Проект рабочей программы курса обществознания для обучающихся 8 - х классов
рабочая программа по обществознанию (8 класс)
Рабочая программа по обществознанию для 8-х классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); авторскими программами: Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы. – Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2014, Тематическое планирование курса обществознания для 5-9 классов. – Обществознание, Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rabochey_programmy_kursa_obshchestvoznaniya_dlya_obuchayushchhsya_8_-_h_klassov.docx | 44.72 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса обществознания
для обучающихся 8-х классов
(34час.)
1. Пояснительная записка
1.1.Рабочая программа по обществознанию для 8-х классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); авторскими программами: Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы. – Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2014, Тематическое планирование курса обществознания для 5-9 классов. – Обществознание, Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2014.
1.2. Состав линии УМК
1. Учебник. Обществознание. 8 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой
2. Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 8 класс. (CD)
3. Рабочая тетрадь. Обществознание. 8 класс. О. А. Котова, Т. Е. Лискова.
Поурочные разработки. Обществознание. 8 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.
Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.
1.3.Общая характеристика учебного предмета, курса;
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином
1.4.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
Количество часов: всего – 34 (из расчета 1 учебный час в неделю).
1 полугодие – 16 недель – 16 часов
2 полугодие – 18 часов – 18 часов
1.5. Цель и задачи:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
1.6. Планируемые результаты
1.6.1. Личностные и метапредметные
Личностными результатами выпускников являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
1.6.2. Предметные
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
1. относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и об областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей;
2. знание отдельных научных понятий, отражающие наиболее важные социальные объекты, умение с этих позиций оценивать явления социальной действительности;
3. знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
4. умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
1. понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
2. знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
3. приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
2. Содержание учебного предмета
2.1. Тематический план
Тематический план
№ | Содержание | Планируемые результаты | Мониторинг | Ведущие активные приемы обучения | ||||||
личностные и метапредметные | предметные | предметных и метапредметных результатов | личностных результатов | |||||||
3 | Природа человека | Метапредметные: - регулятивные: обучающиеся смогут оценить результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий - коммуникативные: обучающиеся смогут подготовить сообщение о происхождение человека и представить его в различных знаковых системах: рисунок, план, мини сочинение. - познавательные: обучающийся сможет провести сравнительный анализ отличия человека от животного; привести конкретные примеры, доказывающие, что человек существо биологическое и социальное Личностные: осознание человеческой жизни как высшей ценности | Предметные: обучающие смогут: объяснить значение понятий: социальный, биологический, характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека | . |
| Слушают и отвечают на вопросы Проблемный диалог | ||||
3 | «Общество и человек» | Объяснить взаимосвязь природы, человека, общества, иллюстрировать конкретными примерами. Личностные Объяснять, как ценности влияют на поведение и выбор человека. | Предметные Различать понятия: индивидуальность, индивид, человек, социальная среда, личность, социализация. Знать, какое влияние на процесс становления личности оказывает природа, общество. Давать определение понятий: личность, индивид, мировоззрение, называть и сравнивать ценности личности и общественные ценности. | Организационный момент II Повторение изученного материала: Беседа Тест | ||||||
«Духовная сфера» (6 ч) | Характеризовать духовную сферу жизни общества, духовные ценности личности и общества, процесс создания духовных ценностей, культуру личности и общества, их взаимосвязь. Личностные Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | Предметные Давать определение понятия: культура. Характеризовать различные виды культур; называть основные функции культуры; Давать определение понятий: гуманизм, мораль, нравственность, этика, добро, зло, патриотизм, гражданственность. Характеризовать основные принципы гуманизма; объяснять, в чём заключается главная функция моральных норм. Объяснять понятия: мировые религии, буддизм, христианство, ислам, свобода совести.Характеризовать религию как одну из форм культуры; особенности религиозного мировоззрения.Называть основные функции религии;раскрывать основные идеи мировых религий. Объяснять роль религии в жизни общества. Называть религиозные организации и объединения. | Отвечают на вопрос учителя Составляют план работы
| |||||||
10 | «Экономика» | заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; Метапредметные Решать творческие задания по проблемам ориентации человека в экономической жизни. Личностные Воспитание экономически грамотной личности.. | Предметные Характеризовать экономику, ее структуру, роль в жизни общества. Понимать сущность информационных, человеческих ресурсов экономики и других факторов производства. Понятия: экономические отношения, экономика, потребности, ресурсы, наемный труд, промышленность, экономический выбор, альтернативная стоимость. Уметь объяснять, в чем проявляется ограниченность ресурсов и их роль в развитии общества. | Оценивают свою деятельность Сами выбирают домашнее задание | ||||||
8 | «Социальная сфера» | мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. | Индивидуальные работы | |||||||
3 | «Повторение» | Знать: - основные теоретические положения раздела, -основные понятия. | Определяют темы, которые надо повторить Работа над ошибками Рефлексия | |||||||
2.2. Содержание курса
1. Природа человека
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
2. Общество и человек
Человек. Индивид. Личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности. Что мы называем обществом. Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества. Личность. Социализация личности. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Движущие силы общественного развития
3. Духовная сфера
Духовная сфера общества. Культура личности и общества. Тенденции развития культуры в современной России. Мораль, нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло. Моральный выбор. Свобода – это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Основные принципы и формы морали. Наука. Религия.
