тест по разделу Духовная культура
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (8, 9 класс) на тему

Двойнишникова Надежда Олеговна

Тематический тест по разделу "Сфера духовной культуры", 2 варианта с ответами, включает задания на проверку знаний и умений в формате ОГЭ. Может быть полезным при проведении контрольной работы или подготовки к экзамену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_obektam_materialnoy_kultury_mozhno_otnesti.docx56.59 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по разделу «Сфера духовной культуры»

1 ВАРИАНТ

1. К объектам материальной культуры можно отнести:

  1. Научную теорию
  2. Нравственный идеал
  3. Стихотворение
  4. Компьютер

2. Что отличает религию от других форм культуры:

  1. Вера в возможность контакта со сверхъестественными силами
  2. Отображение действительности в художественных образах
  3. Теоретическое объяснение фактов природы и общества
  4. Оценка поведения людей в категориях добра и зла

3. В развитии современного образования тенденция к гуманитаризации проявляется в:

  1. Повышенном внимании к новым информационным технологиям обучения
  2. Возрастании роли учебных предметов, основу которых составляют знания об обществе
  3. Учёте при выборе методик обучения индивидуальных способностей каждого ученика
  4. Возможность начать предпрофессиональную подготовку в рамках профильного обучения

4. Утверждение «Возрастание скорости движения молекул тела влияет на изменение его температуры  является:

  1. Выражением народной мудрости
  2. Научным выводом
  3. Обобщением житейского опыта
  4. Суждением на уровне здравого смысла

5. Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм проявляется в искренних  душевных переживаниях за судьбу Родины.

Б. Патриотизм не исключает критического отношения к существующему в стране политическому строю.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

6. Кирилл – ученик 11 класса, а его брат – студент педагогического университета. Сравните две ступени образования, упомянутые в условии задания, - полное (среднее) общее и высшее профессиональное образование. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем – черт различия.

  1. Научный характер содержания образования
  2. Возможность осуществлять квалифицированную трудовую деятельность
  3. Соблюдение правил образовательного учреждения
  4. Приём на основании вступительных экзаменов

Черты сходства

Черты различия

7. Установите соответствие:  

особенностями деятельности

области культуры

А) обоснованность предположений

Б) образное отражение реальности

В) Стремление к достоверности

Г) субъективность

1. искусство

2. наука

А

Б

В

Г

8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой. Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений

А) Свой день рождения отметила Федеральная заочная физико-техническая школа при Московском физико-техническом институте (МФТИ). Б) Сегодня каждый второй первокурсник МФТИ – выпускник заочной школы. В) А в массовой средней школе, по нашему мнению, обучение физике в полном упадке. Г) Учёба в заочной школе остаётся, пожалуй, самым доступным путём для желающих получить подготовку по техническим наукам.

А

Б

В

Г

Прочитайте текст. Проанализируйте данные гистограммы и выполните задания 9-10

Учёные провели опрос школьников государства Л., выясняя мотивы их учебной деятельности. Полученные результаты представлены в форме гистограммы. «Я учусь, чтобы…

9. Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы, и запишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания

  1. Соображениями престижа мотивируют более трети опрошенных учащихся всех групп
  2. Отношение родителей к учёбе является наименее важным для всех групп опрошенных школьников
  3. К поступлению в ВУЗ готовятся около70 % 11-классников
  4. 9-классники стремятся больше узнать новой информации в школе, чем порадовать родителей
  5. 6-классники больше стараются учиться для родителей, нежели из-за своего статуса в классе

10. Результаты опроса, отражённые в гистограмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.

  1. Стремление к знаниям преобладает в мотивации учебной деятельности всех групп опрошенных школьников
  1. У школьников разных возрастных групп могут преобладать различные мотивы учебной деятельности
  2. Ученики основной школы не желают изучать ни один предмет
  3. По мере взросления основным мотивом учебной деятельности становится поступление в ВУЗ и дальнейшая карьера
  4. Перед поступлением в ВУЗы многие школьники уже определяются с направлением будущей профессии

Часть 2.

