Урок по обществознанию в 5 классе "Наша Родина -Россия"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Лиджиева Зула Лиджиевна

 «Наша Родина – Россия».

Цели: после урока учащиеся смогут

- объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;

- показать на карте  территорию России;

- продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;

- сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма.

 Основные понятия урока: Родина, Федерация, субъекты федерации, государство.

Ресурсы:

- учебник обществознания 5 класс  под редакцией Л.Н. Боголюбова

- тексты стихотворений: «Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!» (Д. Кугультинов), « Д ЛЯ ЖИЗНИ ДОСТОЙНОЙ  » (Р.Шурганова).

- распечатка текста на парту: Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»

- распечатка текста на парту: «Юные патриоты»

 - политическая карта России

- игровые элементы для игры «Собери сочинение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ульяновская СОШ»

Урок обществознания в 5 классе

по теме:

 «Наша Родина – Россия»

             Выполнил: учитель обществознания и истории

Лиджиева Зула Лиджиевна

                    МБОУ «Ульяновская СОШ»

                 Яшалтинскаго района

2016                                                     

                                        Урок обществознания. 5 класс

                                        Тема: «Наша Родина – Россия».

Цели: после урока учащиеся смогут

- объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;

- показать на карте  территорию России;

- продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;

- сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма.

Основные понятия урока: Родина, Федерация, субъекты федерации, государство.

Ресурсы:

- учебник обществознания 5 класс  под редакцией Л.Н. Боголюбова

- тексты стихотворений: «Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!» (Д. Кугультинов), « Д ЛЯ ЖИЗНИ ДОСТОЙНОЙ  » (Р.Шурганова).

- распечатка текста на парту: Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»

- распечатка текста на парту: «Юные патриоты»

- политическая карта России

- игровые элементы для игры «Собери сочинение»

Технологическая карта урока.

этапы

методы и приемы обучения

время

1 этап. Мотивация

Анализ стихотворений: «Как ты прекрасна, степь моя, в  апреле!», « Для жизни достойной  »

 Вопросы классу:

-Что такое Родина, по мнению поэтов, стихотворения которых вы прочли?

- А что для вас значит Родина?

не более

3-х мин.

2 этап.

Целеполагание

- сообщение целей урока

1 мин.

     3 этап.

Исследование информации        .

План.

1.Российская Федерация.

2. Государственный язык.

3.Что значит быть патриотом.

1 мин.

3.1.

1. Чтение и анализ текста: Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»

Вопросы классу:

- Что такое «Родина»?

- Почему человек тоскует по Родине?

- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

Запись в тетради: определение слова «родина»

2.Объяснение учителя о государственном устройстве нашей страны, и работа с политической картой РФ.

Записи в тетради.

-В каком субъекте РФ живём мы?

- Столица России?

-Столица нашей Республики?

Запись в тетради: определение слова «федерация»

10 мин.

5 мин

3.2.

Работа с текстом учебника( комментированное чтение).

Беседа с обучающимися о значении государственного языка; обсуждение пословиц о русском языке

5-6 мин.

3.3

Чтение и анализ текста : «Юные патриоты»

Вопросы:

В чём проявилась у героев любовь к Родине?

А каких героев знаете вы?

Работа с текстом учебника( комментированное чтение).

Просмотр и обсуждение плаката «Родина мать зовёт»

Вопросы:

-К чему призывает этот плакат?

-Почему такой призыв звучит от имени Родины?

Запись в тетради: определение слова «патриот»

Выводы

10мин.

4.Интерактивное упражнение.

Практикум.

4.1 Игра «Собери мини-сочинение»

4.2Подобрать слова с корнем «род», близкими по значению к слову – родина. Записать в тетрадь.

5 мин.

2 мин.

     5этап. Оценивание.

Выставление оценок

     6 этап 

Домашнее задание.

Домашнее задание.п.11.

.

1-2 мин.

         План урока:

1.Российская Федерация.

2.Государственный язык.

3.Моя малая Родина.

3.Что значит быть патриотом.

ХОД УРОКА.

1. МОТИВАЦИЯ (не более 3 мин.)

Работа со стихотворениями: Учителю рекомендуется организовать прослушивание стихотворений о Родине и попросит обучающихся  ответь на вопросы:

Для жизни достойной.  

Беру я силу у земли родной.

В чужих краях я не живу, а жду

Минуты возвращения домой –

В объятия Калмыкии самой.

Когда в ином неласковом краю

Тоску острее чую, на беду.

Я песню о степи родной пою,

Кручину растворяю в ней свою.

И, кажется, лихого скакуна

Я оседлать сумею на лету,

Чтоб слиться, как ковыльная волна,

С родным простором всей душой, до дна!

Спасибо, степь калмыцкая моя,

За то, что превратила в явь мечту:

Всегда любить родимые края,

В строках заветных чувства не тая!

(Р.Шурганова)

Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!

Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!

Хрустально-звонкий  воздух, и простор,

И колокольчик – жаворонка трели!..

