Урок по обществознанию на тему: "Права ребёнка".
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)
Предварительный просмотр:
«ПРАВА РЕБЕНКА»
Эпиграф: (на доске)
«Тот, кто отстаивает права ребёнка, иначе говоря, отстаивает будущее»
Виктор ГюГо.
«Человечество обязано давать детям лучшее, что имеет»
«Декларация прав ребенка».
Цели урока:
- познакомить учащихся с Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами о правах ребенка, в которых говорится о правах ребенка в РФ;
- объяснить основные обществоведческие понятия данного урока;
- проанализировать некоторые исторические материалы и материалы СМИ о правовом положении ребенка;
- подвести к выводам о возможных противоречиях между законом и жизненной практикой.
Задачи воспитательные:
* воспитывать уважение к правам человека, правам ребенка;
* воспитывать чувство гордости за свою страну.
* воспитывать чувство сотрудничества, ответственности при выполнении общего дела.
Образовательные:
* передать школьникам знания о Конвенции прав ребенка, ее истории и содержании статей;
* сформировать представление о системе прав ребенка;
* на основе положительной мотивации усвоения знаний о Конвенции содействовать воспитанию убеждения, что обладание правами и свободой неразрывно связано с ответственностью за поступки и поведение.
Оборудование:
- текст Конвенции о правах ребенка.
- текст главы 2 Конституции РФ (сокращенно ст. 17-64).
- отрывки из статей Семейного кодексов РФ, которые содержат информацию о правах детей.
- на магнитной доске таблица в четыре позиции: «выживание», «развитие», «семейное благополучие» и «защита», «участие» и общий заголовок «Права ребенка».
- фотографии и рисунки.
- презентация.
- отрывки из статей о нарушении прав ребенка.
Тип урока: урок – проект
Форма урока: групповая работа.
Основные понятия урока:
ребенок, Конвенция, Декларация, Конституция, Семейный кодекс.
Опережающее задание: сообщение о правовом положении ребенка в обществе в разные периоды истории, поиск статей в периодической печати, рисунки по теме.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя.
Учитель не сообщает ребятам тему урока и зачитывает стихотворение, по которому учащиеся сами определяют тему урока. (Слайд1 )
Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права.
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Записывается тема урока в рабочую тетрадь.
Вам хотелось бы узнать о правах детей? Вы уже знаете, что вам принадлежат основные права человека и гражданина. Многими правами Вы уже пользуетесь и сейчас. Но сегодня мы посвятим урок международным документам о правах детей, а также познакомимся с некоторыми документами, которые защищают права детей в РФ.
II. Отношение к детям в разные периоды истории.
А сейчас небольшой экскурс в историю и выясним, каково было правовое положение детей в России.
Вопросы:
Изменилось ли отношение к детям в наши дни по сравнению с прошлыми веками?
В чем это проявляется? (слайд)
Сообщение учащегося (слайды 2-3)
Детство— период от рождения до 11 лет, в течение которого ребенок растет и развивается физически, формируется его характер. Жизнь детей в это время зависит от взрослых, прежде всего от родителей. Это важнейший период жизни, во многом определяющий дальнейшую судьбу человека.
Какого было отношение к детям в разные исторические эпохи?
Еще 200—300 лет назад, когда основной ячейкой общества являлась большая многодетная семья, детей ценили как рабочие руки. Дети — это будущие кормильцы состарившихся родителей, о которых надо заботиться.
Интересные факты
Детства, как особой стадии развития человека, в Средние века не существовало. В те времена художники изображали детей как маленьких взрослых: у них были взрослыми не только лица, но и одежда. Как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды взрослого, но небольшого размера. Лишь в XVI—XVII веках появляется детская одежда, отличающая ребенка от взрослого.
Интересно, что для мальчиков и девочек в возрасте 2—4 лет одежда была одинаковой и состояла из детского платьица.
Прежние времена отличались высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Дети умирали от болезней, которые тогда не умели лечить, а также от антисанитарии, которая царила в жилищах. Кроме того, детей надо было кормить, а если случался голод — явление частое в древнем и средневековом обществах, — еду получали в первую очередь те, кто сам добывал ее, т.е. взрослые.
Вот почему в ребенке видели не только будущего кормильца, но и серьезную обузу.
Первобытные племена освобождались от детей в периоды засухи, голода и недоедания. Древние спартанцы уничтожали физически слабых младенцев, считая, что они приносят несчастье родителям и не способны защищать отечество в битве с врагом.
Средневековье пестрит сообщениями о побоях и родительском деспотизме.
