Религия как одна из форм культуры
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)
Разработка урока по курсу обществознания в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tsogoevoy_po_teme_religiya_ka_odna_iz_form_kultury_8_klvss.docx | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Цогоева С.З.
Технологическая карта урока по теме: «Религия как одна из форм культуры» .
8 в класс. 15.12.2018 8в
Тема урока | Религия как одна из форм культуры | ||
Тип урока | Изучение нового материала | ||
Цель урока | Создать условия для формирования представлений о роли религии в жизни общества и свободе вероисповедания | ||
Образовательные ресурсы | Конституция РФ. [ Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях. 2017г. Поурочные разработки по обществознанию 8 класс Л.Н. Боголюбов , М., Просвещение,2016 | ||
План урока | 1.Особенности религиозной веры 2.Роль религии в жизни общества 3. Религиозные организации и объединения 4.Свобода совести 5.Свобода вероисповедания | ||
Методы и формы обучения | Методы: частично-поисковый Формы: индивидуальная, фронтальная | ||
Основные понятия | Религия,Религиозная вера, свобода совести, свобода вероисповедания | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся определять, что такое религия, что характерно для религиозной веры; характеризовать основные виды религиозных организаций; объяснять, в чем заключается принцип свободы совести. Получат возможность научиться: проявлять интерес к новому учебному материалу; владеть способами совместной работы в парах; инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации; анализировать события, факты с целью выделения признаков | Познавательные: точно и грамотно выражать свои мысли; формировать цели учебной деятельности; осуществлять анализ объектов. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Формирование уважительного отношения к свободе вероисповедания и религиозным традициям других народов. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: Обобщить и систематизировать знания учащихся о религии, полученные из курса истории и литературы, выделить её роль. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа | Организует беседу по вопросам: – Что такое религия? Когда появились первые религии? Какие современные религии имеют наиболее число верующих? | Аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение | Фронтальная работа | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации, строят осознанные речевые высказывания в устной форме, формулируют ответы на вопросы Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Работа с терминами. 2. Устные ответы | 1. Организует работу учащихся по изучению новых терминов. 2. Работа с дополнительным материалом:См.Приложение1. Конституция РФ, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (фрагменты). Вопросы: 1.Перечислить и кратко охарактеризовать основные виды религиозных организаций 2.Какие правовые акты в РФ регулируют свободу вероисповедания? 3.Как в Российской Федерации реализуется право на религиозное образование? | 1. Знакомятся с новыми терминами, работают со словарем, обсуждают полученные результаты ответов. 2. Знакомятся с текстом, отвечают на вопрос | Работа в группах. | Личностные: определяют свою личностную позицию; осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию | Обсуждение . |
IV. Закрепление изученного | 7 | Работа с рубрикой «Проверь себя», «В классе и дома» | Нацеливает учащихся на активную умственную деятельность. Ставит цель: привести примеры из личного социального опыта и выполнить задания. | 1. Используя прием «мозговой штурм» отвечают на вопросы используя личный социальный опыт и обществоведческие знания | 1.Индивидуальная работа. 2.Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводим дискуссию в группах по вопросам: - Что такое религия? Что характерно для религиозной веры? Каково значение религии в жизни общества? Организуем оценочную работу в парах. | В группах обсуждают поставленные вопросы Оценивают работу соседа | Групповая | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
На дом | 2 | §12,Задания Рубрики «в классе и дома» №1,4 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание |
|
Приложение 1.Конституция РФ.
Статья 28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания.
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 2. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях
1. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются федеральным законом. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. В случае противоречия настоящему Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует настоящий Федеральный закон.
3. Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 05.02.2018) "О свободе совести и о религиозных объединениях"
Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания
1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законамиответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
4. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
(в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.
6. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.
7. Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.
Статья 4. Государство и религиозные объединения
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:
не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;
обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
5. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:
создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями;
(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 119-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.
6. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.
7. По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Религия как одна из форм культуры
Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе. Охарактеризовать основные типы религиозных организаций. Раскрыть смысл свобо...
Религия,как одна из форм культуры.
Презентация к уроку обществознания по учебнику Боголюбова....
Урок обществознания. 8 класс.Религия как одна из форм культуры
Презентация к уроку обществознания 8 класс "Религия как одна из форм культуры" (учебник под редакцией Л. Боголюбова)...
Религия как одна из форм культуры
урок обществознания по теме "Религия как одна из форм культуры"...
Презентация для 8 класса "Религия как одна из форм культуры" раздел "Сфера духовной культуры"
Тема очень важна для формирования мировоззрения школьников, поэтому в презентации предложено достаточное количествозаданий на размышление....
Религия как одна из форм культуры
Материал предназначен для урока обществознания в 8 классе по учебнику Боголюбова....
«Религия как одна из форм культуры»
МетоМетодическая разработка имеет назначение как для проведения урока Обществознание по теме « Религия как одна из форм культуры» так же может быть использована для проведения классного часа в п...