Урок обществознания по теме «Вечные вопросы», 8 класс
методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме

Фартушнова Марина Александровна

 

Учитель предлагает учащимся написать на уроке книгу под названием “Кто я?” Какой я? Что будет после меня?, т.е. ответить на "вечные вопросы" человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока50 КБ
Microsoft Office document icon книга27 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: формировать понимание учащимися сложности процесса самопознания.

Задачи:

  1. Предметные: формировать убеждённость о том, что, формируя себя как личность, человек должен задавать эти вечные вопросы всю жизнь.
  2. Развивающие: вырабатывать умения школьников анализировать свои поступки, систематизировать большие объёмы информации, работать на компьютере.
  3. Cоциализирующие: тренировать коммуникативные и организационные навыки коллективной работы на единую цель, формировать навыки самоанализа.

Тип урока - изучение нового материала

Оборудование:

  1. картина Леонардо да Винчи “Золотое сечение”,
  2. музыка Людвиг ван Бетховена,
  3. компьютер,
  4. принтер.

Организационный момент

Мотивация и целеполагание

На экран проецируется рисунок Леонардо да Винчи “Схема пропорций человеческого тела”.

Учитель:Великий художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи оставил после себя много анатомических рисунков, с помощью которых старался познать тайну строения тела обыкновенного человека. Но при этом стремился проникнуть и во внутренний мир героев своих полотен, ответить на волнующие каждого человека вопросы - вечные вопросы. Какие?

I. Изучение нового материала.

Учитель берёт любой предмет в классе и ставит его на возвышенности. При этом говорит, что перед нами – гость из другой части Вселенной. Этот гость хочет знать всё о существах, которые называют себя людьми. Ощутите себя представителями человечества, ответственными перед человечеством. Давайте начнём сегодня писать книгу под названием “Кто я?” Какой я? Что будет после меня?

- Эту книгу я предлагаю набрать на компьютере.На первой странице я предлагаю нарисовать автопортрет, воспользовавшись программой компьютера “Paint”, а на второй - изобразить кластер “Кто я?”, используя для выполнения этого задания программу “Word-автофигуры”.

На третьей странице книги учитель предлагает закончить предложения:

  1. “Больше всего мне нравится в себе….
  2. Я хотел бы узнать о …
  3. Я чувствую себя счастливым, когда …
  4. Я чувствую печаль, когда …
  5. Я хочу стать более…
  6. Когда-нибудь, я надеюсь…”

Школьники рисуют свой автопортрет в программе “Paint” на компьютере, изображают кластер в программе “Word-автофигуры”, набирают предложения о себе в программе “Word”.

II блок.

Учитель предлагает детям ответить на вопрос: “Как вы понимаете слова Ф.М. Достоевского”: “Тайна бытия человеческого не в том, чтобы жить, а в том, для чего жить. Без твёрдого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорее истребит себя, чем останется на земле”.

Школьники размышляют о смысле жизни

- Учитель предлагает подумать над вопросом: “в чём смысл жизни?” и предлагает на третьей странице своей книги закончить предложение: “Я вижу смысл жизни в …”, работая в программе “Word”.

- Учащиеся пишут предложение в своей книге на компьютере в программе “Word”.

Ребята по желанию высказывают свои суждения о смысле человеческой жизни.

III блок.

- Учитель предлагает вернуться ко второй странице книги, которую пишет о себе каждый учащийся (Кто я?). Напоминает, что каждый отметил определённые признаки, среди них есть общие и отличительные. Эти признаки характеризуют вас не только как человека, но и как индивида, и личность. Учащимся предлагается проанализировать высказывания мыслителей, предложенных каждой группе (см. приложение), и самостоятельно определить черты, характерные для:

- человека

- личности

- индивида.

- Имея высказывания мыслителей, сравните их и определите самостоятельно черты, характерные только для человека, для личности,  для индивида:

Дети работают в группах. Учащиеся соотносят свои суждения с суждениями товарищей

Школьники представляют признаки человека, личности и индивида.

 - В XV в. Великий французский поэт Ф.Вийон написал такие строчки:

Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, всё губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя”.

Как вы считаете, мы сегодня смогли до конца ответить на вопрос “кто я?”

