Урок "История парламентаризма в России"
план-конспект урока по обществознанию
Урок "История парламентаризма в России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_meropriyatiya.docx | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Дровосеченская средняя общеобразовательная школа»
Учитель: Карлова Е.В.
2010-2011 уч. г.
Тема: «История парламентаризма в России»
Цели урока:
- Познакомить учащихся с историей развития парламентаризма в России, Деятельностью Госдумы, процессом принятия законов, правами и обязанностями депутатов.
- Развивать навыки работы с программой “PowerPoint”, Конституцией РФ.
- Воспитание активной жизненной позиции, интереса к политической жизни страны.
Оборудование: Конституция РФ, презентация MicrosoftPowerPoint
Ход урока
Слово учителя: Сегодня мы с вами проводим необычный урок, он посвящен развитию парламентаризма в России и представлен с использованием новых компьютерных технологий. С помощью ваших товарищей я познакомлю вас с историей и деятельностью российского парламентаризма.
На нашем мероприятии присутствует директор школы Шемякина Галина Дмитриевна, депутат местного совета Медведева Елена Вячеславовна. Они пришли поприветствовать вас. Предоставим им слово.
Слово «парламент» родилось в средневековой Англии, от слова «парлер» говорить, выражать свое мнение.
1-ый ученик: Появление в России профессионального, постоянно действующего представительного и законодательного органа явилось итогом длительного и противоречивого исторического развития института народного представительства. Отдельные элементы народного представительства существовали в киевской Руси, Великом Новгороде и Московском государстве. Однако первой попыткой учредить регулярные представительные органы считается созыв в 1550 году земского собора, принявшего Судебник.
2-ой ученик: В16-17 вв. (в годы правления Ивана грозного, Федора, Бориса Годунова, в период Смуты, а также при первых Романовых – Михаиле и Алексее) в России формируются и действуют органы сословного представительства – боярские думы, Земские соборы. В условиях укреплявшегося самодержавия они выполняли функции представительства общественных сил и отражали специфические местные интересы.
3-ий ученик: К концу XVII столетия самодержавная власть окончательно берет верх, и институт земских соборов(равно как и церковных) ликвидируется, но остается в народной памяти и вплоть до начала XX века. (до формирования первой выборной Думы) выступает важным идеологическим символом для различных общественных и политических сил.
4-ый ученик: Социальный и политический режим, введенный Петром I, по форме и содержанию является отрицанием парламентаризма. Но именно он, как это ни парадоксально, в изобилие порождает различные прожекты введения на Руси представительной системы. С 30-ых годов XVIII века (после смерти Петра I) русская политическая мысль интенсивно разрабатывает идею ограничения самодержавия с помощью органов парламентского типа.
5-ый ученик: В екатерининскую эпоху возникают институты представительства сословий: сначала дворянства. Затем купечества. В ходе чрезвычайно благотворных реформ Александра II в России рождается земство – всесословное представительство на уровне уездов и губерний. В 1870 году формируются городские сословные представительные учреждения – органы городского самоуправления.
17 октября 1905 года император Николай II подписал Манифест, в котором даровал населению гражданские права и свободы, а также Думу, наделенную законодательными полномочиями. Был издан указ, регламентирующий выборы в Государственную Думу. Все население страны делилось на 4 избирательные курии: земледельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: в них не принимали участие женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий. Выборы не были равными: каждое сословие имело свои нормы представительства. Выборы не были прямыми: для крестьян – четырехстепенные, для рабочих – трехстепенные, для буржуазии и помещиков – двухстепенные. Члены Государственной Думы избирались сроком на 5 лет.
1 ученик. На основе избирательного закона были проведены выборы в I Государственную Думу. Первое заседание Думы было назначено на 27 апреля 1906 года. В здании Зимнего дворца собрались представители различных партий и беспартийные депутаты. Никогда ещё дворец не видел столь различных одежд в своих залах: здесь были военные мундиры, сюртуки, кафтаны крестьян. Депутаты, поддерживающие императора, заняли места справа от председателя Думы, оппоненты расположились слева. Отсюда пошло дальнейшее название – правые и левые. В состав I Думы вошли различные партии: кадеты, октябристы, трудовики, прогрессисты, социал-демократы, автономисты, беспартийные. Большевики и эсеры бойкотировали выборы в Думу, поэтому не были в ней представлены. Несмотря на отсутствие большевиков и эсеров, Дума оказалась по своему составу совсем не той, которую ожидал увидеть царь. По многим вопросам уже с первого заседания появились разногласия. Дума просуществовала 72 дня и 8 июля 1906 года была распущена. Возглавлял I Государственную Думу профессор Московского университета С.А.Муромцев. За время работы Думы император подписал около 300 новых законов и только 2 из них были проведены через Государственную Думу.
