Методическая разработка урока "Государственные символы Российской Федерации"
методическая разработка по истории (6, 7, 8 класс) на тему
Данная методическая разработка может быть полезна учителям истории и обществознания, работающим в 6-8 классах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Государственный герб Государственный флаг Государственный гимн
Государственный герб Российской Федерации Это официальная отличительная эмблема государства, изображаемая на бланках и печатях государственных органов, денежных знаках содержание
Геральдический смысл герба Двуглавый орел - символ вечности России. Две головы орла символизируют единство страны, территория которой простирается с запада на восток. Всадник на щите является символом столицы Москвы и олицетворяет победу добра над злом. Всадник на коне - это защитник России, символ ее героического воинского прошлого. содержание
В феврале 1238 года монголо-татары под предводительством хана Батыя разрушили более десяти русских городов содержание
Каждый город брали враги приступом, преодолевая яростное сопротивление защитников. содержание Взятие Владимира монголо-татарами. Штурм Золотых ворот Доспехи русских воинов XIII века
По призыву московского князя Дмитрия Ивановича каждый русский город прислал своих воинов для битвы с врагом. На Куликовом поле князь Дмитрий Донской решил сражаться рядовым воином. содержание Московский князь Дмитрий Иванович Донской
«И была сеча зла и велика и брань крепка», - записал летописец. 8 сентября 1380 года на Куликовом поле содержание
Иностранцы считали всадника святым Георгием Победоносцем. Этот святой считался покровителем многих русских князей. содержание
Государственный флаг Российской Федерации Это официальный символ государственной власти, который олицетворяет суверенитет государства. Описание флага содержится в Конституции страны. Флаг вывешивается на зданиях верховных органов власти, посольств, на судах, плавающих в открытом море. содержание
Первый русский военный корабль «Орел» Император Петр Первый содержание
Государственный гимн Российской Федерации Гимн - это торжественная песня, которая прославляет страну. Мелодия гимна была написана композитором А.В. Александровым. Слова гимна написал поэт С.В.Михалков. содержание
Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава — Твоё достоянье на все времена! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля! Припев: Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу даёт наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Припев. содержание
Заключение В 2000 году были законодательно закреплены флаг и герб Российской Федерации, тем самым восстановлены некоторые традиции Российского государства XIV-XIX веков. Гимн (муз. Александрова А.В., слова Михалкова С.В.) объединяет всех людей нашей страны, всех, кто любит свою Родину и гордится ею. содержание
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
«Государственные символы России»
Урок с применением ИКТ
Учитель: Осадчая Н.Н.
ГБОУ средняя школа №436
Петродворцового района
Одной из актуальных тем классных часов являются темы, связанные с государственной символикой Российской Федерации. Мы предлагаем вашему вниманию один из вариантов проведения подобного классного часа.
Цель:
создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.
Оборудование:
Предлагаемая разработка ориентирована на средний школьный возраст (11-14 лет). Особенностью оформления данного классного часа является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты. Для сопровождения рассказа учителя целесообразно использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы.
Методы обучения:
- частично-поисковый,
- объяснительно-иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности:
- общеклассная,
- индивидуальная.
Средства обучения:
- мультимедийная установка,
- презентация,
- индивидуальные конверты с заданием.
Ход урока:
Педагог: Дорогие друзья, скорее всего вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины – России.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление. Так символом Парижа является Эйфелева башня: небоскребы, статуя Свободы - символы США.
Какие символы России вы можете назвать? (учащиеся предлагают свои варианты)
Педагог: Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными? (учащиеся высказывают свои мнения)
Педагог: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.
Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело-сине-красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.
Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах представлены документы, раскрывающие значения различных элементов гербов. Я предлагаю вам в течение 5 минут познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны.
Из опыта работы: Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах. Например: лев - «властная сила»; корона - власть, благородство; конный всадник - победа; орел - сила, власть, величие; меч - военная слава, могущество; символы царской власти - твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.
(в течение 7 минут учащиеся выполняют задание)
Педагог: Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено. (учащиеся высказывают свои предположения)
Педагог: Давайте проверим верны ли наши предположения. Наш герб представляет собой золотого двуглавого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди га красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите - не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.
Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну — это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление же государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры.
Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века.
Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV в., первый флаг — в XVIII в., а первый государственный гимн — в XIX в.
Были у них и предшественники, были и соперники. Одни сменяли других, некоторые исчезали, а потом возрождались вновь, иные навсегда ушли в прошлое, оставив по себе долгую и благодарную память потомков.
