Рабочая программа ОУД.010.Обществознание (включая экономику и право), 2018
рабочая программа по обществознанию (10 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kildeev_rabochaya_programma_obshchestvoznanie_.doc | 362.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №__
Рабочая программа
ОУД.10 Обществознание (включая экономику и право)
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
на базе основного общего образования
2018г.
УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебной работе ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» _______________/Султанова М.К./ «_______»_____________2018г. _______________ /______________/ «_______»_____________201_ г. _______________ /______________/ «_______»_____________201_ г. | Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016г. №2/16-з, на основе примерной учебной дисциплины «Обществознание», одобренной ФГАУ «ФИРО» в 2015 году (в ред. 2017г.). |
ОДОБРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии гуманитарного цикла Протокол №__, дата «___»________2018 г. Председатель комиссии ____ /Кремнева Л.Н./ Протокол №__, дата «___»________201_ г. Председатель комиссии ________/________/ Протокол №__, дата «___»________201_ г. Председатель комиссии ________/________/ | ОДОБРЕНО методическим советом колледжа ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» Протокол №___ от «_____» __________2018 г. Председатель _____________/Михайлова И.Е./ Протокол №___ от «_____» __________201_ г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________201_ г. Председатель _____________/______________/ | |
Составитель(и) (автор): | Кильдеев Дамир Равильевич, преподаватель истории и обществознания первой квалификационной категории Ф.И.О., должность, квалификационная категория | |
Рецензенты: Внутренний Внешний | Витулева Валентина Ивановна, преподаватель истории, высшей квалификационной категории Ф.И.О., должность, квалификационная категория __________________________________________________________ Ф.И.О., место работы, должность, квалификационная категория(учёная степень, звание) |
Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования».
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Обществознание (включая экономику и право)»
- Область применения программы
Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Обществознание (включая экономику и право)» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, реализуемой на базе основного общего образования по профессии
- 29.01.05 «Закройщик»;
- 15.01.29 «Контролер станочных и слесарных работ»;
- 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»;
- 15.01.30 «Слесарь»;
- 15.01.05 «Станочник (металлообработка)».
Программа составлена на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Интегрированная учебная дисциплина «Обществознание» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
Учебная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППКРС. Индекс ОУД – ОУД.10.
- Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Обществознание (включая экономику и право)» направлено на достижение следующих целей:
∙ воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
∙ развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
∙ углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
∙ умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
∙ содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
∙ формирование мотивации к общественно-полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
∙ применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание(включая экономику и право)» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
− гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
− осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметных:
− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
− умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; − владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметных:
− сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
− сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
− сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 256 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 171 час;
самостоятельной работы студента 85 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 256 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 171 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 85 |
Итоговый контроль – дифференцированный зачет по завершению курса дисциплины |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Введение | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания. | ||||||
Раздел 1. Человек. Человек в системе общественных отношений (30 часов) |
| |||||
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретённые качества | Содержание учебного материала | 20 |
| |||
1. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. | ||||||
2. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни | 2 | |||||
3. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. | ||||||
4. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. | 3 | |||||
5. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения. | ||||||
Самостоятельная работа по теме 1.1. Природа человека, врожденные и приобретённые качества. | 7 | 2
| ||||
Составление схемы «Потребности человека», работа с учебной литературой. | ||||||
Заполнение таблицы «Взгляды философов на сущность человека»; изложение и аргументация собственных суждений по данной теме. | ||||||
Решение познавательных задач и выполнение проблемных заданий по теме: «Истина и ее критерии». | ||||||
Написание эссе по теме: «Природа человека, врожденные и приобретенные качества» («Человек немыслим вне общества»; «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»). | ||||||
Выполнение анализа текста «Индивид и личность». | ||||||
Составление памятки «Правила общения в малых группах». | ||||||
Составление таблиц «Этапы познания», «Теории происхождения человека». | ||||||
