Разработки уроков по обществознанию
презентация к уроку по обществознанию (8 класс)
В данном разделе содержатся разработки уроков по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по теме "Мораль" 8 класс | 35.65 КБ |
Разработка урока по теме "Мораль" 8 класс | 29.02 КБ |
Презентация к уроку по теме "Мораль" 8 класс | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Рындина Ирина Павловна, к.и.н.
учитель истории и обществознания
МБОУ «Бичурская СОШ №4»
Технологическая карта урока
Предмет обществознание
Класс 8
Тип урока комбинированный
Тема | Мораль | ||||
Цель | сформировать представление о морали как общепринятой норме поведения, создать условия для формирования представлений о понятиях: «мораль», «нравственность», «добро», «зло». | ||||
Задачи | обучающиеся смогут дать определение понятиям «мораль», «нравственность». смогут высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию, управлять своей деятельностью, работать с различными источниками информации (учебник, словарь, собственный опыт), обобщать, устанавливать аналогии, сотрудничать в группе, смогут определять границы собственного знания и незнания. | ||||
Формируемые УУД | Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация (знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми нормами), оценивание усваиваемого содержания Регулятивные УУД: целеполагание и планирование, оценка — выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Коммуникативные УУД: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи Познавательные УУД: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; определение основной и второстепенной информации, логические – выявление отличий, выбор оснований и критериев для сравнения | ||||
Основные понятия | Мораль, нравственность, моральный поступок, нравственные ценности, «золотое правило нравственности», нравственный и безнравственный человек. | ||||
Ресурсы: | Обществознание. Учебник для общеобразовательных учреждений. 8 класс . под ред. Л.Н. Боголюбова.- М., 2014 г. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010 г. Компьютер, мультимедиа проектор. | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные, | УУД | ||||
Организационный момент | Создает рабочий настрой через приветствие. Просит разделиться на группы | Приветствуют учителя. Делятся на 2 группы на 5 человек. | Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Прошу вас сесть по группам. | Личностные: положительный настрой на урок. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. | |
Актуализация знаний по предыдущей теме «Основные элементы духовной сферы жизни общества» | Просит изучить карточки, лежащие на столах, разделить их на блоки по какому либо признаку, и обосновать свое решение Просит вспомнить основные элементы духовной сферы жизни общества и дать им развернутое описание. | Работают в группе. На столах лежит раздаточный материал с информацией по теме урока. (карточки с картинками по блокам: Искусство, Религия, Наука и др.) Вспоминают что такое духовная сфера жизни общества, и каковы ее основные элементы. Называют их и дают развернутое описание. | Рассмотрите карточки. Объедините их в блоки. Аргументируйте свой ответ. Охарактеризуйте такие элементы духовной сферы жизни общества как наука, религия, искусство. | знать значение понятий религия, наука, искусство. Соотносить их с духовной сферой жизни общества | Регулятивные оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в группе |
Обращает внимание на «лишние» карточки | Работают в группах. Рассматривают «лишние» карточки. | Изучите лишние изображения, не подходящие ни в один блок. Можно ли их объединить в группу? Если да, то как назвать эту группу карточек? | |||
Просит найти общее, объединяющее все изображения. | Находят общую тему – «что такое хорошо и что такое плохо» | Найдите общую тему, или понятие объединяющее эти изображения | |||
Подготовка к изучению новых знаний, постановка учебной задачи | Предлагает сформулировать тему урока. | Формулируют тему урока - Мораль | Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. | Предметные: формулировать собственное определение понятия «мораль» («нравственность») Уметь - искать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о явлениях, определять и аргументировать своё отношение к ней. | Познавательные УУД: актуализация своего жизненного опыта; выделение проблемы. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника; умение давать ответы на вопросы. Умение работать в паре. |
Выводит тему урока на слайд и просит записать ее в тетрадь. | Записывают тему укора в тетрадь | Откройте тетради, запишите тему урока | |||
Предлагает определить цель работы на уроке | Определяют цель изучения данной темы - сформировать представление о морали как общепринятой норме поведения | Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия | |||
Работа над новой темой, открытие нового знания | Предлагает подобрать слова ассоциации с понятием «мораль» и самостоятельно сформулировать определение. | ||||
