Игровые технологии как один из методов обучения и воспитания детей младшего школьного возраста на уроках иностранного языка
статья по теме

Шульгина Наталия Викторовна

Статья для учителей иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tekhnologii.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии как один из методов обучения и воспитания детей младшего школьного возраста на уроках иностранного языка

Не приходится доказывать огромную роль игры в жизни ребёнка. А.М.Горький писал: « Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Необходимость использования во время урока игр и игровых ситуаций объясняется, прежде всего, появлением шестилетних первоклассников. Осуществляя преемственность с детским садом, школа обратилась к игре - ведущему виду деятельности у дошкольников, так как он уже знаком младшему школьнику, вызывает у него положительные эмоции и интерес. Это позволяет безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности к учебной.

За разумное, дозированное использование игровых приёмов, особенно в начальный период обучения ратовал К.Д. Ушинский: «… должно делать учение занимательным для ребёнка, но в то же время должно требовать от детей точного исполнения и незанимательных задач, не наклоняя слишком ни в ту, ни в другую сторону».

Игровые приёмы стимулируют коммуникативно - речевую активность учащихся, способствуют осознанному восприятию изучаемого материала, приучают к посильному напряжению мысли, развивают самостоятельность.        

 Большие педагогические резервы заложены, например, в таких игровых ситуациях, когда ученик ставится в так называемую педагогическую позицию. Под ней понимается необходимость поделиться с кем - то имеющимися знаниями, умениями и навыками, проконтролировать или исправить действия кого - либо и т.д. Школьнику в соответствии с игровым сюжетом нужно обучить присутствующих на уроках литературных персонажей (Незнайку, Буратино и др.) или «помочь» учителю, совершающему преднамеренные ошибки.  Ребёнок осознаёт себя как социально значимую личность, приобретает потребность в постоянном расширении границ своих возможностей.

        Специфическое влияние игровых приёмов и элементов позволяет преодолеть у одних учащихся отставание в темпе работы на уроке, у других – замкнутость и отчуждённость в коллективе сверстников.

        Игра может стать средством всестороннего развития только при взаимосвязи её с обучением. В условиях школы дидактические игры и упражнения направлены на сенсорное развитие детей, совершенствование их мышления и речи, произвольного внимания, наблюдательности и памяти, быстроты и ловкости.

        Игры дают ребёнку способ разобраться в том, что он умеет, что нет, что получается плохо, что хорошо.

        Игра - с правилами, и ребёнок обязан быть внимательным, корректным, должен уметь подчинять свою волю игровым задачам, учитывать возможные реакции окружающих на свои проявления.

        Учебный материал, представленный в игровой форме, лучше всего усваивается младшими школьниками. Все мы хорошо знаем, что ребятам игра доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие. Эту особенность следует учитывать и широко использовать в учебном процессе на уроках иностранного языка, так как она апеллирует в основном к памяти учащихся. Память младшего школьника непроизвольная, он быстро и без труда запоминает то, что ему нравится.

        Как показывает опыт работы, одним из наиболее удачных вариантов игры на уроке в младших классах являются игры с игрушками. Учитель может собрать целый набор игрушек, названия которых дети хорошо запоминают.

         Игры могут быть использованы как игровые упражнения, цель которых оживить занятия и вызвать интерес к изучению иностранного языка, воспитать любознательность и совершенствовать ребенка в целом.

         Игра должна быть педагогически целенаправленной, она должна быть не самоцелью, а средством обучения иностранному языку. Необходимо постепенно вводить всё новые и новые типы и виды игр. Например, на одном уроке проводится игра на ряд – победитель, на другом – «в фанты», затем – на загадывание.  В одном случае побеждает ряд, правильно и быстро написавший слова;  во втором – ряд, лучше всех описавший картину, в третьем – лучше всех составивший диалог и т. д.

 Важно включать в обучение ролевые игры, которые развивают умение общаться со сверстниками. В таких играх ребята постепенно учатся не просто подчиняться правилам «вообще», но подчиняться правилам общественного поведения.

Как известно, игровые приёмы бесконечно разнообразны. Перечислим те, которые используются при обучении иностранному языку:

  • подвижные игры (зарядка, игры на внимание, игры в животных и т.д.);
  • игра-соревнование (между командами);
  • игры с мячом (вопрос – ответ);
  • настольные игры (лото, домино, «Бинго», рисование);
  • диалоги с героями детских книг (в гостях у ребят Чебурашка, Винни - Пух и т.п.);
  • ролевые игры.

Наблюдая за учащимися, можно сказать о большом значении игры в воспитании личности школьника. Ребята становятся более дружными, организованными, волевыми,  ответственными перед одноклассниками. Они учатся уступать, помогать товарищам, преодолевать трудности, считаться с мнением других.

         Игра – это один из ключей для борьбы с пассивностью учащихся. Для всех, и особенно отстающих, учеников игра – стимул к овладению иностранным языком.

        Игра, без  сомнения, хотя и на короткий промежуток времени способствует созданию « языковой среды» на уроке и вне его.

                Итак, сделать урок интересным, но не развлекательным; эффективным, а не просто эффектным; обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решить учителю, работающему с учащимися младшего школьного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная работа "Фонетический метод как средство развития вокальной дикции и артикуляции у детей младшего школьного возраста на уроках музыки"

В младшем школьном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности школьника узнать, рассказать и воздействовать на се...

Психологические методы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Психологические методы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста...

«Подвижные игры как средство физического воспитания при обучении лыжной подготовке детей младшего школьного возраста»

 На современном этапе, в связи с внедрением в общеобразовательной школе новых стандартов образования (ФГОС), наиболее важным компонентом всей системы реконструкции физического воспитания в школе долже...

«Обучение чтению детей младшего школьного возраста на уроках английского языка с использованием современных методик»

Аннотация Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя английского языка, имеющего 5-летний стаж работы со школьниками в младшем, среднем и старшем звене.В статье  ра...

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...

СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ"

В статье расскрывается понятие "координационные способности" как функции центральной нервной сис­темы. Статья содержит комплекс общеразвивающих упражнений на развитие координационных спо...