Тема 1.2. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Духовная культура личности и общества | 1. Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. | |||||
2. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. | ||||||
3. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. | ||||||
4. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. | ||||||
Самостоятельная работа по теме 1.2.. «Духовная культура личности и общества» | 3 | |||||
Составление таблицы «Функции культуры» | ||||||
Подготовка сообщения на тему «Массовые и элитарные культуры». «Роль СМИ в современном обществе». | ||||||
Составление памятки «Культура общения в юношеском возрасте». | ||||||
Тема 1.3. Наука и образование в современном мире | Содержание учебного материала | 4 | ||||
1. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. | ||||||
2. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. | ||||||
3. Система образования в Российской Федерации. Правовое регулирование образования. | ||||||
4. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления. | ||||||
Самостоятельная работа по теме 1.3.. «Наука и образование в современном мире» | 3 | |||||
Подготовка реферата на тему «Наука – «локомотив» научно-технического прогресса», «Образование - национальное богатство страны», «Русские ученые – лауреаты Нобелевской премии». | ||||||
Написать биографический очерк об одном из советских ученых. | 3 | |||||
Составление таблицы «Функции науки». | 2 | |||||
Тема 1.4. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Содержание учебного материала | 4 | ||||
1.Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. | ||||||
2. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. | ||||||
3. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. Тенденции духовной жизни современной России | ||||||
Самостоятельная работа по теме 1.4. «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры» | 4 | |||||
Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры». | ||||||
Подготовка сообщений на тему «Народные праздники в современной России», «Художественная жизнь Саратова», «Мировые религии», «Религия и церковь в современном мире», «Русская православная церковь и государство», «Храмы Саратова». | ||||||
Написать биографический очерк об одном из советских ученых. | ||||||
Подготовка реферата на тему «Наука – «локомотив» научно-технического прогресса», «Образование - национальное богатство страны», «Русские ученые – лауреаты Нобелевской премии». | ||||||
Раздел 2. Общество как сложная динамическая система (14 часов) | 14 | |||||
Тема 2.1 Общество как сложная динамическая система | Содержание учебного материала | |||||
1. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. | ||||||
2. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. | ||||||
3. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). | ||||||
4. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. | ||||||
Самостоятельная работа по разделу 2. « Общество как сложная динамическая система» | 9 | |||||
Рассмотрение анализа сообщений СМИ об особенностях развития отдельных стран мира. | ||||||
Участие в круглом столе «Глобальные проблемы и пути их решения». | ||||||
Рассмотрение основных концепций и теорий развития общества. | ||||||
Составление таблиц «Социальные институты общества», «Этапы познания», «Теории происхождения человека». | ||||||
Составление сравнительной таблицы «Прогресс и регресс». | ||||||
Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика доиндустриального и индустриального обществ». | ||||||
Составление синквейна «Общество». | ||||||
Составление словарика темы. | ||||||
Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Общество как сложная система» | ||||||
Раздел III.Экономика (35 часов) | ||||||
Тема 3.1. Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы. | Содержание учебного материала | 5 | ||||
1.Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. | ||||||
2. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. | ||||||
2 | ||||||
Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике. | Содержание учебного материала | 20 | ||||
1. Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. | ||||||
2. Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. | ||||||
3. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. | ||||||
4. Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании. | 2 | |||||
5. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства. | ||||||
Тема 3.3. Рынок труда и безработица. | Содержание учебного материала 1.Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. | 7 | ||||
2. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. | ||||||
3. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. | 3 | |||||
Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики. | Содержание учебного материала | 3 | ||||
1.Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. | ||||||
2. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы. | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 3 «Экономика»: | 16 | |||||
Написание рефератов по теме «Адам Смит – «отец экономики»», «Лауреаты Нобелевской премии в области экономики», «Глобальные проблемы экономики». | ||||||
Подготовить сообщение о крупных российских фирмах, «Экономическая политика России на современном этапе». | ||||||
Составить памятку для «начинающего предпринимателя» | ||||||
Заполнение сравнительной таблицы организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. | ||||||
Написание эссе по темам: «Нажить много денег - храбрость, сохранить их- мудрость, а умело расходовать их- искусство», «Налоги- это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого», «Налоги -цена, которую мы платим за то, чтобы жить в цивилизованном обществе». | ||||||
Составление таблицы «Экономические функции государства». | ||||||
Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Рынок. Фирма. Роль государства в экономике». | ||||||
