Обществознание 5 класс. Наша Родина – Россия
план-конспект урока по обществознанию
для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
20_02_klass_obshch_5_klasse_nasha_rodina_-_rossiya-.docx | 48.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания. 5 класс
Тема: «Наша Родина – Россия».
Цели:
- объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;
- показать на карте территорию России;
- продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;
- сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма.
Основные понятия урока:Родина,Федерация, субъекты федерации, государство.
Технологическая карта урока
План урока:
1.Российская Федерация.
2. Русский язык - государственный.
3.Что значит быть патриотом.
ХОД УРОКА.
- МОТИВАЦИЯ (не более 5 мин.)
Какие слова вызывают у вас ассоциации с выражением «Наша Родина – Россия»
Используется структура - ДжотТотс
Участники под номерами 1 возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдайте партнеру по плечу. Затем эту половинку разделите пополам и половину отдайте партнеру по лицу. Теперь каждый участник делит лист на 4 части.
Задание: Запишите на каждом листочке ответ на вопрос одним словом. Громко проговаривая это слово в группе. Повторяться нельзя. Все ответы кладете на середину стола. У вас должно получиться 16 ответов. Время на выполнение - 3 минуты.
Время закончилось. Участник под номером 4, стол номер 2 зачитайте свои ответы:
Работа со стихотворениями о Родине:Учитель организует прослушивание стихотворений о Родине и просит обучающихся ответь на вопросы:
Россия - Родина моя.
Россия - Родина моя,
Смотрю вокруг и что я вижу:
Кругом бескрайние поля
И снег лежит на нашей крыше.
Российский снег, он словно пух
Ложится прямо на ресницы.
Россия без зимы - ничто
И жаль, что улетают птицы.
Зимой неслышен соловей,
Ах, как поет он ночью летом!
И нет нигде таких берез.
Березы... Вся Россия в этом.
Когда расстанусь с детством я,
Объеду я дорог не мало.
Россия - Родина моя!
Хочу, чтоб ты сильнее стала!
И чем смогу, я помогу:
Цвести полям, расти деревьям.
Российский дух поднять смогу,
Чтоб гордость за него
досталась нашим детям.
Д.Пенцов
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
(З. Александрова)
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
Вопросы классу:
В течение определенного времени учащиеся по кругу отвечают на вопросы:
-Что такое Родина, по мнению поэтов, стихотворения которых вы прочли?
- А что для вас значит Родина?
Время на выполнение - 5 минуты.
Время закончилось. Участник под номером 3, стол номер 1 поделитесь своимиответами.
Общий вывод: Общим домом для россиян, является Россия, на территории которой проживает многонациональное население - семья народов.
- Определите тему сегодняшнего урока.
2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Тема нашего урока «Наша Родина – Россия».
- Российская Федерация
Работа с текстом
Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»:
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши.Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Вопросы классу:
В течение определенного времени учащиеся по кругу отвечают на вопросы:
- Что такое «Родина»?
- Почему человек тоскует по Родине?
- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)
Время на выполнение - 5 минуты.
Время закончилось. Участник под номером 1, стол номер 3поделитесь своими ответами.
Работа с терминами:
«Родина» - Запишите определение слова в тетрадь.
1.Отечество, родная страна.
2.Место рождения, происхождения кого - чего-нибудь.
Рассказ учителя: Когда-то наша страна называлась РСФСР Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Росси́йская Сове́тская Федерати́вная Социалисти́ческая Респу́блика — название Российской Федерации до 25 декабря 1991 года, введённое Конституцией СССР 1936 года и Конституцией РСФСР 1937 года. В этот период, также, неофициально — Российская Федерация, Россия. 25 декабря 1991 года название республики было официально заменено на «Российская Федерация», однако советская конституция 1978 года (в редакции 1992 года, где частично оставались наименование «РСФСР» и упоминание о конституции и законах СССР) и советы всех уровней продолжали действовать до октября 1993..
Первое в мире социалистическое государство. Создано в результате Октябрьской революции в России.
После образования в 1922 году Союза Советских Социалистических Республик и по 1991 год РСФСР — союзная республика в составе СССР, была самой крупной по площади, населению и экономической мощи. На её долю приходилось три четверти территории и свыше половины населения, две трети промышленной и около половины сельскохозяйственной продукции Советского Союза.
