Презентация по обществознанию 10 класс (проф.уровень) на тему "Проблема познаваемости мира"
презентация к уроку по обществознанию (10 класс)
Данная презентация поможет учителю провести наглядный урок по обществознанию в 10 классе (проф.уровень) на тему "Проблема познаваемости мира"
Наличие фотографий и кратких пояснений к терминам параграфа поможет ученикам легче усвоить и запомнить материал.
Данная презентация также может использоваться учащимися для самостоятельного изучения темы, для выполнения домашнего задания, для подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация по обществознанию 10 класс (проф.уровень) на тему "Проблема познаваемости мира" | 997.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока Бытие и познание Проблема познаваемости мира Познание как деятельность Чувственное познание Рациональное познание
1. Бытие и познание «Знание - сила» Френсис Бэкон (1561-1626) Знания необходимы для жизни любому человеку. Однако, в настоящее время количество накопленных и прибавляющихся ежедневно знаний уже невозможно усвоить в полном объеме любому человеку. Представления и идеи о том, как формируются общие принципы человеческого познания, его соотношения с реальным миром, граница между знанием и верой, пределы познавательных возможностей человека – рассматриваются философами. Подходы к решению этих вопросов могут быть разными.
1. Бытие и познание Онтоло́гия (лат. ontologia от др.греч. ὤν род. п. ὄντος - сущее, то, что существует и λόγος - учение, наука) - раздел философии, изучающий бытие. Основной вопрос онтологии: что существует? Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение. Онтология представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним. «Вопрос, который издревле ставился и ныне постоянно ставится и доставляет затруднения, - вопрос о том, что такое сущее» Аристотель
1. Бытие и познание Вопрос соотношения бытия и сознания – один из основных вопросов философии . Основа всего сущего (бытия) – ВОДА. Фалес Милетский Основа всего сущего (бытия) – ОГОНЬ. Гераклит Основа всего сущего (бытия) – НЕДЕЛИМЫЕ АТОМЫ. Демокрит
1. Бытие и познание В средневековье БЫТИЕ в основном сводилось к существованию БОГА . Фома Аквинский С развитием естествознания БЫТИЕ стали понимать как ПРИРОДУ . Иммануил Кант И.Кант разделял ВНЕШНИЙ МИР и АПРИОРНЫЕ формы чувственного познания человека. Человек познает внешнюю сторону вещей.
2. Проблема познаваемости мира Вопрос о познаваемости мира – один из основных вопросов философии. Для того чтобы судить каков мир на самом деле человеку нужно выйти за пределы своего сознания – НЕВОЗМОЖНО ! Следовательно судить о соответствии нашего познания реальности НЕЛЬЗЯ , а значит – МИР НЕПОЗНАВАЕМ . Сторонники теории о непознаваемости мира называются АГНОСТИКАМИ (от др.-греч ἄγνωστος - непознаваемый, непознанный ), а философское учение – АГНОСТИЦИЗМ .
2. Проблема познаваемости мира Cogito, ergo sum (лат. - «Мыслю, следовательно, существую») Рене Декарт Это утверждение Декарт выдвинул как первичную достоверность, истину, в которой невозможно усомниться - и с которой, следовательно, можно начинать отстраивать здание достоверного знания. На нем основывается современное рационалистическое познание.
3. Познание как деятельность Знания – результат познавательной деятельности. Познание может происходить непроизвольно, а может целенаправленно. В процессе познания ВСЕГДА есть: СУБЪЕКТ (познающий человек) ОБЪЕКТ (познаваемый предмет) Познающий СУБЪЕКТ (человек) находится внутри мира который он познает. ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ - описать объекты такими какие они есть на самом деле, то есть ОБЪЕКТИВНО . Однако, познание всегда субъективно.
4. Чувственное познание Человек наделен органами чувств с помощью которых и начинается его познание мира. ВСЕГДА ЛИ ПОЛУЧЕННЫЕ ОТ ОРГАНОВ ЧУВСТВ ДАННЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ТОЧНЫМИ (ОБЪЕКТИВНЫМИ) ?
4. Чувственное познание ТРИ формы чувственного познания : 1. Ощущение (возникает в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств) 2. Восприятие – формирование целостного образа предмета 3. Представление – чувственный образ предмета сохраняемый в сознании
5. Рациональное познание от лат. ratio - «разум» высшая ступень познания - осуществляется при помощи мышления и разума в форме суждений, умозаключений и понятий. Психологи определяют рациональное познание как процесс решения проблемы. Получение данных и преобразование полученной информации с помощью имеющегося опыта. Каждое ПОНЯТИЕ имеет ОБЪЕМ - класс объектов, выделяемых из общего объема объектов и обобщаемых в понятии и СОДЕРЖАНИЕ – присущий именно данному понятию признак. Закон обратного отношения между содержанием и объемом : чем шире объем – тем беднее содержание . ПРИМЕРЫ ?
5. Рациональное познание Понятия связываются между собой образуя СУЖДЕНИЯ (утверждение): «Планеты имеют шарообразную форму» Определенная связь суждений (утверждений) приводит к УМОЗАКЛЮЧЕНИЯМ . Из некоторых суждений (посылок) путем преобразования имеющейся в них информации мы делаем ВЫВОДЫ . При проведении таких действий человек использует ЛОГИКУ .
5. Рациональное познание «Планеты имеют шарообразную форму» «Петя – хороший спортсмен» ВЫВОД ? Формальная логика не позволяет сделать ВЫВОД из двух этих суждений ! ПОЧЕМУ?
5. Рациональное познание «Планеты имеют шарообразную форму» «Земля – планета» ВЫВОД ? Земля имеет шарообразную форму .
Полные блоки презентаций по всему годовому курсу по Обществознанию и Истории Вы можете найти на сайте http://presentation-history.ru/ На сайте также размещены тестовые задания (с ответами) банка ФИПИ к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, большой набор карт по истории, материалы для дополнительных занятий и многое другое.
Домашнее задание Изучить параграф 21 Ответить на вопросы на стр.224 (устно) Подготовиться к выполнению заданий №1-4 на стр.224-225 на уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обществознания по теме "Межнациональные конфликты в современном мире" 10 класс.
Цель: помочь подросткам понять причины, последствия и пути решения межнациональных конфликтов в современном мире....
Разработка урока по теме «Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль» в 10-м классе (профил.уровень)
Разработка урока по теме «Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль» в 10-м классе (профильная группа). Урок систематизации и обобщения изученного материала. (По учебнику Алгебра 10-11 класс. ...
разработка урока обществознания в 7 классе по теме "Реклама в современном мире"
Урок открытия нового знания в технологии деятельностного метода по системе "Школа 2000..." Апробация урока прошла в феврале 2015 года....
Проблемы познаваемости мира
Презентация по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. Н.М. Смирновой профильный уровень...
Методическая разработка урока "Проблема познаваемости мира"
Данный урок рассчитан для обучающихся 10 профильного социально-гуманитарного класса и является первым уроком в разделе « Сознание и познание». На протяжении всего урока осуществляется активное в...
Проблема познаваемости мира.
Презентация к уроку"Проблема познаваемости мира"...
Тест по теме "Проблема познаваемости мира. Истина и её критерии"
Тест по теме "Проблема познаваемости мира. Истина и её критерии" для 10 класса...