Конспект урока по обществознанию в 8 классе «Экономика и ее роль в жизни общества»
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)
Тема урока: «Экономика и ее роль в жизни общества»
Тип урока: урок систематизации знаний
Цель урока: познакомить с зависимостью экономики от объема и направленности наших потребностей; характеризовать роль экономики в жизни общества.
Задачи урока:
- подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора;
- продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока;
- воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_8_klass_ekonomika_i_ee_rol.docx | 95.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ №10 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
Конспект урока
по обществознанию в 8 классе
Тема: «Экономика и ее роль в жизни общества»
Хазова Олеся Григорьевна
учитель истории и обществознания
МБОУ лицея №10
Ставрополь, 2020-2021
Тема урока: «Экономика и ее роль в жизни общества»
Тип урока: урок систематизации знаний
Цель урока: познакомить с зависимостью экономики от объема и направленности наших потребностей; характеризовать роль экономики в жизни общества.
Задачи урока:
- подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора;
- продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока;
- воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий ограниченность ресурсов, свободные и экономические блага, экономический выбор, альтернативная стоимость: описывать роль экономики в жизни общества; характеризовать проблему ограниченности ресурсов; различать свободные и экономические блага; приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора; доказывать необходимость и неизбежность рационального выбора в экономике | коммуникативные: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; познавательные: анализировать графическую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; давать определения понятий, устанавливать аналогии, классифицировать явления; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы; | формирование познавательного интереса к изучению экономических основ жизни общества; определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; развитие творческих способностей через активные формы деятельности. |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Учитель. Здравствуйте ребята, садитесь. Для того, чтобы вы поняли, о чем пойдет речь, я покажу вам несколько картинок. А вы должны мне сформулировать тему урока. Итак, внимание на экран! Слайд1. Совершенно верно. Речь пойдет об экономике. Слайд2. Тема нашего урока: «Экономика и ее роль в жизни общества». Запишем ее в тетрадь. Давайте, исходя из темы нашего урока, попытаемся определить цель и задачи нашей деятельности. Исходя из них, определим план изучения темы. | Высказывают предположения Отвечают на вопросы учителя
|
Актуализация знаний | Что такое экономика? Понятие «Экономика» имеет несколько значений: Обратиться к словарю, чтобы найти определение и записать в тетрадь. (с.216) Экономика – хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования. (в тетрадь) Слайд6.
Тогда идем дальше… | 1) искусство ведения домашнего хозяйства (с греческого ойкономик) 2) народное хозяйство какой-либо отдельной страны, включающее в себя определенные отрасли и виды производства 3) наука, изучающая какую-либо отрасль хозяйства или хозяйство какого-либо региона |
Постановка учебной цели, задач урока | Учитель: Может ли общество существовать без экономики? Зачем изучать экономику?
Учитель: Жизнь человека состоит из одних проблем. У нас постоянно возникают сложности. Всё время что-то человеку нужно. Человек не может без еды и питья, без жилища и одежды. Многие люди не могут без автомобиля, компьютера и сотового телефона. А кто-то не может обойтись без книги, музыки или любимого хобби. Всё то, в чем нуждаются люди, называется потребностями. Что же такое потребность? Сейчас подумайте и попытайтесь придумать определение. Слайд7. Потребность - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом.
Какие бывают потребности? Слайд 8. Существует три вида потребностей, они составляют основу нашей жизни. • Материальные • Духовные • Социальные Как вы думаете, что означает каждый вид потребностей. ЗАДАНИЕ: (индив раб с учебником) Откройте учебник на стр. 84 и запишите примеры к каждой группе в тетрадь, дополните своими примерами. (совместное обсуждение) ЦЕЛЬ удовлетворения этих потребностей – создание условий для жизни и деятельности людей. Давайте вместе попытаемся понять, как экономика принимает участие в этом. Учитель: Основная характерная черта потребностей в том, что они могут меняться. Слайд9. С течением времени или с изменением климатических условий потребности меняются. Например, для человека, живущего в горах будут характерны одни потребности, а для людей, живущих в пустыне совсем иные. Естественно, что меняется общество, меняется время. Но рост человеческих потребностей всегда опережает количество ресурсов. В чём здесь секрет? Приведите примеры возрастающего характера ваших потребностей.
