Педагогический проект «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся»
проект на тему

Пшеничная Екатерина Сергеевна

Цель: обеспечить необходимый уровень усвоения школьниками систематизированных знаний по истории и обществознанию через формирование познавательных интересов сформировать способности к самообразованию, потребности в самосовершенствовании развить ИКТ - компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект
«Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся»

Автор: Пшеничная Екатерина Сергеевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №7 г. Мичуринск

История всегда пишется победителями. И когда происходит столкновение двух культур, проигравший как бы вычеркивается, а победитель начинает писать новые книги по истории, книги, прославляющие его деяния и унижающие побежденного противника. Как однажды сказал Наполеон: «Что есть история, как не басня, в которую договорились поверить?»… В силу своей природы история – это всегда односторонняя оценка событий.

 Дэн Браун

        История – свидетель прошлого, свет истины,    живая память, учитель жизни, вестник старины.

М.Т. Цицерон

        История есть наука о развитии человечества в целом.

Л.П. Карсавин

Цель:

обеспечить необходимый уровень усвоения школьниками систематизированных знаний по истории и обществознанию через формирование познавательных интересов сформировать способности к самообразованию, потребности в самосовершенствовании развить ИКТ - компетентности.

Задачи:

Обеспечение качества усвоения знаний по истории.

Развитие общеучебных умений и навыков.

Содействие развитию ИКТ-компетентности.

Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности

Актуальность применения интерактивных технологий на уроке - мы получаем и обрабатываем информацию

Проблема: модернизация образования ориентирует педагога на овладение информационно - коммуникационными технологиями. У учащихся происходит формирование навыков работать с информацией. Современное обучение невозможно представить без использования информационных технологий

Целевые группы: Учитель – осуществляет практическую реализацию проекта, проводит уроки и внеклассные мероприятия, создает условия для самореализации и раскрытии личности учащихся, оказывает им помощь  в формировании ИКТ-компетентности. Учащиеся 5-11 классов – участвуют в урочной и внеурочной деятельности, конкурсах различного уровня. Родители учащихся – оказывают помощь в реализации проекта.

Степень новизны:

Внедрение новых информационных технологий.

Развитие проектировочной компетентности на уроках истории и обществознания.

Самореализация учащихся.

Гипотеза: применение ИКТ позволит оптимизировать процесс обучения, повысит мотивацию учения, интерес к предмету, качество знаний.

Работа над проектом:

1 этап – подготовительный – сентябрь 2009 г - сентябрь 2010 г:

Выявление проблем и противоречий.

Изучение педагогической и методической литературы по данному вопросу.

Освоение интерактивных технологий.

        2 этап – практический – октябрь 2010 г – декабрь 2013 г:

Анализ результатов успеваемости и качества знаний по итогам года.

Постановка целей и задач, определение алгоритма действий.

Промежуточный мониторинг.

        3 этап – аналитический – январь 2014 г – октябрь 2014 г:

Мониторинг эффективности проекта.

Подведение итогов, рефлексия.

Распространение опыта.

Компетентность - это обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности, результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач, проблем. При этом, знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности и сами по себе еще не делают человека компетентным.

Информационная компетентность - комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности;  в современных условиях становится одной из основных, а ее формирование – неотъемлемой частью современного образования.

Современные требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию и истории:

1.Умение выполнять познавательные и практические задания через поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа.

2. Умение находить нужную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать и преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать).

Модернизация образования ориентирует педагога на овладение информационно - коммуникационными технологиями. У учащихся происходит формирование навыков работать с информацией. Современное обучение невозможно представить без использования информационных технологий.

Применение ИКТ в учебном процессе позволяет: сделать урок современным, т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени; приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит; использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению; установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем; активизировать познавательную деятельность учащихся.

Преимущества внедрения интерактивных технологий:

1.Знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий

2.Широко использовать показ репродукций картин художников 3.Демонстрировать графический материал ( таблицы, схемы)

4. «Оживлять карты»

5. Активизировать учебный процесс и т. Д

Интерактивные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения:

-Как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного

-Как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков

-Как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы

Возможности:

компьютерные технологии дают возможность стать участниками сетевых викторин, олимпиад, участвовать в творческих интерактивных проектах

У учащихся, работающих с компьютером, формируется: более высокий уровень самообразовательных навыков, умение ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, умение сравнивать, умение аргументировать, умение обобщать, умение делать выводы, мотивация успеха.

