Открытый урок по обществознанию в 7 классе по теме" Обмен. Торговля. Реклама"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Соян Чодураа Александровна

Обмен. Торговля. Реклама

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Хову-Аксынская СОШ»

Обмен, торговля, реклама

РАЗРАБОТКА открытого урока по обществознанию

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 класса

Хову-Аксы-2017

ТЕМА: «Обмен, торговля, реклама».

Цель урока: ознакомление учащихся с экономическим содержанием понятий – обмен, торговля, реклама, опираясь на их жизненный опыт.

Задачи:

 а) образовательная –подвести учащихся к пониманию причин возникновения обмена между людьми, экономической выгоды обмена для всех его участников, роли торговли и рекламы в жизни современного общества;

б) воспитательная – воспитывать у учащихся стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, уважение к экономической сфере в жизни общества;

в) развивающая – продолжить развитие умения анализировать полученную информацию, выделять главное из полученной на уроке информации, приводить примеры, относящиеся к теме урока, устанавливать причинно-следственные связи.

Урок формирование новых знаний (комбинированный)

Методы:

Словесные – объяснение нового материала, беседа;

Наглядные –  тематическая презентация «Обмен, торговля, реклама»;

Практические – тематический тест по пройденной теме, карточки – задания с дополнительным материалом.

КМО: учебник Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 7 класс, тематическаяпрезентация «Обмен, торговля, реклама», тематический тест по пройденному материалу, карточки – задания с дополнительным материалом, поурочная разработка для преподавателя по обществознанию по учебнику Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 7 класс.

Новые понятия: обмен, экономический продукт, товар, рынок, стоимость, цена, бартер, Адам Смит, торговля, ассортимент, оптовая и розничная торговля, внутренняя и внешняя реклама, бренд, потребитель.

 

План: (на доске)

I. Обмен;

II. Торговля;

III. Реклама.

Конспект урока:

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Минутка внимания.

- Здравствуйте, ребята! Встаньте прямо! Посмотрите на соседа слева, посмотрите на соседа справа! Посмотрите на меня! Давайте улыбнёмся друг другу! Сели удобно! Спины выпрямили!

  1. Введение в тему урока:

- С какой темой мы будем сегодня работать, вы узнаете,  если расшифруете слова. На белом фоне в прямоугольниках, в ряд изображены буквы, каждому цвету соответствует своя буква, путём соотношения вы должны составить слова. (Обмен, реклама торговля).(цвета терапия).

  1. Актуализация, сообщение задач урока и мотивация

- Правильно, тема сегодняшнего урока «Обмен, торговля, реклама». Сегодня мы с вами ознакомимся с экономическим содержанием понятий – обмен, торговля, реклама, опираясь на ваш жизненный опыт. Разберём причины возникновения обмена между людьми, узнаем обэконмической выгоде обмена для всех его участников, о роли торговли и рекламы в жизни современного общества.

 - Эти знания помогут вам при изучении следующей темы, а также в будущем вы сможете применить эти знания на практике в нашем современном мире.  

 - Работать будем в группах (учащиеся делятся на 2 команды – «Предприниматели» и «Финансисты»).Каждое задание будет оцениваться по 5-ти бальной  системе.  Представляю вам членов жюри  (представление).

  1. Проверка домашнего задания.

Опережающее домашнее задание: принести на урок вещь, которая может быть использована для обмена, сделать макет рекламы для телевидения, подготовить сообщение на тему «Обмен на Руси XVIII – XIX вв.», «Обмен в настоящее время» , «Родина современной рекламы» (индивидуально).

- Перед тем как мы перейдём к изучению нового материала давайте вспомним какие знания, умения и навыки мы получили на прошлых уроках.

1) Учащимся предлагаются тематические тесты по пройденному материалу (выборочно, на усмотрение учителя)(Приложение I).

2)  Работа с классом. Учащимся предлагается поработать с основными понятиями и терминами раздела «Экономика».

 Презентация. - Ребята обратите внимание на доску (проектор), вам предлагается поработать с ранее изученными терминами и понятиями. (Приложение II)  

А) Учащимся предлагается термин или понятие, значение которого они должны раскрыть. (экономика, производитель, заработная плата, прибыль);

Б) Учащимся предлагается значение термина, но сам термин не оглашается, его должен  назвать сам ребёнок (бизнес, производство, квалификация работника);  

В) Учащимся предлагается решить задачу. (Производство. Задача: одна мастерица связала шерстяной плед и продала его за 500 р. Она потратила 5 мотков шерсти по 60 р. за моток. Другая мастерица изготовила кружевную скатерть и продала её за 700 р. Она потратила на нитки 300р. и на бисер 120р. Какую прибыль получила каждая мастерица? Объясни, почему её размеры различаются.)

 

  1. Новая тема:

А) вводная беседа (постановка проблемных вопросов перед учащимися)

 - Ребята, давайте вспомним что создаётся трудом? Какими ремёслами может овладеть человек? Как влияет на экономику разделение труда? Какая форма хозяйствования лучше отвечает целям экономики – натуральное хозяйство или товарное?