Воинский дух — это дух мужества, отваги, рыцарства, чести и верности. Российскую цивилизацию всегда отличало наличие крепкого воинского духа. Об этом свидетельствуют многочисленные победы, достигнутые на полях боевых сражений.

Очень распространённым у нас является высказывание: «Армия сделает из тебя мужчину». Трудности армейской жизни, умение их преодолевать, отсутствие привычной для молодого человека родительской опеки — эти и многие другие факторы не могут не способствовать становлению характера. Однако воспитывающая роль армии в позитивном смысле реализуется лишь при нормальном состоянии самой армии. «Дедовщина», низкий нравственный уровень офицерского состава, воровство военного и государственного имущества и другие негативные проявления отрицательно сказываются не только на боевом духе армии, но и на её воспитывающей функции. Это лишний раз свидетельствует о том, что армия нуждается как в поддержке общества, так и в контроле с его стороны. Речь идёт именно об общественном, а не только государственном контроле.

Российский воинский дух имеет свои отличительные особенности. Они связаны со специфическими особенностями российского менталитета и народного характера.

В России наиболее высоко оценивается такой положительный результат, который достигнут совместными усилиями, причём каждый отдельный участник проявляет свои лучшие качества. Личный подвиг оценивается тоже исключительно высоко, но, как правило, в рамках совместной деятельности, во имя общих целей и общих ценностей. Российская военная история даёт немало образцов личного героизма.

Особую ценность имеет воинская дружба. Она проявляется не только на поле сражения («сам погибай, а товарища выручай»), но, как правило, сохраняется на долгое время, часто на всю оставшуюся жизнь.

Другая особенность российского воинского духа связана с присутствием в нём наряду с такими качествами, как мужество, отвага, самоотверженность и др., качеств, связанных с весельем, юмором, шуткой, розыгрышем. Её легко можно обнаружить, например, в «чудачествах» А. Суворова и в произведениях отечественной литературы XX в., отразивших опыт Великой Отечественной войны, таких как «Василий Тёркин» Твардовского или «Повесть о солдате Чонкине» В. Войновича.

 Ещё одной чертой российского воинского духа является его «музыкальность». Речь идёт не только о строевой песне и не только о музыке полковых оркестров, но и о песне, сочинённой и исполняемой самими бойцами в перерывах между боями. В военной песне исключительно велика роль слова как способа самовыражения, идущего из глубин человеческого сердца.

Носителями воинского духа являются в первую очередь служащие Вооруженных сил, армии. Это солдаты и офицеры, рядовые и командиры. Российский рядовой солдат явил собой образец мужества, выдержки, стойкости. Во

многих произведениях российской литературы и российского искусства мы встречаем идею о том, что боеспособность армии, её боевой потенциал зависят в первую очередь от боевых и морально-волевых качеств простого бойца, рядового. Офицерский корпус — становой хребет армии. Создание корпуса квалифицированных офицеров считается важнейшим при формировании армии. Значение офицерского состава ещё более возросло в современную эпоху.

Высота воинского духа, важность и значительность армии и её офицерского корпуса важны для стабильности и процветания родины.

В. Шаповалов

11. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

12. Какие факторы способствуют становлению мужского характера в армии? Приведите три примера.

13. Какие недостатки свидетельствуют о том, что армия нуждается как в поддержке общества, так и в контроле с его стороны? Приведите два примера общественного контроля армии.

14. С чем связаны отличительные особенности российского воинского духа? Выпишите предложения из текста.

15. Перечислите три специфические особенности российского воинского духа. Каждую проиллюстрируйте примером.

16. Кто является носителем воинского духа? Сегодня много говорят о необходимости повысить престиж воинской службы. Предложите три меры, способствующие решению данной задачи.

Контрольная работа по разделу «Сфера духовной культуры»

2 ВАРИАНТ

1. Какая из перечисленных религий относится к мировым?

