Рабочая программа.6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему

Дегтярева (Сергеева) Татьяна Николаевна

Календарно-тематический план ориентирован на использование УМК:

  • «Обществознание: мир человека: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В.Барабанов, И.П.Насонова; под ред.Г.А.Бордовского. – М.: Вентана-Граф, 2018

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvo_6_kl.doc472 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ширыштыкская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:

Зам. директора по УВР

____________ / Т.Д. Котельникова/

«___»__________________2018г.

Утверждаю:

Директор МБОУ Ширыштыкская СОШ __________ /С.В.Гордиенко/

«___»___________________2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Обществознание»

предмет: Обществознание

класс: 6

учебный год: 2018– 2019

ФИО учителя-разработчика: Дегтярева Татьяна Николаевна

Квалификационная категория: высшая

с. Ширыштык, 2018

Пояснительная записка..

Настоящая рабочая программа по обществознанию для 6 класса общеобразовательной школы к учебникам «Обществознание» под редакцией Г.А.Бордовского разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
  2. Примерная программа по обществознанию. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).
  3. Обществознание: 6—9 классы: рабочая программа / О. Б. Соболева, О. В. Медведева. — М. : Вентана-Граф, 2017.

Календарно-тематический план ориентирован на использование УМК:

  • «Обществознание: мир человека: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В.Барабанов, И.П.Насонова; под ред.Г.А.Бордовского. – М.: Вентана-Граф, 2018

Фундаментом курса «Обществознание» являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социологии, экономической теории, религиоведении, истории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии, а также валеоло-гии и философии). Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность его изучения обусловливают интегративный характер обществознания.

Методологической основой программы является личностно-ориентированный и деятельностный подходы к изучению обществоведческих проблем. В соответствии с этим осуществляется построение и отбор учебного материала.

Содержание курсов нацелено на освоение основных положений гуманистического мировоззрения, ценностных ориентиров демократического общества, на нравственно-этическое и гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Объективность в освещении социальных проблем в основной школе достигается за счет сопоставления оценок учащихся и соотнесения их личного опыта с теоретическими положениями. В средней (полной) школе предусматривается включение текстов историографического характера, изложение различных научных подходов, взглядов и оценок, что обеспечивает условия для приобретения учащимися опыта самостоятельных оценочных суждений, способствует формированию критического мышления, ценностного отношения к общественным явлениям и процессам.

Изучение учебного материала осуществляется по принципу «от близкого к далекому» — от личных проблем ученика к проблемам общемирового значения. Этот принцип реализуется в изучении как отдельной темы, так и всего обществоведческого курса. Это создает условия для обобщения, сравнения и систематизации знаний по предмету.

Систематическое изучение обществознания в основной школе начинается в 6 классе. Курс рассчитан на 35 часов изучения. С точки зрения содержания условным подзаголовком курса является «Мир человека».

Место изучения этой дисциплины выбрано не случайно, так как учащиеся уже имеют фрагментарные знания о человеке из разных школьных предметов (биологии, географии, истории, литературы) и возникает необходимость их систематизации и обобщения. Особенностью курса является опора на межпредметные связи в обучении обществознанию.

Задача курса — познакомить школьников с проблемами происхождения человека, его физического, психического и духовного развития. Курс должен пробудить интерес ученика к самому себе, к своему внутреннему миру, что является обязательным условием для самопознания и самосовершенствования. Учащиеся знакомятся с различными проявлениями человеческой индивидуальности — характером, темпераментом, способностями. Программа ориентирует на раскрытие регуляторов поведения человека, прежде всего на мораль и моральный контроль, на проблемы свободы и ответственности. Курс должен помочь подростку видеть возможные психологические проблемы и успешно решать их.

Практическое значение курса связано с процессом самопознания, самоидентификации, осознанием жизненных ценностей и усвоением норм межличностных отношений.

Планируемые  результаты освоения предмета

В соответствии с ФГОС ООО школьники должны овладеть: личностными, метапредметными и предметными результатами  учебного предмета «Обществознание».

