Урок. Вечные вопросы и Ф.М. Достоевский (великие личности России и Петербурга)
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме

Соболева Надежда Александровна

Урок можно использовать как воспитательную работу в разных направлениях, в т.ч. воспитательную работу классного руководителя, на уроках обществознания, литературы и пр.

Урок расширит  кругозор детей о традиционных ценностях России, о вере, смысле жизни, что так необходимо в начале жизни человека.

Вспомним цитату Ф.М. Достоевского – «Что может сделать луч света, с душой человека!» Вот этими лучами света и являются мысли, творчество и жизнь Достоевского, которые ставят на путь правды, любви, человечности, красоты и добра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

  1. Тема урока: Вечные вопросы и Ф.М. Достоевский (великие личности России и Петербурга)
  2. Тип урока: урок открытия нового знания
  3. Технологии урока: интерактивный метод обучения, элементы игровой технологии (ролевая игра).
  4. Формы организации деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе.
  5. Межпредметные связи: умение создавать устные и письменные высказывания;  овладение умением использовать диалог-обмен мнениями.

Этапы проведения 

Деятельность 

учеников 

Деятельность 

учителя 

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов 

Планируемые результаты

УУД 

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Отвечают на вопросы, задумываются.

Организует диалог: знаете ли вы, что одна из задач урока - открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.

Задаёт вопросы 1, 2. Подводит итог: если даже для одного урока это важно, то насколько это важно для всей жизни.

Отвечают на вопросы:

1.А задумывались ли вы о истине, о поиске смысла жизни?

2. Важны ли эти вопросы и интересно ли вам узнать мнение великих умов на эти темы?

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству.

Личностные: формирование стартовой мотивации к обучению.

II. Формулирование темы урока, постановка цели

 (3 мин)

1.Узнают Ф.М.Достоевского и его цитаты стараются  определить тему урока.

В классе возникает коллективно рожденное имя урока, уточняющее, раскрывающее, поднимающее до философского уровня.

 Смотрят слайды 3 и 4.

1. Демонстрирует слайд №1.

С портретом Ф.М. Достоевского и тремя его цитатами.

Предлагает посмотреть слайд и попытаться назвать писателя и дать определение кому принадлежат цитаты, и о ком сегодня на уроке пойдёт речь.

Тема в среднем: Вечные вопросы и Ф.М. Достоевский, узнаём, вспоминаем.

2. Поясняет:

Мы поговорим о человеке, о известном писателе, философе и мудреце, который задумывался над этими вопросами , и может быть кому-то его мысли помогут ответить и себе на эти вопросы.

В качестве домашнего задания, вам было предложено просмотреть в течении недели фильм о Достоевском «Неравнодушный разговор»  с профессором Международной славянской академии Симаковым Николаем Кузьмичём.)

Даёт инструкции, ставит цель просмотра видео: сейчас мы просмотрим видео «Неравнодушный разговор»  (смотрим первые 10 минут),

И будем собирать наши знания в снежный ком, у кого больше и лучше.

Посмотрите на слайды – каким образом будем катать.

После просмотра видео катаем центр кома (некоторым поставлю оценки за работу на уроке), потом после ознакомления с раздаточными материалами, продолжаем катать (на оценки).

Распределяет по группам.

1.Посмотрите на слайд и попытайтесь назвать писателя и дать определение кому принадлежат цитаты, и о теме урока.

2. Нам предстоит смотреть видео - первые 10 минут программы: «Неравнодушный разговор»  

2. Зимнее соревнование в группах : Собираем наши знания  в снежный ком, у кого больше и лучше?

Посмотрите на слайды – каким образом будем катать.

После просмотра видео катаем центр кома (некоторым поставлю оценки за работу на уроке), потом после ознакомления с раздаточными материалами, продолжаем катать (на оценки).

Работать будете в группах: Первая парта поворачивается ко второй лицами и образует группу из 4 человек, 3 парта к 4 парте и т.д.

Выбираете капитана команды.

  Регулятивные: нацеленность на выполнение действий в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: готовность организовать совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию.