  1. Конфуцианство
  2. Шаманизм
  3. Буддизм
  4. Индуизм

2. Науку от других областей культуры отличает:

  1. Теоретическое объяснение фактов и процессов
  2. Оценка событий с позиции добра и зла
  3. Вера в существование сверхъестественных сил
  4. Использование средств художественной выразительности

3. Примером какого знания служит утверждение «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов»?

  1. Научного
  2. Астрологического
  3. Житейского
  4. Мифологического

4. В докладе министра образования страны Н. были приведены следующие данные: «В прошедшем году все здания школ были оборудованы с учётом потребностей учащихся с ограниченными физическими возможностями. Для них также введены специальные программы и режим обучения, индивидуальные учебные планы». Какая тенденция развития образования проявилась в стране Н.?

  1. Информатизация
  2. Гуманизация
  3. Интернационализация
  4. Гуманитаризация

5. Верны ли следующие суждения о гуманизме?

А. Гуманизм провозглашает достоинство и ценность человеческой личности.

Б. Согласно гуманистическому идеалу только благо государства может быть критерием справедливости общества.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

6. В приведённом ниже списке указаны черты сходства материальной и духовной культуры и их различия.

Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем – черт различия.

  1. Формирование идей, образов
  2. Получение различного рода ценностей
  3. Результат деятельности человека
  4. Создание вещей

Черты сходства

Черты различия

7. Установите соответствие

определение

Категория морали

А) осознание человеком своего значения и признание этого значения обществом

Б) способность личности к моральному самоконтролю

В) совокупность объективно необходимых обязанностей человека

1. честь

2. долг

3. совесть

А

Б

В

8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой. Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений

А) В последние десятилетия крупные научные открытия были слделаны в области генома человека. Б) Учёным удалось выявить многие процессы и связи. В) Однако, думается, дальнейшее вторжение в эту область крайне нежелательно. Г) Попытки клонировать человека, несомненно, безнравственны по своей сути.

А

Б

В

Г

Прочитайте текст. Проанализируйте данные гистограммы и выполните задания 9-10

Социологические службы страны Т. в 2000 и 2017 гг. проводили опросы общественного мнения совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос «Какое образование необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?». Результаты опроса представлены в виде гистограммы.

9. Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы, и запишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания

  1. Число тех, кто считает, что успех в жизни зависит только от связей и удачи, не изменилось в 2017 г. по сравнению с 2000 г.
  2. Приблизительно одинаковое число опрошенных в 2000 г. и 2017 г. связывает успех в жизни с получением только лишь полного (среднего) образования
  3. Число опрошенных, связывающих успех в жизни с обязательным получением высшего профессионального образования возросло более чем вдвое в 2017 г. по сравнению с 2000 г.
  4. Среднее профессиональное образование считают необходимым для успеха в жизни относительное большинство опрошенных в 2000 и 2017 гг.
  5. И в 1-м и во 2-м опросах успех в жизни респонденты связывают с высшим профессиональным образованием, нежели со средним профессиональным.

10. Результаты опроса, отражённые в гистограмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.

  1. В обществе за 17 лет резко возросла ценность высшего профессионального образования
  2. Большинство граждан со средним профессиональным образованием сейчас не стремятся получить высшее образование
  3. Связи и удача для успеха в жизни всегда были второстепенным фактором
  4. Подавляющее число респондентов считают образование ключом  к успеху
  5. Правительство страны Т. должно увеличить приём в ВУЗы, чтобы удовлетворить потребности населения.

Часть 2.