Ты – музыка, чьи звуки в давних пор

Какой-то гений, в неизвестность канув,

Переложил на живопись тюльпанов.

 

Как счастлив я, что голос твой пойму,

Что человек я, что душе все чаще

Доступна радость красоты щемящей…

Иль человек я только потому,

Что внемлет скрытой музыке душа?..

О жизнь, как ты щедра!.. Как хороша!...

(Д.Кугультинов)

   

Вопросы классу:

-Что такое Родина, по мнению поэтов, стихотворения которых вы прочли?

- А что для вас значит Родина?

    Общий вывод: Общим домом для россиян, является Россия, на территории которой проживает многонациональное население - семья народов.

- Определите тему сегодняшнего урока.

Учитель конкретизирует тему урока.

2 этап. Объявите ученикам цели урока.

После урока вы сможете

- объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;

- показать на карте  территорию России;

- продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;

- сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма

Сообщите учащимся критерии оценивания их работы на уроке.

3 этап. Исследование информации.

3.1..Российская Федерация.

 Работа с текстом.

Учителю предлагается организовать работу с текстом.

Вопросы классу:

- Что такое «Родина»?

- Почему человек тоскует по Родине?

- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»:

Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Запишите определение слова «Родина» в тетрадь.

 РОДИНА-1.Отечество, родная страна.

                 2.Место рождения, происхождения кого - чего-нибудь.

Рассказ учителя: Когда-то наша страна называлась РСФСР Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. А сейчас официальное название нашей страны – Российская Федерация или Россия. Это название страна обрела в 1991 году. Это же название зафиксировано в Конституции РФ, принятой в 1993 году.

Учитель: Посмотрите на современную карту Росси (стр.94-95)Какая она разноцветная. Цветом обозначены республики, края, области, которые входят в состав РФ, т. е её субъекты. У каждого субъекта равные права с другими: иметь свою территорию, герб, флаг, органы власти. Россия граничит с шестнадцатью странами. Никакое другое государство не имеет такого количества стран-соседей. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 160 национальностей, народностей и этнических групп  Задание:

-Покажите наиболее крупные города

-В каком субъекте РФ живём мы?

- Столица России?

Запишите определение слова «федерация»: государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования(штаты, земли, а в России- области, края, республики)

3.2. Русский язык - государственный

Учитель предлагает прочесть текст на стр.93 учебника «Русский язык – государственный».

Обратить внимание на то, что официальное использование русского языка в государственном делопроизводстве, т.е на русском языке пишутся официальные государственные документы, на нём Россия ведёт переговоры с другими государствами., обязательное изучение русского языка в школах РФ., русский язык является ещё и языком межнационального общения.

 Давайте познакомимся с пословицами о русском языке:

  1. Язык – стяг, дружину водит.
  2. Не пройми копьём, пройми языком.
  3. От приветливых слов язык не отсохнет.

Учитель: Какой мы можем с вами сделать вывод? (ответы детей).

А теперь ответим на вопрос № 4 на стр.98 из рубрики « Проверим себя»

3.3 Что значит быть патриотом.

Чтение и анализ текста : «Юные патриоты»

                                Юные патриоты.

Примеры героического проявления патриотизма широко известны. Многие юные патриоты участвовали в войнах.

В войне 1812 года два сына генерала Н. Н. Раевского участвовали совсем юными ( одному было 17,другому 10 лет).

Старший, Александр Николаевич (1795 – 1868), был награждён за Бородинское сражение орденом Св. Владимира, а за сражение под Красным в ноябре 1812 года – золотой шпагой. Принимал участие в Заграничном походе русской армии 1813 – 1814 годов. Был близок с А. С. Пушкиным, привлекался к следствию по делу декабристов. Был выслан из столицы, служил чиновником особых поручений в Новороссии.

  Младший, Николай Николаевич (1801 – 1843), был зачислен на военную службу в 10 летнем возрасте, участвовал вместе с братом Александром в знаменитом бою при Салтановке, где его отец, став во главе Смоленского пехотного полка, упорно отстаивал мост от французов. Атакующий неприятель в четыре раза превосходил смельчаков. В том же ,1812 году Н. Раевский за отличие произведен в подпоручики, затем принимал участие в освобождении Европы, отличился при взятии Парижа и награждён орденом Св. Владимира 4 степени. Его также высоко ценил А. С. Пушкин. Член Государственного Совета. Был близко знаком со многими декабристами. Дружбой с Н.Н. Раневским гордился А.С .Пушкин. Являлся двоюродным братом Дениса Давыдова.

Проблемные вопросы:

В чём проявилась у героев любовь к Родине?

А каких героев знаете вы?

Работа с текстом учебника( комментированное чтение).

Просмотр и обсуждение плаката «Родина мать зовёт»

Вопросы:

-К чему призывает этот плакат?

-Почему такой призыв звучит от имени Родины?

- Почему понятия «мать» и «родина» близки по значению?

