Открытые уроки
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Алибеков Абдулкадир Ахмедович

Размешенный материал может быть использован в сельских школах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_obshchestvoznaniya_.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

урока обществознания в 11 классе по теме «Семья и быт»

Учитель: Алибеков Абдулкадир Ахмедович – учитель высшей категории МКОУ «Миглакасимахинская СОШ»

Цели урока:
1. Показать семью как социальный институт, познакомить с функциями семьи и особенностями их реализации в современном обществе,  охарактеризовать существующие в обществе  бытовые отношения.
2. Воспитать понимания учащихся значимости культурного отношения каждого человека к своему ближайшему окружению
3. Формирование умений работать с первоисточником.

Задачи для учащихся: 
1. расширить знания о семье, как основном институте общества, 
2. научиться делать важные записи в ходе изучения нового материала.
Оборудование урока: учебник Боголюбова Л.Н., тесты, интерактивная доска, ноутбук.
Оформление доски: тема урока, цели урока, домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент
Изучение новой темы по плану:   
1. Семья как социальный институт.

2.Семья и её функции.  
3. Брак и развод.   
4. Семья в современном обществе    
5. Бытовые отношения

Начало урока:

тема скрыта ,запись на доске : «…женитьба - шаг серьезный, надо сначала взвесить предстоящие обязанности, ответственность... чтобы потом чего не вышло…»

А.Чехов «Человек в футляре»
Эпиграф к уроку: 

Жениться – это значит наполовину

уменьшить свои права и  вдвое увеличить свои

обязанности”.

Шопенгауэр
I Семья как социальный институт.Семья и её функции. 

На доске записан список наук, занимающихся изучением семьи: 
ИСТОРИЯ, ЭТНОГРАФИЯДЕМОГРАФИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА, СОЦИОЛОГИЯ.
В социологии  семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт.

 Семья как малая группа - это основанная на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью. 
Семья как социальный институт - это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.


В качестве малой социальной группы семья удовлетворяет личные потребности людей, играет огромную роль в воспитании и становлении личности, её социализацию, является проводником тех ценностей и норм, которые приняты в обществе. В качестве института семья удовлетворяет  социально значимые потребности общества. А именно- важнейшую потребность в воспроизводстве рода.

Чем различаются понятия семья и брак?

Брак – исторически обусловленная, санкционируемая и регулируемая общественная форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

- Какие существующие виды браков вы можете назвать?

Ответ – Моногамия – мужчина может быть одновременно женат только на одной женщине, а женщина – замужем за одним мужчиной. В наше время во всех экономически развитых странах моногамия является обязательной нормой признаваемого обществом брака.

Полигамия- брак, при котором допускается, чтобы один человек имел одновременно двух и более брачных партнеров, более распространено многоженство, и весьма редко. Как пережиток – полиандрия – многомужество.

- Какие типы семей вам известны?

Ответ: существует типология семей, в основу которой положена структура родственных связей. Наиболее распространенной сегодня является простая или НУКЛЕАРНАЯ семья, состоящая из супругов с детьми, не состоящими в браке. В случае отсутствия одного из супругов такую семью называют НЕПОЛНОЙ если некоторые из детей в семье сами вступают в брак, образуется другой ее тип – РАСШИРЕННАЯ или сложная семья. Она включает три и более поколений или же две и более нуклеарных семей, живущих вместе и связанных общим хозяйством.


Самыми распространёнными в современных урбанизированных городах являются так называемые нуклеарные семьи. 
Нуклеарная семья ( ( от лат. Nucleus -ядро) простая семья., состоящая из супружеской четы с детьми или без детей ( или одного родителя с детьми).


Вопрос: Почему семью считают базовым социальным институтом?

А что для каждого из вас в жизни значит ваша семья как малая группа, членом которой вы являетесь?

Ребята отвечают, что это близкие люди, любовь, поддержка, помощь, понимание, забота, вера в свои силы, общие интересы и т. д.


Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:

1. Вступление в брак

2.Начало деторождения-рождение первого ребёнка

3. Рождение последнего ребёнка

4.Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка

5.Смерть одного из супругов

Образование семьи

 

 Функции семьи

(На доске открывается таблица)

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная

Социализация молодого поколения

Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

Хозяйственно- бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, ухода за детьми.

Получение хозяйственно-бытовых услуг одними от других.

Экономическая

Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества

Получение материальных средств одними членами семьи от других

Сфера духовного общения

Развитие личности членов семьи

Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза.

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство населения

Какие из данных функций самые важные для общества?

Ответ: репродуктивная и воспитательная.

Да, действительно, данные функции семьи имеют особое значение, особенно сегодня, когда страна ищет выход из демографического кризиса.
II Брак и развод.
Учитель:  Понятие социального института, раскрывает специфику семьи и в её взаимосвязях с другими социальными институтами и с социальными процессами, происходящими в обществе. Одним из таких институтов является наиболее тесно связанный с семьёй институт брака.