   Попробуйте самостоятельно провести небольшое социологическое исследование. Расспросите людей о значении слов «дух», «духовный». Вы удивитесь тому, какой разный смысл ваши собеседники будут вкладывать в эти слова. У некоторых они будут ассоциироваться с религией, церковью (например, «духовная музыка»). Профессиональные деятели культуры, вероятнее всего, отметят, что духовность является для них синонимом творчества. Большинство людей связывают с понятиями «дух», «духовное» представления о высших целях и смысле человеческой жизни, о нравственном облике личности…

    Будем исходить из общепринятого определения социальной деятельности как сознательной, целесообразной активности людей, направленной на изменение природы и общества. В результате социальной деятельности создаются объекты, удовлетворяющие разнообразные потребности: орудия труда, продукты питания и одежда, государственные и культурные учреждения, произведения искусства, архитектурные ансамбли, научные труды. Ту сторону человеческой созидательной деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», то есть, в конечном счете, на изменение качеств самих социальных субъектов, будем называть духовной деятельностью, а ее продукты – духовными ценностями. Ярким примером духовной деятельности является труд педагога, а также артиста, священника, журналиста.

   Если быть точным, то в философии принято различать три вида социальной деятельности: практическую, духовную и духовно-практическую. Однако здесь я сознательно иду на некоторое упрощение, чтобы сделать свою мысль более понятной.

   Чем же духовные ценности отличаются от всех прочих? Возьмем в качестве примера книгу. Она обладает всеми признаками материальной, чувственной вещи: ее можно видеть и осязать, передвинуть с места на место, даже уничтожить (чего, однако, делать не следует). В создание книги вложены ценные природные материалы и много живого, одушевленного труда. Наконец, книга, как и многие другие товары, имеет рыночную стоимость. Какие специфические свойства дают нам право выделять книгу среди других объектов внешнего мира, относя ее, прежде всего и главным образом к духовным ценностям?

А. В. Захаров

11. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

12. Какие существуют виды социальной деятельности?

13. Какие значения, по мнению автора, люди вкладывают в слова «дух», «духовный»? Укажите 4 значения.

14. Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной жизни, подтвердите тремя примерами справедливость утверждения автора о том, что труд педагога, а также артиста, священника, журналиста олицетворяет духовную деятельность.

 

15. Какую связь между социальной и духовной деятельностью усматривает автор? Какую цель и какой результат духовной деятельности он указывает?

16. Автор, рассматривая книгу как материальный предмет, констатировал, что этим её свойства не ограничиваются. Какие специфические свойства позволяют относить книгу прежде всего к духовным ценностям? Приведите три таких свойства.

Ключ

1 вариант

2 вариант

  1. 4
  2. 1
  3. 2
  4. 2
  5. 3
  6. 1324
  7. 2121
  8. 1122
  9. 345
  10. 245

Работа с текстом

11. Например,

1. Идея высокого воинского духа – особенность российского цивилизации

2. Армия и её роль в обществе

3. Отличительные особенности российского воинского духа

4. Носители воинского духа – служащие Вооружённых сил России

12. Факторы:

1. трудности армейской жизни, умение их преодолевать

2. отсутствие привычной для молодого человека родительской опеки

Примеры:

- необходимость подчиняться жёсткой воинской дисциплине

- жизнь в воинском коллективе формирует толерантность и уважение к другим сослуживцам

- физические нагрузки тренируют и закаливают организм

13. Недостатки:

Дедовщина, низкий нравственный уровень офицерского состава, воровство военного и государственного имущества

Примеры:

- деятельность Комитета солдатских матерей

- контроль Общественной палаты

- деятельность Общества ветеранов войны

14. Российский воинский дух имеет свои отличительные особенности. Они связаны со специфическими особенностями российского менталитета и народного характера

15. Личный подвиг оценивается исключительно высоко, но в рамках совместной деятельности, во имя общих целей и общих ценностей. Например, поговорка «Один в поле не воин»

Особую ценность имеет воинская дружба. Например, поговорка «сам погибай, а товарища выручай», или , что армейские друзья часто остаются друзьями на всю жизнь.

Наряду с такими качествами, как мужество, отвага, самоотверженность, российскому воину не чужды веселье, юмор, шутка, розыгрыш. Например, существует множество анекдотов на военную или армейскую тему.