Ответы учащихся

Б) ОБМЕН

 - Склонность к обмену – одна из черт человеческой природы, отличающая человека от других живых существ земли. Она играет огромную роль в экономическом механизме. Обмен создаёт богатство в каждой из торговых сделок.

 - А где же в России XVIII - XIX вв. существовал обмен? (рынок ). (Приложение II)  

 - Да, ещё в Древней Руси существовали рынки, на которых происходил обмен.

  - А какие особенности рынка Древней Руси вы могли бы назвать? (ответы ребят) (Натуральный обмен и т.д.).

 - А в наше время существует обмен? Каковы его особенности? (ответы ребят)

 - А вам приходилось меняться?  (ответ ребят)

 - Давайте поиграем в игру «Обмен».

Ребята меняются вещами, которые принесли на урок. Затем учащиеся пробуют осуществить двойной и тройной обмен и так далее, пока не выменяют нужную вещь. Ребята встречаются с трудностями обмена.

 - что необходимо , чтобы обмен состоялся? Произвести экономический продукт и вынести его на рынок для продажи, т.е. сделать его товаром. Но этого не достаточно. Любая продукция чтобы стать товаром, должна обладать двумя свойствами: потребительской стоимостью (полезная и нужная вещь людям) и меновой стоимостью (товар имеет определённую цену).

 - Давайте поработаем с учебником  и выпишем в тетрадь определение стоимости и цены товара. Стр. 171-172.

Определение:

 Стоимость – мера , с помощью которой определяется ценность товара или его полезность.

Цена товара  - это его стоимость, выраженная в денежной форме.

В) ТОРГОВЛЯ. (Приложение II)

 - Регулярный обмен товарами и услугами стал основой ещё для одного вида экономической деятельности и сотрудничества людей  - торговли. Точный ответ, что такое торговля мы найдём в учебнике на странице 173. Давайте прочитаем и выпишем.  

 -  Ребята, а как вы считаете почему возникла торговля ? (ответы ребят) 

 - Люди для удовлетворения своих потребностей стремятся получить как можно больше разнообразных товаров и услуг, но каждый при этом может изготовить лишь ограниченный набор видов продукции. Это противоречие и позволяет разрешить торговля. Люди постепенно убедились в её преимуществе, ведь возможность торговать позволяла получить не только большее количество благ, но и быстрее, и в большем ассортименте. Торговля, как и обмен возникла на рынке ещё в древности в V в. до н.э., на границах расселения различных племён. Что же изменилось сейчас? Где происходит  торговля? (ответы ребят). (картины магазинов, торговых центров).  (Приложение II)

 - Чтобы сделать вывод о роли торговли в жизни общества каждой из команд придётся потрудиться, составив в произвольной форме схему «Виды торговли» и по каждому виду привести пример.  Учащимся раздаются ватманы и маркеры.(5-7 мин.).

Ответы ребят. Защита схемы «Виды торговли».

 - Как вы убедились на сегодняшнем уроке и с уроков истории, торговля играет огромную роль в жизни общества. Она всегда выступает важным источником экономического благополучия страны, роста её доходов и богатства граждан. Она заставляет народы дружить или враждовать, способствует их разорению или обогащению.

Г) РЕКЛАМА.(рекламный баннер на проекторе ) (Приложение II)  

Вам наверно очень знакомо слово реклама. Мы сталкиваемся с ней ежедневно, когда смотрим телевизор, идём в школу и на работу. Реклама является двигателем торговли. А почему, вы мне ответите чуть позже.

 - Давайте узнаем о рекламе. Для этого прочитаем информацию о ней на стр. 177. А теперь каждая из команд придумает своё определение слову реклама. (ответы команд).

 - А где же родина современной рекламы? (ответы ребят). (Приложение II)

 - Реклама использует различные способы и средства обращения производителя к потребителю  - печать, телевиденье, радио, интернет, преследуя несколько целей : информация, формирование предпочтений, напоминание.

 - Сейчас каждая из команд сделает и продемонстрирует нам рекламный проект в свободной форме, где разрекламирует любой товар.   Учащимся раздаются ватманы и маркеры.(5-7 мин.). (Приложение II)

Ответы ребят. Защита рекламного проекта.

 - Уважаемые гости, каждому из учащихся было дано индивидуальное творческое задание на дом «Моя реклама».  Работы ребят можно посмотреть на  доске. (Приложение II)  

 - Говоря о рекламе, давайте ответим на вопрос поставленный мною ранее. Почему реклама является двигателем торговли? (ответы ребят).

(Приложение II)

6. Итог урока:

 - Сегодня мы с вами познакомились с тремя экономическими понятиями обменом, торговлей и рекламой. А для того чтобы узнать как хорошо вы поняли тему ответим на такой вопрос –« Как и почему взаимосвязаны  понятия обмен, реклама, торговля в экономической жизни общества?» (ответы ребят)

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

8.  Домашнее задание.

9. Обратная связь.

ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Цветотерапия. Цвет влияет на физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность, цвет создает то или иное настроение, внушает определенные чувства и мысли, благодаря цвету достигается лечебный эффект. Цвета, которые благоприятно влияют на мыслительную деятельность и развитие творческих способностей:

Красный  повышает поисковую активность, любознательность, вызывает преобладание эмоций интереса, любопытства.

