Педагогический проект «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся»
проект на тему
Цель: обеспечить необходимый уровень усвоения школьниками систематизированных знаний по истории и обществознанию через формирование познавательных интересов сформировать способности к самообразованию, потребности в самосовершенствовании развить ИКТ - компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся»
Автор: Пшеничная Екатерина Сергеевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №7 г. Мичуринск
История всегда пишется победителями. И когда происходит столкновение двух культур, проигравший как бы вычеркивается, а победитель начинает писать новые книги по истории, книги, прославляющие его деяния и унижающие побежденного противника. Как однажды сказал Наполеон: «Что есть история, как не басня, в которую договорились поверить?»… В силу своей природы история – это всегда односторонняя оценка событий.
Дэн Браун
История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.
М.Т. Цицерон
История есть наука о развитии человечества в целом.
Л.П. Карсавин
Цель:
обеспечить необходимый уровень усвоения школьниками систематизированных знаний по истории и обществознанию через формирование познавательных интересов сформировать способности к самообразованию, потребности в самосовершенствовании развить ИКТ - компетентности.
Задачи:
Обеспечение качества усвоения знаний по истории.
Развитие общеучебных умений и навыков.
Содействие развитию ИКТ-компетентности.
Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности
Актуальность применения интерактивных технологий на уроке - мы получаем и обрабатываем информацию
Проблема: модернизация образования ориентирует педагога на овладение информационно - коммуникационными технологиями. У учащихся происходит формирование навыков работать с информацией. Современное обучение невозможно представить без использования информационных технологий
Целевые группы: Учитель – осуществляет практическую реализацию проекта, проводит уроки и внеклассные мероприятия, создает условия для самореализации и раскрытии личности учащихся, оказывает им помощь в формировании ИКТ-компетентности. Учащиеся 5-11 классов – участвуют в урочной и внеурочной деятельности, конкурсах различного уровня. Родители учащихся – оказывают помощь в реализации проекта.
Степень новизны:
Внедрение новых информационных технологий.
Развитие проектировочной компетентности на уроках истории и обществознания.
Самореализация учащихся.
Гипотеза: применение ИКТ позволит оптимизировать процесс обучения, повысит мотивацию учения, интерес к предмету, качество знаний.
Работа над проектом:
1 этап – подготовительный – сентябрь 2009 г - сентябрь 2010 г:
Выявление проблем и противоречий.
Изучение педагогической и методической литературы по данному вопросу.
Освоение интерактивных технологий.
2 этап – практический – октябрь 2010 г – декабрь 2013 г:
Анализ результатов успеваемости и качества знаний по итогам года.
Постановка целей и задач, определение алгоритма действий.
Промежуточный мониторинг.
3 этап – аналитический – январь 2014 г – октябрь 2014 г:
Мониторинг эффективности проекта.
Подведение итогов, рефлексия.
Распространение опыта.
Компетентность - это обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности, результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач, проблем. При этом, знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности и сами по себе еще не делают человека компетентным.
Информационная компетентность - комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности; в современных условиях становится одной из основных, а ее формирование – неотъемлемой частью современного образования.
Современные требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию и истории:
1.Умение выполнять познавательные и практические задания через поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа.
2. Умение находить нужную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать и преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать).
Модернизация образования ориентирует педагога на овладение информационно - коммуникационными технологиями. У учащихся происходит формирование навыков работать с информацией. Современное обучение невозможно представить без использования информационных технологий.
Применение ИКТ в учебном процессе позволяет: сделать урок современным, т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени; приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит; использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению; установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем; активизировать познавательную деятельность учащихся.
Преимущества внедрения интерактивных технологий:
1.Знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий
2.Широко использовать показ репродукций картин художников 3.Демонстрировать графический материал ( таблицы, схемы)
4. «Оживлять карты»
5. Активизировать учебный процесс и т. Д
Интерактивные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения:
-Как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного
-Как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков
-Как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы
Возможности:
компьютерные технологии дают возможность стать участниками сетевых викторин, олимпиад, участвовать в творческих интерактивных проектах
У учащихся, работающих с компьютером, формируется: более высокий уровень самообразовательных навыков, умение ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, умение сравнивать, умение аргументировать, умение обобщать, умение делать выводы, мотивация успеха.
Я слышу и забываю, Я вижу и запоминаю, Я делаю и понимаю. (китайская поговорка) - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит), ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания), inter (взаимный), act (действовать).Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Процессы восприятия и запоминания строятся следующим образом:
Мы запоминаем:
10% того, что читаем
20% того, что слышим
30% того, что видим
50% того, что видим и слышим
80% того, что говорим
90% того, что говорим и делаем.