Составление словарика темы «Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи». | ||||||
Составление таблицы «Виды безработицы». | ||||||
Составление схемы «Виды заработной платы», «Виды фирм», «Типы экономических циклов». | ||||||
Составление кроссворда по теме: «Рынок. Фирма. Роль Государства в экономике». | ||||||
Раздел IV.Социальные отношения (30 часов) | ||||||
Тема 4.1.Социальная роль и стратификация. | Содержание учебного материала | 8 | 3 | |||
1. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. | ||||||
2. Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. | ||||||
3. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. | ||||||
Тема 4.2.Социальные нормы и конфликты. | Содержание учебного материала | 6 | ||||
1. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. | ||||||
2. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. | ||||||
3. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов. | ||||||
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы. | Содержание учебного материала | 16 | ||||
1.Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. | ||||||
2. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. | ||||||
3. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. | ||||||
4. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | ||||||
5. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 4 «Социальные отношения»: | 14 | |||||
Подготовка реферата на тему «Семья в современном мире» | ||||||
Составление схемы «Функции семьи», словарика по теме. | ||||||
Составление кроссворда по теме: «Социальные нормы и конфликты». | ||||||
Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Социальные нормы и конфликты». | ||||||
Составление таблицы «Виды социальной мобильности». | ||||||
Составление схем «Виды конфликтов», «Способы разрешения конфликтов». | ||||||
Составление схемы «Формы взаимодействия людей». | ||||||
Составление таблицы «Формальный и неформальный социальный контроль». | ||||||
Составление родословной. | ||||||
Раздел V.Политика как общественное явление. (22 часов) | ||||||
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе. | Содержание учебного материала | 10 | ||||
1. Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. | ||||||
2. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы. | ||||||
3. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах. | ||||||
4. Правовое государство, понятие и признаки. | ||||||
Тема 5.2. Участники политического процесса. | Содержание учебного материала | 12 | ||||
1. Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. | ||||||
2. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации. | ||||||
3. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. | ||||||
4. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. | ||||||
5. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 5 «Политика как общественное явление»: | 14 | |||||
Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Участники политического процесса». | ||||||
Подготовка реферата на тему «История парламентаризма в России», «Конституция России – основной закон России». | ||||||
Составление кроссворда по теме «Политика и власть. Государство в политической системе». | ||||||
Составление таблицы «Виды политической идеологии», словарика темы. | ||||||
Составление схем «Политические институты», «Власть и ее виды». | ||||||
Написание эссе по предложенным темам | ||||||
Составление таблицы «Типология политических элит», «Типы лидеров». | ||||||
Составление таблицы «Проблема формирования гражданского общества». | ||||||
Составление памятки «Как стать политическим лидером» | ||||||
Составление таблицы «Этапы политической борьбы за власть в РФ». | ||||||
Составление таблицы «Политические партии и их программы». | ||||||
Раздел VI. Право (38часов) | ||||||
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений. | Содержание учебного материала | 10 | ||||
1. Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. | ||||||
2. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. | ||||||
3. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. | ||||||
4. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. | ||||||
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации. | Содержание учебного материала | 12 | ||||
1.Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. | ||||||
2. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. | ||||||
3. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. | ||||||
4.Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса. | ||||||
5. Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу. | ||||||
6. Права и обязанности налогоплательщика. | ||||||
Тема 6.3. Отрасли российского права. | Содержание учебного материала | 16 | ||||
1. Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Защита прав потребителей. | ||||||
2. Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | ||||||
3. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. | ||||||
4. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 6 «Право»: | 15 | |||||
Написание рефератов по теме «ООН и ее деятельность» | ||||||
Составление схемы Участников гражданского судебного процесса, Основных стадий гражданского судебного процесса. | ||||||
Написание эссе на тему «Мы должны быть рабами закона, чтобы быть свободными». | ||||||
Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Основы конституционного права РФ». | ||||||
Составление схемы «Ветви государственной власти в России». | ||||||
Составить схему «Полномочия Президента», «Полномочия Федерального собрания», «Полномочия Государственной думы», «Процесс принятия законов». | ||||||
Составление сравнительной таблицы «Конституции других стран». | ||||||
Заполнение таблицы «Достоинства и недостатки Конституции 1993г.» | ||||||
Составление схемы «Источники трудового права», «Виды рабочего времени». | ||||||
Составление таблицы «Этапы привлечения к уголовной ответственности». | ||||||