Ученики рассуждают о том, что полностью познать человеку самого себя невозможно.

Учитель предлагает вернуться к встрече с инопланетянином в начале урока и дать совет пришельцу из Вселенной, как стать человеком. Вы должны дать такие советы, в результате которых гость может сказать: “Я понял, для того, чтобы стать человеком, надо ответить на очень трудные, вечные вопросы”.

Школьники дают свои советы.

Ребятам предлагается распечатать свою книгу на принтере.

II. Рефлексия

Учитель просит учащихся ответить на вопросы:

- Какое открытие вы сегодня сделали?

- Что нового вы узнали о человеке?

- Что нового обнаружили вы в себе?

Школьники отвечают на вопросы, демонстрируют компьютерный вариант книги о самом себе.

III. Домашнее задание

Предлагается написать на последней странице своей книги эссе “Я”.

Приложение

Задания:

- Имея высказывания мыслителей, сравните их и определите самостоятельно черты, характерные только для человека, для личности,  для индивида:

1 группа

  1. Человек-это животное, призванное стать Богом» (И. Богослов)
  2. «Человек- это восприимчивое, чувствующее, разумное и рассудительное существо, стремящееся к самосохранению и счастью »       (П.Гольбах)

     3) «Способности от Бога, но потребности от обезьяны» (Г. Аронов)

      4) «Человек – истинный разгул стихий» (Сардоникус)

2 группа

 1. «Личность всегда главное. Человеческая  личность должна быть крепка, как скала. Ибо на ней всё строится» (И.Тургенев)

2. «Личность-это цельность, которую человек обретает, жертвуя своими отдельными обличиями, осуществлениями».(В.Микушевич)

3. «Самим собой сначала становятся, а уж потом остаются» (Е.Евтушенко)

4. «Все многогранны, но мало кто бриллиант» (В Малёшин)

                                                               

                                                            3 группа

1 «Индивидуальное, образующее личность, есть отличающее от стандарта, то есть ценное сверх того, что было бы вполне достаточным для существования индивида в качестве идеальной части социального целого.»  (А. Круглов)

2. «В каждом таится нечто драгоценное, чего нет ни в ком другом.»(Б. Ш. Тов)

3. «По природе все люди сходны между собой, привычки и воспитание делают людей отличными друг от друга... Лиши высшая мудрость и крайняя глупость неизменны». (Конфуций)

4. «Каждый индивидуум- это клубок противоречий, тем более личность одарённая»(Конфуций)

МОУ «Гимназия с.Ивантеевка, Ивантеевского района,

 Саратовской области»

Мастер-класс по теме

«Вечные вопросы»

(обществознание, 8 класс)

Провела учитель истории и обществознания:

Фартушнова Марина Александровна

Ивантеевка-2010



Предварительный просмотр:

«КТО Я?»

  1. “Больше всего мне нравится в себе….

  1. Я хотел бы узнать о …

  1. Я чувствую себя счастливым, когда …

  1. Я чувствую печаль, когда …

  1. Я хочу стать более…

  1. Когда-нибудь, я надеюсь…”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания по теме "Мораль" 8 класс

Разработка урока, презентация, рабочий лист и др....

Презентация к открытому уроку обществознание по теме "Труд" 5 класс

Презентация к открытому уроку обществознание по теме "Труд" 5 класс...

Технологическая карта для урока обществознание по теме "Труд" 5 класс

Технологическая карта урока обществознание в 5 классе. тема "Труд"...

Технологическая карта урока обществознания на тему "Деятельность" (6 класс)

Урок: обществознания в 6 классе на тему "Деятельность"   с применением технологии проблемно-диалогического обучения и ИКТ. В материале представлена технологическая карта урока и презентация....

Дидактическая карта урока обществознания п теме "Культура" 10 класс

Карта урока по теме "Культура" по технологии "Дидактический цикл". Фазы урока и технологические приемы"...

Урок обществознания на тему "Образование" 10 класс.

Методическая разработка урока обществознания для 10 класса на тему "Образование".  Базовый уровень. Урок разработан в соответствии с требованими ФГОС. Используемые технологии: кейс-технология, иг...

Урок обществознания по теме "Общение" 6 класс

Урок проводился в соответствии с программой и тематическим планированием...