проектирование метапредметного урока в курсе обществознания
учебно-методический материал по обществознанию

колосова татьяна евгеньевна

В современном образовании  утвердился системно-деятельностный подход, к требованиям которого относится восприятие школьного обучения как комплекса взаимосвязанных дисциплин, а не разрозненных уроков, которые  ведут учителя-предметники. Задача, стоящая перед школой, развитие гармоничной личности, обладающей не только набором знаний, а именно системой реализуемых на практике умений, компетенций. Таким образом, необходимым условием проведения каждого урока по любому предмету становится его метапредметность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_uroka.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНОГО УРОКА

В КУРСЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Актуальность темы: В современном образовании  утвердился системно-деятельностный подход, к требованиям которого относится восприятие школьного обучения как комплекса взаимосвязанных дисциплин, а не разрозненных уроков, которые  ведут учителя-предметники. Задача, стоящая перед школой, развитие гармоничной личности, обладающей не только набором знаний, а именно системой реализуемых на практике умений, компетенций. Таким образом, необходимым условием проведения каждого урока по любому предмету становится его метапредметность.

Частой проблемой, с которой приходится столкнуться любому учителю обществознания является неумение учащихся связывать теоретический материал урока с социальной реальностью, использовать те знания, которые стали известны им из курсов истории, географии, литературы, обществознания и пр. Учащиеся  как бы разъединяют теорию по одной дисциплине с примерами из другой. Отсутствие системного мышления у подрастающего поколения стало одной из главных трудностей современной школы. Именно в этом часто кроется снижение качества выполненных проектных или исследовательских работ, а также  результатов сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Практика показывает, что вопрос метапредметности на уроках обществознания  вызывает затруднения у педагогов.

Цель курса: разъяснение учителям сущности метапредметного подхода, его целей и значения в разработке уроков обществознания в основной школе; научить проектировать уроки обществознания на основе метапредметного подхода

Тема 1. Модели уроков обществознания

и организация самостоятельной деятельности учащихся

при изучении модулей курса

1.1. Самоанализ урока: как и зачем проводить?

По мнению классиков дидактики (М. Н. Скаткин, П. И. Пидкасистый и др.), урок — основная форма организации обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению, все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамичной системы сводится к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся. Особенности урока как организационной формы обучения обусловлены целью и местом каждого урока в целостной системе учебного процесса. Урок является частью курса учебного предмета, раздела, темы и занимает в них свое место, решает свойственные ему дидактические цели[1].

Проектирование  урока учителем включает осмысление цели, задач, содержания, структуры и хода урока, в особенности, деятельности учащихся, которая стимулируется, управляется и контролируется учителем в процессе урока.

Требования к уроку, наиболее полно сформулированные И. П. Подласым, актуальны и соответствуют современным представлениям. К ним можно отнести:

  • использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;
  • реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил;
  • обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов и потребностей;
  • установление осознаваемых учащимися межпредметных, внутрикурсозых связей;
  • связь с ранее изученными знаниями и имеющимися умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся;
  • мотивация и активизация развития всех сфер личности;
  • логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;
  • эффективное использование педагогических средств;
  • связь с жизнью, личным опытом учащихся;
  • формирование практически необходимых знаний, умений, рациональных приемов мышления и деятельности;
  • формирование умения учиться, потребности в самообразовании;
  • тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Учитель обществознания должен систематически и повседневно анализировать различные педагогические явления и факты из своей практики. Это позволяет ему выявлять положительные и отрицательные моменты в организации и проведении различных видов работы с учащимися, устанавливать причины успеха или неудачи и давать обоснованную оценку эффективности своей работы. Все это поможет каждый последующий урок сделать лучше предыдущего.

Можно предложить следующий алгоритм анализа урока:

1. Тема урока, количество часов, отводимых на изучение.

2. Цели урока (образовательные, воспитательные, развивающие), его ценностные ориентиры.

3. Тип урока, форма учебного занятия, этапы урока, время, затрачиваемое на структурные единицы урока; равномерность распределения учебной нагрузки.

4. Отбор содержания, логика структурирования и методика изучения учебного материала, выполнение требований стандарта и программы.

5. Использование тематических модулей (укрупненных дидактических единиц), «блочное» конструирование темы.

6. Деятельность учителя по формированию знаний и умений учащихся, наличие адекватных содержанию методических приемов и средств обучения, личностно-ориентированного преподавания.

7. Организация познавательной деятельности учащихся, их активность, использование заданий на трех уровнях познавательной самостоятельности.

8. Применяемые формы и виды проверки знаний и умений учащихся, наличие дифференцированного подхода в обучении, индивидуальных учебных заданий.

9. Реализация межпредметных и внутрикурсовых связей по сквозным проблемам курса для конструирования содержательной и процессуальной сторон обучения.

10. Подготовка учителем дидактических материалов, их роль в достижении целей урока, формировании знаний, умений, приемов учебной работы.

11. Результаты урока: реальные достижения, качество ответов учащихся, оценка их работы.

12. Объем домашнего задания, его виды.

13. Нерешенные методические проблемы урока.

Анализ современного урока целесообразно проводить по всем четырем его аспектам:

  • мотивационно-ориентационному (мотивационная готовность к уроку; точность, доходчивость объяснения целей и задач урока; стали ли эти цели личностно значимыми для учеников; нацелена ли деятельность учителя на развитие индивидуальности учащихся),
  • содержательному (соответствие материала требованиям программы, целям и задачам урока, взаимосвязь материала с субъектным опытом учащихся, формирование системного представления (межпредметные и внутрипредметные связи), практическая направленность материала);
  • методическому (применение интерактивных форм обучения; создание условий для проявления самостоятельности; индивидуализация обучения);
  • оценочно-результативному (проведение рефлексии; внимание не только на правильность ответа, но и на его оригинальность, рациональность путей и способов выполнения).