III. Открытие нового знания 

 (10 мин)

Смотрят видео «Неравнодушный разговор»  первые 10 минут

 Смотрим видео «Неравнодушный разговор»  первые 10 минут.

Учитель контролирует, просит перечислить возникающие затруднения , непонятные моменты.

Посмотрите видео «Неравнодушный разговор»  первые 10 минут

 Познавательные: уметь осмысленно слушать и смотреть и запоминать информацию.

Регулятивные - Умение смотреть и слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию.

IV. Закрепление  нового (15 мин)

1. Задают вопросы, перечисляют затруднения.

Первая парта поворачивается ко второй лицами и образует группу из 4 человек, 3 парта к 4 парте и т.д.

2.Пишут мини сочинение после просмотра видео.

3.Закрепляют материал: читают Раздаточный материал, задают вопросы.

1.Учитель просит задавать вопросы  и непонятные моменты.

2.Поясняет: После просмотра видео катаем центр кома (некоторым поставлю оценки за работу на уроке)

3. Выдаёт Раздаточный материал (повторение материала и немного нового)

4.Учитель просит перечислить возникающие затруднения , непонятные моменты.

1.Задавайте вопросы и перечислите непонятные моменты.

 2.После просмотра видео катаете центр кома.

3 .Закрепляете и читаете Раздаточный материал.

4.Задавайте вопросы и перечислите непонятные моменты.

  Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять смысл прочитанного, выделять необходимую информацию осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, извлекать информацию, строить логические цепочки.

Личностные: 1.Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

2. Толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям.

Коммуникативные: уметь: формулировать  и аргументировать собственное мнение

V. Контролирующее задание (12 мин)

1 Пишут мини сочинение после ознакомления с раздаточным материалом.

2. Капитаны команд оценивают работу каждого в группе.

Поясняет: После ознакомления с раздаточными материалами, продолжаем катать ваши снежные комки (на оценки).

Учитель просит:

  • перечислить возникающие затруднения, непонятные моменты.
  •  капитанов команд оценить работу каждого в группе и обосновать поставленные оценки.

Подводит итоги задания, контролирует, помогает.

 Ставит оценки за работу на уроке и дома (по возможности и выборочно).

Сообщает, что результаты работы на уроке учеников оставшихся без оценки, озвучит на следующем уроке.

1 После ознакомления с раздаточными материалами, продолжаем катать ваши снежные комки (на оценки).

2. Капитаны команд оценивают работу каждого в группе и обоснуйте поставленные оценки.

Познавательные: уметь объяснять смысл прочитанного, выделять необходимую информацию осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, извлекать информацию, строить логические цепочки.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результата деятельности, самодиагностика и самокоррекция.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, формирование способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Каждый выбирает и выписывает любые два предложения, выбирая начало фразы (этих предложений) со слайда на доске.

Составляют по два предложения, выбирая начало фразы:

было интересно…

было трудно…        

я понял, что…

я научился…

Даёт задание: Каждый выбирает и выписывает любые два предложения, выбирая начало фразы (этих предложений) со слайда на доске.

Каждый выбирает и выписывает любые два предложения, выбирая начало фразы (этих предложений) со слайда на доске.

Коммуникативные: формулировать  и аргументировать собственное мнение и позицию Познавательные: формирование умения воспроизводить информацию, полученную на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека! Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей. Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного.

Слайд 5

Каждый выбирает и выписывает любые два предложения, выбирая начало фразы (этих предложений): было интересно… было трудно… я понял, что… я научился…



Предварительный просмотр:

Раздаточный материал:

Фёдор Миха́йлович Достое́вский  (1821-1881г.г.) (родился 30 октября [11 ноября по новому стилю] 1821Москва — умер 28 января [9 февраля по новому стилю] 1881Санкт-ПетербургРоссийская империя) — русский писательмыслительфилософ, пророк.

Его книги читают во всём мире, по его произведениям ставят фильмы, постановки, творчество русского писателя оказало воздействие на мировую литературу, в частности, на творчество ряда лауреатов Нобелевской премии по литературе.

