Программа по правовому воспитанию "Школа-территория закона"
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс)
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Программа "Школа-территория закона" может быть использована в работе социальным педагогом, педагогом дополнительного образования,педагогом-организатором,учитель обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola-territoriya_zakona.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по правовому воспитанию «Школа – территория закона»
Пояснительная записка.
Обоснование программы. В соответствии с законом Российской Федерации» , « Конституцией Российской Федерации» в настоящее время чётко определено место и роль воспитывающей деятельности в области образования. Она рассматривается как приоритетное направление в деятельности образовательного учреждения.
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников — это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения учащихся необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимания принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убеждённость в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов. «Правонарушения, преступления» - с этими словами связано представление о запрещённых законом деяниях, которые причиняют тяжкий вред государству, обществу, отдельным гражданам . Вор, хулиган, убийца- наш общий враг. Ещё страшнее когда им становится подросток. Известно , что подросток совершает правонарушение или преступление не сразу, не вдруг, этому предшествует определенный период деморализации его личности, когда он совершает аморальные поступки , незначительные правонарушения , мелкие кражи, хулиганские поступки, драки, употребляет спиртные напики, наркотики и так далее. Безнадзорность несовершеннолетних обоснованно считается одним из основных условий, способствующих совершению ими правонарушений и преступлений. В предупреждении безнадзорности и её последствий большое значение имеет организация профилактической правовой воспитательной работы образовательного учреждения, организация досуга в свободное от учёбы время.
Цели:
- повысить уровень и значимость правовой культуры среди учащихся;
- вовлечь несовершеннолетних в практическую деятельность, направленную на изучение законов и правовых норм Российской Федерации с использованием информационных технологий.
Задачи:
- обеспечить подростков знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности;
- развивать правовое самосознание;
- совершенствовать умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;
- развивать самостоятельность и способность к самоорганизации учащихся, способность к созидательной деятельности;
- создавать условия для воспитания толерантности, терпимости к чужому мнению,умению вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Принципы реализации программы:
- Добровольность (предполагается, что педагоги, учащиеся на одной из первых встреч оговаривают правило работы как одно из важнейших).
- Сотрудничество и доброжелательность (предполагается доброжелательное и ненавязчивое взаимодействие педагога, учащихся при изучении всех вопросов практического права, механизмов защиты прав ребёнка).
- Вариативность и право выбора ( программа предлагает идеологию правового просвещения учащихся в образовательном учреждении, базирующуюся на приоритетности прав ребёнка).
- Связь с практикой ( освоение программы предполагает связь с региональными особенностями правоприменительной практики и призвано оказывать реальную практическую пользу её участникам).
- Готовность к изменениям и практическому использованию права ( освоение практического права предполагает сознательную готовность к использованию его в реальной жизни., в ходе решения той или иной проблемы, связанной с жизнедеятельностью учреждения, социума).
Сроки реализации программы: программа ориентирована на учащихся 6-9 классав, 10-11 кл. и рассчитана на 2 года.
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютеры
- Принтер
- Сканер
- Цифровой фотоаппарат
- WEB-камера
- Работа в Интернете
- Работа с программами MS Publisher ,Adobe Photoshop, MS Word, MS Power Point ,MS Paint
- Работа на школьном сайте
Содержание программы:
1.Направление — Правовое просвещение несовершеннолетних через учебный предмет «Право. Основы правовой культуры» 10-11 классы, срок реализации : в течение 2 - х учебных лет в соответствии с календарно- тематическим планированием. Исполнители: учитель обществознания, учитель по праву.
2.Направление — Дополнительная образовательная программа «Школьная газета «Правовед» 6-9 классы, срок реализации : 2 года согласно учебно-тематического плана. Исполнители : социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-организатор.
- Направление - Проект «Создание информационно-правового бюллетеня» 10 класс, срок реализации : в рамках «правовой недели в школе». Исполнители: социальный педагог, педагог дополнительного образования,педагог-организатор, учитель обществознания.
Ожидаемые приращения в компетентности учащегося:
I группа результатов:
- усвоение ключевых понятий: закон, право, обязанности;
- формирование ценностных ориентиров: ответственность, свобода, толерантность;
- овладение конкретными правилами поведения в школе, в обществе: усвоение требований, предъявляемых ученику школой, осознание прав как ученика, приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять права;
- осознание того, что человек имеет право на жизнь, охрану здоровья.
II группа результатов:
- Исходный уровень подготовленности учащегося - предварительные знания, умения, навыки: теоретические и практические знания о программах в которых можно создавать газеты; первоначальные навыки поиска информации в Интернете и других источниках; первоначальные навыки работы в текстовых редакторах.
- Дефициты в уровне подготовленности учащегося, которые должны быть преодолены в результате работы- особенности поиска информации по правовой тематике; в ходе занятий учащийся должен научиться работать с правовыми информационными системами для получения необходимой информации, проводить анализ и систематизацию материала.
- Уровень взаимодействия со сверстниками; формулирование и отстаивание своей точки зрения, овладение монологической, диалогической и публичной речью.
Оценка эффективности реализации программы:
Для диагностики результативности программы можно использовать различные варианты оценивания:
- с помощью тестов, анкет , наблюдений;
- участие в конкурсах творческих, исследовательских и проектных работ среди учащихся по правовой тематике на различный уровнях (муниципальный, республиканский, российский) ;
- отслеживание и оценивание процесса работы в группах на занятиях, оценка взаимодействия;
- оценивание формальных показателей, связанных с правомерным или противоправным поведением учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по правовому воспитанию детей «Закон обо мне. Мне о Законе»
Дать общие понятия детям о из правах и обязанностях....
Программа по правовому воспитанию школьников "Подросток и Закон" 5-9 класс
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения шк...
Правовой турнир "Знатоки закона"
Презентация для проведения игры по закреплению правовых знаний для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). в доступной форме происходит актуализация имеющи...
Программа по правовому воспитанию «Я и закон»
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользовать...
Правовой квест «Буква закона» В рамках правового лектория «Дети детям»
Правовой квест «Буква закона» В рамках правового лектория «Дети детям»Координатор: педагог-организаторОрганизаторы: актив отряд «Юные гагаринцы»Воспитательная...
Занятие по правовому воспитанию: "Незнание законов не освобождает от ответственности"
Ознакомление учащихся с правами и обязанностями несовершеннолетних в сфере гражданских правоотношений....
Правовое просвещение родителей (законных представителей) как форма разрешения педагогических конфликтов.
Методческие рекомендации...