Урок " Мы дети разных народов"
методическая разработка по обществознанию (7 класс)
Урок обществознания 7 класс.
Тема урока: «Мы — дети разных народов»
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель урока:
воспитание общероссийской идентичности; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и демократических ценностей многонационального российского общества;
Задачи урока:
-формирование уважительного отношения к другому человеку, его культуре, языку, традициям;
-готовность вести диалог с людьми других национальностей;
-умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, направленность на созидательное участие в решении социальных проблем;
-умение выполнять задания с использованием проектной деятельности, в том числе в ходе выполнения групповой работы;
-умение использовать социальную коммуникацию в решении познавательных задач; развитие межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей.
-знание ключевых понятий социологии: «этническая группа», «нация», «национальность»
Технологии обучения, воспитания, обоснованность их использования в рамках указанной темы занятия:
проблемный урок, с использованием системно- деятельностного подхода
Оборудование урока: Учебник «Обществознание. Человек в обществе. 7 класс» Изд. Вентана –Граф. автор: Соболева О.Б, под ред. Г.А.Бордовского, рабочая тетрадь
Компьютер, мультимедийный проектор. экран
Формы работы учащихся: индивидуальная работа: самостоятельная работа с учебником, рабочей тетрадью; поиск необходимой информации в учебнике, групповая работа: поиск ответов на поставленные вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_7_klass.docx | 30.11 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Название работы: Урок обществознания 7 класс
Тема урока: «Мы — дети разных народов».
2.ФИО автора, должность.
Толочкова Эльвира Римовна, учитель истории и обществознания
3.Название Общеобразовательного учреждения
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Татищевский лицей»
Краткие рекомендации к использованию. Используется при изучении главы 1 «Общество и его структура» по учебнику «Обществознание. Человек в обществе. 7 класс» Изд. Вентана –Граф. автор: Соболева О.Б, под ред. Г.А.Бордовского
Тема урока: «Мы — дети разных народов»
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель урока:
воспитание общероссийской идентичности; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и демократических ценностей многонационального российского общества;
Задачи урока:
-формирование уважительного отношения к другому человеку, его культуре, языку, традициям;
-готовность вести диалог с людьми других национальностей;
-умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, направленность на созидательное участие в решении социальных проблем;
-умение выполнять задания с использованием проектной деятельности, в том числе в ходе выполнения групповой работы;
-умение использовать социальную коммуникацию в решении познавательных задач; развитие межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей.
-знание ключевых понятий социологии: «этническая группа», «нация», «национальность»
Технологии обучения, воспитания, обоснованность их использования в рамках указанной темы занятия:
проблемный урок, с использованием системно- деятельностного подхода
Оборудование урока: Учебник «Обществознание. Человек в обществе. 7 класс» Изд. Вентана –Граф. автор: Соболева О.Б, под ред. Г.А.Бордовского, рабочая тетрадь
Компьютер, мультимедийный проектор. экран
Формы работы учащихся: индивидуальная работа: самостоятельная работа с учебником, рабочей тетрадью; поиск необходимой информации в учебнике, групповая работа: поиск ответов на поставленные вопросы.
.Структура и ход урока
1.Мотивационный этап.
2.Актуализация знаний.
3.Постановка целей и задач урока.
4. Постановка и формулировка проблемы. Выявление трудностей.
5. Планирование деятельности ( построение проекта выхода из затруднений)
6.Решение проблемы (реализация построенного проекта)
7. Первичное усвоение новых знаний.
8. Самостоятельная работа
9.Первичное закрепление.
10.Рефлексия
11.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
План урока
1.Что такое этнос.
2. Виды этнических групп. Этническая картина современного мира.
3.Этническая картина современной России.
4.Отношения между народами в современном мире.
Ход урока
Мотивация. Поднимите руки у кого в семье есть представители нескольких народов? (Ответы детей)
Актуализация знаний.
Из курса 6 класса вспомните, что такое расы. Относятся ли расы к социальным группам? Что вам больше всего нравиться в вашей национальной культуре? (Ответы детей)
О чем сегодня пойдет речь на уроке? (Ответы детей)
Запишите тему урока.
Постановка проблемы
Дети определяют проблему урока:
- Какова этническая картина современной России?
Выстраивают алгоритм решения проблемы
План
- Что такое этнос?
- 2. Сколько в мире народов.
- 3. Этническая ситуация современной России.
- 4. Отношение между народами в современном мире.
Решение проблемы, применение знаний и умений
Сегодня в мире насчитывается от 3 до 5 тыс. этносов и 226 государств. 90% народов живут в многоэтнических государствах.
1.Что же такое этнос найдите определение этого понятия в учебнике и запишите его в тетрадь.
(Ответы детей: Этнос – исторически сложившиеся большая общность людей, объединенных единством происхождения, территории проживания и культуры.)
