Урок " Мы дети разных народов"
методическая разработка по обществознанию (7 класс)

Толочкова Эльвира Римовна
 

Урок обществознания 7 класс.

Тема урока: «Мы — дети разных народов»

Тип урока: Урок открытия новых знаний 

Цель урока:

воспитание общероссийской идентичности; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и демократических ценностей многонационального российского общества;

Задачи урока:

-формирование уважительного отношения к другому человеку, его культуре, языку, традициям;

-готовность вести диалог с людьми других национальностей;

-умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, направленность на созидательное участие в решении социальных проблем;

-умение выполнять задания с использованием проектной деятельности, в том числе в ходе выполнения групповой работы;

-умение использовать социальную коммуникацию в решении познавательных задач; развитие межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей.

-знание ключевых понятий социологии: «этническая группа», «нация», «национальность»

Технологии обучения, воспитания, обоснованность их использования в рамках указанной темы занятия:

проблемный урок, с использованием системно- деятельностного подхода

 

Оборудование урока: Учебник «Обществознание. Человек в обществе. 7 класс» Изд. Вентана –Граф. автор: Соболева О.Б, под ред. Г.А.Бордовского, рабочая тетрадь

Компьютер, мультимедийный проектор. экран

         

 

Формы работы учащихся: индивидуальная работа: самостоятельная работа с учебником, рабочей тетрадью; поиск необходимой информации в  учебнике, групповая работа: поиск ответов на поставленные вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_7_klass.docx30.11 КБ

Предварительный просмотр:

1.Название работы: Урок обществознания 7 класс

Тема урока: «Мы — дети разных народов».

2.ФИО автора, должность.

 Толочкова Эльвира Римовна, учитель истории и обществознания

3.Название Общеобразовательного учреждения

 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Татищевский лицей»

 

Краткие рекомендации к использованию. Используется при изучении главы 1                «Общество и его структура» по учебнику «Обществознание. Человек в обществе. 7 класс» Изд. Вентана –Граф. автор: Соболева О.Б, под ред. Г.А.Бордовского

 

Тема урока: «Мы — дети разных народов»

Тип урока: Урок открытия новых знаний 

Цель урока:

воспитание общероссийской идентичности; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и демократических ценностей многонационального российского общества;

Задачи урока: 

-формирование уважительного отношения к другому человеку, его культуре, языку, традициям;

-готовность вести диалог с людьми других национальностей;

-умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, направленность на созидательное участие в решении социальных проблем;

-умение выполнять задания с использованием проектной деятельности, в том числе в ходе выполнения групповой работы;

-умение использовать социальную коммуникацию в решении познавательных задач; развитие межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей.

-знание ключевых понятий социологии: «этническая группа», «нация», «национальность»

Технологии обучения, воспитания, обоснованность их использования в рамках указанной темы занятия: 

проблемный урок, с использованием системно- деятельностного подхода

 

Оборудование урока: Учебник «Обществознание. Человек в обществе. 7 класс» Изд. Вентана –Граф. автор: Соболева О.Б, под ред. Г.А.Бордовского, рабочая тетрадь

Компьютер, мультимедийный проектор. экран

         

Формы работы учащихся: индивидуальная работа: самостоятельная работа с учебником, рабочей тетрадью; поиск необходимой информации в  учебнике, групповая работа: поиск ответов на поставленные вопросы.

 .Структура и ход урока

1.Мотивационный этап.

2.Актуализация знаний.

3.Постановка целей и задач урока.  

4. Постановка и формулировка проблемы. Выявление трудностей.

5. Планирование  деятельности ( построение проекта выхода из затруднений)

6.Решение проблемы (реализация построенного проекта)

7. Первичное усвоение новых знаний.

8. Самостоятельная работа

9.Первичное закрепление.

10.Рефлексия

                    11.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

План урока

1.Что такое этнос.

2. Виды этнических групп. Этническая картина современного мира.

3.Этническая картина современной России.

4.Отношения между народами в современном мире.

Ход урока

Мотивация. Поднимите руки у кого в семье есть представители нескольких народов? (Ответы детей)

Актуализация знаний.

Из курса 6 класса вспомните, что такое расы. Относятся ли расы к социальным группам? Что вам больше всего нравиться в вашей национальной культуре? (Ответы детей)

О чем сегодня пойдет речь на уроке? (Ответы детей)

Запишите тему урока.

Постановка проблемы

Дети определяют проблему урока:

  • Какова этническая картина современной России?

Выстраивают алгоритм решения проблемы 

План

  • Что такое этнос?
  • 2. Сколько в мире народов.
  • 3. Этническая ситуация современной России.
  • 4. Отношение между народами в современном мире.

Решение проблемы, применение знаний и умений

Сегодня в мире насчитывается от 3 до 5 тыс. этносов и 226 государств. 90% народов живут в многоэтнических государствах.

1.Что же такое этнос найдите определение этого понятия в учебнике и запишите его в тетрадь.

