Детская общественная организация «Одиссея разума» как вариант инновационной модели российского детского движения.
статья по обществознанию
В данном материале представлены тезисы доклада, посвященного созданию детской организации в современных условия образовательного учреждения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Прогрессивные направления социальной педагогики XX века в
контексте развития современной педагогической науки и практики
образования.
Кузнецова Алевтина Васильевна, учитель
МАОУ гимназии №177 (г. Екатеринбург)
Детская общественная организация «Одиссея разума» как вариант инновационной модели российского детского движения.
Детское общественное движение - это совокупность действующих детских объединений, особая социальная ниша, позволяющая аккумулировать интересы, формировать мировоззрение, поддерживать и развивать формы проявления гражданского участия несовершеннолетних жителей нашей страны. В статье представлен позитивный опыт создания в МАОУ гимназии №177города Екатеринбурга собственной модели детской общественной организации «Одиссея разума», которая демонстрирует высокую детскую активность и заинтересованность, не формальный подход и эффективность с точки зрения реализации образовательных задач.
Прошли чуть более двух лет с тех пор, как осенью 2016 года вышел Указ Президента о создании Общероссийской общественной государственной детской – юношеской организации «Российское движение школьников».
Несомненно, актуальность создания детской организации высока на всех уровнях: как на уровне страны, ведь детские общественные объединения – кузнеца гражданственности и патриотизма молодого поколения россиян, так и на уровне региона, поскольку на местах это движение только зарождается.
Известно, что детский возраст плодотворный период для становления личности, характеризующийся стремлением подростков к расширению социальных связей, к самостоятельности и самоутверждению. Но в каком окружении будет проходить это становление? За счет чего будет проходить самоутверждение? Что это будут за связи? С одной стороны, поколение подростков имеет большой, не растраченный потенциал творчества, активности, лидерских качеств, интеллекта, который так бездарно порой прожигается в социальных сетях, в виртуальном общении, в бесцельном время провождении, не находя себя в социуме. С другой стороны, в современных условиях лишь 10 % подростков активно проявляют себя в общественных движениях и организациях. Поэтому сегодня становится очевидной проблема, активизации детского движения, как мощного воспитательного потенциала общества, создания детских организаций и привлечение в их деятельность максимальное количество детей.
Детская общественная организация - объединение молодых граждан РФ, соединенных не только совместной целью, но и совместными интересами, ценностными ориентирами и увлечениями, а также совместной деятельностью по их продвижению, общественному признанию и популяризации. Начало XX века ознаменовало скачком в развитии детского движения, превращением его из объекта взрослых воздействий в самостоятельный субъект, способный влиять на жизнь общества. История нашей страны «пережила» до пионерский, пионерский, пост пионерский периоды развития детского движения.
С целью изучения степени осведомленности жителей Екатеринбурга о деятельности детских объединений и организаций учащимися и педагогами гимназии был проведен опрос. Респондентами стали жители города от 14 лет до 70 лет. Опрос проводился при помощи социальных сетей, а также с использованием Гугл форм. Результаты опроса показали, что из 430 опрошенных, к сожалению, большая часть (68%) ничего не знает о детских общественных организациях. Тем не менее, почти 70% опрошенных считают, что такие организации нужны. Большинство подростков и молодежи, а также взрослые респонденты заинтересованы в таких детских общественных организациях, где бы дети имели возможность приобрести:
- Опыт «умного» проведения отдыха (свободного времени, досуга).
- Опыт жизни и поведения в коллективе. Познание способа совместного существования в группе сверстников, умения согласовывать свои действия и поведение с действиями других, что стало бы ценным опытом строительства своих отношений с окружающим миром.
- Раскрыть свои потенциальные возможности, проявить инициативу и завоевать уважение за свою деятельность.
- Опыт взаимопомощи и заботы о других.
- Опыт демократии и навык уважения прав других.
- Независимо от возраста вносить свой посильный вклад в развитие различных сфер общества.
Проанализировав существующие условия, было принято решение о создании детской организации в гимназии. Тем более, предпосылок к этому достаточно. В гимназии на протяжении нескольких лет существовала воспитательная система, основанная на деятельности круглогодичного гимназического фестиваля «Одиссея разума», который охватывает каждого гимназиста, пронизывает всю жизнь гимназии. Основная наша идея: используя позитивный опыт Фестиваля, дать принципиально новый импульс жизни гимназии, создав детскую организацию «Одиссея разума».
