Урок по обществознанию в 5 классе "Наша Родина -Россия"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему
«Наша Родина – Россия».
Цели: после урока учащиеся смогут
- объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;
- показать на карте территорию России;
- продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;
- сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма.
Основные понятия урока: Родина, Федерация, субъекты федерации, государство.
Ресурсы:
- учебник обществознания 5 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова
- тексты стихотворений: «Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!» (Д. Кугультинов), « Д ЛЯ ЖИЗНИ ДОСТОЙНОЙ » (Р.Шурганова).
- распечатка текста на парту: Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»
- распечатка текста на парту: «Юные патриоты»
- политическая карта России
- игровые элементы для игры «Собери сочинение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ульяновская СОШ»
Урок обществознания в 5 классе
по теме:
«Наша Родина – Россия»
Выполнил: учитель обществознания и истории
Лиджиева Зула Лиджиевна
МБОУ «Ульяновская СОШ»
Яшалтинскаго района
2016
Урок обществознания. 5 класс
Тема: «Наша Родина – Россия».
Цели: после урока учащиеся смогут
- объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;
- показать на карте территорию России;
- продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;
- сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма.
Основные понятия урока: Родина, Федерация, субъекты федерации, государство.
Ресурсы:
- учебник обществознания 5 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова
- тексты стихотворений: «Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!» (Д. Кугультинов), « Д ЛЯ ЖИЗНИ ДОСТОЙНОЙ » (Р.Шурганова).
- распечатка текста на парту: Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»
- распечатка текста на парту: «Юные патриоты»
- политическая карта России
- игровые элементы для игры «Собери сочинение»
Технологическая карта урока.
этапы | методы и приемы обучения | время |
1 этап. Мотивация | Анализ стихотворений: «Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!», « Для жизни достойной » Вопросы классу: -Что такое Родина, по мнению поэтов, стихотворения которых вы прочли? - А что для вас значит Родина? | не более 3-х мин. |
2 этап. Целеполагание | - сообщение целей урока | 1 мин. |
3 этап. Исследование информации . | План. 1.Российская Федерация. 2. Государственный язык. 3.Что значит быть патриотом. | 1 мин. |
3.1. | 1. Чтение и анализ текста: Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество» Вопросы классу: - Что такое «Родина»? - Почему человек тоскует по Родине? - Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….) Запись в тетради: определение слова «родина» 2.Объяснение учителя о государственном устройстве нашей страны, и работа с политической картой РФ. Записи в тетради. -В каком субъекте РФ живём мы? - Столица России? -Столица нашей Республики? Запись в тетради: определение слова «федерация» | 10 мин. 5 мин |
3.2. | Работа с текстом учебника( комментированное чтение). Беседа с обучающимися о значении государственного языка; обсуждение пословиц о русском языке | 5-6 мин. |
3.3 | Чтение и анализ текста : «Юные патриоты» Вопросы: В чём проявилась у героев любовь к Родине? А каких героев знаете вы? Работа с текстом учебника( комментированное чтение). Просмотр и обсуждение плаката «Родина мать зовёт» Вопросы: -К чему призывает этот плакат? -Почему такой призыв звучит от имени Родины? Запись в тетради: определение слова «патриот» Выводы | 10мин. |
4.Интерактивное упражнение. | Практикум. 4.1 Игра «Собери мини-сочинение» 4.2Подобрать слова с корнем «род», близкими по значению к слову – родина. Записать в тетрадь. | 5 мин. 2 мин. |
5этап. Оценивание. | Выставление оценок | |
6 этап Домашнее задание. | Домашнее задание.п.11. . | 1-2 мин. |
План урока:
1.Российская Федерация.
2.Государственный язык.
3.Моя малая Родина.
3.Что значит быть патриотом.
ХОД УРОКА.
1. МОТИВАЦИЯ (не более 3 мин.)
Работа со стихотворениями: Учителю рекомендуется организовать прослушивание стихотворений о Родине и попросит обучающихся ответь на вопросы:
Для жизни достойной.
Беру я силу у земли родной.
В чужих краях я не живу, а жду
Минуты возвращения домой –
В объятия Калмыкии самой.
Когда в ином неласковом краю
Тоску острее чую, на беду.
Я песню о степи родной пою,
Кручину растворяю в ней свою.
И, кажется, лихого скакуна
Я оседлать сумею на лету,
Чтоб слиться, как ковыльная волна,
С родным простором всей душой, до дна!
Спасибо, степь калмыцкая моя,
За то, что превратила в явь мечту:
Всегда любить родимые края,
В строках заветных чувства не тая!
(Р.Шурганова)
Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!
Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!
Хрустально-звонкий воздух, и простор,
И колокольчик – жаворонка трели!..
Ты – музыка, чьи звуки в давних пор
Какой-то гений, в неизвестность канув,
Переложил на живопись тюльпанов.
Как счастлив я, что голос твой пойму,
Что человек я, что душе все чаще
Доступна радость красоты щемящей…
Иль человек я только потому,
Что внемлет скрытой музыке душа?..