Я слышу и забываю, Я вижу и запоминаю, Я делаю и понимаю. (китайская поговорка) - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит), ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания), inter (взаимный), act (действовать).Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Процессы восприятия и запоминания строятся следующим образом:

Мы запоминаем:

10% того, что читаем

20% того, что слышим

30% того, что видим

50% того, что видим и слышим

80% того, что говорим

90% того, что говорим и делаем.

Формы и методы использования информационных технологий  на уроках истории и обществознания

1.Мультимедийные презентации с помощью программы (PowerPoint)

Преимущества использования презентаций:

Преподаватель сам конструирует урок;

II. Возможность использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- аудиофрагменты и т.д.); аудиофрагменты и т.д.);

III. Позволяет успешно чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране; экране;

IV. Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Урок становится более ярким! Урок становится более ярким!

2. Одной из наиболее удобных форм использования информационных технологий являться применение на уроке компакт-дисков. Сегодня предоставляется возможность для широкого использования компакт-дисков по истории. Наиболее интересными из которых являются :

1.«Всеобщая история 5,6,7,8 классы» 2.«История России. 20 век»

3.«Россия на рубеже третьего тысячелетия», «От Кремля до рейхстага» 4.«Эрмитаж», «Изобразительное искусство»

«+» использования дисков

1.Наличие большого количества анимированных исторических карт и заданий на работу с картами.

2. Использование видео фрагментов, таблиц, схем, достаточно удобной системы навигации.

3.Возможность тестового контроля учащихся. Это позволяет воссоздать на уроке атмосферу исторической эпохи, повышает интерес учащихся к изучаемым историческим процессам, что в конечном итоге отражается в лучшую сторону на качестве знаний.

3. Использование  тестов-тренажеров 

1.Позволяют отслеживать процесс усвоения учащимися основных знаний, умений и навыков.

2.Корректировать процесс обучения.

3.Обеспечивает оценочную деятельность.

4.Работа над ошибками в самих тренажерах.

5.Подготовка к ГИА и ЕГЭ.

4. Использование метода проектов через презентации 

Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом.

«+» метода проектов

-Оперативно обмениваться информацией, идеями, планами.

-Формируются коммуникативные навыки культуры общения .

-Умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, хранить и передавать на любые расстояния.

-Развитие ключевых компетенций.

 -Расширение кругозора.

-Развитие лидерских и организационных качеств личности уч-ся.

Интерактивные технологии незаменимы: на факультативных, индивидуальных занятиях; для организации проверочных уроков, тестирования; при проведении вводных лекций; в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов.

Информационные технологии: психологически облегчают процесс  усвоения материала учащимися; возбуждают живой интерес к предмету познания; расширяют общий кругозор детей; повышают уровень использования наглядности на уроке; повышают интерес к изучению истории и успеваемости; ведут к более полному усвоению теоретического материала; позволяют учащимися овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий; формируют  умение кратко и четко формулировать свою точку зрения; повышают производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Анкетирование показало: а) необходимость проведения уроков с использованием ИКТ признают 100% опрошенных учащихся; б) 87% опрошенных считают, что уроки с использованием ИКТ заинтересовывают в теме урока, привлекают сменой видов деятельности и наглядностью; в) 59% опрошенных признали, что именно уроки с использованием ИКТ подтолкнули их к началу проектной деятельности и работе в научном обществе учащихся; г) 86% опрошенных считают, что именно уроки с использованием ИКТ помогли им овладеть навыками грамотного поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового продукта, созданного в результате (будь то презентация, доклад и т.д.).

Наши достижения

Вывод: Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, формируют компетентности учащихся.

Литература

Белиловская М.Е. Информационные технологии в образовании. - «Информатика ПС» 1999г, 47 с.29

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - Питер 2004 с.183-201.

3. Женина Л.В., Маткин А.А. Подготовка учителей истории к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.- «ИКТ в образовании», Вестник ПГПУ, выпуск 1.

4. Иванов Д.А., Митрофанова К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. –М.: 2003.

5. Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. - « Учитель». 2002. - 4. – С.53.

6. Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов. «Инновации в образовании». 2002. 4. с.38-39.

7. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. «Школьные технологии» 1999 2 с. 10-21, 3 с.3-19.

8. Розов Н. Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы.// Информатика. 2005 6, с. 26.

Интернет-ресурсы Фон:

http://www.flywebtech.com/images/bg.jpghttp://www.flywebtech.com/images/bg.jpg

http://pedsovet.su/ www.school-collection.ru www.school-collection.ru http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/ http://rome.webzone.ru/ http://www.kemet.ru/ http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm www.consultant.ru. www.consultant.ru

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Сегодня  компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Выступление на августовском секционном занятии учителей истории, обществознания и географии...