Открыты урок по обществознанию в 11 классе. Тема: «Политическая элита».
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открыты урок по обществознанию в 11 классе.
Тема: «Политическая элита».
Цели урока: создать первоначальные представления о политических элитах, теориях возникновения элит В. Парето и Г. Моски, как обязательном компоненте политической сферы.
План урока:
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи:
- познакомить учеников с различными понятиями политической элиты;
- рассмотреть виды элит, и их функции;
- выявить 3 качества (по теории Моски), которые открывают доступ в политический мир;
- рассказать о 3 способах обновления элит по Моски, и 2 типов элит по Парето.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый или эвристический, работа под руководством учителя.
Оборудование:
- Обществознание - Учебник - 11 класс - Боголюбова Л.Н., Лазебникова А.Ю., Холодковский К.Г. – 2008
- Оборудование для презентации.
- Презентация на тему: «Политическая элита».
Ход урока:
1. Изучение нового материала.
Известно, что любое общество представлено управляющими и управляемыми, то есть теми, кто осуществляет в стране политическую власть, и теми, по отношению к кому эта власть осуществляться. Для характеристики управляющих употребляются разные понятия, но наиболее распространенным является «элита».
Вопрос к учащимся:
- что означает термин «политическая элита»?
Записываем тему урока «Политическая элита».
Первый вопрос понятие политическая элита
Задание учащимся:
- определите значение термина «политическая элита» самостоятельно, пользуясь учебником (параграф 22).
После выступления учеников, обратимся к презентации (слайд 2).
Все, что написано на слайде 2, переносим в тетрадь.
Понятие «элита» происходит от латинского «elegize» (обратить) и французского «elite» (отборный). В литературе можно встретить много разных определений элиты, когда имеется властвующая часть общества, правящий слой. Итак, политическая элита – это определенная группа, слой общества, который концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляет обществом.
Вопросы к учащимся:
- когда возникла идея о большинстве и меньшинстве?
- когда сформировалась элита как предмет науки?
После выступления учеников, обратимся к презентации (слайд 3,4).
Все, что написано на слайде 3,4, переносим в тетрадь.
Идея о большинстве и о меньшинстве возникла во времена Древнего мира. Платон предлагал властные функции в государстве передать философам, которые смогли бы обеспечить общественное благо.
Как предмет науки элита сформировалась в конце 19 начала 20 веков, под влиянием итальянских социологов Вильфремо Парето и Гаэтано Моски. В своей книге «Правящий класс» Г. Моска писал о двух классах людей, который правит, и класс, которым правят.
Второй вопрос причины возникновения элит
Существует несколько видов элит, а значит, существуют разные причины возникновения.
Вопросы к учащимся:
- почему возникли элиты?
- какие виды элит вы знаете?
После выступления учеников, обратимся к презентации (слайд 5-7).
Все, что написано на слайде 5-7 переносим в тетрадь.
Виды элит:
1). К экономической элите причисляют крупных бизнесменов, капитанов индустрии, финансовых магнатов, являющихся незаурядными творческими личностями, наделенными прозорливостью, инициативой и предприимчивостью.
2). К политической элите – это определенная группа, слой общества, который концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляет обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенными властными функциями и полномочиями. Политическая элита – это группа людей, обладающая инструментами власти.
3). К административной элите (бюрократическая) – это высший слой государственных служащих, чиновничества), знающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления.
Вопросы к учащимся:
- что является главной причиной возникновения элит?
- как на этот вопрос ответили Парето и Миллс?
После выступления учеников, обратимся к презентации (слайд 8,9).
Все, что написано на слайде 8,9, переносим в тетрадь.
Главной причиной возникновения элит является психологическое и социальное неравенство людей, их неодинаковые способности, возможности и желания участвовать в политической деятельности.
Неравенство между элитой и остальной массой, по мнению Парето, обусловлено природным неравенством людей. С точки зрения Миллса, элита это совокупность высоких социальных статусов, чьи статусы влияют на принятие политических решений, те и относятся к элите.
Вопрос к учащимся:
- какие функции могут выполнять элиты?
После выступления учеников, обратимся к презентации (слайд 10,11).
Все, что написано на слайде 10,11, переносим в тетрадь.
Политические элиты выполняют в обществе следующие функции:
1). выражение совокупного интереса представляемых ими классов или слоев, разработка механизмов реализации этих интересов;
2). формирование и реализация политического курса на основе учета всех социальных интересов, защита общенациональных интересов;
3). расстановка руководителей на различных участках государственного управления, выдвижение политических лидеров;
4). защита ценностей, характерных для данного общества, и обеспечение на их основе консенсуса по главным направлениям деятельности государства.