Музыкальность. Например, солдаты создают, поют на привалах, в перерывах между атаками, широко известны песни времён ВОВ, афганские и т.п.

16. Носителями воинского духа являются прежде всего служащие Вооружённых сил. Это солдаты, офицеры, командиры и рядовые.

Меры, способствующие повышению престижа воинской службы:

  1. Изменение системы воспитания и обучения офицерских кадров
  2. Достойный уровень жизни российских военнослужащих и их семей (з/п, жильё, льготы)
  3. Создание положительного имиджа Российской армии в обществе при помощи СМИ
  4. Повышение призывного возраста
  5. Сотрудничество с общественными организациями и другими институтами гражданского общества

  1. 3
  2. 1
  3. 1
  4. 2
  5. 1
  6. 2314
  7. 132
  8. 1122
  9. 235
  10. 145

Работа с текстом

  1. Например,
  1. Различные значения слов «дух», «духовный»
  2. Социальная и духовная деятельность
  3. Виды социальной деятельности
  4. Отличия духовных ценностей

12. В ответе должны быть приведены следующие виды социальной деятельности:

1. практическая

2. духовная

3. духовно-практическая

13.Например:

1. нечто, связанное с религией, церковью

2. духовность как способность к творчеству и творчество

3. Представление о высших целях и смысле человеческой жизни

4. представление о нравственном облике личности

14. - преподаватель биологии объединил ребят, помог им создать в школе экологическую организацию, начать работу по очистке ближайшего лесопарка – эта деятельность воспитывала и развивала учеников

- артист, сыгравший роль … в экранизации …, заставил многих людей взять книгу и прочесть роман … - деятельность артиста в определённой мере изменила зрителей

- проповедь священника способствует обращению паствы к нравственным ценностям, праведной жизни

- журналист, бескомпромиссно публикующий материалы о проблемах страны, собственным примером воздействует на гражданское сознание читателей, зрителей

15. Например,

1. объяснена связь социальной и духовной деятельности: духовная деятельность одна из сторон созидательной деятельности

2. указана цель духовной деятельности : «обработка «людей – людьми», т.е. в конечном счёте изменение качеств самих социальных субъектов»

3. указан результат духовной деятельности – это духовныек ценности

16. Например,

1. книга отражает внутренний мир, ценностную систему автора,

2. книга призвана нести знания, сохранять и передавать опыт поколений

3. книга обращена к читателю, призвана обогатить его, заставить размышлять

Составлено по учебно-методическому пособию: Обществознание. ОГЭ – 2018. 9 класс. Теория, тематический тренинг /Чернышева О.А., Пазин Р.В., Ушаков П.А.; под редакцией Чернышевой О.А. – Ростов – на- Дону: Легион, 2017. – 496 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по обществознанию Духовная культура

Контрольный тест можно использовать по завершении темы по духовной культуре в 10 и 11 классе....

Контрольный тест по теме "Духовная культура" 10 класс

Контрольный тест по обществознанию для 10 класса  на базовом уровне по теме "Духовная культура"...

Презентация для 8 класса "Сфера духовной жизни" раздел "Сфера духовной культуры"

Презентация разработана на основе идеи о системно-деятельностном подходе в обучении, поэтому в ней представлено достаточное количество заданий, ориентированных на самостоятельную работу учащихся с уче...

Тренировочные тесты по обществознанию для подготовки к ОГЭ по разделу "Сфера духовной культуры" с ответами

Тренировочные тесты по обществознанию для подготовки к ОГЭ по разделу "Сфера духовной культуры" представляют собой 2 варианта вопросов первой части экзаменационной работы с ответами и являются хорошим...

Тест 7 класс "Духовная культура адыгов"

Проверка домашнего задания...

Тесты к разделу Духовная сфера в формате ЕГЭ 2021

Тест можно сделать как на сайте nsportal, так и перейти по ссылке на сайт решу егэ обществознание и решить вариант, созданный учителем...

Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»

В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...