«Одиссея разума» сегодня - это детская общественная организация, которая успешно насыщает жизнь ребят интересным и нужными делами, помогает успешной социализации, получению позитивного опыта, способствует формированию активной гражданской позиции.
Девиз «Одиссеи разума»: Интеллект – на благо Родины! Миссия нашей детской организации: Учить и учиться во имя Отечества.
Основные направления деятельности: гражданско-патриотическое, интеллектуально-просветительское, творческое, спортивное, лидерское, медийное.
Организация имеет свой Устав, Законы, символику и атрибутику, утверждена четко продуманная система соревнования, поощрения, порицания.
В организации каждый класс с 1 по 11 – экипажи корабля.
Каждый член экипажа - ЮнГа - (в аббревиатуре заложен смысл организации - Гражданская Активность ЮНых).
Юнги 5в класса
Командный состав экипажа:
Капитан – принимает решения, входит в Штаб Одиссеи Разума, работает в Совете капитанов.
Боцман – следит за порядком на корабле.
Штурман (классный руководитель) – определяет путь корабля, помогает экипажу не растеряться и не сбиться с пути в просторах Знаний.
Старший помощник капитана – ведет Бортовой журнал, заменяет капитана в его отсутствие.
Экипаж на своем корабле каждый учебный год отправляется в «Одиссею Разума»: 1-4 классы – по Мелководью; 5-8 – по Полноводью;
- – по Глубоководью.
- Карта детской организации «Одиссеи разума» с определением места положения каждого экипажа.
Путь каждого корабля пролегает к островам: «Олимпиада», «НПК», «Подсолнух», «Агитбригада», «Эко остров» и др.
Чтобы доплыть до каждого из этих островов необходимо пройти по просторам Марафонского пролива, Моря вопросов «Что? Где? Когда?»; зайти в бухту «Умников и Умниц» (Гуманитарная олимпиада); посетить архипелаг Наук (Дни науки – предметные дни).
Правила соревнования экипажей детской организации «Одиссея разума»
Проходя через все эти испытания, каждый экипаж складывает в свой Сундук бесценные Сокровища Знаний (достижения - результаты – победы).
Как в любом морском путешествии кораблям в их плавании помогают Попутные Ветра (внешние интеллектуальные и творческие конкурсы разного уровня, спортивные соревнования, КТД года). Они приносят экипажам кораблей Звездную Пыль (дополнительные баллы).
Все, что происходит с экипажем и кораблем во время «Одиссеи Разума», записывается в бортовой журнал. Обо всех достижениях экипажа капитан докладывает в Штаб Одиссеи Разума. Общий сбор экипажей детской организации походит 6 раз в год. Основные решения принимаются на общей конференции и Совете Капитанов.
В гимназии разработана система поощрений по итогам участия в деятельности «Одиссеи разума». Победители определяются как в личном, так и в командном зачете
Вид поощрения | Основание | Объект поощрения |
Нагрудный знак /медаль «Интеллектуал гимназии» | Многочисленные высокие достижения в интеллектуальной деятельности: научно-исследовательской, олимпиадной, конкурсной в течение года | Члены «Одиссеи разума» (личная награда) |
Грамота | Высокий уровень достижений в интеллектуальной, творческой, спортивной, социальной деятельности Детской организации « Одиссея разума» | Члены «Одиссеи разума» Родитель Коллективы обучающийся Коллективы родителей. |
Звание «Класс - победитель Одиссеи разума»/ приз большой корабль – символ гимназического фестиваля «Одиссея разума» | Победа в коллективном зачете деятельности в детской организации «Одиссея разума» | Классный коллектив - победители «Одиссеи разума» по итогам года |
Звание «Победитель Одиссеи разума»/ приз кораблик – символ гимназического фестиваля «Одиссея разума» | Победа в индивидуальном зачете деятельности в детской организации «Одиссея разума» | победители «Одиссеи разума» по итогам года |
Бесплатная экскурсионная поездка | Победа в коллективном зачете деятельности в детской организации «Одиссея разума» | Классный коллектив - победители «Одиссеи разума» по итогам года |
Приз Подсолнух – символ творческого фестиваля «Подсолнух» | Победа классного коллектива в творческом фестивале «Подсолнух» в рамках «Одиссеи разума» | Классный коллектив - победители фестиваля «Подсолнух» |
Сувенир – символ творческого фестиваля «Подсолнух» | Индивидуальная победа в творческом фестивале «Подсолнух» | Участник фестиваля |
Размещение фотографии на Стенде Почета «Одиссеи разума» по итогам года | Выдающиеся достижения в интеллектуальной, творческой и спортивной деятельности гимназии. | Члены «Одиссеи разума» |
Размещение грамот на «Стене Славы гимназии» по итогам года «Одиссеи разума» | Победители и призеры внешних конкурсов, обладатели Попутных ветров | Члены «Одиссеи разума» |
Огромной радостью и почетом является победа в соревновании экипажей и получение классом – победителем большого корабля. Дети - победители в индивидуальном зачёте так же, по итогам года награждаются корабликами, которые у многих пополняют их флотилии.