Формы и методы использования информационных технологий на уроках истории и обществознания
1.Мультимедийные презентации с помощью программы (PowerPoint)
Преимущества использования презентаций:
Преподаватель сам конструирует урок;
II. Возможность использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- аудиофрагменты и т.д.); аудиофрагменты и т.д.);
III. Позволяет успешно чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране; экране;
IV. Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Урок становится более ярким! Урок становится более ярким!
2. Одной из наиболее удобных форм использования информационных технологий являться применение на уроке компакт-дисков. Сегодня предоставляется возможность для широкого использования компакт-дисков по истории. Наиболее интересными из которых являются :
1.«Всеобщая история 5,6,7,8 классы» 2.«История России. 20 век»
3.«Россия на рубеже третьего тысячелетия», «От Кремля до рейхстага» 4.«Эрмитаж», «Изобразительное искусство»
«+» использования дисков
1.Наличие большого количества анимированных исторических карт и заданий на работу с картами.
2. Использование видео фрагментов, таблиц, схем, достаточно удобной системы навигации.
3.Возможность тестового контроля учащихся. Это позволяет воссоздать на уроке атмосферу исторической эпохи, повышает интерес учащихся к изучаемым историческим процессам, что в конечном итоге отражается в лучшую сторону на качестве знаний.
3. Использование тестов-тренажеров
1.Позволяют отслеживать процесс усвоения учащимися основных знаний, умений и навыков.
2.Корректировать процесс обучения.
3.Обеспечивает оценочную деятельность.
4.Работа над ошибками в самих тренажерах.
5.Подготовка к ГИА и ЕГЭ.
4. Использование метода проектов через презентации
Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом.
«+» метода проектов
-Оперативно обмениваться информацией, идеями, планами.
-Формируются коммуникативные навыки культуры общения .
-Умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, хранить и передавать на любые расстояния.
-Развитие ключевых компетенций.
-Расширение кругозора.
-Развитие лидерских и организационных качеств личности уч-ся.
Интерактивные технологии незаменимы: на факультативных, индивидуальных занятиях; для организации проверочных уроков, тестирования; при проведении вводных лекций; в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов.
Информационные технологии: психологически облегчают процесс усвоения материала учащимися; возбуждают живой интерес к предмету познания; расширяют общий кругозор детей; повышают уровень использования наглядности на уроке; повышают интерес к изучению истории и успеваемости; ведут к более полному усвоению теоретического материала; позволяют учащимися овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий; формируют умение кратко и четко формулировать свою точку зрения; повышают производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Анкетирование показало: а) необходимость проведения уроков с использованием ИКТ признают 100% опрошенных учащихся; б) 87% опрошенных считают, что уроки с использованием ИКТ заинтересовывают в теме урока, привлекают сменой видов деятельности и наглядностью; в) 59% опрошенных признали, что именно уроки с использованием ИКТ подтолкнули их к началу проектной деятельности и работе в научном обществе учащихся; г) 86% опрошенных считают, что именно уроки с использованием ИКТ помогли им овладеть навыками грамотного поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового продукта, созданного в результате (будь то презентация, доклад и т.д.).
Наши достижения
Вывод: Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, формируют компетентности учащихся.
Литература
Белиловская М.Е. Информационные технологии в образовании. - «Информатика ПС» 1999г, 47 с.29
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - Питер 2004 с.183-201.
3. Женина Л.В., Маткин А.А. Подготовка учителей истории к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.- «ИКТ в образовании», Вестник ПГПУ, выпуск 1.
4. Иванов Д.А., Митрофанова К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. –М.: 2003.
5. Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. - « Учитель». 2002. - 4. – С.53.
6. Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов. «Инновации в образовании». 2002. 4. с.38-39.
7. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. «Школьные технологии» 1999 2 с. 10-21, 3 с.3-19.
8. Розов Н. Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы.// Информатика. 2005 6, с. 26.
Интернет-ресурсы Фон:
http://www.flywebtech.com/images/bg.jpghttp://www.flywebtech.com/images/bg.jpg
http://pedsovet.su/ www.school-collection.ru www.school-collection.ru http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/ http://rome.webzone.ru/ http://www.kemet.ru/ http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm www.consultant.ru. www.consultant.ru
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся
Сегодня компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся...
Презентация к педагогическому проекту «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся»
Материал предназначен для учителей истории и обществознания....
Презентация к педагогическому проекту «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся»
Материал предназначен для учителей истории и обществознания....
Презентация к педагогическому проекту «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся»
Материал предназначен для учителей истории и обществознания....
Презентация к педагогическому проекту «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся»
Материал предназначен для учителей истории и обществознания....
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся
Выступление на августовском секционном занятии учителей истории, обществознания и географии...