Урок по теме "Конституция Российской Федерации"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Попова Галина Федоровна

Урок способствует формированию у обучающихся основ правовой культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass._obshchestvoznanie.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:

Класс:

Предмет:  обществознание

Урок № 16

Тема урока:  Конституция Российской Федерации

Цель урока:  формирование основ правовой культуры через знание основного закона страны.

Задачи урока:

  1. Раскрыть сущность Конституции РФ как основного закона страны, имеющего высшую юридическую силу.
  2. Продолжить формирование у школьников умений извлекать информацию из нормативных документов, раскрывать теоретические положения на конкретных примерах.
  3. Создать условия для понимания ценностей демократии, воспитания уважения к закону.
  4. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий:  жизненное и личностное самоопределение; планирование и организация деятельности; поиск и выделение необходимой информации, её переработка и структурирование; умение составлять текст устного выступления; участие в коллективном обсуждении проблем.

Тип урока:  урок изучения нового материала

Оборудование:  ноутбук, мультимедиапроектор, Конституция РФ, учебник «Обществознание. 9 класс.» Под ред.  Л.Н. Боголюбова,, А.Ю, Лазебниковой, А.И. Матвеевой; сайты «Конституция» (раздел «История»: http://constitution/garant.ru/histori/active/) и «Школа президентов» (http://www.uznai-prezidenta.ru/); видеоролик с сайта «Российская электронная школа (предмет «Обществознание. 9 класс»:   https://resh.edu.ru/subject/).

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний
  1. Ответы на вопросы рубрики «Вспомним»:

-  От чего зависит юридическая сила нормативного акта?

-  Какими словами начинается Конституция Российской Федерации?

      2.  Высказать своё мнение и ответить на вопрос:

            -  Нужно ли изучать Конституцию?

       (Ответы обучающихся).

  1. Определение темы,  целей, задач урока

-  Ребята, как вы думаете, какую тему сегодня будем изучать, какие задачи будем решать?

(Ответы обучающихся).

(Показывает видеоролик с сайта «Российская электронная школа (предмет «Обществознание. 9 класс»:   (http://www.uznai-prezidenta.ru/).

План урока

  1. Общая характеристика Конституции РФ.
  2. Этапы развития конституции.
  3. Закон высшей юридической силы.
  4. Основные задачи Конституции.

Проблемный вопрос. Как вы понимаете высказывания:  «Конституция РФ – главный нормативный акт …»;  «Конституция выражает систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство»?

  1. Изучение нового материала
  1. Общая характеристика Конституции РФ

  Используется метод «Кластер»:

     -  Ребята, какие ассоциации у вас возникают с понятием «Конституция»?

     Работа со словарём и запись определения в тетради:

Конституция – основной закон государства, нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения государства и гражданина.

  1. Этапы развития Конституции

     Выступления обучающихся, подготовивших исторические справки, используя материал сайтов «Конституция» (раздел «История»: http://constitution/garant.ru/histori/active/) и «Школа президентов» (http://www.uznai-prezidenta.ru/).

     Для закрепления этого вопроса обучающимся предлагается:

1) заполнить таблицу «Положение Конституции»

   

Год принятия Конституции

Положение Конституции

1918

Конституция РСФСР, закрепила диктатуру пролетариата

1924

Конституция СССР

1925

Конституция РСФСР как союзной республики в составе СССР

1936

Конституция СССР «победившего социализма» («сталинская Конституция»)

1937

Конституция РСФСР

1977

Конституция СССР «развитого социализма»  («брежневская Конституция»)

1978

Конституция РСФСР

1993

Конституция РФ

 

2) выполнить задание «Исправьте ошибки в тексте»:

     Первые конституции появились в ходе ликвидации абсолютных монархий. Они утверждали юридическое равенство людей, подчиняли власть закону, преобразовывали гражданство в подданство. Единственным источником власти  признавалось государство. Первой кодифицированной конституцией была конституция Англии. Новейшие конституции принимаются в конце XIX в. они утверждают принципы верховенства власти и правового государства.  (Ошибочные положения выделены курсивом).

(Проверка выполнения работы).

  1. Закон высшей юридической силы

     Практическая работа с пунктом «Закон юридической силы» (с. 98-100) и текстом Конституции РФ.

Задания:

  1. Охарактеризуйте структуру Конституции РФ. На основании названий глав и разделов Конституции РФ подтвердите положения учебника о задачах Конституции.

(Конституция РФ – документ не очень объёмный, но достаточно сложный. Он состоит из вступительной части (преамбулы) и двух разделов; в первом разделе 9 глав и 137 статей, во втором – 9 положений). В преамбуле провозглашены основные цели, во имя которых наш многонациональный народ принял этот документ – единство, мир, добро, справедливость и ответственность, права человека, демократия и благополучие).