Желтый – благотворно влияет на творческую деятельность. Помогает легче воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения. Он способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли. Повышает познавательный интерес у детей.

Голубой – связан с интеллектом и умением умиротворять с помощью слов. Честность и искренность также связаны с голубым цветом. С помощью голубого цвета можно отрешиться от внешнего мира, и остаться наедине со своими мыслями, созерцать и спокойно размышлять.

Зеленый  цвет концентрации, точного контроля, способности к анализу, логике и ясной памяти.

Оранжевый – способствует мыслительному процессу, как желтый цвет. Так же как стакан апельсинового сока, тонизирует и заряжает энергией на весь день. Повышает творческий потенциал.

Фиолетовый – это цвет вдохновения. Он поможет научиться принимать все происходящее со спокойным сердцем, успокоить душу и напитать ее энергией вдохновения.

Воздействие цвета на ребенка осуществляется через зрительное восприятие, кожные рецепторы и создаваемые воображаемые образы цвета. Я активно применяю эти свойства цвета для развития творческих способностей обучающихся. Для этого использую на уроках разнообразные материалы: цветные крышки из-под пластиковых бутылок, цветные деревянные брусочки, геометрические фигуры, шаблоны, вырезанные из картона различные цветные предметы (листочки, лепестки, домики, звезды и т.п.), цветные шары, цветные надписи, слова и конечно карандаши и краски.

Арттерапия – это терапия творческим самовыражением и познанием себя через искусство. Она отвечает фундаментальной потребности человека в самоактуализации – раскрытии всего спектра своих возможностей и утверждении им собственного способа бытия в мире.  Арттерапия вызывает положительные эмоции, помогает человеку преодолеть апатию и безынициативность, дает жизненную активность и творчество. Арттерапия – это необыкновенная возможность выразить себя через искусство и стать творцом собственной жизни, погрузившись в волнующий мир творчества и реализации собственных возможностей. Занятия творчеством не только дают возможность человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, но и помогают справиться с тревогой, избавиться от страхов и немотивированной агрессии. Такие занятия или упражнения, конечно, не сделают всех художниками или музыкантами, однако почувствовать радость творчества, увидеть и полностью раскрыть свои творческие способности с помощью арттерапевтических методов сможет каждый.

Игровая терапия – это наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры, которая основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. Процедура игровой терапии включает в себя выполнение детьми специальных упражнений, предлагающих вербальные и невербальные коммуникации, проигрывание различных ситуаций. В процессе игры каждый ребенок начинает лучше понимать свои чувства, у него развиваются коммуникативные навыки, способность к принятию собственных решений, снимаются напряженность, страх перед другими людьми, повышается самооценка. Игра создает положительный эмоциональный фон, при котором все психические процессы протекают наиболее активно. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, обостряются чувства, он искренне переживает изображаемые события. Игры высвобождают энергетический потенциал, побуждают воображение, фантазию, способствуют развитию креативности и личностному росту в целом. Ребенок, получивший подобный опыт, чувствует себя в жизни более уверенно и радостно, более адекватно реагирует на происходящее вокруг, полно и целостно воспринимает мир, себя и других.

Приложение I

Тест:

  1. Количество продуктов, произведённых за единицу времени:

А) натуральное хозяйство;

Б) товарное хозяйство;

В) производительность труда.

  1. Основным элементом экономики является:

А) судопроизводство;

Б) потребление;

В) общение.

  1. Блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности:

А) услуга;

Б) реклама;

В) товар.

  1. Человек создающий экономические продукты:

А) покупатель;

Б) потребитель;

В) производитель.

  1. Чтобы правильно рассчитать затраты производства, надо знать:

А) прибыль и постоянные затраты;

Б) доход и прибыль;

В) прибыль и переменные затраты.

  1. Предприниматель – это:

А) управляющий делами на крупной фабрике;

Б) инженер, на собственные деньги открывший мастерскую по ремонту бытовой техники.

  1. Стоимость на рынке, выраженная в денежной форме:

А) бартер;

Б) обмен;

В) цена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по обществознанию 8 класс

Тема «Что такое человек?» Цели:  закрепить знания учащихся, полученные при изучении данной темы;            продолжить работу по формир...

конспект открытого урока по обществознанию 11 класс Семья в современном обществе

Данный урок практического варианта , личностно-ориентированный....

Открытый урок по обществознанию 5 класс "Гражданин России"

урок, посвящённый формированию представлений у обучающихся как о достойных гражданах России...

Открытый урок по обществознанию. 8 класс

Тема урока: Главные вопросы экономикиЭпиграф урока: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов»   Лоренс Питер.Цель ур...

Конспект открытого урока по обществознанию 7 класс. Тема: «Деньги их функции»

Урок составлен в рамках программы: авторской программой по обществознанию для 6 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбо...

Разработка открытого урока по обществознанию 7 класс Тема: «Кто стоит на страже закона»

Цель урока: способствовать формированию правового сознания; сформировать у обучающихся общее представление о правопорядке, о правоохранительных органах государства....