Обществознание 8 класс. Собственность
план-конспект урока по обществознанию

Кирьянова Ирина Сергеевна

для 8 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 8

Урок: обществознанние

Тема: Собственность.

Цель: Формирование экономического мышления на основе знаний основных экономических понятий.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с понятиями “собственность”, аренда; формировать навык анализа ситуаций разного характера, уметь делать выводы, видеть отрицательные и положительные стороны, уметь самоанализ проводить; познакомить с различными видами собственности, арендой.

Развивающие: развитие всех сфер личности: эмоционально-волевой, когнитивной, потребностно-мотивационной, практико-действенной, интеллектуальной, речи устной и письменной, развивать умение сравнивать, анализировать, проводить элементарные исследования, доказательства.

Воспитательные: воспитывать правовую эрудированность, поведение в ситуациях, продолжить воспитание бережного отношения к своему имуществу.

Ход урока:

1.

Организационный момент. Подготовка к уроку. Проверка готовности.

2.

Акцентуализация знаний.

Беседа:

- вы любите сказки?

- Давайте вспомним сказку «Теремок»

- Кто автор этой сказки? (Русский народ)

- Кто жил в теремочке? (Мышка, лягушка, заяц, еж)

- Чем является теремок для тех, кто в нем живет? (домом)

- кем они являются для дома?

- А вот чтобы найти правильный ответ, вычеркни в данной строчке три последние буквы алфавита: это какие буквы? ( э.ю.я)

э С Ю О я Б я С ю Т э В Ю Е Ю Н я Н э И ю я К э И ээ

- Кем являются жители теремка? (Собственники)

3.

Рассказ учителя

Собственность – это основа, становой хребет любого общественного строя и общества. Она возникла на заре развития человечества, выражаясь вначале в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а потом и в коллективном присвоении. Ни о каком обществе не может быть речи там, где не существует никакой формы собственности, поскольку всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее. Проблема эта не нова и занимает умы людей уже не одно столетие. Первые упоминания о собственности как об одной из основных характеристик государства, появились еще в глубокой древности в Вавилоне, Китае и других странах. Так что же являлось собственностью у древних людей собственность?

Сейчас на листе бумаги напишите понятия, которые возникают тогда, когда вы сталкиваетесь с понятием «Собственность».

хозяин, распоряжаться,

    Итак, собственность – это правовое обладание имуществом (Слайд   ).

Она включает в себя – владение, пользование и  распоряжение имуществом (вещью) (Слайд  ).

Сегодня, когда я шла к вам, по пути купила ручку и хочу подарить её Коле.

А ещё мне очень понравилась кофточка вашей одноклассницы Алины. Посмотрите, какая она красивая. Мне хочется подарить её Кате.

Оцените мой поступок. Почему я не могу распоряжаться Алининой собственностью?

Могу ли я подарить телевизор, который стоит в школе  своей подруге? (Если дети ответят, что он наш)

Чей ваш?

А коллектив можно назвать обществом?

Тогда телевизор будет являться чьей собственностью?

ДАВАЙТЕ, РЕБЯТА, ПОРАССУЖДАЕМ.

Чьей собственностью будут являться школы и больницы? (Государственной)

А парк, ледовый дворец?

Существуют две основные исторические формы собственности – общественная и частная (Слайд):

- общественная собственность, которая характеризуется совместным присвоением средств и результатов производства;

     государственная                                     муниципальная

 Собственность – это то, чем можно владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению.

- частная собственность – это форма собственности гражданина или юридического лица на конкретное имущество (землю, другое движимое и недвижимое имущество

Частная собственность – это право людей и фирм приобретать, владеть, использовать землю, имущество, деньги.

Личная собственность – это вид частной собственности, включающей имущество, используемое людьми для собственного потребления.

Общественная собственность – это всё, что принадлежит всему народу.

Государственная  собственность – когда собственником выступает государство.

Муниципальная  собственность – собственником является город.

 Введение понятия «передача собственности».

Как можно получить что-то в собственность?

- купить

- получить в подарок

- получить в наследство

- найти

Как может человек использовать собственность?

Человек может: продать, отдать, подарить, сломать, выбросить.

     -каким  видом собственности является теремок? (Общественной)

- А что это такое? (это собственность, при которой собственником является группа  людей)

- А какие виды собственности вы еще знаете? (личная, государственная, семейная)

4.