Подготовка сообщения по теме «Деятельность организаций Красного Креста и Красного Полумесяца», «Права ребенка» | ||||||
Составление таблицы «Права и обязанности гражданина РФ». | ||||||
Охарактеризуйте главные задачи гражданского и арбитражного процесса. | ||||||
Дифференцированный зачет | 2 | |||||
ВСЕГО | 171+85 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. Ознакомленный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Обществознание»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебных схем;
- комплект заданий для тестирования и контрольных работ;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиа проектор;
- интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов
Баранов П.А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2014.
Баранов П.А., Шевченко С.В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М.,2014.
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2017.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2017.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2017.
Горелов А.А., Горелова Т.Г. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник. — М., 2017.
Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. — М., 2017.
Котова О.А.,Лискова Т.Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М.,2015.
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л.,Королькова Е.С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Ти-повые тестовые задания. — М., 2015.
Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.
Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., 2014.
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016)
Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994
- 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996
- 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001
- 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006
- 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) //
СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —
- 15. — Ст. 766.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» //
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823.
Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. — 1995. — 4 мая.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. №1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413»
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров
- ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня2016 г. №2/16-з).
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. — М., 2014.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2014.
Интернет-ресурсы
www.openclass.ru(Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru(Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru(Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru(«ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
www.istrodina.com(Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).
3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации, тестирование в программе АСТ-тест), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций, обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия).
Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады), а также технические средства контроля (программа компьютерного тестирования АСТ – тест) по соответствующим темам разделов.
Итоговый контроль – дифференцированный зачет по завершению курса дисциплины.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; - анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; - устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; - объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); - раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; - осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); - извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; - систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты мнения, аргументы и выводы; - оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; - формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; - подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; - применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. | Самостоятельная работа; Экспертная оценка самостоятельной работы. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; - тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; - необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; - особенности социально-гуманитарного познания. | Тестирование; Дифференцированный зачет; Экспертная оценка внеаудиторной самостоятельной работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию(включая экономику и право) 6-9 классы
Рабочая программа разработана на основеФедерального компонента государственного стандарта основного общего образования,Примерной программы по обществознанию...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию (включая экономику и право)
Программа базового уровня для универсального профиля. Предполагает использование учебника Л.Н.Боголюбова. Рассчитана на 70 учебных часов....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию (включая экономику и право)
Программа базового уровня предназначена для непрофильных классов, рассчитана на 68 учебных часов. Планирование составлено по учебнику Л.Н.Боголюбова....
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право). 6 класс
Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения. КТП является приложе...
Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"
Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"...
Электронные образовательные ресурсы к разделам программы учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)"
Перечень электронных образовательных ресурсов к разделам программы....
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) 8 класс (основное общее образование) 2017-2018 учебный год
Рабочая программапо обществознанию (включая экономику и право)8 класс (основное общее образование)2017-2018 учебный год...