4. Экономика
Экономика и её роль в жизни общества. Товары и услуги, экономические ресурсы и потребности. Цикличность экономического развития. Современное производство. Новые технологии и их возможности. Факторы производства. Предприятия и их современные формы. Типы экономических систем. Собственность. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Спрос и предложение. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Налоги. Занятость и безработица: работники, каких профессий востребованы на рынке труда в начале ХХI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Особенности экономического развития России
5. Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения. Социальные статусы и роли. Нация и межнациональные отношения.
3.Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
3.1. Литература
А).основная
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М. : Дрофа, 2008.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. – М. : Школа-Пресс, 2000.
Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи… : метод. разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. – М. : Новая школа, 1996.
Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни : метод. разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. – М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.
Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб. пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. – М. : Просвещение, 1996.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М. : Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5–9 классы. – М. : Просвещение, 2010.
Правовое воспитание школьников : 5–9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. – Волгоград : Учитель, 2006.
Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. – Волгоград : Учитель, 2006. – 123 с.
Б) дополнительная
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М. : Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. – М. : Проспект, 2010.
Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10–11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод,
В. Ф. Кривошеев. – М. : Дрофа, 1997.
Сычев, А. А. Обществознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. – М. : Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.
Сидельникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. – М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.
Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М. : Астрель, 2010.
В)электронные ресурсы
- http://www.standart.edu.ru-сайт «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт»
- http://www.fipi.ru-материалы ГИА по обществознанию
- http://window.edu.ru- единое окно доступа к образовательным ресурсам
- http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
- http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
- http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников.
- http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
- http://www.polit.ru/ - на сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук.
- http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.
- http://ecsocman.edu.ru/ – федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.
- http://www.russianculture.ru/ - портал, посвящённый российской культуре.
- http://www.ug.ru –«Учительская газета»
- http://www.1september.ru –Газета «Первое сентября»
3.2. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Обучение обществознанию в современной школе предъявляет новые требования к его материально-техническому обеспечению, которое должно включать следующие типы средств обучения:
- стенды для постоянных и временных экспозиций;
- комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
- аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации,
- компьютер,
- мультимедиа-проектор,
- интерактивная доска,
- множительная техника,
- коллекция медиаресурсов, в том числе электронные приложения к учебникам, обучающие программы,
- выход в Интернет,
- комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, схемы, карты, плакаты, портреты) по всем разделам школьного курса обществознания;
- комплект экранно-звуковых пособий и слайдов;
- библиотека учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
- картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ и т. д.
Данные средства обучения должны быть сосредоточены в одном учебном кабинете. В нём проходят уроки, осуществляются внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Кабинет обществознания является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В реальной практике современной российской школы это кабинет истории и обществознания. Поэтому он необходим в каждой школе, а его оснащение должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта.
3.3 Методические рекомендации
«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также на знании философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета – общественной жизни – обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
Обществознание в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
В 8 классе предложены четыре темы. Первая – «Личность и общество» – вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема – «Сфера духовной культуры» – вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики – экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по "Обществознанию", для обучающихся на дому. 8 класс.
Данная программа предназначена для обучающихся на дому....
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 9 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.9 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и ра...
Адаптированная рабочая программа по обществознанию для обучающихся с ОВЗ, 6 класс
Адаптированная рабочая программа для обучающихся 6 класса VII вида составлена на основе требований ФГОС основного общего образования, примерной программы основного общего образования по об...
Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 5-9 классов на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 5-9 классов на 2023-2024 учебный год...