проектирование метапредметного урока в курсе обществознания
учебно-методический материал по обществознанию
В современном образовании утвердился системно-деятельностный подход, к требованиям которого относится восприятие школьного обучения как комплекса взаимосвязанных дисциплин, а не разрозненных уроков, которые ведут учителя-предметники. Задача, стоящая перед школой, развитие гармоничной личности, обладающей не только набором знаний, а именно системой реализуемых на практике умений, компетенций. Таким образом, необходимым условием проведения каждого урока по любому предмету становится его метапредметность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_uroka.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНОГО УРОКА
В КУРСЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Актуальность темы: В современном образовании утвердился системно-деятельностный подход, к требованиям которого относится восприятие школьного обучения как комплекса взаимосвязанных дисциплин, а не разрозненных уроков, которые ведут учителя-предметники. Задача, стоящая перед школой, развитие гармоничной личности, обладающей не только набором знаний, а именно системой реализуемых на практике умений, компетенций. Таким образом, необходимым условием проведения каждого урока по любому предмету становится его метапредметность.
Частой проблемой, с которой приходится столкнуться любому учителю обществознания является неумение учащихся связывать теоретический материал урока с социальной реальностью, использовать те знания, которые стали известны им из курсов истории, географии, литературы, обществознания и пр. Учащиеся как бы разъединяют теорию по одной дисциплине с примерами из другой. Отсутствие системного мышления у подрастающего поколения стало одной из главных трудностей современной школы. Именно в этом часто кроется снижение качества выполненных проектных или исследовательских работ, а также результатов сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Практика показывает, что вопрос метапредметности на уроках обществознания вызывает затруднения у педагогов.
Цель курса: разъяснение учителям сущности метапредметного подхода, его целей и значения в разработке уроков обществознания в основной школе; научить проектировать уроки обществознания на основе метапредметного подхода
Тема 1. Модели уроков обществознания
и организация самостоятельной деятельности учащихся
при изучении модулей курса
1.1. Самоанализ урока: как и зачем проводить?
По мнению классиков дидактики (М. Н. Скаткин, П. И. Пидкасистый и др.), урок — основная форма организации обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению, все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамичной системы сводится к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся. Особенности урока как организационной формы обучения обусловлены целью и местом каждого урока в целостной системе учебного процесса. Урок является частью курса учебного предмета, раздела, темы и занимает в них свое место, решает свойственные ему дидактические цели[1].
Проектирование урока учителем включает осмысление цели, задач, содержания, структуры и хода урока, в особенности, деятельности учащихся, которая стимулируется, управляется и контролируется учителем в процессе урока.
Требования к уроку, наиболее полно сформулированные И. П. Подласым, актуальны и соответствуют современным представлениям. К ним можно отнести:
- использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;
- реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил;
- обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов и потребностей;
- установление осознаваемых учащимися межпредметных, внутрикурсозых связей;
- связь с ранее изученными знаниями и имеющимися умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся;
- мотивация и активизация развития всех сфер личности;
- логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;
- эффективное использование педагогических средств;
- связь с жизнью, личным опытом учащихся;
- формирование практически необходимых знаний, умений, рациональных приемов мышления и деятельности;
- формирование умения учиться, потребности в самообразовании;
- тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Учитель обществознания должен систематически и повседневно анализировать различные педагогические явления и факты из своей практики. Это позволяет ему выявлять положительные и отрицательные моменты в организации и проведении различных видов работы с учащимися, устанавливать причины успеха или неудачи и давать обоснованную оценку эффективности своей работы. Все это поможет каждый последующий урок сделать лучше предыдущего.
Можно предложить следующий алгоритм анализа урока:
1. Тема урока, количество часов, отводимых на изучение.
2. Цели урока (образовательные, воспитательные, развивающие), его ценностные ориентиры.
3. Тип урока, форма учебного занятия, этапы урока, время, затрачиваемое на структурные единицы урока; равномерность распределения учебной нагрузки.
4. Отбор содержания, логика структурирования и методика изучения учебного материала, выполнение требований стандарта и программы.
5. Использование тематических модулей (укрупненных дидактических единиц), «блочное» конструирование темы.
6. Деятельность учителя по формированию знаний и умений учащихся, наличие адекватных содержанию методических приемов и средств обучения, личностно-ориентированного преподавания.
7. Организация познавательной деятельности учащихся, их активность, использование заданий на трех уровнях познавательной самостоятельности.
8. Применяемые формы и виды проверки знаний и умений учащихся, наличие дифференцированного подхода в обучении, индивидуальных учебных заданий.
9. Реализация межпредметных и внутрикурсовых связей по сквозным проблемам курса для конструирования содержательной и процессуальной сторон обучения.
10. Подготовка учителем дидактических материалов, их роль в достижении целей урока, формировании знаний, умений, приемов учебной работы.
11. Результаты урока: реальные достижения, качество ответов учащихся, оценка их работы.
12. Объем домашнего задания, его виды.
13. Нерешенные методические проблемы урока.
Анализ современного урока целесообразно проводить по всем четырем его аспектам:
- мотивационно-ориентационному (мотивационная готовность к уроку; точность, доходчивость объяснения целей и задач урока; стали ли эти цели личностно значимыми для учеников; нацелена ли деятельность учителя на развитие индивидуальности учащихся),
- содержательному (соответствие материала требованиям программы, целям и задачам урока, взаимосвязь материала с субъектным опытом учащихся, формирование системного представления (межпредметные и внутрипредметные связи), практическая направленность материала);
- методическому (применение интерактивных форм обучения; создание условий для проявления самостоятельности; индивидуализация обучения);
- оценочно-результативному (проведение рефлексии; внимание не только на правильность ответа, но и на его оригинальность, рациональность путей и способов выполнения).
