Открытый урок. Конституция Российской Федерации.
учебно-методический материал по обществознанию (11 класс) на тему

Монахова Варвара Викторовна

Конституция любого государства представляет собой акт высшей юридической силы. Она служит основой (фундаментом) для принятия всего действующего законодательства страны, обладает верховенством по отношению к другим нормативно-правовым актам, которые не могут ей противоречить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок.

Конституция Российской Федерации.

 
Перед началом урока звучит Гимн Российской Федерации

Слово учителя – ребята, прежде чем мы начнем урок, давайте посмотрим небольшой видеофрагмент, и попытаемся ответить на два вопроса

  1. Что происходит в подобранных видеофайлах? (ущемление прав и свобод)
  2. Что необходимо предпринять, что бы этого избежать? (ввести конституцию, и следовать ей)(ст.37,40)

Тогда у меня возникает следующий вопрос – А что такое конституция? (ответы детей)

Слово учителя – подводя итог вашим ответом, можно сказать, что Конституция – это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством. «Конституция» в переводе с латинского означает «устройство», «постановление».

Конституция любого государства представляет собой акт высшей юридической силы. Она служит основой (фундаментом) для принятия всего действующего законодательства страны, обладает верховенством по отношению к другим нормативно-правовым актам, которые не могут ей противоречить. 

Чтобы проследить путь развития конституционного строя в России необходимо возвратиться в прошлое. Медленный процесс вызревания конституционного строя в России начинается с середины XIX в.

Вопрос. Кто из общественных деятелей выступал за введение в стране конституции?

Ответы детей:

Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, именно в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так, и не был реализован). Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона, т.е. того, что должна была установить Конституция. В годы правления Александра III развитие конституционного строя было остановлено.

Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II. 17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную дум.

Слово учителя – действительно, все так и было, с тех пор прошло много лет. За это время в нашей стране было принято пять конституций. Самая первая была принята в 1918 году. А последняя, наша, современная – в 1993. Создания первой и последний конституций пришлось на тяжелое для России время, время смены одной власти на другую. Давайте вновь погрузимся в историю и посмотрим, на каких условиях была принята конституция 1918 года и проведем сравнительную характеристику первой и современной конституции. Выявим сходство и различия.

Сценка от детей:

Лидер – товарищи! Мы собрались здесь для обсуждения нашей будущей Конституции - закона высшей юридической силы! И в наших руках решать какой она будет! Ваши предложения?

Рабочий - предлагаю ввести обязательную трудовую деятельность! Долой тунеядство!

Колхозница –  нужно защитить раз и навсегда права крестьян и пролетариата от беспощадного гнета эксплуататоров! Предлагаю, решить их прав и привилегий гражданина! Пусть почувствуют себя на нашем месте!

Лидер – верно! Проведем четкую границу между правами человека и ГРАЖДАНИНА!

Студентка – а еще дать нам, студентам, и всему трудящемуся народу свободу слова! Печати! Собраний! И Митингов!

Все – Да!

Колхозница – землю крестьянам!

Рабочий – фабрики рабочим!

Студентка – сделать все ресурсы – общенациональными!

Лидер – и образование в массы! Пусть человек грамотным будет!

Рабочий – а еще, пусть люди сами выбирают, нужно ввести избирательное право!

Студентка – но не для всех, а только для  нашего честного, трудящегося народа! Долой буржуазию!

Лидер – Верной дорогой идем, товарищи! Будущее нашей страны только в наших руках!

(поклон)

Слово учителя – давайте откроем конституцию 1993 года, и попробуем сравнить права и свободы, двух эпох. Выявим общее и различное.

Работа с документами:

Общее:

- закон, обладающий высшей юридической силой;

- Установлен порядок формирования представительных органов власти через избирательную систему;

 - государственное устройство РСФСР по Конституции  1918  г. И России по конституции 1993 г. – Федерация;

 -установлена система органов государственной власти, их компетенция;

- церковь отделена от государства;

- гарантия свободы вероисповедания;

- свобода печати, собраний и митингов;

- закрепление избирательных и социально-экономических прав (для некоторых социальных слоев населения по конституции 1918 г.).