О жизнь, как ты щедра!.. Как хороша!...
(Д.Кугультинов)
Вопросы классу:
-Что такое Родина, по мнению поэтов, стихотворения которых вы прочли?
- А что для вас значит Родина?
Общий вывод: Общим домом для россиян, является Россия, на территории которой проживает многонациональное население - семья народов.
- Определите тему сегодняшнего урока.
Учитель конкретизирует тему урока.
2 этап. Объявите ученикам цели урока.
После урока вы сможете
- объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;
- показать на карте территорию России;
- продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;
- сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма
Сообщите учащимся критерии оценивания их работы на уроке.
3 этап. Исследование информации.
3.1..Российская Федерация.
Работа с текстом.
Учителю предлагается организовать работу с текстом.
Вопросы классу: - Что такое «Родина»? - Почему человек тоскует по Родине? - Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….) рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»: Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина. |
Запишите определение слова «Родина» в тетрадь.
РОДИНА-1.Отечество, родная страна.
2.Место рождения, происхождения кого - чего-нибудь.
Рассказ учителя: Когда-то наша страна называлась РСФСР Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. А сейчас официальное название нашей страны – Российская Федерация или Россия. Это название страна обрела в 1991 году. Это же название зафиксировано в Конституции РФ, принятой в 1993 году.
Учитель: Посмотрите на современную карту Росси (стр.94-95)Какая она разноцветная. Цветом обозначены республики, края, области, которые входят в состав РФ, т. е её субъекты. У каждого субъекта равные права с другими: иметь свою территорию, герб, флаг, органы власти. Россия граничит с шестнадцатью странами. Никакое другое государство не имеет такого количества стран-соседей. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 160 национальностей, народностей и этнических групп Задание:
-Покажите наиболее крупные города
-В каком субъекте РФ живём мы?
- Столица России?
Запишите определение слова «федерация»: государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования(штаты, земли, а в России- области, края, республики)
3.2. Русский язык - государственный
Учитель предлагает прочесть текст на стр.93 учебника «Русский язык – государственный».
Обратить внимание на то, что официальное использование русского языка в государственном делопроизводстве, т.е на русском языке пишутся официальные государственные документы, на нём Россия ведёт переговоры с другими государствами., обязательное изучение русского языка в школах РФ., русский язык является ещё и языком межнационального общения.
Давайте познакомимся с пословицами о русском языке:
- Язык – стяг, дружину водит.
- Не пройми копьём, пройми языком.
- От приветливых слов язык не отсохнет.
Учитель: Какой мы можем с вами сделать вывод? (ответы детей).
А теперь ответим на вопрос № 4 на стр.98 из рубрики « Проверим себя»
3.3 Что значит быть патриотом.
Чтение и анализ текста : «Юные патриоты»
Юные патриоты. Примеры героического проявления патриотизма широко известны. Многие юные патриоты участвовали в войнах. В войне 1812 года два сына генерала Н. Н. Раевского участвовали совсем юными ( одному было 17,другому 10 лет). Старший, Александр Николаевич (1795 – 1868), был награждён за Бородинское сражение орденом Св. Владимира, а за сражение под Красным в ноябре 1812 года – золотой шпагой. Принимал участие в Заграничном походе русской армии 1813 – 1814 годов. Был близок с А. С. Пушкиным, привлекался к следствию по делу декабристов. Был выслан из столицы, служил чиновником особых поручений в Новороссии. Младший, Николай Николаевич (1801 – 1843), был зачислен на военную службу в 10 летнем возрасте, участвовал вместе с братом Александром в знаменитом бою при Салтановке, где его отец, став во главе Смоленского пехотного полка, упорно отстаивал мост от французов. Атакующий неприятель в четыре раза превосходил смельчаков. В том же ,1812 году Н. Раевский за отличие произведен в подпоручики, затем принимал участие в освобождении Европы, отличился при взятии Парижа и награждён орденом Св. Владимира 4 степени. Его также высоко ценил А. С. Пушкин. Член Государственного Совета. Был близко знаком со многими декабристами. Дружбой с Н.Н. Раневским гордился А.С .Пушкин. Являлся двоюродным братом Дениса Давыдова. |
Проблемные вопросы:
В чём проявилась у героев любовь к Родине?
А каких героев знаете вы?
Работа с текстом учебника( комментированное чтение).
Просмотр и обсуждение плаката «Родина мать зовёт»
Вопросы:
-К чему призывает этот плакат?
-Почему такой призыв звучит от имени Родины?
- Почему понятия «мать» и «родина» близки по значению?
Запись в тетради: определение слова «патриот»
Выводы: Какие вы можете сделать выводы? (ответы детей)
Учитель: В чрезвычайных ситуациях дети нередко ведут себя, как взрослые.
4.Интерактивное упражнение.
Практикум
Учитель каждому раздаёт конверты с пословицами, школьники выполняют задание.