С целью определения степени эффективности проекта использовались результаты диагностик по итогам 2017-2018 учебного года как исходные для проекта, в декабре 2018 года для чистоты эксперимента были проведены промежуточные замеры у контрольной группы из разных классных коллективов. Уровень развития коллектива измерялся по методике А.Н. Лутошкина. Групповая динамика отслеживалась по параллелям5- 11 – классов.
Мониторинг индивидуальных показателей личностного роста по большинству критериев имеет положительную динамику, в некоторых случаях – результаты стабильны. Отрицательной динамики не наблюдается. Положительные качественные изменения личностного роста произошли в критерии «Отношение к Отечеству»: все участники контрольной группы имеют устойчиво позитивную позицию с повышающимися показателями .
На сегодняшний день в гимназии сформирована сильная команда единомышленников: педагогов, родителей, социальных партнеров, которые активно деятельность «Одиссеи разума». Поэтому членами организации являются все гимназисты, что дает свои положительные результаты. На протяжении многих лет в гимназии нет подростков состоящих на учёте в ПДН, нет ребят замеченных в употреблении ПАВ, нет гимназистов уклоняющихся от учёбы. Общими ценностями для подавляющего большинства ребят являются знания, активная жизненная позиция, здоровье, дружба, доброта, порядочность.
Данный подход к воспитанию позволяет значительно расширить горизонт возможностей детей для реализации своего творческого и интеллектуального потенциала, а для педагогов - в разработке новых форм сотрудничества. Надеемся, что наш положительный опыт создания детской общественной организации «Одиссея разума» может стать универсальной моделью для тех, кто сейчас задумывается о развитии детского движения в своем учебном заведении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ деятельности детской общественной организации
Подробный отчет деятельности ДОО "ШТОРМ" МОУ-СОШ №1 р.п.Степное за 1 полугодие 2011-2012 учебного года. Общественная организация работает по программе, утвержденной Советом лидеров организации и дирек...
Статья на тему: Деятельность детских общественных организаций по пропаганде здорового образа жизни и профилактике негативных привычек
Президент нашего детского общественного объединения «Новый остров» Посохов Сергей занимает активную жизненную позицию и участвует в общественной работе, направленной на сохранение традиций села,...
Программа деятельности детской общественной организации Содружество" Кавказского района
Программа деятельности детской общественой организации "Содружество" составлена для руководителей детских объединений, заместителей по воспитательной работе и старших вожатых....
Методические рекомендации по составлению Резюме для детских общественных организаций
Методические рекомендации для активистов и руководителей ДОО по составлению резюме к различным лидерским конкурсам...
Роль взрослых в детских общественных организациях
Доклад о роли взрослых в ДО и детских организациях....
Модель ученического самоуправления детской общественной организации «СЛАВЯНЕ»
В настоящее время в России идет процесс формирования новой системы образования. Модернизация школы выводит на первый план идею личностно-развивающего воспитания. Это требует выявления и развития потен...
Воспитание учащихся в духе демократии и свободы, создание условий для развития лидерского потенциала подростков через организацию деятельности детской общественной организации
Материал из опыта работы по созданию условий для развития лидерского потенциала подростков, через организацию работы городской школы актива на примере программ дополнительного образования, используемы...