Запись в тетради: определение слова «патриот»

Выводы: Какие вы можете сделать выводы? (ответы детей)

Учитель: В чрезвычайных ситуациях дети нередко ведут себя, как взрослые.

4.Интерактивное упражнение.

Практикум

Учитель каждому раздаёт конверты с пословицами, школьники выполняют задание.

4.1 Игра «Собери сочинение»

  1. С помощью вспомогательных слов, фраз собрать мини-сочинение.
  2. Объясните, как вы понимаете тему урока.

Слова:

4.2. Учитель может предложить учащимся подобрать слова с корнем «род», близкими по значению к слову – родина. Запишите в тетради.

 5этап. Оценивание. Учитель имеет возможность оценить индивидуальные ответы учеников

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

критерии оценки

Имя

Имя

Имя

1

Степень аргументированности

2

Логичность

3

Грамотное использование понятий, терминов

6. Домашнее задание.п.11

Приложение.1

Для жизни достойной.  

Беру я силу у земли родной.

В чужих краях я не живу, а жду

Минуты возвращения домой –

В объятия Калмыкии самой.

Когда в ином неласковом краю

Тоску острее чую, на беду.

Я песню о степи родной пою,                                    

Кручину растворяю в ней свою.

И, кажется, лихого скакуна

Я оседлать сумею на лету,

Чтоб слиться, как ковыльная волна,

С родным простором всей душой, до дна!

Спасибо, степь калмыцкая моя,

За то, что превратила в явь мечту:

Всегда любить родимые края,

В строках заветных чувства не тая!

(Р.Шурганова)

Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!

Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!

Хрустально-звонкий  воздух, и простор,

И колокольчик – жаворонка трели!..

Ты – музыка, чьи звуки в давних пор

Какой-то гений, в неизвестность канув,

Переложил на живопись тюльпанов.

 Как счастлив я, что голос твой пойму,

Что человек я, что душе все чаще

Доступна радость красоты щемящей…

Иль человек я только потому,

Что внемлет скрытой музыке душа?..

О жизнь, как ты щедра!.. Как хороша!...

(Д.Кугультинов)

Приложение.2

 Вопросы классу:

- Что такое «Родина»?

- Почему человек тоскует по Родине?

- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

                                        рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»:

Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Приложение 3

                                Юные патриоты.

Примеры героического проявления патриотизма широко известны. Многие юные патриоты участвовали в войнах.

В войне 1812 года два сына генерала Н. Н. Раевского участвовали совсем юными ( одному было 17,другому 10 лет).

Старший, Александр Николаевич (1795 – 1868), был награждён за Бородинское сражение орденом Св. Владимира, а за сражение под Красным в ноябре 1812 года – золотой шпагой. Принимал участие в Заграничном походе русской армии 1813 – 1814 годов. Был близок с А. С. Пушкиным, привлекался к следствию по делу декабристов. Был выслан из столицы, служил чиновником особых поручений в Новороссии.

  Младший, Николай Николаевич (1801 – 1843), был зачислен на военную службу в 10 летнем возрасте, участвовал вместе с братом Александром в знаменитом бою при Салтановке, где его отец, став во главе Смоленского пехотного полка, упорно отстаивал мост от французов. Атакующий неприятель в четыре раза превосходил смельчаков. В том же ,1812 году Н. Раевский за отличие произведен в подпоручики, затем принимал участие в освобождении Европы, отличился при взятии Парижа и награждён орденом Св. Владимира 4 степени. Его также высоко ценил А. С. Пушкин. Член Государственного Совета. Был близко знаком со многими декабристами. Дружбой с Н.Н. Раневским гордился А.С .Пушкин. Являлся двоюродным братом Дениса Давыдова.

Проблемные вопросы:

В чём проявилась у героев любовь к Родине?

А каких героев знаете вы?

        

Приложение 4

Практикум

Игра «Собери сочинение»

1.Используя вспомогательные слова, собрать текст .

2.Объясните, как вы понимаете выражение «Моя Родина».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок для 5 класса "Наша Родина - Россия"

Урок подготовлен в соответствии со ФГОСами второго поколения....

Конспект урока обществознания в 5 классе. Тема урока: «Hаша Родина - Россия».

Конспект урока по обществознанию в 5 классе "Наша Родина - Россия"...

Открытый урок по обществознанию 5 класс "Гражданин России"

урок, посвящённый формированию представлений у обучающихся как о достойных гражданах России...

Презентация к уроку истории Смоленщины/ обществознания "Наша Родина - Россия, Ельня - наша малая Родина"

Презентация  посвящена истории России и малой Родины-Ельни, её достопримечательностям, известным людям. Материал презентации можно использовать как на уроке обществознания в 5 классе, так и на ур...

Урок по обществознанию. Тема: «Наша Родина – Россия». 6-й класс

Цели:воспитание патриотизма у обучающихся и готовности сохранять, распространять и преумножать ценности русской культуры.формирование у детей образа родной страны, как Родины, как многонациональн...