В начале 1907 года проводились выборы во II Думу. Заметный спад революционного движения позволял надеяться, что её состав окажется не таким радикальным и правительство сумеет установить контакт с депутатами. Но напрасно. Только 54 члена (октябристы и черносотенцы) из 518 составили её правую фракцию. Левые партии – социал-демократы, эсеры, трудовики увеличили свои ряды. Возглавил Думу Головин. Вскоре представился повод для разгона Государственной Думы. Департамент полиции получил данные, что некоторые члены социал-демократической фракции сотрудничают с боевыми дружинами рабочих. Их тут же обвинили в военном заговоре против власти, и 2 июня 1907 года II Дума была распущена. В момент её работы Николай II принял около 250 законов и только 1 с участием думцев.
Уже на следующий день, 3 июня, был издан новый закон о выборах в Думу. В соответствии с ним система выборов изменилась в пользу помещиков, промышленников, торговцев.
2 ученик. Новая Дума начала работу 1 ноября 1907 года. III Государственная дума состояла в основном из сторонников монархии и правительства. В Думе было 442 депутата, из которых 148 октябристов и 144 правых. Вместе эти партии составляли большинство, необходимое для принятия решения. Председателями III Думы были октябристы, последовательно сменявшие друг друга на этом посту: смоленский помещик Н.А.Хомяков, лидер октябристов А.И.Гучков, екатеринославский помещик М.В.Родзянко. Состав Думы в целом устраивал правительство и получил право на существование полного срока - III Государственная дума проработала все отпущенные ей законом пять лет. Срок её полномочий истёк 9 июня 1912 года.
15 ноября 1912 года начал свою работу последний, четвёртый созыв Государственной думы. Во время Первой мировой войны IV Дума стала ареной ожесточённой борьбы либералов с правыми. Октябристы, кадеты и часть националистов образовали “Прогрессивный блок”, получивший в Думе большинство голосов. Февраль 1917 года положил конец истории Государственной Думы Российской империи, хотя некоторые депутаты продолжали собираться вплоть до 6 октября 1917 года. Последнюю Думу возглавлял М.В.Родзянко.
Учитель: В советский период развития страны главным законодательным органом был съезд, в период между съездами руководили члены Политбюро.
После принятия в 1993 году новой Конституции РФ в стране вновь вернулись к парламентаризму, к Государственной Думе.
(слайд 6 – схема Федерального собрания)
Законодательная власть в России представлена Федеральным Собранием. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федераций и Государственной Думы.
В статье 95 Конституции РФ записано: “В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти…” В состав Совета Федерации входили губернаторы. Получалось, что на местах губернатор был представителем исполнительной власти, а приезжая в Москву - занимал кресло законодателя. В 2000 году были внесены поправки в Закон о порядке формирования Совета Федерации, теперь губернаторы не входят в его состав, одного представителя от субъекта Федерации избирает законодательный орган субъекта, а другого назначает руководитель исполнительной власти. Возглавляет Совет Федерации третьего созыва Председатель Палаты Миронов Сергей Михайлович. Подтверждение полномочий Председателя произошло в марте 2007 года. Срок полномочий Миронова Сергея Михайловича истекает в марте 2012 года. В Совете Федерации работают 16 комитетов и 10 комиссий.
Задание 1. Откройте Конституцию РФ на странице 27, прочитайте статью 102.
Назовите, что относится к ведению Совета Федерации.
Цель: познакомить учащихся с полномочиями Совета Федерации
(слайд 8 – Государственная Дума)
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. До выборов 2 декабря 2007 года их избирали по одномандатным округам и партийным спискам. Выборы в Госдуму пятого созыва прошли только по партийным спискам. В настоящее время возглавляет нижнюю палату Председатель - Грызлов Борис Вячеславович. Первый заместитель – Морозов Олег Викторович, а также 9 просто заместителей. В Государственной Думе работают 33 комитета и 1 комиссия.
Задание 2. Откройте Конституцию РФ на странице 27, прочитайте статью 103.
Назовите, что относится к ведению Государственной Думы.
Цель: познакомить учащихся с полномочиями Государственной Думы.
3 ученик. В 1993 году была избрана Дума первого созыва. В Думе было десять депутатских объединений, это обозначает, что десять партий преодолели 5% барьер и были представлены в составе Думы. Чем больше процентов набрала партия, тем больше депутатских мест она получила.
Задание 3. Посмотрите внимательно на схематичное изображение Думы, скажите, какая партия была представлена большинством депутатов? (“Выбор России”)
Кроме названной партии были представлены фракции ЛДПР, “Женщины России”, “Яблоко”, Аграрная партия, КПРФ и другие партии. Были созданы 23 комитета и одна комиссия. Две трети депутатов – в возрасте от двадцати до пятидесяти, остальные – за пятьдесят и старше. Около 95% законодателей – специалисты с высшим и незаконченным высшим образованием. Возглавлял Думу Председатель Иван Рыбкин. За время работы Государственной Думы первого созыва вступили в силу 310 законов. Полномочия Думы закончились в 1995 году.