2.На основании учебника определите признаки этноса
Признаки этноса:
- Кровное родство (происхождение от общих предков);
- Устойчивая межпоколенная связь (знание своих предков, фамильного древа, родословной);
- Общий язык (обычно один этнос – один язык, но нередко на одном языке могут говорить несколько народов, напр., на испанском языке говорят многие народы Латинской Америки);
- Определенная территория (большинство этносов проживают компактно на определенной территории, название которой нередко совпадает с названием этноса: французы во Франции, испанцы в Испании, англичане в Англии);
- Культура, обычаи и традиции (каждый народ имеет только ему присущие ритуалы, обряды, быт, отличающие его от другого народа);
- Общность исторической судьбы (осознании исторической судьбы нации, как своей судьбы; сопереживание бедам и успехам своего народа);
- Этническое самосознание (осознании себя неотделимой частицей этноса; чувство духовной принадлеж-ности к своему народу, причастности к его исторической судьбе; гордость за свой народ, его достижения в прошлом и настоящем; знание истории и культуры своего этноса).
На основании рассказа учителя составьте схему: «Виды этнических групп в порядке их появления»
Рассказ учителя:
Племя – первая ступень формирования этноса; включает в себя несколько родов и кланов.
Численность членов племени доходила до десятков тысяч человек. Эта форма этноса свойственна первобытному обществу.
Народность – этническая общность, занимающая положение между племенем и нацией.
Решающую роль в превращении племен в народность играет государство. Оно объединяет территории, устанавливая тесную связь между этническими группами.
Формирование народностей свойственно эпохе рабовладения и феодализма.
Нация – общность людей, объединенных общим языком, территорией, экономической жизнью, культурой, национальным самосознанием.
Это высший исторический этап этноса. Нация возникает в период зарождения капитализма. В этот период складываются Нации более многочисленны, чем народность, они насчитывают десятки, сотни миллионов человек.
Английская нация сложилась в XVI в., французская и русская – в XVII-XVIII вв., немецкая – в XIX в.
(Проверка выполненной работы)
П.2 Сколько в мире народов?
Прочитайте пункт на стр.19 (учебник «Обществознание. Человек в обществе. 7 класс» Изд. Вентана –Граф. автор: Соболева О.Б.) выполните задание
А.)
Способы возникновения этносов |
Б.)
Пути исчезновения этносов |
Вешние | Внутренние |
Примеры: | Примеры: |
П.3.Этническая ситуация современной России.
Работа с учебником. Стр.20 прочитать пункт.
Ответить на вопросы:
1. Назовите самый многочисленный народ проживающий на территории России? (Русские 80% населения).
2. Один из самых малочисленных народов? (энцы-200 человек).
3. Рассмотрите схему: Численность населения стран мира (на 2013 г.)
Страна | Площадь млн км2 | Примерное число жителей млн человек |
Россия | 17 | 143 |
Канада | 10 | 34 |
Китай | 9,5 | 1362 |
США | 9,4 | 317 |
Бразилия | 8,5 | 201 |
Австралия | 7,7 | 23 |
Выполните задание:
Определите степень заселенности стран, заполнив таблицу. Для этого необходимо провести математические расчеты
Страна | Число жителей | Площадь | Число жителей на 1 км 2 | Место страны по заселенности |
Россия | ||||
Канада | ||||
Китай | ||||
США | ||||
Бразилия | ||||
Австралия |
4.Перечислите меры, принимаемые в России для увеличения населения страны. (Ответы детей)
П. 4.Отношения между народами в современном мире.
Стр. 21 Работа с иллюстрациями.
Рассмотрите иллюстрации. Используя иллюстрации и свои знания по истории, расскажите о видах межнациональных отношений.
Выполните задание:
Виды межнациональных отношений | ||
сотрудничество | соперничество | |
мирное | военное | |
Ответ на проблемный вопрос:
- Какова этническая картина современной России?
Домашнее задание: Используя дополнительную литературу и интернет ресурсы, узнайте какие народы проживают в вашем регионе, напишите сообщение о культуре одного из них.
Рефлексия:
1.На уроке я работал … | активно / пассивно |
2.Своей работой на уроке я … | доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался | коротким / длинным |
4.За урок я … | не устал / устал |
5Материал урока мне был … | понятен / не понятен полезен / бесполезен |
Домашнее задание показалось мне | Легким/трудным Интересным /неинтересным |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дети разных народов"
Урок-концерт в четвёртых классах в конце II четверти....
Урок искусства в 9 классе "Между искусством разных народов нет непереходимых границ".
Данный урок предназначен для учащихся 9 класса и даёт знания о роли искусства в жизни человека....
Методическая разработка урока на тему "Женские идеалы красоты у разных народов мира".
План конспект интегрированного урока. Урок изобразительного искусства и музыки....
Мифы разных времен разных народов мира
Урок литературы в 5 классе "Мифы разных времён разных народов"...
Презентация "Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ"
Презентация к уроку музыки в 4 классе. (программа В.О. Усачев, Л.В. Школяр)...