Урок в 5 классе по обществознанию на тему "Мы - многонациональный народ".
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)
Конспект урока в 5 классе по теме "Мы - многонациональныц народ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse.docx | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Мы — многонациональный народ».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока:
Способствовать закреплению в сознании учащихся убеждения, что Россия - многонациональная страна и к каждой национальности нужно относиться с уважением.
Образовательные ресурсы: презентация «Мы — многонациональный народ»
Карта субъектов РФ, учебники, тетради.
I.Организационный момент.
Здравствуйте!
Мы только что поприветствовали друг друга. А хотите узнать, какие формы приветствия существуют у народов нашей страны?
Башкиры произносят «Саумысыз» и осуществляют рукопожатие двумя руками.
Эвенки приветствуют друг друга молча особым рукопожатием: гость протягивает обе руки, сложенные друг на друга ладонями вверх, а хозяин пожимает их снизу и сверху.
Эскимосы – при встрече должны потереться носом друг о друга.
Давайте и мы поприветствуем друг друга, как это делают эскимосы.
Слайд 1. Народы нашей страны.
- Как вы думаете, о чём будет наш сегодняшний разговор? Какая тема?
Слайд 2. Тема урока: «Мы – многонациональный народ»
- Давайте подумаем, на какие вопросы мы должны ответить?
- Какую цель мы с вами сегодня поставим?
Цели урока: определить, что такое национальность, нация, многонациональная культура, выявить важность многонационального народа России и его культуры.
Проблемное задание: Подумайте, почему важно научиться уважительно относиться к людям другой национальности?
III. Изучение нового материала.
- Работа с учебником с. 94. Рассмотрите карту России.
Слайд 3. Россия – огромная страна. По территории она больше таких государств, как США, Канада, Китай или Индия. А Франция или Германия могли бы разместиться на нашей территории более 30 раз. Неудивительно, что в России проживают люди многих национальностей.
Вопросы:
– Чем вы подтвердите, что наша страна многонациональная?
– Какие выводы вы можете сделать, изучив карту?
- Работа с текстом Конституции. Откройте Конституцию и прочитайте, какими словами начинается вступительная часть.
Слайд 4.
Наша Конституция начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...»
Беседа по вопросам:
1. Что означают слова «многонациональный народ»?
2. Как вы понимаете их смысл?
Это значит, что в России много национальностей, но все они – один народ. Как называется народ России? Мы кто? (россияне).
- Работа со словарём. Найдите, что означает слово «нация».
Слайд 5. «Мы — дети разных народов, мы — один народ».
А теперь познакомимся с народами, проживающими в нашей стране. Посмотрите на слайд и послушайте стихотворение.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
- Что объединяет эти народы? (общая территория, все они живут в одном государстве)
- Что отличает? (язык, культура, обычаи, традиции, занятия и др.)
Среди этих народов нет малых или больших, есть народы малочисленные и многочисленные.
Как сложилось наше государство? Совершим путешествие сквозь время
- Как вы думаете, какой народ самый многочисленный? (русские – 80 % населения).
- Какой народ был основателем и главным строителем нашего огромного государства?
Слайд 6. Большинство населения России составляют русские. Русский народ создатель и строитель нашего государства.
О том, как сложилось наше государство мы узнаем, совершив небольшое путешествие в прошлое.
Слайд 7. Древнерусское государство в IX веке.
Ещё в IX веке стало складываться Древнерусское государство. И с самого начала на его территории проживало много разных народов. Наши предки славяне соседствовали с финно-уграми, балтами, тюрками и другими народами. Когда образовалось Древнерусское государство, эти народы стали жить вместе со славянами, принимая порой их веру, язык и культуру.
Слайд 8. Рост территории в XVI-XIX вв.
А страна продолжала расти и расширяться. В XV веке вокруг Москвы сложилось единое Российское государство. В XVI-XIX веках к нему были присоединены огромные территории Севера, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. И жившие там народы вошли в состав России.
Слайд 9. Сегодня Россия – большое многонациональное государство, расположенное на пространствах Европы и Азии. Самым многочисленным народом нашей страны является русский народ. Особое значение в сплочении народов нашей страны играет великая русская культура – язык, наука, литература, музыка, живопись, архитектура.
Слайд 10. Мы уже знаем, что русский язык является государственным языком РФ. Ещё русский язык называют языком межнационального общения.
- Как вы это понимаете? (это значит, что люди разных национальностей в нашей стране могут общаться друг с другом на русском языке).
Вот почему мы говорим, что русская культура способствует объединению нашей многонациональной страны в единое государство.
Работа в тетрадях с.73, задание 5. Самостоятельно.
Проверка выполнения задания. Прочитайте, что у вас получилось.
- А теперь давайте выясним, что такое национальность?
Слайд 11. Что такое национальность. Откройте учебник на с.117 и найдите ответ на вопрос.
- Что связывает людей одной национальности?
- Кто должен определять национальность человека и по каким признакам?
- Объясните, почему национальность не является заслугой человека или его недостатком?
«Национальность — это вопрос личной судьбы, она идет от родителей и страны, в которой человек родился, а также той культуры, которую он усвоил. Она всегда остается вопросом глубоко личным, внутренним, духовным. Говорить о какой-то хорошей или плохой нации — значит поступать некорректно. Нет на свете плохих или хороших наций — есть плохие или хорошие люди, совершающие плохие или хорошие поступки. Вот за свои поступки человек действительно несет ответственность, и их действительно можно оценивать.
Слайд 12. «Учимся уважать людей любой национальности».
Работа с учебником с.118.
Существуют правила, которые четко говорят о том, как нужно относиться к людям другой национальности. Прочитайте эти правила. Назовите первое, главное правило и другие.
Почему важно научиться уважительно относиться к людям другой национальности?
( чтобы не было конфликтов и межнациональной розни, чтобы все народы жили дружно и счастливо).
Слайд 13.А теперь проверим, как вы усвоили новую тему. Подумайте и продолжите предложения.
Слайд 14. Подведём итог нашего урока.
- Что важное мы сегодня узнали? Какой вывод можем сделать?
Домашнее задание: § 14, вопросы с.117.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку " Мы -многонациональный народ"
Презентация к уроку "Мы - многонациональный народ"...
Конспект урока обществознания "Мы - многонациональный народ", 6 класс
Цель урока выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации для её граждан, для государства. ...
Интегрированный урок по математике и обществознанию "Россия - многонациональная страна" 6 класс
Интегрированный урок по математике и обществознанию "Россия - многонациональная страна". 6 класс.Математика - урок повторения и закрепления знаний. Расширение представлений учащихся о прак...
Конспект урока 5 класс по обществознанию "Образование и самообразование"
Урок обществознания проведён в 5 классе по ФГОС. Используется мультимедиапрезентация...
презентация к уроку обществознания "Мы-многонациональный народ"
Цель:способствовать закреплению в сознании учащихся убеждения, что Россия- многонациональная страна и к каждой национальности нужно относиться с уважением.Нация – историч...
Технологическая карта урока по обществознанию "Мы-многонациональный народ"
Технологическая карта урока по обществознанию "Мы-многонациональный народ" разработана для учащихся 5 класса к учебнику обществознания под ред.Л.Н. Боголюбова...
Конспект урока "Мы- многонациональный народ"
Урок предназначен для обучающихся 5 класса. Цель урока: способствовать закреплению в сознании учащихся убеждения,что Россия - многонациональная страна и к каждой национальности нужно относи...