При подготовке к уроку учителю важно проанализировать отличия современного урока и урока традиционного типа, определиться с целями и желаемыми результатами.

Сравним традиционный урок и урок современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Тема урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Цели и задачи урока

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итоги урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще — задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

Как мы видим, в соответствии с современными требованиями, на каждом этапе урока необходимым условием является вовлеченность учащихся в образовательный процесс, их активная познавательная деятельность.  Учителю важно проанализировать деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделить те универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельности учащихся.

В таблице представим вариант проектирования урока комбинированного типа, выделены основные методы, приемы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, а также педагогические технологии:

Требования к уроку

комбинированного

типа

Формируемые универсальные учебные действия

Методы, приемы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

Тема урока

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Ведение проблемного диалога. Мозговой штурм

Цели и задачи урока

Регулятивные, целеполагания, коммуникативные

Ведение проблемного диалога, мозговой штурм, корзина идей

Планирование

Регулятивные планирования

Работа с картой урока, презентации и пр.

Практическая деятельность учащихся

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся. Работа по решению проектных задач. Проведение ролевых игр. Работа с учебником, модульная технология, кейс-метод. Применение словарей, справочников, ИКТ

Осуществление контроля

Регулятивные, контроля (самоконтроля), коммуникативные

Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определенным критериям, образцам). Формирующее оценивание. Рефлексия

Осуществление коррекции

Коммуникативные, регулятивные, коррекции

Использование памяток. Организация взаимопомощи

Оценивание учащихся

Регулятивные, оценивания (самооценивания), коммуникативные

Работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определенным критериям)

Итог урока

Регулятивные, саморегуляции, коммуникативные

Проведение рефлексии с применением тонких и толстых вопросов, вопросов, опорного конспекта

Домашнее задание

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Дифференциация заданий. Применение творческих заданий, практико-значимых заданий.

При анализе проведенного урока учитывается:

1) дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ):

  • соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию;
  • результативность решения дидактической задачи;

2) содержание урока: соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника;

3) методы и средства обучения:

  • соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели;
  • использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы);

4) формы обучения:

  • соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока;
  • целесообразность использования предложенных заданий;

5) результативность урока: достижение цели и решение основной дидактической задачи урока;

6) практическая направленность урока:

  • практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам;
  • организация и проведение лабораторных практикумов и экспериментов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента;

7) самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности:

  • уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока;
  • характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий);
  • взаимопомощь;
  • интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ в зависимости от уровня технической оснащенности;

8) формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;

9) формирование ИКТ-компетентности: применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ-компетентности учащихся;

10) структура урока: соответствие структуры урока основной дидактической задаче;

11) контрольно-оценочная деятельность:

  • использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях ИКТ;
  • осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов;
  • ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся;

12) педагогический стиль: соблюдение норм педагогической этики;

13) гигиенические требования:

  • температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы;
  • соответствие санитарно-эпидемиологическими требованиям;
  • соответствие требованиям к организации образовательного процесса с использованием ИКТ.

Таким образом, проектирование урока учителем предполагает проведение им комплексного анализа темы, цели и задач ее изучения, всех содержательных компонентов урока, выстраивание логики подачи материала и обратной связи, оценку предлагаемых заданий для учащихся на всех этапах урока, а также для домашней работы. При отборе заданий для учащихся учителю необходимо понять: С какой целью дается задание? Что дает это задание учащимся? Как оно связано с содержанием урока?

Как известно, во главе угла системно-деятельностного подхода лежит понятие деятельность, а любая деятельность целенаправленна и должна приводить к результату. Для достижения значимых результатов и учителю, и учащимся необходимо проводить самоанализ урока. Учащимися такая деятельность реализуется на этапе рефлексии. Задача учителя: после проведения урока проанализировать его в сравнении с проектируемым сценарием: Что было реализовано? Что реализовать не удалось? Почему? Какая деятельность учащихся привела к лучшим результатам и почему? Какие формы деятельности были менее успешны и почему? Что необходимо скорректировать в уроке?


[1] См.: Бахмутова Л.С., Калуцкая Е.К. Методика преподавания обществознания. – М., 2016. – Тема  10. Урок  — основная форма организации обучения в курсе «Обществознание».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по курсу обществознания "Социальная стратификация"

В разработке содержится раздаточный материал для организации самостоятельной работы обучающихся по теме "Социальная стратификация", предлагаются различные формы работы с разными источниками информации...

Водный урок к курсу: Обществознание.

Небольшая презентация, которая вводит учащихся в курс изучаемого предмета посредством активной мыслительной деятельности. Подойдет для работы в 9-11 классах базового уровня, возможно, в школах негуман...

"Метапредметный подход к проектированию уроков истории и обществознания"

Статья, посвящена особенностям метапредметного подходо к проектированию уроков истории и обществознания....

Метапредметный подход к проектированию уроков истории и обществознания.

Что такое метапредметный подход. Его положительные стороны при проведении уроков истории и обществознания. Как спроектировать уроки с метапредметным подходом....

Метапредметный подход к проектированию уроков истории и обществознания.

Что такое метапредметный подход. Положительные стороны применения метапредметного подхода в организации уроков истории и обществознания. Особенности данного подхода в изучении истории и обществознания...

Духовно-нравственное развитие и воспитание современного школьника через социальное проектирование на уроках истории и обществознания.

Социальное проектирование -один из важнейших видов деятельности ,которая активно используется в учебной и внеурочной деятельности.Это дает возможность учащимся  связать и соотнести общие пр...