Русское слово «ребенок», вероятно, произошло от «раба» - зависимость или от «orbus» - осиротевшего, потому что именно сироты выполняли тяжелую, «рабскую работу». А древнерусское слово «отрок», означало и дитя, и подростка, и юношу (буквально «не имеющий права голоса»). Главенствующим было положение отца семейства. Сильна была родительская власть над детьми. Права жизни и смерти над детьми родители не имели, но в качестве серьезного преступления убийство детей не рассматривалось. Так в Соборном уложении Алексея Михайловича Романова в 1649 году за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. А дети, убившие своих родителей, подвергались казни. Можно было наказывать своих детей. Отец с помощью наказаний принуждал детей к повиновению. Всем известный Домострой - свод житейских правил и наставлений XVI века советовал «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство в семейные отношения не вмешивалось. Жаловаться дети на родителей не могли. Для спасения остальных членов семьи отец мог отдать в холопы (рабство) одного из детей. Обычной практикой было насильственное пострижение детей в монахи.
Учащиеся делают вывод об изменении положения ребенка в современном мире.
III. Групповая работа с международными документами о правах детей.
Вопрос: В каких международных документах закреплены права ребенка?
(Когда были принята Декларация прав ребенка – 20 ноября 1959г.
Конвенция о правах ребенка – 20 ноября 1989г)
(Слайды 4-5)
3.1.Слово учителя
Декларация прав ребенка принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году. Она состоит из 10 статей. 10 важных принципов обеспечивают защиту и благосостояние детей. Самый главный тезис декларации – «Человечество обязано давать детям лучшее, что имеет». Но декларация – это лишь заявление о намерениях (от лат. - « провозглашение»).
Целых 10 лет готовилась Конвенция о правах ребенка. ООН подготовила документ, который имел уже обязательную силу для тех государств, которые ее подпишут. На утверждение этого документа ушла 1 минута. Произошло это событие 20 ноября 1989 г. Ратифицирован нашей страной через год.
Различие между этими двумя международными документами состоит в правовых последствиях. Государство, которое подписывает Конвенцию, берет ответственность и готовится отвечать за невыполнение. Представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. С юридической точки зрения более значима Конвенция о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка – основной источник прав несовершеннолетних граждан. Ребенок – будущий дееспособный гражданин страны.
Вопрос: А кого в Конвенции называют ребенком? (слайд 6)
3.2.Работа в классе с первой статьей Конвенции.
Первая статья Конвенции гласит: «Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».
В Конвенции выделяют следующие группы прав: выживание, развитие, семейное благополучие, защита, обеспечение активного участия в жизни общества.
3.3. Работа по группам с текстом Конвенции о правах ребенка.
Мы с вами выполним проект по правам ребенка. В тексте Конвенции найдите статьи, относящиеся к каждому разделу таблицы. Работу выполняем по группам. Каждая группа отбирает права определенной направленности. Номер статьи, которая соответствует заданию вашей группы, вы пишите в таблице.
Класс делится на 5 групп. Даются задания для каждой группы.
Задания для первой группы: (слайд 7)
- Найти в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на выживание.
- Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал одно или несколько таких прав.
- Оформите плакат по теме: «Право на выживание».
Задания для второй группы: (слайды 8-9)
- Найти в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на развитие.
- Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал одно или несколько таких прав.
- Оформите плакат по теме: «Право на развитие».
Задания для третьей группы: (слайды 10-11)
- Найдите в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на семейное благополучие и защиту.
- Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал одно или несколько таких прав.
- Оформите плакат по теме: « Право на защиту».
Задания для четвертой группы: (слайд 12)
- Найдите в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на участие.
- Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал одно или несколько таких прав.
- Оформите плакат по теме: «Право на участие».
Задание для пятой группы:
- Ознакомьтесь с главой 2 Конституции РФ, главой 11 и 12 Семейного кодекса РФ
- Что вы могли бы выделить в Российском законодательстве о защите прав ребенка.
Проверка работы групп. Учитель обращает внимание на результат выполненного задания и просит каждую группу прокомментировать его (Таблица №1 «Права ребенка»).