4.1 Игра «Собери сочинение»
- С помощью вспомогательных слов, фраз собрать мини-сочинение.
- Объясните, как вы понимаете тему урока.
Слова:
4.2. Учитель может предложить учащимся подобрать слова с корнем «род», близкими по значению к слову – родина. Запишите в тетради.
5этап. Оценивание. Учитель имеет возможность оценить индивидуальные ответы учеников
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
критерии оценки | Имя | Имя | Имя | |
1 | Степень аргументированности | |||
2 | Логичность | |||
3 | Грамотное использование понятий, терминов |
6. Домашнее задание.п.11
Приложение.1
Для жизни достойной.
Беру я силу у земли родной.
В чужих краях я не живу, а жду
Минуты возвращения домой –
В объятия Калмыкии самой.
Когда в ином неласковом краю
Тоску острее чую, на беду.
Я песню о степи родной пою,
Кручину растворяю в ней свою.
И, кажется, лихого скакуна
Я оседлать сумею на лету,
Чтоб слиться, как ковыльная волна,
С родным простором всей душой, до дна!
Спасибо, степь калмыцкая моя,
За то, что превратила в явь мечту:
Всегда любить родимые края,
В строках заветных чувства не тая!
(Р.Шурганова)
Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!
Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!
Хрустально-звонкий воздух, и простор,
И колокольчик – жаворонка трели!..
Ты – музыка, чьи звуки в давних пор
Какой-то гений, в неизвестность канув,
Переложил на живопись тюльпанов.
Как счастлив я, что голос твой пойму,
Что человек я, что душе все чаще
Доступна радость красоты щемящей…
Иль человек я только потому,
Что внемлет скрытой музыке душа?..
О жизнь, как ты щедра!.. Как хороша!...
(Д.Кугультинов)
Приложение.2
Вопросы классу: - Что такое «Родина»? - Почему человек тоскует по Родине? - Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….) рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»: Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина. |
Приложение 3
Юные патриоты. Примеры героического проявления патриотизма широко известны. Многие юные патриоты участвовали в войнах. В войне 1812 года два сына генерала Н. Н. Раевского участвовали совсем юными ( одному было 17,другому 10 лет). Старший, Александр Николаевич (1795 – 1868), был награждён за Бородинское сражение орденом Св. Владимира, а за сражение под Красным в ноябре 1812 года – золотой шпагой. Принимал участие в Заграничном походе русской армии 1813 – 1814 годов. Был близок с А. С. Пушкиным, привлекался к следствию по делу декабристов. Был выслан из столицы, служил чиновником особых поручений в Новороссии. Младший, Николай Николаевич (1801 – 1843), был зачислен на военную службу в 10 летнем возрасте, участвовал вместе с братом Александром в знаменитом бою при Салтановке, где его отец, став во главе Смоленского пехотного полка, упорно отстаивал мост от французов. Атакующий неприятель в четыре раза превосходил смельчаков. В том же ,1812 году Н. Раевский за отличие произведен в подпоручики, затем принимал участие в освобождении Европы, отличился при взятии Парижа и награждён орденом Св. Владимира 4 степени. Его также высоко ценил А. С. Пушкин. Член Государственного Совета. Был близко знаком со многими декабристами. Дружбой с Н.Н. Раневским гордился А.С .Пушкин. Являлся двоюродным братом Дениса Давыдова. |
Проблемные вопросы:
В чём проявилась у героев любовь к Родине?
А каких героев знаете вы?
Приложение 4
Практикум
Игра «Собери сочинение»
1.Используя вспомогательные слова, собрать текст .
2.Объясните, как вы понимаете выражение «Моя Родина».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок для 5 класса "Наша Родина - Россия"
Урок подготовлен в соответствии со ФГОСами второго поколения....
Урок обществознания в 5 классе "Наша Родина - Россия" (учебник Боголюбова Л.Н., Виноградовой Н.Ф., Городецкой Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. М., «Просвещение», 2012.)
Конспект урока обществознания с учётом ФГОС....
Конспект урока обществознания в 5 классе. Тема урока: «Hаша Родина - Россия».
Конспект урока по обществознанию в 5 классе "Наша Родина - Россия"...
Открытый урок по обществознанию 5 класс "Гражданин России"
урок, посвящённый формированию представлений у обучающихся как о достойных гражданах России...
Презентация к уроку истории Смоленщины/ обществознания "Наша Родина - Россия, Ельня - наша малая Родина"
Презентация посвящена истории России и малой Родины-Ельни, её достопримечательностям, известным людям. Материал презентации можно использовать как на уроке обществознания в 5 классе, так и на ур...
Конспект урока по обществознанию - 5 класс "Символы России"
Урок может быть проведен и в 6 классе...
Урок по обществознанию. Тема: «Наша Родина – Россия». 6-й класс
Цели:воспитание патриотизма у обучающихся и готовности сохранять, распространять и преумножать ценности русской культуры.формирование у детей образа родной страны, как Родины, как многонациональн...