Физминутка.

Если собственник – хозяин (разводим руки в сторону),

 Эта мысль отличная (сгибаем руки в локтях к груди).

 Собственность есть муниципальная (наклон с вытянутыми руками в одну сторону),

 И бывает личная (наклон в другую сторону).

Если общество – хозяин (разводим руки по кругу),

 Может быть общественной. (наклон вперёд)

и  ведь  каждый гражданин ( маршируем)

за неё ответственный. (маршируем).

5.

Закрепление изученного

 Самостоятельная работа на рабочих листках с проверкой на слайде.

Задание 1. Вставь пропущенные слова в предложения.

а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой …………………………… собственность;

б) магазин, который открыл папа, является …………......................собственностью;

в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое – это ………………………………..собственность;

г) если собственность принадлежит городу, она называется …………………...

Проверьте себя на слайде. У кого были затруднения при выполнении задания?

Проверь себя:

а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой личную собственность;

б) магазин, который открыл папа, является частной собственностью;

в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое – это государственная собственность;

г) если собственность принадлежит городу, она называется муниципальная.

Задание 2.      Из перечня различных объектов собственности, приведенного в таблице, необходимо выбрать и отметить (+) те, которые, по мнению ученика, могут быть в личной (частной), гос и муниц. собственности.

Название объекта

Личная собственность

Государственная собственность

муниципальная собственность

1.Продукты

 

 

 

2.Одежда

 

 

 

3.Обувь

 

 

 

4.Жилье

 

 

 

5.Садоводческое хозяйство

 

 

 

6.Земельный участок

 

 

 

7.Ископаемые

 

 

 

8.Леса

 

 

 

9.Валюта

 

 

 

10. Автомобиль

 

 

 

11.Магазин

 

 

 

12.Заповедник

 

 

 

13.Детская площадка

 

 

 

14.Железные дороги

 

 

 

15.Драгоценности

 

6.

Введение понятия «аренда». Вашему вниманию предлагается фрагмент экономической сказки «Бабушка приехала».

Как- то раз в кабинет короля Эконома I вбежала принцесса.

- Ура! – закричала принцесса – приезжает бабушка.

Два дня готовились к этому событию.

И вот она приехала, но все были удивлены её внешним видом. Бабушка предстала перед ними в модном брючном костюме и с чемоданом, который был весь в заграничных наклейках.

- Ты путешествуешь? – удивился король. – Но ведь для этого нужно много денег. Где ты их берёшь?

- Во-первых, я получаю пенсию, а во-вторых, моя собственность приносит мне доход – ответила бабушка.

- Расскажи – попросил король – как так может быть.

- В моём загородном доме, которым я не пользуюсь, живут люди.

- Ты продала дачу? – огорчённо воскликнула принцесса.

- Нет – сказала бабушка. – Я просто передала её во временное пользование.

Итак, ребята, что сделала бабушка?

Как называется передача собственности во временное пользование?

На доске слово АРЕНДА.

что такое аренда?

Беседа. Для того, чтобы купить то, что вам необходимо, нужно намного больше денег, чем составляет плата за аренду. Для приобретения квартиры необходимо накопить сумму денег за несколько лет и выгоднее временно арендовать жильё и копить деньги на квартиру.

Всегда ли выгодна, бывает аренда? Давайте проверим.

Решим задачи №1 и №2 на рабочих листках.

Что интересного заметили?

Рабочий листок учащегося

Экономический словарь делового человека.

Аренда – временное право пользования чужим имуществом.

Задание 2. Решите задачи и вы узнаете, всегда ли выгодна бывает аренда.

Задача 1 Посчитай, что выгоднее, взять в аренду большой дом или купить маленький домик?

7.

Домашнее задание.

8.

оценивание работы на уроке. Выставление отметок.

9.

итоги урока, беседа:

о чём говорили

что нового узнали

какие новые понятия ввели

пригодится ли это нам и где

               

Задание 1. Вставь пропущенные слова в предложения.

а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой …………………………… собственность;

б) магазин, который открыл папа, является …………......................собственностью;

в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое – это ………………………………..собственность;

г) если собственность принадлежит городу, она называется …………………...