С 1995 по 1999 год работала Дума второго созыва. В составе Думы было уже меньше фракций – всего семь. Большинство во второй Думе представляла партия КПРФ, сохранили своё представительство партии: ЛДПР, “Яблоко”, появилась партия “Наш дом – Россия”. Увеличилось количество комитетов – их стало 28, сохранилась одна комиссия. Средний возраст депутатов – 47 лет. Почти все имели высшее образование, 150 – доктора и кандидаты наук. Возглавлял Думу Председатель Геннадий Селезнев, за время работы приняли 749 законов.
В 1999 году прошли новые выборы в Государственную Думу. Дума третьего созыва была представлена девятью депутатскими объединениями. Резко сократилось представительство партии КПРФ, но все равно вместе с партией “Единство” она представляла самую большую фракцию. Вновь 5% барьер преодолели партии ЛДПР, “Яблоко”, Аграрная партия. Увеличилось количество комиссий – до 18, количество комитетов осталось прежним – 28. Большинство депутатов в возрасте от сорока до шестидесяти лет, 52 – свыше шестидесяти. Почти у всех (437 человек) высшее образование. Большинством голосов на пост Председателя Думы был вновь избран Геннадий Селезнёв. Дума приняла 772 закона, закончила свою деятельность в 2003 году.
Государственная Дума четвертого созыва заметно отличается отпредыдущих – в её составе всего четыре депутатских объединения.
Задание 4. Посмотрите внимательно на схематичное изображение Думы, скажите, какая партия представлена большинством депутатов? (“Единая Россия”).
Наряду “Единой Россией” сохранили места в Государственной Думе ЛДПР, КПРФ. В Составе Думы работают 29 комитетов и одна комиссия. Свыше 270 депутатов работали прежде в структурах государственной власти, 205 их них раньше избирались в Государственную Думу. Возглавляет Думу уже известный вам Борис Грызлов, Дума была избрана в 2003 году и срок её полномочий продлится до 2007 года.
2 декабря 2007 года граждане Российской Федерации избрали новую Государственную Думу. В ее составе осталось также четыре партии, однако некоторые изменения произошли. В связи с тем, что выборы проходили только по партийным спискам - в составе новой Думы отсутствуют независимые депутаты. Наряду с партиями “Единая Россия”, ЛДПР, КПРФ в состав Думы прошла партия “Справедливая Россия”. Председателем Государственной Думы остался Борис Грызлов. Работа Думы нового созыва завершится в 2011 году.
Учитель. Давайте познакомимся с порядком принятия законов в Государственной Думе.
Кроме работы внутри страны наша Государственная Дума занимается международной деятельностью, решая важные вопросы межгосударственного сотрудничества.
(слайд 15, 16 - Международная деятельность)
Итак, мы с вами ближе познакомились с составами различных Дум, деятельностью депутатов. Но остался, я думаю, интересный вопрос о полномочиях самих депутатов.
Задание 5. Откройте Конституции РФ на странице 26, прочитайте статьи 97 и 98.
Ответьте на вопросы, лежащие на столах.
Вопросы для обсуждения :
- Кто может быть избран депутатом Государственной Думы?
- Какие права есть у депутатов Государственной Думы?
- Какие ограничения существуют для депутатов в их деятельности?
Учитель. Деятельность Государственной Думы разнообразна и плодотворна, что показывают изменения в нашей внутренней и внешней политике.
А теперь на практике посмотрим как проводятся выборы в местные органы управления.
Объяснение правил и основных этапов голосования.
Представление кандидатов своих избирательных программ.
Получение избирательных бюллетеней.
Подсчет голосов
Объявление результатов выборов.
Заключительное слово директора школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие на тему «Развитие парламентаризма в России» для учащихся 9-10-х классов.
Цели мероприятия:1. формировать представление об исторических этапах развития отечественного парламентаризма, его особенностях;2. активизировать гражданскую позицию старшеклассников посредством ознако...
Разработка урока по теме "Парламентаризм в России"
Разработка урока обществознания в 11 классе. Рассматривается деятельность Федерального Собрания и местных законодательных органов....
Развитие парламентаризма в России
Цель: Показать учащимся развитие парламентаризма в России. Задачи:1. Познакомить с историей парламента в России2. Показать эволюцию паламентаризма от гос...
развитие парламентаризма в России
презентация по обществознанию 11 класс...
Методическая разработка урока "Развитие парламентаризма в России"
Урок посвящён истории парламентаризма в нашей стране....
Открытый урок по обществознанию. Тема: «Развитие парламентаризма в России».
Форма урока: урок – лекция, с элементами беседы. (ученические сообщения , презентация докладовЦели и задачи урока:формировать представление об исторических этапах развития отечественного п...
Презентация "Парламентаризм в России" Становление.
Презентация может использоваться на уроках истории и обществознания. Презентация была большая, поэтому я разбила её на 2 части....