Составляют кластер Формулируют собственное определение понятия мораль | Какие ассоциации у вас возникают со словом мораль? Давайте составим кластер. Пусть каждый подумает о собственном понимании морали и попробует найти ключевые термины, характеризующие явление. | ||||
Предлагает сравнить свое определение понятия «мораль» с тем, которое дается в словаре Ожегова и в учебнике. | Находят определение морали в словаре Ожегова и в учебнике. | Давайте посмотрим, какое определение дается в словаре Ожегова и в учебнике. | |||
Формулирует задание | Записывают определение морали в тетрадь «Мораль – особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости» | Запишите определение морали в тетрадь | |||
Напоминает обучающимся «Золотое правило морали» | Приводят примеры – не убий, не укради, почитай старших, заботься о младших Приводят золотое правило морали : «Не делай другому того, чего себе не желаешь» | О каких именно духовных правилах сказано в определении. Приведите примеры Можно ли все эти правила выразить в одной фразе? | |||
Обращает внимание на слайд, где выведены синонимичные правила морали буддизма, даосизма, конфуцианства, иудаизма, Христианства. | Читают высказывания мудрецов древности. Высказывают свое мнение. Формулируют вывод о том что моральные нормы похожи у всех народов и религий, т.е они являются общечеловеческими. | Какой вывод можно сделать на основе этих цитат? | |||
Обращает внимание обучающихся на сходство понятий мораль и нравственность. Предлагает прочитать определение нравственности в словаре и определить разницу между ними. | Читают определения понятия «нравственность» в словарях и учебнике Высказывают свое мнение | В некоторых определениях мораль по смыслу приравнивается к нравственности. Как выдумаете это одно и тоже? Обоснуйте свой ответ. | |||
Записывают определение нравственности в тетрадь «Нравственность – это внутренняя установка человека поступать согласно своей совести и воле» | Запишите определение нравственности в тетрадь | ||||
Предлагает прочитать народные пословицы со слайда и ответить на вопросы | Делают вывод о том, что люди бывают высокоравственными и безнравственными. | Ребята, перед вами пословицы и поговорки, отражающие нравы людей. «Человек человеку волк», «Не обманешь – не продашь», «Лучше свой кусок, чем чужой пирог». «Добро наживай, а худое избывай», «Своя рубашка ближе к телу» и др. Как вы из понимаете? Можно ли их сгруппировать? | |||
Формулирует задания для работы в парах | Работают в парах, записывают качества высоконравственного человека на шаблонах. Называют качества, выходят по цепочке к доске и прикрепляют свои шаблоны к силуэту человека. | Работая в парах, напишите черты или качества высокоморального нравственного человека на шаблонах. По цепочке назовите качества, которые вы записали и прикрепите шаблон к силуэту человека на доске. | |||
Подводит обучающихся к выводу. | Формулируют вывод. | Подведем итог, какого же человека мы называем высоконравственным? | |||
Закрепление и повторение изученного материала. | Организует закрепление изученного материала | Распределяют предложенные поступки человека на нравственные и безнравственные (защищать Родину, заниматься благотворительностью, любить труд, быть честным, дарить добро, оклеветать человека, воровать, лгать, таить злобу, совершить подлость, найти телефон, почистить картошку) | А себя вы считаете нравственным человеком? Давайте попробуем научиться поступать хорошо, с точки зрения морали. Распределите гипотетические поступки человека на нравственные и безнравственные. | Давать определение понятиям «мораль», нравственность», | Познавательные УУД: умение привлекать собственный жизненный опыт Умение выделять нужную информацию из текста. Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность. |
Находят нейтральные поступки: найти телефон, почистить картошку Приводят примеры. | При каких условиях нейтральные поступки будет нравственными? Приведите примеры из собственной жизни | ||||
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение. | Давайте охарактеризуем, что такое мораль, нравственность. Какого человека мы называем высокоморальным? | |||
Рефлексия. | Организует самопроверку взаимопроверку; | Проводят самопроверку взаимопроверку | Пожалуйста, оцените свою работу на уроке, заполнив лист оценивания. Обменяйтесь листами оценивания с соседом по парте и проведите взаимопроверку. | Освоение социальных норм, правил поведения. | Регулятивные Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика Личностные: нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания |
Итоги урока, домашнее задание | Проводит итоговое оценивание Дает комментарий к домашнему заданию; | Записывают в дневники домашнее задание | Запишите домашнее задание: |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
педагог (ФИО) Рындина Ирина павловна
школа МБОУ «Бичурская СОШ №4»
Предмет__обществознание________________________Класс___8_________
Тема урока_Мораль__
УМК: Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.М.: Просвещение, 2012 г. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 8 класс. Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2010г. О. А. Котова , Т.Е. Лискова.