Задание 2.      Из перечня различных объектов собственности, приведенного в таблице, необходимо выбрать и отметить (+) те, которые, по мнению ученика, могут быть в личной (частной), гос и муниц. собственности.

Название объекта

Личная собственность

Государственная собственность

муниципальная собственность

1.Продукты

 

 

 

2.Одежда

 

 

 

3.Обувь

 

 

 

4.Жилье

 

 

 

5.Садоводческое хозяйство

 

 

 

6.Земельный участок

 

 

 

7.Ископаемые

 

 

 

8.Леса

 

 

 

9.Валюта

 

 

 

10. Автомобиль

 

 

 

11.Магазин

 

 

 

12.Заповедник

 

 

 

13.Детская площадка

 

 

 

14.Железные дороги

 

 

 

15.Драгоценности

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С Ю О я Б я С ю Т э В Ю Е Ю Н я Н э И ю я К э И ээ собственники

Слайд 2

Юридическое содержание права собственности Право собственности Право владения Право пользования Право распоряжения

Слайд 3

Субъекты права собственности Собственники Физические лица ( граждане ) Юридические лица (организации, предприятия, фирмы) Государство Органы местного самоуправления

Слайд 4

Формы собственности

Слайд 5

Частная собственность

Слайд 6

Имущественные отношения Имущественные отношения – это отношения между людьми, возникающие по поводу имущества и материальных благ. В основе имущественных отношений лежит право на собственность .

Слайд 7

Право собственности Право собственности – это совокупность правовых норм, которые закрепляют, регулируют и охраняют состояние принадлежности материальных благ конкретным людям – собственникам.

Слайд 8

В российском гражданском праве традиционным является представление о праве собственности как о совокупности, «триаде» трех правомочий: « Триада» ГК РФ: Владение Распоряжение Пользование Фактическое обладание данным имуществом, закрепленное юридически. Возможность изменять состояние, назначение, принадлежность имущества (продавать, дарить, менять) Процесс извлечения полезных свойств из данного имущества

Слайд 10

Право собственности рассматривается как составная часть системы прав человека, как то, что государство должно гарантировать человеку Конституция РФ ст. 35: 1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. 4. Право наследования гарантируется

Слайд 11

Субъекты и объекты собственности Субъекты собственности – ? Объекты собственности – ? - это физические или юридические лица, владеющие ресурсами или факторами производства, т.е. собственник. - это то, чем владеет собственник и результаты производства – блага.

Слайд 12

Задание. Вставь пропущенные слова в предложения. а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой …………………………… собственность; б) магазин, который открыл папа, является …………......................собственностью; в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое – это ………………………………..собственность; г) если собственность принадлежит городу, она называется …………………...

Слайд 13

Проверь себя: а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой личную собственность; б) магазин, который открыл папа, является частной собственностью; в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое – это государственная собственность; г) если собственность принадлежит городу, она называется муниципальная .

Слайд 14

Задание 2. Из перечня различных объектов собственности, приведенного в таблице, необходимо выбрать и отметить (+) те, которые, могут быть в личной (частной), гос и муниц. собственности. Название объекта Личная собственность Государственная собственность муниципальная собственность 1.Продукты 2.Одежда 3.Обувь 4.Жилье 5.Садоводческое хозяйство 6.Земельный участок 7.Ископаемые 8.Леса 9.Валюта 10. Автомобиль 11.Магазин 12.Заповедник 13.Детская площадка 14.Железные дороги 15.Драгоценности

Слайд 15

задача: Рассмотрите жизненную ситуацию: «Гражданин А. является владельцем своего жилья, а гражданин Б. своё жильё арендует» Сравните права и обязанности гражданина А. и Б. относительно их жилья.

Слайд 16

Практическое задание Какое право иллюстрирует этот пример: Отец подарил сыну квартиру. Право распоряжения

Слайд 17

Практическое задание Какое право иллюстрирует данный пример: Гражданин проживает в купленной им квартире . Право пользования

Слайд 18

Ситуативная задача: В связи с угоном автомобиля, которому в период незаконного владения (до возвращения собственнику) был нанесен существенный вред (помят корпус, сломаны тормоза), суд принял решение о сумме возмещения ущерба, которую должен получить законный владелец от виновного в понесенных имущественных потерях.

Слайд 19

Ситуативная задача: При разводе супругов суд рассмотрел вопрос о разделе имущества, находящегося в общем владении.