При подготовке к уроку учителю важно проанализировать отличия современного урока и урока традиционного типа, определиться с целями и желаемыми результатами.
Сравним традиционный урок и урок современного типа:
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Тема урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) |
Цели и задачи урока | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует |
Итоги урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще — задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей |
Как мы видим, в соответствии с современными требованиями, на каждом этапе урока необходимым условием является вовлеченность учащихся в образовательный процесс, их активная познавательная деятельность. Учителю важно проанализировать деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделить те универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельности учащихся.
В таблице представим вариант проектирования урока комбинированного типа, выделены основные методы, приемы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, а также педагогические технологии:
Требования к уроку комбинированного типа | Формируемые универсальные учебные действия | Методы, приемы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии |
Тема урока | Познавательные общеучебные, коммуникативные | Ведение проблемного диалога. Мозговой штурм |
Цели и задачи урока | Регулятивные, целеполагания, коммуникативные | Ведение проблемного диалога, мозговой штурм, корзина идей |
Планирование | Регулятивные планирования | Работа с картой урока, презентации и пр. |
Практическая деятельность учащихся | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся. Работа по решению проектных задач. Проведение ролевых игр. Работа с учебником, модульная технология, кейс-метод. Применение словарей, справочников, ИКТ |
Осуществление контроля | Регулятивные, контроля (самоконтроля), коммуникативные | Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определенным критериям, образцам). Формирующее оценивание. Рефлексия |
Осуществление коррекции | Коммуникативные, регулятивные, коррекции | Использование памяток. Организация взаимопомощи |
Оценивание учащихся | Регулятивные, оценивания (самооценивания), коммуникативные | Работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определенным критериям) |
Итог урока | Регулятивные, саморегуляции, коммуникативные | Проведение рефлексии с применением тонких и толстых вопросов, вопросов, опорного конспекта |
Домашнее задание | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Дифференциация заданий. Применение творческих заданий, практико-значимых заданий. |
При анализе проведенного урока учитывается:
1) дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ):
- соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию;
- результативность решения дидактической задачи;
2) содержание урока: соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника;
3) методы и средства обучения:
- соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели;
- использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы);
4) формы обучения:
- соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока;
- целесообразность использования предложенных заданий;
5) результативность урока: достижение цели и решение основной дидактической задачи урока;
6) практическая направленность урока:
- практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам;
- организация и проведение лабораторных практикумов и экспериментов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента;
7) самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности:
- уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока;
- характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий);
- взаимопомощь;
- интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ в зависимости от уровня технической оснащенности;
8) формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
9) формирование ИКТ-компетентности: применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ-компетентности учащихся;
10) структура урока: соответствие структуры урока основной дидактической задаче;
11) контрольно-оценочная деятельность:
- использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях ИКТ;
- осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов;
- ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся;
12) педагогический стиль: соблюдение норм педагогической этики;
13) гигиенические требования:
- температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы;
- соответствие санитарно-эпидемиологическими требованиям;
- соответствие требованиям к организации образовательного процесса с использованием ИКТ.
Таким образом, проектирование урока учителем предполагает проведение им комплексного анализа темы, цели и задач ее изучения, всех содержательных компонентов урока, выстраивание логики подачи материала и обратной связи, оценку предлагаемых заданий для учащихся на всех этапах урока, а также для домашней работы. При отборе заданий для учащихся учителю необходимо понять: С какой целью дается задание? Что дает это задание учащимся? Как оно связано с содержанием урока?
Как известно, во главе угла системно-деятельностного подхода лежит понятие деятельность, а любая деятельность целенаправленна и должна приводить к результату. Для достижения значимых результатов и учителю, и учащимся необходимо проводить самоанализ урока. Учащимися такая деятельность реализуется на этапе рефлексии. Задача учителя: после проведения урока проанализировать его в сравнении с проектируемым сценарием: Что было реализовано? Что реализовать не удалось? Почему? Какая деятельность учащихся привела к лучшим результатам и почему? Какие формы деятельности были менее успешны и почему? Что необходимо скорректировать в уроке?
[1] См.: Бахмутова Л.С., Калуцкая Е.К. Методика преподавания обществознания. – М., 2016. – Тема 10. Урок — основная форма организации обучения в курсе «Обществознание».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по курсу обществознания "Социальная стратификация"
В разработке содержится раздаточный материал для организации самостоятельной работы обучающихся по теме "Социальная стратификация", предлагаются различные формы работы с разными источниками информации...
Водный урок к курсу: Обществознание.
Небольшая презентация, которая вводит учащихся в курс изучаемого предмета посредством активной мыслительной деятельности. Подойдет для работы в 9-11 классах базового уровня, возможно, в школах негуман...
"Метапредметный подход к проектированию уроков истории и обществознания"
Статья, посвящена особенностям метапредметного подходо к проектированию уроков истории и обществознания....
Разработка урока по курсу "Обществознание" 8 класс Тема "Моральный выбор- это ответственность"
Урок по курсу "Обществознание"...
Метапредметный подход к проектированию уроков истории и обществознания.
Что такое метапредметный подход. Его положительные стороны при проведении уроков истории и обществознания. Как спроектировать уроки с метапредметным подходом....
Метапредметный подход к проектированию уроков истории и обществознания.
Что такое метапредметный подход. Положительные стороны применения метапредметного подхода в организации уроков истории и обществознания. Особенности данного подхода в изучении истории и обществознания...
Духовно-нравственное развитие и воспитание современного школьника через социальное проектирование на уроках истории и обществознания.
Социальное проектирование -один из важнейших видов деятельности ,которая активно используется в учебной и внеурочной деятельности.Это дает возможность учащимся связать и соотнести общие пр...