Третий вопрос секреты успеха политической элиты
Мы рассмотрели понятие политической элиты, причины возникновения и функции. Подумаем вместе, а в чем выражается секрет успеха политической элиты.
Вопрос к учащимся:
- от чего зависит успех политической элиты?
- раскройте смысл успеха политических элит по теории Моски?
После выступления учеников, обратимся к презентации (слайд 12-14).
Все, что написано на слайде 12-14, переносим в тетрадь.
Секрет успеха зависит от немногочисленности, сплоченности и организованности. Информация внутри малой группы распространяется быстрее, это позволяет реагировать на изменяемые обстоятельства, определения стратегии и цели.
Моска пишет: «Правящее меньшинство образуется так, что индивиды, из которых оно составляется, отличаются от масс некоторыми качествами, дающими им определенное материальное, интеллектуальное или даже моральное превосходство». Люди должны иметь какие-то качества, которые чрезвычайно ценятся и придают вес в обществе, в котором они живут. Моска выделил 3 качества открывающих доступ в политический мир:
- военную доблесть,
- богатство,
- церковный сан.
И 3 ветви аристократии:
- военную,
- финансовую,
- церковную.
Четвертый вопрос смена элит
Приведем несколько теорий о смене элит. Рассмотрим теорию
Моски и Парето.
Обратимся к презентации, слайд 15-18.
Все, что написано на слайде 15-18, переносим в тетрадь.
Моска выделяет 3 способа обновления элиты:
- наследование,
- выбор,
- кооптацию (довыборы).
При наследование доминирует аристократический способ, политический класс становится закрытым, это может привести к его вырождению и застою в обществе.
При выборах – политический класс становится открытым, происходит его обновление, что может привести к политической нестабильности и кризисам.
При довыборах обеспечивается определенное равновесие между 1 и 2 способами. Довыборы создают стабильность правящего класса и его постепенное обновление.
По мнению Парето – вся история человечества представляет собой смену элит. Непрерывная циркуляция элит приводит к социальному равновесию, притоку в политику «лучших» людей и новые идеи. это происходит когда класс открыт. Замкнутая элита, чтобы сохранить свою власть прибегают к насилию.
Выделяет 2 типа элит:
- лисы, предрасположены к хитрости, обману;
- львы, открыты, решительны, ориентированы на стабильность.
Где правят лисы общество развивается динамично, где львы – застой. Гармония достигается в обществе, где лис и львов равное количество.
2. Подведем выводы и выставим оценки ученикам за работу на уроке.
Из вышеизложенного следует, что политическая элита должна быть способной к решительным и, возможно, непопулярным для общества действиям. Ее автономность в принятии решений не абсолютна ввиду контроля со стороны господствующих сил и общества в целом, давления со стороны других элит — экономической, военной, идеологической, творческой и пр. Длительность пребывания политической элиты у власти зависит от ее способности обеспечить баланс интересов различных групп населения и проводить эффективную политику.
3. Рефлексия.
Рефлексия направлена на осознание пройденного материала, на сбор в общую копилку, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
4. Домашнее задание.
Параграф 22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Политическая элита и политическое лидерство"
Тест по теме "Политическая элита и политическое лидерство" 11 класс...
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна. Задания ЕГЭ по обществознанию по теме: "Политическая элита"
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТучитель истории и обществознанияШарипова Зиля Ринатовна Задания по теме – ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА. 1 часть. Задани...
Конспект урока по обществознанию 9 класс ТЕМА: «Политические режимы. Демократия».
Разработка урока по обществознанию 9 класс по теме «Политические режимы. Демократия»....
Тест по теме: "Политическая элита и политическое лидерство"
Тест рассчитан на закрепление данной темы, содержит задания формата ЕГЭ....
Презентация по теме "Политическая элита и политическое лидерство"
Перезентация используется на уроках обществознание в 11 классе при изучении раздела "Политическая сфера"...
Конспект урока по теме «Политическая элита и политическое лидерство»
Дать характеристику понятия «политическая элита»Выявить особенности формирования политических элит, их виды и функцииОхарактеризовать черт политического лидера, сравнить типы лидерст...
Сценарный план урока обществознания 11 класс, тема : "Политическая сфера современного общества"
В ходе урока использованы приемы ТРКМ, что позволяет учащимся активо работать и усваивать материал....