Целеполагающие задачи:
- предметные: обучающиеся смогут дать определение понятиям «мораль», «нравственность».
- метапредметные: обучающиеся смогут высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию, управлять своей деятельностью, работать с информацией, обобщать, устанавливать аналогии, сотрудничать в группе.
- личностные: обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания.
Ход урока:
ОРГМОМЕНТ
Учитель.
Обучающиеся работают в группе. На столах лежит раздаточный материал с информацией по теме урока. (карточки по блокам: Искусство, Религия, Наука, ) (слайд)
Упражнение: Внимательно изучите карточки, разделите их на группы и обоснуйте свое решение.
Обучающиеся делают вывод: Изучают карточки. Обсуждают в группе. Аргументируют свой ответ.
Упражнение: Найдите «лишние» карточки. Можно ли их объединить в группу? Если да, то как назвать эту группу карточек?
Обучающиеся делают вывод: Изучают карточки. Обсуждают в группе. Аргументируют свой ответ. – «Мораль»
Упражнение: Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.
Обучающиеся формулируют тему урока. О Морали (слайд)
Учитель подводит итог: Да, сегодня мы поведем разговор о морали.
- Откройте тетради, запишите тему урока “Мораль”. (Записывают тему урока в тетради) (слайд)
Зачем, с какой целью мы будем изучать эту тему?
Цель – сформировать представление о морали как общепринятой норме поведения
Учитель. Какие ассоциации у вас возникают со словом мораль? Давайте составим кластер. Пусть каждый подумает о собственном понимании морали и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство (хорошее, доброе, правильное).
Обучающиеся: Высказывают свои ассоциации: хорошее, доброе, составляют кластер
Учитель. Давайте посмотрим, какое определение дается в словаре
Обучающиеся: читают определения морали в словарях.
Учитель. А как раскрывается это слово в учебнике?
Мораль – особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости. (слайд)
Обучающиеся: записывают определение в тетрадь.
Учитель: О каких именно духовных правилах сказано в определении. Приведите примеры
Обучающиеся: приводят примеры – не убий, не укради, почитай старших, заботься о младших.
Учитель. Можно ли все эти правила выразить в одной фразе?
Обучающиеся: «Не делай другому того, чего себе не желаешь»
Вывод ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ!
В различных религиях и культурах существуют синонимичные правила
В буддизме существует принцип: «Не делай другим того, что считаешь злом».
В даосизме: «Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю — своей потерей».
В индуизме: «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе». В исламе:
«Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе».
В иудаизме: «Что ненавистно тебе, не делай другому».
В христианстве: «Делай другим то, что хотел бы, чтобы они делали тебе».
Учитель. Какой вывод можно сделать из данных высказываний?
Обучающиеся: Делают вывод – моральные нормы похожи у всех народов и религий,
Т.е они являются общечеловеческими.
Но только ли по отношению к человеку к другим людям применимы правила морали? А по отношению к чему можно применить моральные нормы?
Учитель прочитайте еще раз определение морали и поясните, каким образом мораль регулирует отношения человека к окружающей среде? Давайте сформулируем эти правила
Обучающиеся: заботься о животных, береги природу, бережно относить к окружающей среде - люби свою родину!
Человек который любит свою Родину – патриот.
Вывод Морально поступать нужно не только по отношению к людям но и по отношению к своей Родине.
Учитель. В некоторых определениях мораль по смыслу приравнивается к нравственности. Как выдумаете это одно и тоже? Обоснуйте свой ответ.
Обучающиеся: высказывают свое мнение.
Учитель. Давайте посмотрим, какое определение нравственности дается в словаре и учебнике.
Обучающиеся: читают определения нравственности в словарях и учебнике, записывают в тетрадь. Нравственность – это внутренняя установка человека поступать согласно своей совести и воле. (слайд)
Закрепление
Учитель. Ребята, перед вами пословицы и поговорки, отражающие нравы людей.
