Обществознание. 5 класс. 14-15 уроки: Образование и самообразование
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) по теме

Пелых Валерия Николаевна

Данный материал по обществознанию  для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авторской программой по обществознанию для 5 классов ( Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова «Обществознание.5 класс»)

Материал расширяет элементарные преставления учащихся о человеке и его взаимодействии с другими людьми, обществом и государством.

 

Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, вы­являть позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получа­емых в школе знаний

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия по обществознанию 5 класса

Тема урока

Образование и самообразование

Дата урока

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Создать условия для формирования представлений о том, что человеку необходимо заниматься самообразованием, развивать свои способности

Образовательные ресурсы

Презентация «Образование и самообразование»

План урока

-Формы самообразования.

-Испокон века книга растит человека.

-Самообразование — путь к успеху.

-Новые возможности.

-Самообразование и самоорганизация

Личностно значимая проблема

«Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» (Н. А. Рубакин)

 (А. Наво)

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Самообразование, самоорганизация

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся организовывать собственную учебную деятельность; познакомятся с формами самообразования.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неусцешности учебной деятельности

Организованная структура урока

Этапы урока

Время (мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия (УУД)

Формы контроля

1.Мотивация к учебной деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

2.Актуализация знаний

7

Беседа (сл 5)

Организует беседу по вопросам:

  • Как добывать знания самостоятельно?
  • Где и какими способами это можно делать?

Можно ли научиться учиться?

Аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

Фронтальная

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативны:высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Устные ответы

3.Изучение нового материала

17

1.Знакомство с новым понятием «самообразование» и схемой на стр.59 (сл.6-7)

2. Работа

с заданиями рубрики «Жил на свете человек», с. 59 (сл.8)

3. Работа с текстом учебника и схемой,

с. 60-63. (сл.9)

4. Игра-викторина

 (Приложение).

(сл.10-18)

5. Задания в рабочей тетради, №1,4, с. 33,36.

(сл.19)

6. Работа с заданиями рубрики «В классе и дома»,стр.64 №1-5

(сл.19)

  1. Организует работу по определению термина с помощью толкового словаря.
  • Как вы понимаете понятие «самообразование»? (Знания, умения и опыт, приобретенные с помощью самостоятельного изучения отдельных наук и областей знания.)
  • Рассмотрите схему и назовите формы самообразования.

2.Организует прочтение текста и обсуждение по прочитанному:

  • Как вы думаете, утратила ли школа В. А. Сухомлинского свое значение в наше время? Поясните свой ответ.

3.Организует прочтение текста и работу по анализу схемы:

  • Опираясь на схему (с. 60), расскажите, как можно получить необходимую книгу.

- Записаны ли вы в школьную библиотеку?

- А в какие еще библиотеки вы можете попасть?

-  Какие журналы вы читаете?

- А получаете ли вы дополнительное образование?

- Что дает человеку самообразование?

- Отличаются ли формы самообразования сегодня от тех форм, которыми пользовались ваши бабушки и дедушки?

4. Организует игру на тему «Как создается книга».

5.Формулирует задания, организует самостоятельную работу учащихся в рабочих тетрадях.

6.Организует обсуждение вопросов рубрики

  1. Дают собственное определение новому понятию, находят его определение в словаре, записывают его в тетрадь. Анализируют схему, отвечают на вопросы.

2. Читают текст, рассуждают, делают собственные выводы, отвечают на вопросы.

3. Анализируют схему, аргументировано отвечают на вопросы

4. Отвечают на вопросы викторины

5.Самостоятельно выполняют задания

6.Участвуют в обсуждении вопросов

1.Индивидуальная работа

2.Фронтальная работа

3.Фронтальная работа

4. Фронтальная работа

5.Индивидуальная работа

6.Фронтальная работа

Личностные: оценивают жизненные ситуации; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последователь-ность действий.

Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество

1.Устные ответы.

2.Устные ответы

3.Устнык вопросы.

4.Устные ответы

5.Задания в рабочей тетради

6.Устные ответы

4.Первичное осмысление и закрепление изученного материала

7

Ответить на вопросы, с.63

Организует дискуссионную беседу по вопросам учебника

Отвечают на вопросы, используя новые знания

Фронтальная

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации

Устные ответы

5.Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение

полученных на уроке сведений

(сл.20)

Проводит беседу по вопросам:

- Только ли знания по разным предметам дает вам школа?

  • Интересно ли вам учиться?

Нужна ли вам помощь учителя, родителей, одноклассников?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний

для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Устные ответы

6.Домашнее задание

2

§ 7.Задания в рабочей тетради,

№ 2,3, с. 34-35

(сл.21)

Конкретизирует домашнее задание

Записывают

домашнее

задание

Индивидуальная работа

Приложение

Игра-викторина

  1.  Как называется текст какого-нибудь произведения, написанный от руки или отпечатанный на пишущей машинке? (Рукопись.)
  2.  Человек, который пишет литературные произведения. (Писатель.)
  3.  Человек, который редактирует рукопись писателя. (Редактор.) Правильно, редактор поможет писателю подготовить книгу к изданию, посоветует и подскажет, как сделать книгу лучше. Это знающий и понимающий советчик. Ребята, а где работает редактор, как называется учреждение? (Издательство.)
  4.  Где печатают книгу? (В типографии.)
  5.  Кто делает рисунки для книжки? (Художник.)
  6.  Кто печатает книгу? (Печатник.)
  7.  Как называется прочная одежда для книг? (Переплет.)
  8. Специалист по переплету книг. (Переплетчик.)



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по обществознанию 5 класс "Образование и самообразование"

Презентация к уроку по программе Боголюбова "Обществознание" 5 класс...

Проверочная работа по обществознанию в 5 классе по теме "Образование и самообразование"

Данная проверочная работа представлена в виде тестов в 2-х вариантах по теме "Образование и самообразование"...

Конспект урока 5 класс по обществознанию "Образование и самообразование"

Урок обществознания проведён в 5 классе по ФГОС. Используется мультимедиапрезентация...

Урок обществознания в 5 классе по теме "Образование и самообразование"

Разработка данного урока может быть использована в 5 классе при изучении темы Образование и самообразование. В разработке урока представлены учебные задания различного типа, рабочий лист учащегося, пр...

Обществознание. 5 класс. 12-13 уроки: Образование в жизни человека. Промежуточный мониторинг.

Данный материал по обществознанию  для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным пл...

Тест по обществознанию "Образование и самообразование", 5 класс

Тест состоит из двух вариантов, разделенных на 6 заданий....

Карта урока обществознания "Образование и самообразование" (5 класс)

Инструктивная карта урока обществознания по теме "Образование и самообразование" направлена на развитие навыков самостоятельной учебной деятельности учащегося на уроке. Карта составлена на о...