Достоевский для России, что Шекспир для Англии, Гете для Германии, как мерило и выражение главных вопросов и мыслей русского народа, тот луч света, который может преобразить душу человека, духовный вождь русского народа.

Достоевского интересовали вопросы: смысла жизни, личности человека, русская душа, вера.

К наиболее значительным произведениям писателя относятся романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы», «Дневник писателя».

 Эти произведения написаны Достоевским после каторги за участие в политическом кружке Петрашевцев.

Его роман «Братья Карамазовы» пропитан вечными вопросами – о душе,  личности и вере. Человека, как тайны и загадки. Русская душа и её поиск Бога.

Роман «Идиот» о положительно прекрасном человеке (мы поговорим позже, о понятии личности данного Достоевским).

Роман «Бесы» - пророческий роман, роман предупреждение, в котором он полностью предсказал будущее России (революцию и её страшные последствия), которые сбылись (есть документальный фильм Возвращение пророка, о Достоевском). Фраза из фильма: «Отвергнув Христа, люди хотят ввести справедливость, а кончат тем, что зальют мир кровью»...разрушат храмы…»

Он считал, что миссия России и национальная идея русского народа – православная вера, его книги для современной интеллигенции явились культурными проводниками к православной вере.

Достоевский в конце жизни был признан, царь Александр II, приглашал его как писателя, мудреца и воспитателя для царских сыновей. Отношение к царю, выражается его фразой – «Я, как и Пушкин – слуга царю».

Интересно, что сам писатель говорит о России, русском человеке и его предназначении (из Дневника писателя):

Достоевский выделяет и такое качество русского человека, как восприимчивость к культуре других народов, принятие и «извинение» иных идеалов, терпимость к чужим обычаям, нравам, вере. Веротерпимость как исконное качество русской нации выражено в самом духе русской государственности как многонациональной, вобравшей в себя различные религиозные конфессии. Но в то же время православие всегда выступало главной доминантой в сознании русского человека. На его основе формировались идеальные образы русского народа ……(святые и не только): «Судите наш народ не по тому, что он есть, а по тому, чем желал бы стать».

Говорят, русский народ плохо знает Евангелие, не знает основных правил веры. Конечно, так, но Христа он знает и носит его в своем сердце искони. В этом нет никакого сомнения. Как возможно истинное представление Христа без учения о вере? Это другой вопрос. Но сердечное знание Христа и истинное представление о нем существует вполне. Оно передается из поколения в поколение и слилось с сердцами людей…….Повторю: можно очень много знать бессознательно. 

Достоевский говорит: «Может быть, главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах человечества и состоит лишь в том, чтобы сохранить у себя этот Божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придет время – явить этот образ миру, потерявшему пути свои», потому что только в Православии и истина и спасение русского народа, а в будущем и всего человечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Великие личности России. Петр I."

классный час проводится в рамках празднования Года истории в России...

Урок обществознания по теме «Вечные вопросы», 8 класс

Учитель предлагает учащимся написать на уроке книгу под названием “Кто я?” Какой я? Что будет после меня?, т.е. ответить на "вечные вопросы" человечества....

Урок английского языка по теме: " Ф.М. Достоевский - великий русский писатель"

В 10-м классе я занимаюсь с учениками по учебнику Ваулиной. Есть раздел: " Великие писатели России". Этот урок посвящён Ф.М. Достоевскому. В уроке даётся основной текст и показаны приёмы работы с текс...

Урок (занятие) академик Д.С. Лихачёв (великие личности России и Петербурга)

Владимир Путин о Д.С.Лихачёве: Идеи этого величайшего мыслителя и гуманиста сейчас как никогда актуальны. И далее: В своих исследованиях академик Лихачев сформулировал саму миссию культуры, кото...

Урок (занятие) академик Д.С. Лихачёв (великие личности России и Петербурга)

Владимир Путин о Д.С.Лихачёве: Идеи этого величайшего мыслителя и гуманиста сейчас как никогда актуальны. И далее: В своих исследованиях академик Лихачев сформулировал саму миссию культуры, котор...

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...