Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся
статья

Астайкина Людмила Дмитриевна

Выступление на августовском секционном занятии учителей истории, обществознания и географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovan.ikt_na_urokah.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа»

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся.

(Выступление на августовском секционном занятии учителей истории, обществознания и географии).

Подготовила: учитель истории и обществознания 

Астайкина Людмила Дмитриевна.

2013 г.

       Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования.  Информатизация образования - это процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов управления образованием, учебных учреждений, общественных объединений на основе формирования и использования информационных образовательных ресурсов единого информационного пространства.

Информационная компетентность относится к числу основных целей образования, сформулированных в документах Правительства РФ. В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.

Информатизация образовательного пространства  радикально влияет на качество подготовки выпускников школы - потенциальных носителей нового типа мышления, соответствующего требованиям общественного развития через существенное повышение эффективности учебного процесса.

          Воспитание информационной культуры школьников - задача не только учителя информатики, но и учителя-предметника, так как информационная культура сегодня становится составляющей общей культуры человека.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и  формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень  самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.

В соответствии с Концепцией информатизации общего образования в качестве одной из главных задач утверждается формирование информационной компетентности. На уроках с использованием ИКТ учащиеся не только получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности.  Формирование ИКТ-компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.                  Реализация в России федеральных целевых программ, направленных на решение задач компьютеризации и информатизации образовательных учреждений, значительно активизировала интерес к применению новых информационно-образовательных технологий со стороны всех участников образовательной среды - учащихся и их родителей, педагогов и руководителей образовательных учреждений.

Теперь каждый учитель, опирающийся на базовые компоненты учебной программы, в процессе подготовки и проведения уроков получает возможность реализовывать навыки использования готовых мультимедийных модулей, а также создавать свои собственные, что обеспечивает внедрение в школе целого комплекса инновационных подходов и приёмов. Современный педагог, вне зависимости от его предметной специализации, может органично использовать все преимущества информационных и коммуникативных технологий в обучении "своей" дисциплине и способен воспитать у учащихся потребность применять плоды этих технологий, как в учебной деятельности, так и в непрерывном процессе самообразовании.

Сегодня трудно переоценить всю степень важности формирования информационной культуры и учителей и школьников. Глубокие изменения в социально-экономическом и научно-техническом развитии общества ставят перед каждым его членом задачи непрерывного овладения все новыми и новыми знаниями и умениями, обеспечивающими оптимальное осуществление деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных информационных потребностей.

Главная задача современного образования состоит не в том, чтобы передать учащемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориентацией на позицию другого человека, социума, предметной области.

 Информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности. Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет в нашем понимании суть ИКТ-компетентности.

       Использование ИКТ на уроках способствует  эффективному решению таких педагогических проблем, как: развитие коммуникационных компетенций у всех школьников; сближение обучения в школе с повседневной жизнью общества; обогащение формального учебного материала, к которому имеют доступ школьники; включение в содержание образования освоение методов, специфичных для научной деятельности (например, метод проектов), широкое использование моделирования при изучении различных процессов и явлений и, в целом, овладение учащимися информационной компетентностью.

Сейчас предлагается большое количество медиа-продукции, которую можно использовать в своей работе, но не вся она отвечает тем определенным требованиям, которые предъявляются предметниками. Не всегда предлагаемый продукт помогает добиться тех целей, которые ставит перед собой учитель. В данном случае важен конкретный практический опыт учителей, использующих ИКТ.

       Применение компьютерных технологий, несомненно,  имеет много преимуществ. Использование ИКТ создает возможности доступа к современной, свежей информации. А сочетание цвета, музыки, звуковой речи, динамических моделей расширяет возможности представления учебной информации, позволяет воздействовать на эмоциональное настроение учащихся, вызывает познавательный интерес и помогает усвоению материала.

      Стимуляция познавательных процессов, связанная с организацией и характером протекания познавательной деятельности учащихся: многообразие форм самостоятельных работ; проблемный подход; исследовательский подход; творческие работы учащихся; практические работы.

При использовании ИКТ резко возрастает мотивация учеников при подготовке докладов и сообщений. Они привыкают работать с лучшими источниками, зачастую самостоятельно сканируя на них прекрасные иллюстрации. Дети учатся слушать и быть услышанными – это первые шаги к формированию планетарного мышления, так необходимого современному человеку.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностноориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и т.д. На уроках с использованием компьютера учитель выступает в роли консультанта, помощника в процессе овладения знаний учеником.

Применение ИКТ помогает формированию мотивации успеха у учащихся. Развитые навыки работы на компьютере вызывают уважение у школьников, помогают самоутвердиться  среди сверстников. Многие учащиеся  имеют еще и профессиональную мотивацию, понимая, что на современном рынке труда профессиональные навыки работы на компьютере востребованы.

Самое главное, что учащиеся привыкают самостоятельно работать с информацией: искать, анализировать, сравнивать, обобщать, перерабатывать, трансформировать, создавать свои проекты в разных формах. Учитель в этом случае  - координатор деятельности, а не поставщик готовой информации.

         

        В ходе уроков с использованием ИКТ разных типов и форм проведения  учащиеся овладевают следующими навыками: 1) сбор и хранение информации; 2) поиск информации; 3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации; 4) организация и представление информации; 5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека; 6) планирование информации, коммуникация; 7) моделирование; 8) проектирование. Владение всем перечисленным  составляет основу информационной компетентности учащегося.

       Применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно, происходит активизация мыслительных процессов, повышается уровень учебной мотивации школьников.

      Следует отметить, что компьютер, как педагогическое средство, используется в школе, как правило, эпизодически. Это объясняется тем, что при разработке современного курса истории или обществознания не стоял вопрос о привязке к нему информационной технологии. Применение компьютера, поэтому, оказывается целесообразным лишь при изучении отдельных тем, где имеется очевидная возможность вариативности. Несмотря на это, с целью формирования информационной компетентности, а также учебной мотивации, увеличения познавательной активности, расширения кругозора учащихся нужно увеличивать количество уроков с использованием ИКТ. С использованием ИКТ можно проводить уроки разных типов.

       На подготовку уроков с использованием ИКТ поначалу тратится довольно много времени. Необходимо накопить огромный дидактический материал и систематизировать его. Но этот дидактический материал совершенно особого рода. «Наглядность», «эмоциональность», «эстетика» - вот ключевые слова для электронных документов. Компьютерные слайды, тесты, контрольные работы и т.д. с легкостью изменяются, улучшаются и дополняются. Уже на 2-3-й год работы происходит значительное облегчение нелегкого учительского труда за счет наработанных ранее материалов. Впрочем, чисто психологически довольно легко затратить изрядное время на подготовку какой-либо темы, понимая, что

  • накопленная база данных используется в течение длительного времени, легко изменяется и дополняется;
  • материал усваивается учащимися значительно лучше, так как использование ИКТ на уроках способствует развитию учебной мотивации школьников, формируется информационная компетентность учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Сегодня  компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся...

Педагогический проект «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся»

Цель: обеспечить необходимый уровень усвоения школьниками систематизированных знаний по истории и обществознанию через формирование познавательных интересов сформировать способности к самообразов...