Урок по теме "Конституция Российской Федерации"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Урок способствует формированию у обучающихся основ правовой культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass._obshchestvoznanie.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата:
Класс:
Предмет: обществознание
Урок № 16
Тема урока: Конституция Российской Федерации
Цель урока: формирование основ правовой культуры через знание основного закона страны.
Задачи урока:
- Раскрыть сущность Конституции РФ как основного закона страны, имеющего высшую юридическую силу.
- Продолжить формирование у школьников умений извлекать информацию из нормативных документов, раскрывать теоретические положения на конкретных примерах.
- Создать условия для понимания ценностей демократии, воспитания уважения к закону.
- Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: жизненное и личностное самоопределение; планирование и организация деятельности; поиск и выделение необходимой информации, её переработка и структурирование; умение составлять текст устного выступления; участие в коллективном обсуждении проблем.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, Конституция РФ, учебник «Обществознание. 9 класс.» Под ред. Л.Н. Боголюбова,, А.Ю, Лазебниковой, А.И. Матвеевой; сайты «Конституция» (раздел «История»: http://constitution/garant.ru/histori/active/) и «Школа президентов» (http://www.uznai-prezidenta.ru/); видеоролик с сайта «Российская электронная школа (предмет «Обществознание. 9 класс»: https://resh.edu.ru/subject/).
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний
- Ответы на вопросы рубрики «Вспомним»:
- От чего зависит юридическая сила нормативного акта?
- Какими словами начинается Конституция Российской Федерации?
2. Высказать своё мнение и ответить на вопрос:
- Нужно ли изучать Конституцию?
(Ответы обучающихся).
- Определение темы, целей, задач урока
- Ребята, как вы думаете, какую тему сегодня будем изучать, какие задачи будем решать?
(Ответы обучающихся).
(Показывает видеоролик с сайта «Российская электронная школа (предмет «Обществознание. 9 класс»: (http://www.uznai-prezidenta.ru/).
План урока
- Общая характеристика Конституции РФ.
- Этапы развития конституции.
- Закон высшей юридической силы.
- Основные задачи Конституции.
Проблемный вопрос. Как вы понимаете высказывания: «Конституция РФ – главный нормативный акт …»; «Конституция выражает систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство»?
- Изучение нового материала
- Общая характеристика Конституции РФ
Используется метод «Кластер»:
- Ребята, какие ассоциации у вас возникают с понятием «Конституция»?
Работа со словарём и запись определения в тетради:
Конституция – основной закон государства, нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения государства и гражданина.
- Этапы развития Конституции
Выступления обучающихся, подготовивших исторические справки, используя материал сайтов «Конституция» (раздел «История»: http://constitution/garant.ru/histori/active/) и «Школа президентов» (http://www.uznai-prezidenta.ru/).
Для закрепления этого вопроса обучающимся предлагается:
1) заполнить таблицу «Положение Конституции»
Год принятия Конституции | Положение Конституции |
1918 | Конституция РСФСР, закрепила диктатуру пролетариата |
1924 | Конституция СССР |
1925 | Конституция РСФСР как союзной республики в составе СССР |
1936 | Конституция СССР «победившего социализма» («сталинская Конституция») |
1937 | Конституция РСФСР |
1977 | Конституция СССР «развитого социализма» («брежневская Конституция») |
1978 | Конституция РСФСР |
1993 | Конституция РФ |
2) выполнить задание «Исправьте ошибки в тексте»:
Первые конституции появились в ходе ликвидации абсолютных монархий. Они утверждали юридическое равенство людей, подчиняли власть закону, преобразовывали гражданство в подданство. Единственным источником власти признавалось государство. Первой кодифицированной конституцией была конституция Англии. Новейшие конституции принимаются в конце XIX в. они утверждают принципы верховенства власти и правового государства. (Ошибочные положения выделены курсивом).
(Проверка выполнения работы).
- Закон высшей юридической силы
Практическая работа с пунктом «Закон юридической силы» (с. 98-100) и текстом Конституции РФ.
Задания:
- Охарактеризуйте структуру Конституции РФ. На основании названий глав и разделов Конституции РФ подтвердите положения учебника о задачах Конституции.
(Конституция РФ – документ не очень объёмный, но достаточно сложный. Он состоит из вступительной части (преамбулы) и двух разделов; в первом разделе 9 глав и 137 статей, во втором – 9 положений). В преамбуле провозглашены основные цели, во имя которых наш многонациональный народ принял этот документ – единство, мир, добро, справедливость и ответственность, права человека, демократия и благополучие).