А сейчас официальное название нашей страны – Российская Федерация или Россия. Это название страна обрела в 1991 году. Это же название зафиксировано в Конституции РФ, принятой в 1993 году.
Составными частями Российской Федерации являются объединившиеся в союз относительно самостоятельные республики, края, области, а также города Москва и Санкт – Петербург. Эти части федеративного государства называют субъектами Федерации.
Учитель: Посмотрите на современную карту Росси (стр.94-95). Какая она разноцветная. Цветом обозначены республики, края, области, которые входят в состав РФ, т. е её субъекты. У каждого субъекта равные права с другими: иметь свою территорию, герб, флаг, органы власти. Россия граничит с шестнадцатью странами. Никакое другое государство не имеет такого количества стран-соседей. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 160 национальностей, народностей и этнических групп.
Задание:
-Покажите наиболее крупные города.
-В каком субъекте РФ живём мы?
- Столица России?
Работа с терминами:
«Федерация» - Запишите определение слова в тетрадь.
Слово происходит от латинского слова и означает «союз, объединение»; государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования(штаты,земли,а в России- области,края,республики)
3.2. Русский язык - государственный
Работа с текстом на стр.93 учебника «Русский язык – государственный».
Обратить внимание на то, что официальное использование русского языка в государственном делопроизводстве, т.е на русском языке пишутся официальные государственные документы, на нём Россия ведёт переговоры с другими государствами., обязательное изучение русского языка в школах РФ., русский язык является ещё и языком межнационального общения.
Давайте познакомимся с пословицами о русском языке:
- Язык – стяг, дружину водит.
- Не пройми копьём, пройми языком.
- От приветливых слов язык не отсохнет.
Как вы понимаете эти пословицы? Ответ запишите в тетрадь.
В течение определенного времени учащиеся по кругу отвечают на вопросы.
Время на выполнение - 5 минуты.
Время закончилось. Участник под номером 1 , стол номер 2 зачитайте свои ответы:
Учитель: Почему русский язык является государственным в Российской Федерации
– думать, писать, обсуждать по кругу.
Время на выполнение - 5 минуты.
Время закончилось. Участник под номером 4 , стол номер 2 поделитесь своими ответами.
- Что значит быть патриотом.
Работа с текстом: стр.93, 97 – ( комментированное чтение).
Просмотр и обсуждение плаката «Родина мать зовёт»
Вопросы:
-К чему призывает этот плакат?
-Почему такой призыв звучит от имени Родины?
- Почему понятия «мать» и «родина» близки по значению?
«Патриот» - Запишите определение слова в тетрадь.
Выводы: Какие вы можете сделать выводы? (ответы детей)
4.Заключительная часть
1.Подведение итогов.
Страничка ожидаемого и полученного.
1.Поработайте над этим заданием самостоятельно.
2.В столбике «ДО» напишите «Да», если утверждение верно, или «Нет», если утверждение ложно.
3.Чтобы принять верное решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.
4.После того, как вы прокомментируете все утверждения, поделитесь своим мнением с коллегами по команде, начиная с номера 1 (ROUNDROBIN)
ДО | Утверждения | ПОСЛЕ |
Сейчас официальное название нашей страны – Российская Федерация или Россия | ||
Это название страна обрела в 1991 году. | ||
Это же название зафиксировано в Конституции РФ, принятой в 1993 году. | ||
Слово «федерация» происходит от латинского слова и означает «союз, объединение» | ||
Русский язык – государственный язык | ||
Забайкальский край - это субъект Российской Федерации | ||
Патриот – это человек любящий свое Отечество |
5. Теперь по завершении нашей темы, ещё раз прочтите все утверждения.
6. В столбике «ПОСЛЕ» напишите «Да», если утверждение верно, или «Нет», если утверждение ложно.
7. Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши знания и убеждения?
2. Оценивание
- оцените работу группы в целом.
- оцените свою работу в группе.
3. Домашнее задание
- Написать письмо своему сверстнику, живущему далеко от тебя. Расскажи ему о своей малой родине.
- Рефлексия.