  1. На основании информации в пункте учебника объясните, почему Конституцию принято называть основным законом государства.

(Конституция – база для всего законодательства. На её основе принимаются другие законы).

  1. Найдите в учебнике положения, которые раскрывают тезис «Конституция – закон высшей юридической силы».

(Все иные нормативные акты, принимаемые в нашем государстве, должны ориентироваться на Конституцию, не могут ей противоречить, не могут её отменить или заменить).

  1. Прочитайте преамбулу Конституции. Докажите, что в основе Конституции лежит система ценностей (в случае затруднения обратитесь к учебнику).

(В преамбуле содержатся нравственные ценности (стремление к счастью, вера в добро и справедливость; почитание памяти предков); ценности социального мира (утверждение гражданского мира и согласия; осознание себя частью мирового сообщества) ; ценности демократии и государственности (возрождение суверенной государственности России и утверждение незыблемости ее демократической основы; сохранение исторически сложившегося государственного единства) ; ценности патриотизма (ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями; любовь к Отечеству); ценности благополучия (утверждая достойную жизнь).

  1. На основании ст.2 Конституции РФ определите высшую ценность нашего общества. Объясните, как характеризует наше государство и общество это признание.

(В статье 2 записано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

  1. Основные задачи Конституции

       Используется метод «Мозговой штурм»:

  1. Обучающиеся отвечают на вопрос:  какие задачи призвана решать Конституция?
  2. Обучающиеся под руководством учителя группируют информацию.
  3. Обучающиеся выполняют задание: сравнивают ответ на вопрос, полученный в ходе мозгового штурма, и материал, представленный в учебнике (с. 100-102). Таким образом закрепляют знания по данному вопросу.

  1.    Итоги урока
  1.  Обучающиеся отвечают на проблемный вопрос: Как вы понимаете высказывания:  «Конституция РФ – главный нормативный акт …»;  «Конституция выражает систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство»?
  2. Работа в парах «Проверь себя»:  вставьте пропущенные слова в тексте:

     Российская Федерация – Россия – есть демократическое, федеративное, _______ государство с _________ формой правления. Признание, соблюдение и защита ________ - обязанность государства. Российская Федерация состоит из республик, краёв, городов федерального значения, _______, ________ - равноправных субъектов Российской Федерации. Каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми ______ и несёт _______, предусмотренные ________.

  1. Рефлексия

     -  Что изменилось в моём представлении о роли и значении Конституции?

     -  Какие вопросы возникли при изучении темы урока?

Домашнее задание

  1. П. 12 (проработать).
  2. Дифференцированное задание:

-  для сильных обучающихся:  написать мини-эссе на одну из тем рубрики «Говорят мудрые» (с. 103);

-  для средних обучающихся:  задание 3 рубрики «В классе и дома» (с. 102);

-  для слабых обучающихся: устные ответы на вопросы рубрики «Проверим себя» (с. 102).

Литература

     Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С.А. Авакьян. – М., 2001.

     Смоленский М.Б. Конституция РФ: постатейный комментарий для школьников / М.Б. Смоленский. М., 2005.

     Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс. / Л.Н.Боголюбов, Е.И. Жильцова, А.Т. Кинкулькин и др. – М., 2014.

     http://constitution/garant.ru/ - Проект «Конституция РФ».

     http://www.uznai-prezidenta.ru/. – Уроки демократии.

     https://resh.edu.ru/subject/. – Российская электронная школа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: Российская федерация

В данной методической разработке использована инновационная методика РАО. Урок-проект позволяет привлечь обучающихся к самостоятельной деятельности. Разнообразные задания и присутствующий элемент соре...

Презентация к уроку по теме "Российская Федерация"

Презентация к уроку географии в 11 классе общественно-гуманитарного направления авторы Увалиев, Ахметовы Алматы "Мектеп" 2007  по теме "Российская Федерация"...

Урок- практикум "Население Российской Федерации"

Презентация к уроку- практикуму "Население Российской Федерации" содержит подбор заданий, составленных на основе тестов открытого банка заданий ОГЭ по географии....

9 класс урок обществознания "Конституция Российской Федерации"

На уроке закрепляются знания по основам конституционного строя Российской Федерации и формирруются навыки самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, сравнивать...

Методическая разработка урока "Государственные символы Российской Федерации"

Данная методическая разработка может быть полезна учителям истории и обществознания, работающим в 6-8 классах....

Презентация к уроку "Урок памяти Героя Российской Федерации Александра Прохоренко"

Презентация к уроку "Урок памяти Героя Российской Федерации Александра Прохоренко"...