Различия:

 - конституция  1993  г. Закрепляет и проводит различия между правами человека и правами гражданина.

- устанавливался срок действия Конституции  1918  г. – переходный период от капитализма к социализму. (1993 год конституция бессрочна)

 - защита прав пролетариата и крестьян, но принижение в правах и, более того, «беспощадное подавление эксплуататоров»  (то есть конституция  1918г. Носила явно классовый характер)
– обязательный труд для граждан, достигших трудового возраста по Конституции 1918 г., установлена всеобщая трудовая повинность

- отсутствие разделения властей

- конституция  1993  года фактически гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Вывод: Обе конституции закрепляли положения, которые бы позволили восстановить государство, находящееся на пути развала. Однако конституция 1918 года вводила обязательный труд для граждан, таким образом, предоставляя власти карт-бланш в эксплуатировании своего народа.

А конституция России закрепляет права человека, характеризует государство как правовое, исключает дискриминацию по какому либо из признаков.

Слова Учителя – верно, все это обуславливает разницу между тоталитарным и демократическим государством. И народовластием, которое в современной конституции отражено в статье 3. (зачитаем)
Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Вопрос: Хорошо, в последнем пункте ссылка идет на закон. Скажите,  а какой высший законодательной орган власти существует в нашей стране?

(парламент) – докажите – (94)

Статья 94

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Вопрос: А какова структура Федерального собрания?
Статья 95

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
       3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Слова Учителя: Сейчас на основе конституции российской федерации мы рассмотрим, какие существуют Полномочия палат Федерального Собрания (работа по статьям 102-103)

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

 

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Слова Учителя: Молодцы, дома вы запишите эти полномочия к себе в тетрадь, а те, кто сдают обществознание, должны выучить их наизусть.
На одном из этапов урока мы с вами подчеркнули, что Россия имеет Федеративное административно-государственное устройство, это значит, что наряду с действием высшего законодательного органа власти, существуют органы местного самоуправления. В нашем крае  этот орган называется – Законодательное собрание Краснодарского края.
А подробнее об этом нам расскажет наш специальный гость, депутат Алтухов (как там его полностью?), а вы сможете задать ему свои вопросы.

(горячий стул с депутатом)

Заключение.

В заключении хотелось бы сказать, что Конституция является важнейшим документом любого государства! А соблюдение ее основ зависит от граждан этого государства. Создание и развитие правового государства, в котором будут соблюдаться наши права, защищаться наши интересы - зависит от каждого из нас, от выбора, решения конкретного человека, принятого в той или иной ситуации. Не бойтесь принимать верных решений и отстаивать свои права, боритесь за свои интересы. 
Будьте правы, и пусть соблюдаются Ваши права!

спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока Конституция Российской Федерации

Работа выполнена для урока обществознания 9 класса, выполнена в технолгии критического мышления. Содержит авторскую презентацию, конспект урока, рабочие листы для учащихся, самоанализ. Заслужила высок...

УРОК: «Конституция Российской Федерации».

Урок - практикум на котором обобщаются представления и знания об основном законе государства, его функциях и традициях на примере сегодняшней России в целом и Самарской области как субъекта Федерации...

Конспект урока "Конституция Российской Федерации"

Конспект урока "Конституция Российской Федерации"...

«Всероссийский урок Конституции Российской Федерации» «Мы - граждане Российской Федерации».

Главная цель Всероссийского урока - формирование у школьников  российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России. Задачи Всероссийского урока:- формировать пра...

Презентация. Всероссийский урок Конституции Российской Федерации.

Главная цель Всероссийского урока - формирование у школьников  российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России....

Конспект урока "Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ"

Тема: Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ.Цель: Сформировать представления учащихся о Конституции РФ как основном законе страны. Изучить структуру Конституции РФ на осно...

Конспект урока «Конституция Российской Федерации»

Конспект урока для обучающихся 9-го класса...