Слайд 20

Ситуативная задача: Районное жилищное управление обратилось в суд с иском к гражданину X ., требуя освободить самовольно занятую им квартиру. Суд удовлетворил иск, одновременно возложив на гражданина X . обязанность возместить судебные издержки истца.

Слайд 21

Субъекты права собственности Физические лица (граждане ) Юридические лица (фирмы, предприятия) Государство, Субъекты Федерации Муниципальные образования Частная Собственность (индивидуальная и коллективная) Государственная собственность Муниципальная собственность

Слайд 22

Практическое задание Объекты собственности: Земля Предприятия Здания Средства транспорта Ядерное и химическое оружие Объекты культурного и исторического наследия Имущество вооруженных сил Частная собственность Государственная собственность Муниципальная собственность

Слайд 23

д/з параграф 19, стр 166 «проверь себя» №1- №5 Стр 167 №5 Проработать статьи ГК РФ СОСТАВИТЬ ПЛАН СТАТЕЙ – письменно! Задача Ответьте на вопрос: «Является ли остров со всей живой и неживой природой собственностью Робинзона?»



Предварительный просмотр:

Задание 1. Вставь пропущенные слова в предложения.

а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой …………………………… собственность;

б) магазин, который открыл папа, является …………......................собственностью;

в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое – это ………………………………..собственность;

г) если собственность принадлежит городу, она называется …………………...

Задание 2.      Из перечня различных объектов собственности, приведенного в таблице, необходимо выбрать и отметить (+) те, которые, по мнению ученика, могут быть в личной (частной), гос и муниц. собственности.

Название объекта

Личная

Государственная

муниципальная

1.Продукты

 

 

 

2.Одежда

 

 

 

3.Обувь

 

 

 

4.Жилье

 

 

 

5.Садоводческое хозяйство

 

 

 

6.Земельный участок

 

 

 

7.Ископаемые

 

 

 

8.Леса

 

 

 

9.Валюта

 

 

 

10. Автомобиль

 

 

 

11.Магазин

 

 

 

12.Заповедник

 

 

 

13.Детская площадка

 

 

 

14.Железные дороги

 

 

 

15.Драгоценности

 

Задание 1. Вставь пропущенные слова в предложения.

а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой …………………………… собственность;

б) магазин, который открыл папа, является …………......................собственностью;

в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое – это ………………………………..собственность;

г) если собственность принадлежит городу, она называется …………………...

Задание 2.      Из перечня различных объектов собственности, приведенного в таблице, необходимо выбрать и отметить (+) те, которые, по мнению ученика, могут быть в личной (частной), гос и муниц. собственности.

Название объекта

Личная

Государственная

муниципальная

1.Продукты

 

 

 

2.Одежда

 

 

 

3.Обувь

 

 

 

4.Жилье

 

 

 

5.Садоводческое хозяйство

 

 

 

6.Земельный участок

 

 

 

7.Ископаемые

 

 

 

8.Леса

 

 

 

9.Валюта

 

 

 

10. Автомобиль

 

 

 

11.Магазин

 

 

 

12.Заповедник

 

 

 

13.Детская площадка

 

 

 

14.Железные дороги

 

 

 

15.Драгоценности

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обществознания в 8 классе "Собственность"

В работе представлены основные понятия: имущественные отношения, собственность, владение, пользование, распоряжение. Слайды включают задания, представленные в рабочей тетради....

Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество

Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»-       Сформировать  з...

Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»

Конспект урока.  Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности  гражданина РФ.»Тип урока: комби...

Урок русского языка в 5 классе. Собственные и нарицательные имена существительные

Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.:  Дрофа, 2016....

Предмет: Обществознание Класс: 9 класс Тема урока: Религия

ЦельФормирование ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по освоению новых знаний о  религии как одной из форм культуры. ЗадачиОпределять сущностные характеристик...

Сочинение по русскому языку. 11 класс. Собственная позиция в сочинении.

Презентация данного материала поможет при подготовке обучающихся к ЕГЭ...

Критерии проверки и нормы оценки письменных работ и устных ответов при освоении образовательной программы основного общего образования по обществознанию классы: 6 – 9

Критерии проверки и нормы оценки письменных работ и устных ответов при освоении образовательной программы основного общего образования по обществознанию. Классы: 6 – 9...