Брак - это семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.
В настоящее время различают три вида брака

Наименование видов

Характеристика брака

Юридический брак

Добровольный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением определённых правил, установленных законом. Союз, который порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов

Гражданский брак

Это длительное открытое совместное проживание мужчины и женщины в незарегистрированном на законных основаниях браке, даже если они ведут совместное хозяйство и воспитывают общих детей. Сожители ( с юридической точки зрения супругами их назвать нельзя) не могут наследовать имущество друг друга.

Церковный брак

Это брак, который в России не влечёт юридических последствий с точки зрения государства и регулируется только нормами внутрицерковного права.

Работа с источником:  извлечение из Семейного кодекса РФ - Раздел II Заключение и прекращение брака (статьи №:10-14, )

Статья 10. Заключение брака

 

1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Статья 11. Порядок заключения брака

 

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак

Статья 12. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

Статья 13. Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации

Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

усыновителями и усыновленными;

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Статья 16. Основания для прекращения брака

1. Брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим.

2. Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным.

Статья 18. Порядок расторжения брака 

Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных в статьях  настоящего Кодекса, в судебном порядке.

Вопрос классу. Каково состояние современной семьи?

  1. Более широкое вовлечение женщин в различные сферы общественной жизни
  2. Независимость женщины от мужчины.
  3. Уменьшение числа детей в семьях во многих развитых странах.

Последняя тенденция развития современной семьи является одной из причин кризиса современной семьи.

Кризис семьи проявляется:

- в росте числа разводов,

- в увеличении количества добрачных и внебрачных детей,

- во взаимном отчуждении членов семьи,

- в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей,

- в увеличении числа неполных семей.

ФИЗМИНУТКА  (1 мин)

Задание классу. Попробуйте выделить причины и последствия кризиса семьи.

Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают возросшее число гражданских браков


Брак подразумевает взаимные обязанности.

-Какие обязанности вы знаете?
Попробуем применить полученные знания при решении задач:
Задача № 1: Гражданин Д. обратился в суд с иском, об освобождении его от уплаты алиментов на содержание дочери от первого брака. Дочери 17 лет, она учится в профессионально-техническом училище, материально обеспечена. Он же на своём иждивении содержит жену и тёщу преклонного возраста, а заработок в месяц составляет в среднем 5000 рублей. Основательны ли требования Д.?
(
Предполагаемый ответ: Требования гражданина Д. неосновательны. Суд вправе уменьшить размер алиментов или освободить от их уплаты, если дети находятся на полном содержании государства или общественной организации. Дочь же истца Д. - учащаяся  ПТУ,  и  не находится на полном государственном обеспечении.)

Задача № 2:.Гражданин Р.  уклонялся от воспитания детей и содержания своих детей, за что привлекался к уголовной ответственности. Когда дети выросли, а Р. стал престарелым. То обратился в  суд с иском, о взыскании с них алиментов на своё содержание. Вправе ли суд отказать ему в заявлении. 
(
Предполагаемый ответ:   Вправе. Согласно Семейному кодексу РФ, дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей. В данном случае Р. привлекался даже к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов.
III
. Семья в современном обществе:

В современном обществе семья переживает качественные изменения.  В старой традиционной семье роли супругов были чётко разграничены. Муж был добытчик, кормилец, он распоряжался деньгами. Жена была домохозяйкой, на её плечах лежали все домашние дела, быт, воспитание детей. 
На современном этапе развития общества идёт стремительный процесс разделения института брака и семьи.
IV. Бытовые отношения


БЫТ - это уклад повседневной жизни,  непроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей ( в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья), так и освоение духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения. 
Используя это определения сформулируйте, что такое бытовые отношения.


  
БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ  - это непроизводственные повседневные отношения, возникающие между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных потребностей. 


Обыгрывание  бытовой сцены в семье 
  (муж, жена, старшая дочь). 
Диалог после ужина:
Муж (отец) Спасибо за вкусный ужин.
Дочь мне тоже очень понравилось
Жена (мать) Я рада, что вам понравилось. Но, кто  сегодня будет мыть посуду?
- Муж точно не смогу, потому что мне сегодня на работе дали интересный журнал. Я должен его за сегодняшний вечер прочитать, а завтра его вернуть.
-
Дочь Я тоже занята. Потому, что мне надо  приготовиться к учебным занятиям. А задали нам на завтра очень много: по алгебре 3 номера, по английскому выучить новые слова, по истории сделать сообщение и ещё надо позаниматься с тестами по русскому языку для подготовки к ЕГЭ.
-Мать   Посуду мыть мне.?
Отец Ты жена  и  мыть посуду - это женская обязанность в семье. И потом, у нас есть взрослая дочь. Почему она тебе не помогает?
Дочь Но вы же сами сказали, что  главная моя обязанность -это хорошая учёба в школе, чтобы успешно сдать ЕГЭ.
Мать Относительно хорошей успеваемости в школе я не возражаю. Однако, я тоже  ежедневно нахожусь на работе с 8 часов утра до 5 часов вечера. Каждый день я приобретаю продукты питания в магазине, приношу их домой и  поддерживаю дома порядок. 
Отец  Бездельников среди нас нет.  Кристина учится в школе, я работаю на производстве…