«Человек человеку волк», «Не обманешь – не продашь», «Лучше свой кусок, чем чужой пирог». «Добро наживай, а худое избывай», «Своя рубашка ближе к телу»,
Как вы из понимаете? Можно ли их сгруппировать?
Обучающиеся: делают вывод о том, что люди бывают нравственным и безнравственными.
Учитель. Какого человека мы называем высоконравственным?
Задание: работая в парах составьте черты, качества высокоморального нравственного человека..
- Каждая пара предложит черту, которая должна принадлежать нравственному человеку.
Для этого у каждого на парте лежит лепесток ромашки. Запишите характеристику этого человека. (Милосердие, совестливый, добрый, честный, справедливый, благородный, порядочный, бескорыстный, честность, воспитанность, ответственность, доброжелательность, почтительность, законопослушание)
(Работают с ромашкой, каждая пара записывает характеристику высоконравственного человека на лепесток ромашки и приклеивает на основу
А себя вы считаете нравственным человеком?
Давайте попробуем научить поступать хорошо с точки зрения морали
ХОРОШО | ПЛОХО |
защищать Родину, заниматься благотворительностью, любить труд, быть честным, дарить добро, оклеветать человека, воровать, лгать, таить злобу, совершить подлость, найти телефон, почистить картошку |
По какому принципу делили? Что является лишним? (чистить картошку и найти телефон). При каких условиях этот поступок будет нравственным?
Рефлексия
Лист оценивания
Собственная оценка | Оценка в паре | Оценка учителя |
Домашнее задание:
§ 5, стр.37-41, задание 2 на стр. 44 письменно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные элементы духовной сферы жизни общества НАУКА РЕЛИГИЯ ИСКУССТВО
тЕМА УРОКА «Мораль» Ц ель - сформировать представление о морали как общепринятой норме поведения
Мораль – особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости
Золотое правило морали: Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Будда : «Не делай другим того, что сам считаешь злом». Моисей : «Итак во всем: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Мухаммед : «Никто не может считаться верующим, пока он не желает для своего брата того же, что желает для себя». Конфуций : «Не делай другим того, чего себе не желаешь ». Матфей : «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (7:12).
МОРАЛЬ НРАВСТВЕННОСТЬ = ≠ НРАВСТВЕННОСТЬ – ВНУТРЕННЯЯ УСТАНОВКА ЧЕЛОВЕКА ПОСТУПАТЬ СОГЛАСНО СВОЕЙ СОВЕСТИ И ВОЛЕ. ?
Человек человеку волк Лучше свой кусок, чем чужой пирог Не обманешь - не продашь Добро наживай, а худое избывай Своя рубашка ближе к телу Д обрым быть – долго жить
Нравственный человек… Какой он? добрый, честный, воспитанный, ответственный, бескорыстный, порядочный, справедливый…
Ч то такое хорошо? и Что такое плохо? защищать Родину; заниматься благотворительностью; быть честным; творить добро; оклеветать человека; воровать; найти телефон; любить труд ; лгать; таить злобу; совершить подлость; почистить картошку
Твори добро, чтобы любя, Добро тебя нашло. Зла не верши, чтоб и тебя Не погубило зло.
Самооценка Оценка в паре Оценка учителя Оценивание за работу на уроке
Домашнее задание: § 5, стр.37-41 задание 2 на стр. 44 (письменно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Турнир знатоков"
Предлагаемый урок является повторительно-обобщающим по курсу общестовознание. Форма - турнир....
Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы семьи и брака"
Разработка урока включает электронную презентацию, опорные схемы....
Разработка урока по обществознанию Права и обязанности человека и гражданина
Разработка урока по обществознанию по теме: Права и обязанности граждан. В работу включены: ход урока, презентация, задания и лист самоконтроля учащегося....
Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."
Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....
Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Ты будущий избиратель"
Урок дает представление обучающимся 8 класса о системе выборов в нашем государстве, в форме ролевой игры пройти все этапы выборов. Вызвать у учащихся интерес к выборам как краеугольному институту...
Разработка урока по обществознанию "Семьёй дорожить - счастливым быть".
Цель: развитие у учащихся критического мышления в процессе работы с адаптированными источниками социальной информации и определения собственной позиции. Задачи: Показать роль семьи в жизни каждого...
Методическая Разработка Урока по Обществознанию
Открытый урок по теме "Цивилизация России" с использованием методов интерактивного обучения, дискуссии...