материал? Получил прочные знания, усвоил весь материал-9-10 баллов Усвоил новый материал частично-7-8 баллов Мало, что понял, необходимо ещё поработать-4-5 баллов 2 Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли своей работой? Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён своей работой-9-10 баллов Допустил ошибки-7-8 баллов Не справился 4-5 баллов 3 Участие в презентациях Учавствовал-9-10 баллов Не учавствовал-4-5 баллов 4 Как работала подгруппа? Дружно, совместно разбирали задания-9-10 баллов Работа была вялая, неинтересная, много ошибок-4-5 баллов 5 Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-разработка по теме Типы взаимодействия организмов
Разработка урока по теме Типы взаимодействия организмов. Рассматривается многообразие типов взаимодействия между живыми организмами, а также их значение в жизни видов....
урок-игра по теме "Типы зданий" 6 класс
Урок совмещает в себе материалы учебника Ваулиной Ю. и др. "Английский в фокусе" (модуль 8 "Types of dwellings") и учебника Биболетовой М. "Enjoy English" (unit 3 section 4 "An Englishman`s home is hi...
Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"
Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...
урок информатики на тему: Типы алгоритмов
урок информатики на тему: Типы алгоритмов...
урок химии по теме "Типы кристаллической решетки"
Урок разработан на курсах по ФГОС...
Презентация к уроку экономики на тему "Типы экономических систем"
Презентация создана для уроков экономики 10-го класса....
Презентация к лекции по дисциплине "Экономика" на тему "Типы экономических систем"
Лекция раскрывает характеристику традиционной, рыночной, централизованной и смешанной экономических систем....