Задания и вопросы: 1. Прокомментируйте увиденную сцену.  ( Семья  тратит нерационально  время  на организацию домашних  дел).  Жена  (мать) устаёт от перегруженности бытовыми заботами. Муж (отец) игнорирует помощь жене по дому. Считая, что домашние дела - это женские обязанности. А  дочь - старшеклассница занята только учёбой).
3.Нужно ли привлекать  детей к участию  в домашних делах? Каких? 
( приготовление обеда или ужина, уборка квартиры, наведение порядка во дворе и т. п., то что посильно физическому развитию ребёнка. Взаимопомощь в процессе бытового труда даёт членам семьи ощущение общности, ответственности друг за друга и за семью в целом.
4.Предположите, как  могла  эта сцена завершиться иначе. ( А) муж вымыл посуду сам. А взрослая дочь по-прежнему будет заниматься только учёбой 
Б)  Организовать собрание семьи и распределить обязанности.  Это  решение  поможет избежать конфликта на бытовой почве . Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха:  походы в кино, театр, экскурсии в музеи и выставочные залы и просто высвобождается время для духовного и физического совершенствования всех членов семьи. .)

Учитель.
 Д. Корнеги выделил 7 правил, следуя которым супруги могут обеспечить себе счастливую семейную жизнь:

  1. не ворчите;
  2. не старайтесь перевоспитать своего супруга;
  3. не критикуйте;
  4. искренне восхищайтесь достоинствами супруга;
  5. уделяйте внимание супруге;
  6. будьте вежливы;
  7. читайте литературу о супружеских взаимоотношениях.


КУЛЬТУРА ТОПОСА - это культура нашего места жительства.

( Просмотр фотографий, на которых  дома, квартиры, подъезды находятся в идеальной чистоте) Приятно находиться в таких помещениях.
Просмотр Фотографий из газеты, где запечатлены надписи на заборах и подъездах.

Учитель Мир вокруг может стать лучше, если каждый из нас станет заботиться о его красоте и нравственной чистоте. А начинается это с малого, создания порядка и уюта рядом с домом, в котором живёшь, бережного отношения к установленным в парке скамейкам. Посмотрите вокруг, вы можете увидеть, где нужны ваши заботливые руки


Закрепление: 
ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА 

I вариант
1. Семья, в отличии от других социальных институтов, выполняет функцию 
1) социально-статусную      3) воспитательную
2) рекреационную               4) репродуктивную

2.  Укажите, что является необходимым условием для вступления в брак?                                         
А) наличие жилплощади                         В) Согласие родителей                                                          
Б) Среднее или высшее образование      Г)  Достижение брачного возраста    

3. Укажите, что является основным источником семейного права.                                                   
А) Конвенция о правах ребёнка      В) Кодекс о браке и семье РФ
Б) Семейный кодекс РФ                Г)Уложение о семейных отношениях РФ

4. Основанная на браке или на кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это
1) род               2) сословие            3) семья          4) элита

5.  Т. и В проживают вместе, имеют общего ребёнка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьёй?
1) Они совместно владеют квартирой
2)  Т. и В.  живут вместе уже 15 лет
3) У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг
4)  Отношения Т. и В. зарегистрированы в органах ЗАГС.

II вариант
1.
 Верны ли следующие суждения  о признаках патриархальной (традиционной) семьи?
А) Женщина экономически зависит от мужчины
Б) Домашние обязанности чётко распределены между мужем и женой.
1) верно только А                      2) верно только Б
3)верны оба суждения              4)оба суждения неверны

2.
. Бабушка ухаживает за заболевшим ребёнком, чтобы родители могли продолжить работать. Какая из функций семьи проявляется в этой ситуации?
А) досуговая                                    В) социально-статусная
Б) репродуктивная                          г) экономическая

3Семья в отличии от других малых групп характеризуется
1) Высокой политической активностью
2) Общностью быта
3) Общими увлечениями
4) Профессиональным роста

4.Верны ли следующие суждения о семье?
А) Семья - это малая группа
Б) Семья - это социальный институт
1) верно только А                  2) верно только Б
3) верны оба суждения         4)оба суждения неверны

5.Демократическая (партнёрская) семья в отличие от патриархальной 
( традиционной) семьи характеризуется:
А) совместным проживанием как минимум трех поколений
Б) справедливым распределением домашних обязанностей
В) экономической зависимостью женщины от мужчины
Г) главенствующей ролью мужчины в доме.

Запись 
домашнего задания:  параграф № 16. ( составить словарь терминов по теме)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...