Продолжите фразу:
Я научился…
Мне было трудно…
Мне понравилось…
этапы | методы и приемы обучения | время |
1 этап. Мотивация | Страничка ожидаемого и полученного. 2. Используется структура - ДжотТотс Участники под номерами 1 возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдайте партнеру по плечу. Затем эту половинку разделите пополам и половину отдайте партнеру по лицу. Теперь каждый участник делит лист на 4 части. Задание: Запишите на каждом листочке ответ на вопрос одним словом. Громко проговаривая это слово в группе. Повторяться нельзя. Все ответы кладете на середину стола. У вас должно получиться 16 ответов. Время на выполнение - 3 минуты. Время закончилось. Участник под номером 4 , стол номер 2 зачитайте свои ответы. 3. Работа со стихотворениями:Учителю рекомендуется организовать прослушивание стихотворений о Родине и попроситобучающихся ответь на вопросы. Вопросы классу: – в течение определенного времени учащиеся по кругу отвечают на вопросы: -Что такое Родина, по мнению поэтов, стихотворения которых вы прочли? - А что для вас значит Родина? Время на выполнение - 5 минуты. Время закончилось. Участник под номером 3, стол номер 1расскажите свои ответы: | не более 10 мин. |
2 этап. Целеполагание | Учитель называет тему урока «Наша Родина – Россия». - сообщение целей урока | 1 мин. |
3 этап. Исследование информации . | План. 1.Российская Федерация. 2. Русский язык - государственный. 3.Что значит быть патриотом. | 1 мин. |
3.1. | 1. Чтение и анализ текста: Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество» – в течение определенного времени учащиеся по кругу отвечают на вопросы: - Что такое «Родина»? - Почему человек тоскует по Родине? - Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….) Запись в тетради: определение слова «родина» 2.Объяснение учителя о государственном устройстве нашей страны, и работа с политической картой РФ. Записи в тетради. -В каком субъекте РФ живём мы? - Столица России? Запись в тетради: определение слова «федерация» | 10 мин. 5 мин |
3.2. | Работа с текстом учебника(комментированное чтение). Беседа с учащимися о значении государственного языка – думать, писать, обсуждать по кругу; обсуждение пословиц о русском языке – в течение определенного времени учащиеся по кругу отвечают на вопросы. | 5-6 мин. |
3.3 | Работа с текстом: стр.93, 97 – (комментированное чтение). Просмотр и обсуждение плаката «Родина мать зовёт» Вопросы: -К чему призывает этот плакат? -Почему такой призыв звучит от имени Родины? - Почему понятия «мать» и «родина» близки по значению? «Патриот» - Запишите определение слова в тетрадь. Выводы: Какие вы можете сделать выводы? (ответы детей) | 10мин. |
4.Заключительная часть | 1.Подведение итогов. Страничка ожидаемого и полученного. | 5 мин. 2 мин. |
5этап.Оценивание. | 2. Оценивание Рефлексия. | |
6 этап Домашнее задание. | 3. Домашнее задание | 1-2 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обществознания в 5 классе "Наша Родина - Россия"
анный урок «Россия наша Родина» адресован для учащихся 5 класса. Проблема формирования гражданской позиции у школьников является актуальной на современном этапе развития общества. Очень важноформирова...
20_02_класс_общ 5 классе_Наша Родина - Россия-
20_02_класс_общ 5 классе_Наша Родина - Россия-...
Урок обществознания в 5 классе "Наша Родина - Россия" (учебник Боголюбова Л.Н., Виноградовой Н.Ф., Городецкой Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. М., «Просвещение», 2012.)
Конспект урока обществознания с учётом ФГОС....
урок обществознания в 5 классе "Наша родина Россия"
конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Наша родина Россия", работа в группах...
Урок по обществознанию в 5 классе "Наша Родина -Россия"
«Наша Родина – Россия».Цели: после урока учащиеся смогут- объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;- показать на карте территорию России;- продолжить формирование умений работы с...
История России 6 класс "Наша Родина - Россия"
Технологическая карта урока "Наша Родина – Россия", так же сопроводительная презентация к уроку. Данный материал разработан по учебнику Истории России. 6 класс. Москва "Прос...
Урок по обществознанию. Тема: «Наша Родина – Россия». 6-й класс
Цели:воспитание патриотизма у обучающихся и готовности сохранять, распространять и преумножать ценности русской культуры.формирование у детей образа родной страны, как Родины, как многонациональн...