Игровые технологии как один из методов обучения и воспитания детей младшего школьного возраста на уроках иностранного языка
статья по теме

Шульгина Наталия Викторовна

Статья для учителей иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tekhnologii.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии как один из методов обучения и воспитания детей младшего школьного возраста на уроках иностранного языка

Не приходится доказывать огромную роль игры в жизни ребёнка. А.М.Горький писал: « Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Необходимость использования во время урока игр и игровых ситуаций объясняется, прежде всего, появлением шестилетних первоклассников. Осуществляя преемственность с детским садом, школа обратилась к игре - ведущему виду деятельности у дошкольников, так как он уже знаком младшему школьнику, вызывает у него положительные эмоции и интерес. Это позволяет безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности к учебной.

За разумное, дозированное использование игровых приёмов, особенно в начальный период обучения ратовал К.Д. Ушинский: «… должно делать учение занимательным для ребёнка, но в то же время должно требовать от детей точного исполнения и незанимательных задач, не наклоняя слишком ни в ту, ни в другую сторону».

Игровые приёмы стимулируют коммуникативно - речевую активность учащихся, способствуют осознанному восприятию изучаемого материала, приучают к посильному напряжению мысли, развивают самостоятельность.        

 Большие педагогические резервы заложены, например, в таких игровых ситуациях, когда ученик ставится в так называемую педагогическую позицию. Под ней понимается необходимость поделиться с кем - то имеющимися знаниями, умениями и навыками, проконтролировать или исправить действия кого - либо и т.д. Школьнику в соответствии с игровым сюжетом нужно обучить присутствующих на уроках литературных персонажей (Незнайку, Буратино и др.) или «помочь» учителю, совершающему преднамеренные ошибки.  Ребёнок осознаёт себя как социально значимую личность, приобретает потребность в постоянном расширении границ своих возможностей.

        Специфическое влияние игровых приёмов и элементов позволяет преодолеть у одних учащихся отставание в темпе работы на уроке, у других – замкнутость и отчуждённость в коллективе сверстников.

        Игра может стать средством всестороннего развития только при взаимосвязи её с обучением. В условиях школы дидактические игры и упражнения направлены на сенсорное развитие детей, совершенствование их мышления и речи, произвольного внимания, наблюдательности и памяти, быстроты и ловкости.

        Игры дают ребёнку способ разобраться в том, что он умеет, что нет, что получается плохо, что хорошо.

        Игра - с правилами, и ребёнок обязан быть внимательным, корректным, должен уметь подчинять свою волю игровым задачам, учитывать возможные реакции окружающих на свои проявления.

        Учебный материал, представленный в игровой форме, лучше всего усваивается младшими школьниками. Все мы хорошо знаем, что ребятам игра доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие. Эту особенность следует учитывать и широко использовать в учебном процессе на уроках иностранного языка, так как она апеллирует в основном к памяти учащихся. Память младшего школьника непроизвольная, он быстро и без труда запоминает то, что ему нравится.

        Как показывает опыт работы, одним из наиболее удачных вариантов игры на уроке в младших классах являются игры с игрушками. Учитель может собрать целый набор игрушек, названия которых дети хорошо запоминают.

         Игры могут быть использованы как игровые упражнения, цель которых оживить занятия и вызвать интерес к изучению иностранного языка, воспитать любознательность и совершенствовать ребенка в целом.

         Игра должна быть педагогически целенаправленной, она должна быть не самоцелью, а средством обучения иностранному языку. Необходимо постепенно вводить всё новые и новые типы и виды игр. Например, на одном уроке проводится игра на ряд – победитель, на другом – «в фанты», затем – на загадывание.  В одном случае побеждает ряд, правильно и быстро написавший слова;  во втором – ряд, лучше всех описавший картину, в третьем – лучше всех составивший диалог и т. д.

 Важно включать в обучение ролевые игры, которые развивают умение общаться со сверстниками. В таких играх ребята постепенно учатся не просто подчиняться правилам «вообще», но подчиняться правилам общественного поведения.

Как известно, игровые приёмы бесконечно разнообразны. Перечислим те, которые используются при обучении иностранному языку:

  • подвижные игры (зарядка, игры на внимание, игры в животных и т.д.);
  • игра-соревнование (между командами);
  • игры с мячом (вопрос – ответ);
  • настольные игры (лото, домино, «Бинго», рисование);
  • диалоги с героями детских книг (в гостях у ребят Чебурашка, Винни - Пух и т.п.);
  • ролевые игры.

Наблюдая за учащимися, можно сказать о большом значении игры в воспитании личности школьника. Ребята становятся более дружными, организованными, волевыми,  ответственными перед одноклассниками. Они учатся уступать, помогать товарищам, преодолевать трудности, считаться с мнением других.

         Игра – это один из ключей для борьбы с пассивностью учащихся. Для всех, и особенно отстающих, учеников игра – стимул к овладению иностранным языком.

        Игра, без  сомнения, хотя и на короткий промежуток времени способствует созданию « языковой среды» на уроке и вне его.

                Итак, сделать урок интересным, но не развлекательным; эффективным, а не просто эффектным; обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решить учителю, работающему с учащимися младшего школьного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и значение русских народных игр в воспитании детей младшего школьного возраста

В статье говорится о комплексном воздействии русских народных игр на психо-эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста. Приводятся примеры русских народных пальчиковых, драматических, хо...

Научная работа "Фонетический метод как средство развития вокальной дикции и артикуляции у детей младшего школьного возраста на уроках музыки"

В младшем школьном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности школьника узнать, рассказать и воздействовать на се...

«Подвижные игры как средство физического воспитания при обучении лыжной подготовке детей младшего школьного возраста»

 На современном этапе, в связи с внедрением в общеобразовательной школе новых стандартов образования (ФГОС), наиболее важным компонентом всей системы реконструкции физического воспитания в школе долже...

«Обучение чтению детей младшего школьного возраста на уроках английского языка с использованием современных методик»

Аннотация Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя английского языка, имеющего 5-летний стаж работы со школьниками в младшем, среднем и старшем звене.В статье  ра...

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...

СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ"

В статье расскрывается понятие "координационные способности" как функции центральной нервной сис­темы. Статья содержит комплекс общеразвивающих упражнений на развитие координационных спо...