Эти символы — часть российской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны. И потому все мы должны хорошо знать историю государственных символов России.
Я хочу рассказать вам о событиях в истории моей страны, которые в летописи называются «злогорькими годами». Эти события нашли отражение в символике России.
Тревожно было в XIII веке на Руси. В какой край света ни кинь взор — всюду ходили грозовые тучи, быстрыми молниями просверкивали вражеские набеги. На севере и на западе границы русских земель трещали код напором крестоносных орденов. На юге летучие отряды половцев легко доставали до столиц русских княжеств, раздираемых внутренними усобицами. А в далеких азиатских степях вызревала чудовищная сила, сражаться с которой придется целые века.
Русь уже не была единой, как в старые былинные времена, раздробилась на отдельные земли-княжества. Каждое из них жило само по себе, каждый правитель искал свои мелкие выгоды, подчас не гнушаясь ради них вероломством, изменой и набегами на земли соседей. Киев — древняя столица Руси — утратил воспетое в сказаниях могущество, стал причиной раздоров. Не раз князья-соперники, воюя друг с другом, разоряли его. Во второй половине XII века, истощенный непрерывными междоусобицами, он уже перестал быть центром общерусской политической власти.
Наиболее дальновидные патриоты Руси выступали за установление мира и сплочение сил. Они помнили слова автора великого «Слова о полку Игореве»:
«От усобиц княжью: — гибель Руси! Братья спорят: то мое и это! Зол раздор из малых слов заводят, На себя куют крамолу сами, А на Русь с победами приходят Отовсюду вороги лихие!»
Конечно, не только от желания князей зависело установление мира. Усобицы лишь одно из явлений периода феодальной раздробленности. Основой для единства могли стать только определенные исторические условия, которые в то время еще не созрели в древнерусском обществе. Раздробленная и разрываемая войнами, встретила Русь нового врага, неведомого и не имевшего, как выяснилось, равных по силе.
Целесообразно рассказать о Куликовской битве. Эти героические события нашли свое отражение в государственной символике. Поняли русские люди, что только единое государство может быть сильным и победить любого врага.
Единая держава требовала единых символов. Государственной эмблемой России стали двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змия. Впервые они были объединены на печати Ивана III в 1490 году.
Всадник или ездец, как называли его ранее, появился на печатях многих древнерусских князей в начале XIII века. Подобные изображения можно встретить на печатях Александра Невского. Существует много предположений о том, кем является этот воин, который колет копьем лежащее на земле чудовище. Всадник изображает либо святого Александра, либо самого князя. Так впервые на княжеской печати появилось светское изображение всадника защищающего русскую землю. На других изображениях всадник воспринимается как святой Георгий Победоносец, покровитель многих русских князей. И так, на печатях князей всадник обозначал либо святых — покровителей князей, либо воинов.
Но кого же обозначал московский всадник? Жители Московского государства XVI—XVII вв. считали, что всадник изображал князя, государя, победившего своих врагов: Царь на коне победил змия. Об этом свидетельствуют и монеты. На них рядом с ездецом встречаются буквы К, КН, т.е. князь.
Значит, конный воин, пронзающий змия, — это государь, победивший недругов, И свою родословную он ведёт от печатей русских князей ХШ—XV вв. С конца XIV в. ездец становится постоянной эмблемой московских князей, а с конца XV в. — официальным символом Российского государства. Иностранцы именно московского всадника считали гербом всего Российского государства.
Иностранцы, побывавшие в России в XVI—XVII вв., нередко воспринимали всадника как святого Георгия Победоносца. На Русь культ Святого Георгия пришел из Византии с принятием христианства. Это святой считался покровителем таких русских князей как Ярослав Мудрый и Юрий Долгорукий. На Руси память Георгия Победоносца праздновалась весной 23-го марта и осенью 26-го ноября. Весенний день Святого Георгия связывался с началом полевых работ. Георгий считался покровителем не только воинов, но и землепашцев.
Таким образом, всадник, поражающий копьем зло, а именно так воспринимался змий — это защитник России, символ ее героического воинского прошлого. Не случайно всадник на первых изображениях был с лицом Дмитрия Донского, а вместо змия была изображена татарская плетенка — символ зла на Руси. Историк Татищев подчеркивал, что Иван III поместил всадника «змию колюсчего в знак победы над татары» на свою печать. Позднее Екатерина II в 1769 году учредила новый российский орден, которым награждали за воинские подвиги. Это был Орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Этим орденом были награждены российские полководцы, с именем которых связаны славные и героические страницы воинского прошлого России. Это российские фельдмаршалы М.И. Голенищев-Кутузов и МБ, Барклай-де-Толли.