(Ответы детей: Этнос – исторически сложившиеся большая общность    людей, объединенных единством происхождения, территории проживания и культуры.)

2.На основании учебника определите признаки этноса

Признаки этноса:

  • Кровное родство (происхождение от общих предков);
  • Устойчивая межпоколенная связь (знание своих предков, фамильного древа, родословной);
  • Общий язык (обычно один этнос – один язык, но нередко на одном языке могут говорить несколько народов, напр., на испанском языке говорят многие народы Латинской Америки);
  • Определенная территория (большинство этносов проживают компактно на определенной территории, название которой нередко совпадает с названием этноса: французы во Франции, испанцы в Испании, англичане в Англии);
  • Культура, обычаи и традиции (каждый народ имеет только ему присущие ритуалы, обряды, быт, отличающие его от другого народа);
  • Общность исторической судьбы (осознании исторической судьбы нации, как своей судьбы; сопереживание бедам и успехам своего народа);
  • Этническое самосознание (осознании себя неотделимой частицей этноса; чувство духовной принадлеж-ности к своему народу, причастности к его исторической судьбе; гордость за свой народ, его достижения в прошлом и настоящем; знание истории и культуры своего этноса).

На основании рассказа учителя составьте схему: «Виды этнических групп в порядке их появления»

Рассказ учителя:

Племя – первая ступень формирования этноса; включает в себя несколько родов и кланов.

Численность членов племени доходила до десятков тысяч человек. Эта форма этноса свойственна первобытному обществу.

Народность – этническая общность, занимающая положение между племенем и нацией.

Решающую роль в превращении племен в народность играет государство. Оно объединяет территории, устанавливая тесную связь между этническими группами.

Формирование народностей свойственно эпохе рабовладения и феодализма.

Нация – общность людей, объединенных общим языком, территорией, экономической жизнью, культурой, национальным самосознанием.

Это высший исторический этап этноса. Нация возникает в период зарождения капитализма. В этот период складываются Нации более многочисленны, чем народность, они насчитывают десятки, сотни миллионов человек.

Английская нация сложилась в XVI в., французская и русская – в XVII-XVIII вв., немецкая – в XIX в.    

(Проверка выполненной работы)

П.2 Сколько в мире народов?

Прочитайте пункт на стр.19 (учебник «Обществознание. Человек в обществе. 7 класс» Изд. Вентана –Граф. автор: Соболева О.Б.) выполните задание

А.)

Способы возникновения этносов

 

Б.)

Пути исчезновения этносов

Вешние

Внутренние

Примеры:

Примеры:

П.3.Этническая ситуация современной России.

Работа с учебником. Стр.20 прочитать пункт.

 Ответить на вопросы:

1. Назовите самый многочисленный народ проживающий на территории России? (Русские 80% населения).

2. Один из самых малочисленных народов? (энцы-200 человек).

3. Рассмотрите схему: Численность населения стран мира (на 2013 г.)

Страна

Площадь млн км2

Примерное число жителей млн человек

Россия

17

143

Канада

10

34

Китай

9,5

1362

США

9,4

317

Бразилия

8,5

201

Австралия

7,7

23

Выполните задание:

Определите степень заселенности стран, заполнив таблицу. Для этого необходимо провести математические расчеты

Страна

Число жителей

Площадь

Число жителей на 1 км 2

Место страны по заселенности

Россия

Канада

Китай

США

Бразилия

Австралия

4.Перечислите меры, принимаемые в России для увеличения населения страны. (Ответы детей)

П. 4.Отношения между народами в современном мире.

Стр. 21 Работа с иллюстрациями.

Рассмотрите иллюстрации. Используя иллюстрации и свои знания по истории, расскажите о видах межнациональных отношений.

Выполните задание:

Виды межнациональных отношений

сотрудничество

соперничество

мирное

военное

 

Ответ на проблемный вопрос:

  • Какова этническая картина современной России?

Домашнее задание: Используя дополнительную литературу и интернет ресурсы, узнайте какие народы проживают в вашем регионе, напишите сообщение о культуре одного из них.

Рефлексия:

1.На уроке я работал …

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я …

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я …

не устал / устал

5Материал урока мне был …

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

Домашнее задание показалось мне

Легким/трудным

Интересным /неинтересным

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дети разных народов"

Урок-концерт в четвёртых классах в конце II четверти....

Урок искусства в 9 классе "Между искусством разных народов нет непереходимых границ".

Данный урок предназначен для учащихся 9 класса и даёт  знания о роли искусства в жизни человека....

Методическая разработка урока на тему "Женские идеалы красоты у разных народов мира".

План конспект интегрированного урока. Урок изобразительного искусства и музыки....

Мифы разных времен разных народов мира

Урок литературы в 5 классе "Мифы разных времён разных народов"...

Презентация "Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ"

Презентация к уроку музыки в 4 классе. (программа В.О. Усачев, Л.В. Школяр)...