Участники группы №5 отмечают, что статьи главы 2 Конституции РФ « Права и свободы гражданина » определяют основы правового статуса личности в РФ, а значит и права детей. Например,
В её основных статьях проиллюстрировано:
- В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно принципам и нормам международного права – ст.17 (п.1)
- Основные права и свободы человека принадлежат от рождения (ст. 18)
- Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должны нарушать прав и свободы других лиц – ст.17 (п.3)
Также в конституции говорится о правовой защите, поддержке материнства и детства. (ст. 38)
- право на бесплатное образование; всеобщее обязательное среднее образование молодежи. – ст. 43
- говорится о социальных правах населения, в том числе и детей, которые включают в себя социальное страхование, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и соц. Защиту прав и свобод человека и гражданина РФ.– (ст.39)
Так же Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ.- (45)
Семейный кодекс РФ – закрепляет права ребенка. Определяет:
Ст. 54 Право ребенка жить и воспитываться в семье
Ст.55 Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками
Ст. 56 Право ребенка на защиту
Ст. 57 Право ребенка выражать свое мнение
Ст. 58 Право ребенка на имя отчество и фамилию
Ст. 60 Право на имущество
-жить и воспитываться в семье; ст. 54
-знать своих родителей; ст.54
-воспитание, содержание, забота со стороны родителей и лиц, их заменяющих; ст.54
-уважение человеческого достоинства;
-выражение своего мнения; ст.57
-главное право - право на защиту прав в семье, где защищают права ребенка ст.56
- Законные представители ребенка:
-родители;
-усыновители (приравниваются к кровным родителям);
-приемные родители (заключают договор с органами опеки, «работают» родителями);
-опекуны (до 14 лет);
-попечители (с 14 до 18 лет). Обязаны проживать с подопечным, заботиться о нем. Опека осуществляется и над личностью и над имуществом ребенка. Опекун не имеет права распоряжаться имуществом ребенка без разрешения органов опеки.
Также
- Органы опеки и попечительства, прокурор, суд:
Защищают ребенка от злоупотребления со стороны родителей и лиц, их заменяющих;
-ребенок до 14 лет может обратиться в органы опеки;
-с 14 лет может обратиться в суд для защиты своих прав.
Какой вывод можно сделать?
Вывод, права по семейному кодексу тоже должны выполняться.
(Учащиеся приводят сокращенный перечень прав ребенка по Конвенции о правах ребенка и по Семейному кодексу РФ.)
Творческое задание (работа над проектами в каждой группе) (слайд 13)
- Вопрос:нарушаются ли в современном обществе права ребенка?
Работе с материалами печати.
Цель работы: найти примеры, которые проиллюстрируют:
- Нарушение прав ребенка.
Типичные случаи нарушения: (слайд 14)
- физическое или психологическое насилие;
- оскорбление или злоупотребление правом;
- отсутствие заботы или небрежное обращение;
- грубое обращение;
- эксплуатация;
- сексуальные злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
3.5 Международные организации по защите прав детей. (Слайды 15-19)
Но одного документа недостаточно для обеспечения полного перечня прав ребенка и абсолютной защиты этих прав, пусть это даже Конвенция о правах ребенка и ее положении отменить нельзя. Помимо норм Конвенции защитой детей занимаются множество Международных организаций:
- ООН;
- Международный фонд защиты детей (ЮНИСЕФ), в работе которого принимают участие многие известные всему миру люди;
- «Движение без границ»,
- российские правозащитные организации;
- уполномоченный по правам ребенка РФ П. А. Астахов.
- уполномоченный по правам ребенка по РМ Н.Е. Юткина.
- Итоги урока (слайд 20).
Вывод: Вы ознакомились с правами, которые предоставлены ребенку. Знаем, что государство и граждане страны обязаны защищать права детей и заботиться о них. Но прав без обязанностей не бывает. По мере вашего взросления будет меняться соотношение ваших прав и обязанностей. Знаем, что наши права заканчиваются там, где начинаются права других людей. Сегодня на уроке вы реализовали свое право знать о своих правах.
Рефлексия. (Слайд 21)
Домашнее задание: подготовиться к тесту, повторить весь материал по правам ребенка (глава I).
Приложение 1
Проект: «Права ребенка»
Группа 1 - право на выживание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по обществознанию на тему "«Права и свободы человека и гражданина» 9 класс
Тип урока: Закрепление изученного материала.Форма урока: Творческая лаборатория (с составлением проектной работы)....
Конспект урока по обществознанию на тему:"Право,семья,ребенок".
Урок с использованием новой технологии ученические социологические исследования в процессе обучения общесвознанию,праву,истории....
Поурочная авторская разработка урока по обществознанию по теме "Правила этикета"
Полезный урок для школьников....
Поурочная авторская разработка урока по обществознанию по теме "Правила этикета"
Полезный урок для школьников....
Конспект урока по обществознанию по теме "Права ребёнка"
Целью данного урока является обощить знания детей об их правах и обязанностях. Урок обобщения полученных знаний с применением методики УДЕ ( граф-схема с методом "пустых клеток", взаим...
Урок по обществознанию на тему «Право в системе социальных норм» 10 класс
План - конспект урока с применением кейс технологии...
Конспект урока по обществознанию по теме: «Права и обязанности граждан» в режиме дистанционного обучения 7кл
Конспект урока по обществознанию по теме: «Права и обязанности граждан» в режиме дистанционного обучения 7кл...