12 декабря 1993 г. в нашей стране была принята новая Конституция. Она возродила суверенную государственность России, утвердила незыблемость её демократической основы, обозначила стремление её граждан обеспечить благополучие и процветание своей Родины. Одновременно началась разработка новых государственных символов России.
В декабре 2000 г. Государственная Дума приняла законы о государственной символике Российской Федерации — гербе, флаге и гимне. Таким образом, в третье тысячелетие Россия вошла с новыми государственными символами.
Закон «О государственном гербе Российской Федерации» даёт следующее его описание: Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.
Рисунок герба выполнил художник Е.И. Ухналёв.
Так в начале нового тысячелетия возродилась государственная эмблема, имеющая в России 500-летнюю историю.
Двуглавый орёл символизирует государственность Российской Федерации, её суверенитет (независимость), единение народов европейской и азиатской частей современной России.
Изображения государственного герба мы можем увидеть на фасадах тех зданий, где работают руководители нашего государства. На официальных документах. Например, на паспорте гражданина России. Его помещают на пограничных столбах, тем самым, обозначая государственную границу нашей Родины.
Боевые знамёна воинских частей также украшает российский герб. Он присутствует и на печатях государственных учреждений и организаций.
Современный государственный герб свидетельствует о том, что наша страна — независимое государство, а мы все — граждане новой, демократической России.
У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого цвета, средняя – синего, нижняя – красного.
Педагог: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.
Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.
Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.
Кто из вас знает, что такое государственный гимн? (учащиеся высказывают свое мнение)
Педагог: Гимн - это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн - это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.
Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна? (следуют ответы учащихся)
Педагог: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн России.
Из опыта работы: целесообразно сопроводить прослушивание гимна слайдами, отражающими славные страницы российской истории.
Педагог: Пришло время подвести итог нашего урока. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины -России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.
Из опыта работы: возможно в завершение классного часа предложить учащимся разгадывание кроссворда.
Приложение к уроку по теме «Государственные символы России»
1 | |||||||||||||
1 | Г | И | М | Н | |||||||||
2 | П | Е | Т | Р | 2 | ||||||||
3 | К | Р | А | С | Н | Ы | Й | В | 3 | ||||
4 | Б | Л | А | Г | О | Р | О | Д | С | Т | В | О | |
А | Р | ||||||||||||
Д | Е | ||||||||||||
Н | Л | ||||||||||||
И | |||||||||||||
К |
По вертикали:
- Государственный символ, изображение которого встречается на монетах, печатях, пограничных столбах;
- Изображение на гербе, которое олицетворяет победу, защиту;
- Изображение на гербе, которое олицетворяет силу, величие, дружбу народов России.
По горизонтали:
- Торжественная песня, являющаяся государственным символом;
- Царь, который впервые познакомил Европу с государственным флагом России;
- Цвет на государственном флаге, который олицетворяет героизм и храбрость русского народа;
- Качество русского народа, которое выражает синий цвет на государственном флаге Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обществознания в 6 классе по теме "Государственные символы Российской Федерации"
В представленной разработке урока формируются знания учащихся о понятиях «гимн», «герб», «флаг» («знамя»), воспитываются чувства уважения к символам Российского Государст...
Классный час "Символы Российской Федерации"
Классный час раскрывает особенности госсимволики Российской Федерации...
Презентация. "Символы Российской Федерации"
Даную презентацию можно использовать на классном часе в 5-7 классах при обсуждении темы: "Символы России". Она поможет продемонстрировать наглядный материал и увлечь учащихся интересными заданиями....
Символы Российской Федерации и Чувашской Республики
Каждое государство имеет свои государственные символы. Они олицетворяют систему его государственных и духовных ценностей, отражающих особенности исторического развития общества, сложившиеся в не...
Разработка урока "Государственные символы Российской Федерации"
Урок истории для учащихся 5 класса...
Методическая разработка классного часа на тему: "Символы Российской Федерации".
Классный час на тему «20-летие Конституции Российской Федерации» Цель: знакомство обучающихся с устройством и законами своей страны в доступной форме с элементами игры.Задачи:дать основ...
Методическая разработка "Внеаудиторное мероприятие "Государственные символы Российской Федерации".
Внеаудиторное мероприятие "Государственные символы Российской Федерации" имеет большое познавательное и воспитательное значение. К государственным символам страны относятся, прежде всего, го...