А что такое благо? (обратимся к словарику в учебнике) Слайд 10. Благо – это то, что является полезным для человека и служит удовлетворению его потребностей. ЗАДАНИЕ: (самост. раб. с текстом учебника) откройте учебник на с. 86-88 и при помощи текста параграфа заполните схему Слайд11-12. СОВМЕСТНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ. Экономисты делят все жизненные блага на свободные (даровые) и экономические. Свободные блага (природные) - доступны для всех нуждающихся в них. Приведите примеры. Слайд13. Экономические блага - блага, полученные в результате созидательной, экономической деятельности. Приведите примеры. Слайд 14. ВЫВОД: Человек смог обеспечить себя многими необходимыми вещами. И очень много из того, что люди создали, облегчило нашу жизнь. Этот процесс будет продолжаться всегда. Таким образом, человеческие потребности безграничны, но, к сожалению, ресурсы планеты ограничены. Этот вопрос не разрешим в экономике. 3. ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ Человек тратит ресурсы и зарабатывает деньги с одной- единственной целью - удовлетворить свои материальные и духовные потребности. Слайд15. Слайд16. РЕСУРСЫ (от франц. ressource - вспомогательное средство) - денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов (природные ресурсы, экономические ресурсы). В 7 классе мы с вами говорили о том, что ресурсы бывают исчерпаемые и неисчерпаемые. Приведите, пожалуйста, примеры к каждой группе ресурсов. Слайд17. Экономисты различают четыре основных ресурса: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность. Иногда выделяют и пятый - информацию. Их еще называют факторами производства. 1. Труд - физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг. Доход, получаемый при этом, называется зарплатой, процентом с капитала. 2. Земля - природные ресурсы, естественные блага, необходимые при создании товаров и услуг, т.е. все то, что используется в натуральном виде (земля, вода, воздух, леса, полезные ископаемые). Доходом является рента. 3. Капитал, или инвестиционные ресурсы, - средства производства, нужные при создании экономических благ, включая промышленное оборудование, инфраструктуру (газопроводы, электропроводы и др.). Экономический доход с капитала - прибыль. 4. Предпринимательская деятельность - управленческие и организаторские навыки, используемые в процессе производства. Доход - прибыль. 5. Информация - знания и сведения, накопленные человечеством и необходимые для его жизнедеятельности. Ею можно обмениваться и торговать, как любым ресурсом. Проблемная ситуация: Африканские бушмены, живущие впроголодь и с пользой расходующие свои немногочисленные природные ресурсы, стоят намного ближе к пониманию того, что такое экономика, нежели самая большая по территории и природным запасам держава мира Россия, бездумно расходующая дефицитные ресурсы, но так и не сумевшая поднять население на более высокий уровень жизни. Редкость - важнейшее качество ресурсов. 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ Каждый день, идя в магазин, вы сталкиваетесь с проблемой выбора товара хорошего качества по подходящей цене – это и есть экономический выбор. Экономический выбор очень тесно связан с понятием бюджет. Как вы думаете почему? (предполагаемые ответы детей) Всем нам приходится выбирать, приобретая одну вещь, мы отказываем себе в приобретении другой. Этот выбор называется альтернатива. Альтернативная стоимость – цена, которую нужно заплатить за сделанный выбор. Теперь давайте рассмотрим ситуацию и ответим на вопросы: (с.90) Выпускница школы мечтала стать детским врачом. После окончания она могла бы работать санитаркой в больнице, получая зарплату 2000руб в месяц, регистратором в детской поликлинике с окладом в 3000руб. или ночной няней в детском санатории, имея доход 4000руб. в месяц. Однако, оценив перспективы будущей профессии, она поступила на конкурсной основе в Медицинскую академию. Альтернативная стоимость ее выбора составила 4000руб. Учитель: объясните, как вы понимаете высказывание английского драматурга Бернарда Шоу: «Экономика- это умение пользоваться жизнью наилучшим образом». Выводы: Учитель: 1. Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ. 2. Общественное производство определяет появление и развитие его социальной структуры. 3. Экономические отношения влияют на политическую жизнь общества. 4. В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества. | Учащиеся: обсуждают предложенные вопросы. Учащиеся дают определение «потребность» Материальные, духовные и социальные Выполняют задание учителя, обсуждение (учащиеся приводят свои примеры) (есть сумка, нужны туфли, к туфлям платье, к платью машину) ВЫВОД, который мы можем сделать: полностью удовлетворить свои потребности невозможно. Каким образом удовлетворяются потребности человека? (путем создания необходимых благ) Работа в группах: (4 человека) разработайте правила или советы как можно разумно распоряжаться или экономить ресурсы. (5 минут) ЗАДАНИЕ: (работа в парах) прочитайте внимательно задание. Подумайте и обсудите в парах, почему альтернативная стоимость равна 4000руб. Ответы детей. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Для закрепления изученного мы с вами попробуем составить синквейн со словами для первого варианта «экономика», для второго варианта «хозяйство». Также учащимся для закрепления предлагается выполнить по 5 тестовых заданий к параграфу. Учитель: объясните, как вы понимаете высказывание английского драматурга Бернарда Шоу: «Экономика- это умение пользоваться жизнью наилучшим образом». Выводы: Учитель: 1. Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ. 2. Общественное производство определяет появление и развитие его социальной структуры. 3. Экономические отношения влияют на политическую жизнь общества. 4. В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества | |
Рефлексия | Учитель: А теперь вернемся к поставленным целям! Всего добились? Все у нас получилось? | |
Домашнее задание | Слайд19.Домашнее задание: пар.11, вопросы и задания, документ, написать сочинение-рассуждение на тему: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе : «Экономика и её роль в жизни общества»
Урок по обществознанию в 11 классе имеет цель обобщить и систематизировать знания по разделу "Экономика". Учащиеся получат возможность научиться анализировать, преобразовывать и использовать экономиче...
Контрольная работа №3 по обществознанию на тему "Экономика и её роль в жизни общества" (8 класс)
Контрольная работа имеет 4 части (Часть 1. Тестовые задания; Часть 2. Теоретические задания; Часть 3. Вопросы; Часть 4. Дополнительные задания с текстом). В комплект докуменета добавлены ответы и...
Технологическая карта урока обществознания 8 класс "Экономика и ее роль в жизни общества"
Технологическая карта урока обществознания в 8 классе "Экономика и ее роль в жизни общества"...
Обществознание 8 класс. Экономика и ее роль в жизни общества
для 8 класса...
8 класс Экономика и ее роль в жизни общества
задание содержит 5 вопросов, требующих краткого развернутого ответа...
Презентация по обществознанию на тему: "Экономика и ее роль в жизни общества"
Презентация по обществознанию на тему: "Экономика и ее роль в жизни общества"...
Презентация по обществознанию на тему: "Экономика и ее роль в жизни общества"
Презентация по обществознанию на тему: "Экономика и ее роль в жизни общества" 8 класс...