- На основании информации в пункте учебника объясните, почему Конституцию принято называть основным законом государства.
(Конституция – база для всего законодательства. На её основе принимаются другие законы).
- Найдите в учебнике положения, которые раскрывают тезис «Конституция – закон высшей юридической силы».
(Все иные нормативные акты, принимаемые в нашем государстве, должны ориентироваться на Конституцию, не могут ей противоречить, не могут её отменить или заменить).
- Прочитайте преамбулу Конституции. Докажите, что в основе Конституции лежит система ценностей (в случае затруднения обратитесь к учебнику).
(В преамбуле содержатся нравственные ценности (стремление к счастью, вера в добро и справедливость; почитание памяти предков); ценности социального мира (утверждение гражданского мира и согласия; осознание себя частью мирового сообщества) ; ценности демократии и государственности (возрождение суверенной государственности России и утверждение незыблемости ее демократической основы; сохранение исторически сложившегося государственного единства) ; ценности патриотизма (ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями; любовь к Отечеству); ценности благополучия (утверждая достойную жизнь).
- На основании ст.2 Конституции РФ определите высшую ценность нашего общества. Объясните, как характеризует наше государство и общество это признание.
(В статье 2 записано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
- Основные задачи Конституции
Используется метод «Мозговой штурм»:
- Обучающиеся отвечают на вопрос: какие задачи призвана решать Конституция?
- Обучающиеся под руководством учителя группируют информацию.
- Обучающиеся выполняют задание: сравнивают ответ на вопрос, полученный в ходе мозгового штурма, и материал, представленный в учебнике (с. 100-102). Таким образом закрепляют знания по данному вопросу.
- Итоги урока
- Обучающиеся отвечают на проблемный вопрос: Как вы понимаете высказывания: «Конституция РФ – главный нормативный акт …»; «Конституция выражает систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство»?
- Работа в парах «Проверь себя»: вставьте пропущенные слова в тексте:
Российская Федерация – Россия – есть демократическое, федеративное, _______ государство с _________ формой правления. Признание, соблюдение и защита ________ - обязанность государства. Российская Федерация состоит из республик, краёв, городов федерального значения, _______, ________ - равноправных субъектов Российской Федерации. Каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми ______ и несёт _______, предусмотренные ________.
- Рефлексия
- Что изменилось в моём представлении о роли и значении Конституции?
- Какие вопросы возникли при изучении темы урока?
Домашнее задание
- П. 12 (проработать).
- Дифференцированное задание:
- для сильных обучающихся: написать мини-эссе на одну из тем рубрики «Говорят мудрые» (с. 103);
- для средних обучающихся: задание 3 рубрики «В классе и дома» (с. 102);
- для слабых обучающихся: устные ответы на вопросы рубрики «Проверим себя» (с. 102).
Литература
Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С.А. Авакьян. – М., 2001.
Смоленский М.Б. Конституция РФ: постатейный комментарий для школьников / М.Б. Смоленский. М., 2005.
Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс. / Л.Н.Боголюбов, Е.И. Жильцова, А.Т. Кинкулькин и др. – М., 2014.
http://constitution/garant.ru/ - Проект «Конституция РФ».
http://www.uznai-prezidenta.ru/. – Уроки демократии.
https://resh.edu.ru/subject/. – Российская электронная школа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: Российская федерация
В данной методической разработке использована инновационная методика РАО. Урок-проект позволяет привлечь обучающихся к самостоятельной деятельности. Разнообразные задания и присутствующий элемент соре...
Презентация к уроку по теме "Российская Федерация"
Презентация к уроку географии в 11 классе общественно-гуманитарного направления авторы Увалиев, Ахметовы Алматы "Мектеп" 2007 по теме "Российская Федерация"...
Разработка урока "Государственные символы Российской Федерации"
Урок истории для учащихся 5 класса...
Урок- практикум "Население Российской Федерации"
Презентация к уроку- практикуму "Население Российской Федерации" содержит подбор заданий, составленных на основе тестов открытого банка заданий ОГЭ по географии....
9 класс урок обществознания "Конституция Российской Федерации"
На уроке закрепляются знания по основам конституционного строя Российской Федерации и формирруются навыки самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, сравнивать...
Методическая разработка урока "Государственные символы Российской Федерации"
Данная методическая разработка может быть полезна учителям истории и обществознания, работающим в 6-8 классах....
Презентация к уроку "Урок памяти Героя Российской Федерации Александра Прохоренко"
Презентация к уроку "Урок памяти Героя Российской Федерации Александра Прохоренко"...