ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Цель урока: Содействовать формированию знаний о правонарушениях и правомерном поведении; основных видах и признаках правонарушений; юридической ответственности и презумпции невиновности.
Задачи урока: Расширить знания школьников об основных нравственных и правовых понятиях, нормах и правилах;
- способствовать пониманию их роли как решающих регуляторов общественной жизни; развитию умения применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;
- создать установку на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: развитие морального сознания; ориентация в сфере нравственно-этических отношений, в социальных ролях и межличностных отношениях; самоконтроль и самооценка.
.
Оборудование урока Учебник; рабочая тетрадь; презентация, раздаточный материал с заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_obshchestvu_9_kl._dlya_sayta.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК обществознания в 9 класс
Учитель истории и обществознания
МБОУ Панфиловская СОШ Муромского района
Базова Марина Геннадьевна
Тема: ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Цель урока: Содействовать формированию знаний о правонарушениях и правомерном поведении; основных видах и признаках правонарушений; юридической ответственности и презумпции невиновности.
Задачи урока: Расширить знания школьников об основных нравственных и правовых понятиях, нормах и правилах;
- способствовать пониманию их роли как решающих регуляторов общественной жизни; развитию умения применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;
- создать установку на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: развитие морального сознания; ориентация в сфере нравственно-этических отношений, в социальных ролях и межличностных отношениях; самоконтроль и самооценка.
.
Оборудование урока Учебник; рабочая тетрадь; презентация, раздаточный материал с заданиями.
Тип урока – урок изучения новых знаний
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Возьмитесь, пожалуйста , за руки .Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с хорошим настроением начнем урок.
2. Тема и цель урока.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать право.
- Вспомните, что мы с вами проходили на прошлом уроке?
- Большинство людей в обществе не нарушают норм права, уважают законы, пользуются своими правами и исполняют обязанности. Такое поведение называют правомерным. Однако у правомерного поведения есть свой антипод.
- Как ,по вашему мнению , называеся такое поведение?
-Правильно. Такое поведение называют противоправным или правонарушением.
-Тема нашего урока - «Правонарушения и юридическая ответственность». Слайд 1
(Постановка задач урока вместе с учащимися) Слайд 2
3.Ход урока
1. Правонарушение и его признаки
Но не любой поступок можно назвать правонарушением, а только тот, который имеет ряд признаков.
Задание: приложение № 1 Написать признаки правонарушений.
Слайд 3 (Признаки правонарушения)
- Противоправность
- Деяние (действие или бездействие)
- Причинение вреда
- Наличие вины (неосторожность и умысел)
2. Формы вины
Слайд 4 ( определение понятия вина)
-Задание: Прочитать извлечения из УК РФ и заполнить схему ( рабочая тетрадь с 52-53 № 4)
Слайд 5 ( две формы вины)
-Задание : ( рабочая тетрадь с. 54 № 4 –а ; 4-б)
-Задание : приложение № 2
- Итак , мы подошли к определению правонарушение. Я предлагаю вам его сформулировать.
Слайд 6.
- Запишите определение понятия в рабочей тетради с. 52 № 1
3.Виды правонарушений.
- Объяснение учителя. Слайд 7.
-Приложение. Задание № 3
-Задание: ( рабочая тетрадь № 5 с. 54)
4. Виды юридической ответственности Слайд 8,9
-Запишите определение понятия в рабочей тетради с. 54 № 7
- Прочитайте с. 84-85 учебника и выполните задание приложения № 4
5. Презумпция невиновности ( объяснение учителя)
6. Причины правонарушений - составить коллаж ( для каждой группы учитель приготовил конверт с иллюстрациями правонарушений)
4. Рефлексия
«Дерево моего успеха».
Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.
5.Домашнее задание : параграф 10, объяснить на выбор одно из высказываний из раздела «Говорят мудрые» с. 87 учебника.
Слайд 10
Приложение Задание. № 1
Написать признаки правонарушений
Приложение. Задание № 2
Основываясь на фрагментах соответствующих статей УК РФ, приведите примеры возможных преступлений.
Прямой умысел. Лицо осознавало общественную опасность своих действий ( бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления | 1-я группа |
Косвенный умысел. Лицо осознавало общественную опасность своих действий ( бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало , но сознательно допускало эти последствия лидо относилось к ним безразлично. | 2-я группа |
По легкомыслию. Лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий ( бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий. | 3-я группа |
По небрежности. Лицо не предвидело возможности, наступления общественно опасных последствий своих действий ( бездействия), хотя при необходимом внимании и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия. | Для всех 3-х групп |
Приложение. Задание № 3
Какие из перечисленных действий являются административными правонарушениями ( «А»), а какие – преступлениями (« П»)?
Нецензурная брань
Рисование на стенах
Контрабанда
Безбилетный проезд на общественном транспорте
Распитие спиртных напитков в общественных местах
Нарушение правил пожарной безопасности
Кража государственного имущества
Изготовление и ношение холодного или огнестрельного оружия
Нанесение тяжких телесных повреждений
Торговля с рук в неустановленных местах
Кража личного имущества граждан
Ловля рыбы на удочку в запрещенном месте
Оказание сопротивления работнику милиции при задержании
с нанесением ему телесных повреждений
Переход улицы в неположенном месте
Уклонение от уплаты налогов
Приложение Задание № 4
Определите вид ответственности, наступившей в следующих случаях.
Рабочий опоздал на работу
Пассажир автобуса не оплатил проезд
Ученик разбил стекло в школе
Пешеход перешел улицу в запрещенном месте
Гражданин купил ворованную вещь, зная о ее происхождении
Водитель автомашины не справился с управлением и
повредил стоявшую легковую машину
Суд удовлетворил иск гражданина к соседям, залившим водой
его квартиру
Гражданин из мести поджег дом соседа
Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему
Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили ее
Суд признал вину подростка, укравшего вещи из автомобиля
Ученик нахамил учительнице во время урока
В мастерской отказались отремонтировать бракованный утюг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по обществознанию в 9 классе "Правонарушения и юридическая ответственность".
Материал раскрывает понятия правонарушение, виды правонарушений, юридическая ответственность....
Правонарушения и юридическая ответственность
План-конспект, презентация и раздаточный материал к уроку обществознания в 9 классе....
Правонарушение и юридическая ответственность.
Формирование правовой культуры общества невозможно без поколения,имеющего устойчивые правовые компетенции. К сожалению, в наше время молодые люди не обладают в полной мере такими знаниями. ...
Урок обществознания "Правонарушения и юридическая ответственность"
дает представление учащимся о правонарушении как юридическом понятии...
Правонарушения и юридическая ответственность
Познакомиться с определением, основными признаками и видами правонарушений; рассмотреть понятие юридической ответственности....
Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность"
Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме:"Правонарушения и юридическая ответственность"...
Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность" 9 класс
Данная разработка предназначена для проведения обобщающего урока по теме «Правонарушения и юридическая ответственность». Рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся с учебником....