Подготовка к ГИА по обществознанию
календарно-тематическое планирование по обществознанию (9 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сулгачинская средняя общеобразовательная школа
им.Константинова И.И.-ДэлэгээтУйбаан»
МР «Амгинский улус (район)»
"Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании МО
гуманитарного цикла зам. директора по УМР директор школы
Протокол №1 _________/Слепцова И.С./ _________ Никифоров А.И.
«30» августа 2018 г. «31 » августа 2018 г. «31 » августа 2018 г.
Рабочая программа элективного курса
«Общество вокруг меня» (подготовка к ОГЭ)
для 9 класса
Учитель истории и обществознания
Неустроева Оксана Ивановна
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка.
Элективный курс «Общество вокруг меня» для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме.
Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях.
Элективный курс рассчитан на 35 учебных часа 1 час в неделю с учетом праздничных дней и требует корректировки. Программа включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 8-9классы»
Принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний;
- активность и сознательность обучения.
- здоровьсбережение.
Основные формы работы: индивидуальная и групповая.
Основные методы: работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, изучение статистических материалов);
- изучение материалов СМИ, интернет-материалов;
- дискуссии, проектная деятельность;
- практические занятия по решению учебных задач;
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, источники, тесты для этапа контроля.
Формы контроля. В ходе занятий могут быть различные: тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал). Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ .
Ожидаемые результаты.
В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:
- анализировать документы;
- анализировать публикации в периодических изданиях;
- работать с диаграммами и таблицами;
- формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам;
- представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, эссе;
- делать выводы, работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без возможности обратиться за консультацией к учителю) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- работать с бланками экзаменационной работы (четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке, хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка, правильно отмечать в бланке вариант ответа, вносить исправления в бланк экзаменационной работы и т.д.)
- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения обществознания, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ГИА. Данный курс способствует расширению и углублению базового курса обществознания. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание, 8-9классы». Большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету.
Содержание курса
День знаний 1 ч.
Введение (1ч.)
ГИА как форма итоговой аттестации по обществознанию.
Тема 1. Современное общество.(4 ч.)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.
На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества.
Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.
Социальные конфликты, пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей. (9ч.)
Биологическое и социальное в человеке.
Человек и его ближайшее окружение.
Личность и межличностные отношения.
Семья как малая группа
Особенности подросткового возраста.
Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.
Мышление и речь
Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (9ч.)
Экономика и её роль в жизни общества.
Экономические системы.
Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Предпринимательство.
Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства.
Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 4. Политика и право. (8ч.)
Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан.
Политический режим. Демократия.
Правовое государство и гражданское общество
Власть. Роль политики в жизни общества.
Правоохранительные органы в Российской федерации.
Органы государственной власти Российской федерации.
Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества. (2ч.)
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры.
Наука в жизни современного общества.
Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.
Итоговое повторение (1 ч.)
Тематическое планирование
№ п/п | Названия тем, уроков | Количество часов | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||
1 | День Знаний | 1 | 4.09 | ||
2 | Введение. ГИА как форма итоговой аттестации | 1 | 11.09 | ||
Тема 1. Современное общество | 4 | ||||
3 | Общество – динамичная саморазвивающаяся система | 1 | 18.09 | ||
4 | На пути к современной цивилизации | 1 | 25.09 | ||
5 | Глобальные проблемы современности | 1 | 2.10 | ||
6 | Социальные конфликты и пути их решения. | 1 | 9.10 | ||
Тема 2. Человек среди людей | 9 | ||||
7 | Биологическое и социальное в человеке. | 1 | 16.10 | ||
8 | Человек и его ближайшее окружение. | 1 | 23.10 | ||
9 | Личность и межличностные отношения. | 1 | 6.11 | ||
10 | Семья как малая группа | 1 | 13.11 | ||
11 | Особенности подросткового возраста. | 1 | 20.11 | ||
12 | Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. | 1 | 27.11 | ||
13 | Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. | 1 | 4.12 | ||
14 | Мышление и речь | 1 | 11.12 | ||
15 | Межличностные конфликты, их конструктивное решение. | 1 | 18.12 | ||
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества | 9 | ||||
16 | Экономика и её роль в жизни общества | 1 | 25.12 | ||
17 | Экономические системы. Разбор ситуаций | 1 | 15.01 | ||
18 | Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. | 1 | 22.01 | ||
19 | Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. | 1 | 29.01 | ||
20 | Предпринимательство. | 1 | 5.02 | ||
21 | Рынок и рыночный механизм. | 1 | 12.02 | ||
22 | Экономические цели и функции государства. | 1 | 19.02 | ||
23 | Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. | 1 | 26.02 | ||
Налоги, уплачиваемые гражданами. | 1 | 5.03 | |||
24 | Тема 4. Политика и право | 8 | |||
25 | Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства Р.Ф. | 1 | 12.03 | ||
26 | Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан | 1 | 19.03 | ||
27 | Политический режим. Демократия. | 1 | 2.04 | ||
28 | Правовое государство и гражданское общество | 1 | 9.04 | ||
29 | Власть. Роль политики в жизни общества. | 1 | 16.04 | ||
30 | Органы государственной власти Российской федерации. | 1 | 23.04 | ||
31 | Правоохранительные органы в Российской федерации. | 1 | 30.04 | ||
32 | Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. | 1 | 7.05 | ||
Тема 5. Духовная жизнь общества | 2 | ||||
33 | Формы и разновидности культуры | 1 | 14.05 | ||
34 | Образование и самообразование | 1 | 21.05 | ||
35 | Итоговое повторение | 1 | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа подготовки к ГИА по обществознанию
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социоло...
Факультатив "Подготовка к ГИА по обществознанию"
Программа факультатива поможет подготовить школьников к аттестации в форме ГИА. Содержит тематическое планирование, список литературы, собственно , программу и учебно - тренировочныйе тесты по раздела...
Тесты для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ...
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 10 класс...
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию.Работа с заданием С9.
Структура написания эссе. Советы при работе с заданием С9...
Рабочая учебная программа курса «Человек и общеcтво" для дистанционного обучения по обществознанию учащихся 9-х классов. "Подготовка к ГИА по обществознанию".
Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9 и...