Личностные результаты изучения предмета:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  с учётом устойчивых познавательных интересов через введения к учебникам и разделам, описывающим связь целей изучения обществознания с жизнью; через жизненные задачи, завершающие каждый раздел, а также через деятельностные технологии, обеспечивающие мотивацию через вовлечение школьников активную деятельность.
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, религии, традициям, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

  1. умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  2. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные УУД:

  1. смысловое чтение;
  2. умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  3. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметными результатами изучения  курса являются следующие умения:

  1. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
  2. При оценке явлений выявлять гуманистические нравственные ценности.
  3. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
  4. Определять и объяснять свои оценки явлений, событий.
  5. Толерантно определять свое отношение к иным позициям.

Содержание учебного курса

Мир человека

Введение (1 час)

     Что мы узнаем о человеке. Почему  эти знания важны. В чем будет заключаться наша работа по освоению учебного материала курса.

Человек – часть природы (4часа)

      Происхождение человека в мифах и религиях народов мира. Научный подход к происхождению человека. Пути эволюции. Потомки одного вида.

Познавая мир и самого себя (9 часов)

    Как человек познает мир. Ощущение и восприятие. Бессознательное. Сознание человека. Речь. Мышление. Память. Виды памяти. Внимание. Эмоциональный мир человека. Темперамент. Характер, черты характера. Воспитание характера. Способности человека. Развитие способностей. Гениальность.

Итоговое повторение.

Деятельность человека (9 часов)

      Поведение и поступок. Мотивы поступков. Результаты поступков. Потребности и интересы. Деятельность. Виды деятельности: игра, труд, познание. Творчество. Общение. Виды общения. Правила общения. Этикет. Отношения между людьми. Мораль в жизни человека. Добро и зло. «Золотое правило морали».

Итоговое повторение.

Жизненный путь человека (5 часов)

     Возрастная периодизация человеческой жизни. Детский подростковый и юношеский возраст. Зрелость, старость.

Человек в мире культуры (5 часов)

     Великое множество культур. Материальная и духовная культура. Традиции и обряды. Наше наследие. Вера. Религиозная вера. Свобода совести. Толерантность. Искусство и наука. Виды искусства. Наука. Методы научного познания мира. Виды наук. Художественное и научное познание. . Мировоззрение. Самоопределение и самооценка. Свобода и ответственность. Пути и формы социализации.

Итоговое повторение.

Заключение (2 час)

     Жизненные ценности человек


Календарно – тематический план.

урока

Тема урока

Виды деятельности

Примечание

Дата

План

Факт

Введение 1ч

1.

Введение.

Знакомятся с основным содержанием курса 6 класса. Осуществлять смысловое чтение текста; соотносить свой жизненный опыт и содержание обучения; планировать и организовывать собственную учебную деятельность

6.09

Человек - часть природы 4ч

2.

Происхождение человека. Мифы, религия, версии, гипотезы.

Читать, осмысливать и пересказывать текст учебника, подтверждать примерами мысль о том, что человек — часть природы, устанавливать межпредметные связи с историей, извлекать необходимую информацию из различных видов наглядности, анализировать различные теории

13.09

3.

Похожие и непохожие

Называть особенности внешнего облика представителей различных рас и народностей, устанавливать межпредметные связи с географией, историей, находить необходимую информацию из текста учебника и картографической наглядности, высказывать и обосновывать собственные суждения

20.09

4.

В гармонии с природой

Перечислять составляющие среды обитания человека, приводить примеры преобразовательной деятельности людей, раскрывать на конкретных примерах сходство и различия человека и животных, извлекать информацию из фотографической наглядности, привлекать дополнительные источники информации регионального характера

27.09

5.

Коллективный проект «Самый лучший рассказ»

Написать небольшой рассказ или стихотворение, придумать один вопрос для класса, связанный с изученной темой, презентовать свой проект

04.10

Познавая мир и самого себя  9ч

6.

Путешествие вглубь сознания

Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики сознания, самосознания и бессознательного, выявлять, какие факторы влияют на изменение сознания и поведение человека, сопоставлять самосознание человека с восприятием его окружающими людьми

11.10

7.

Как человек познает мир

Устанавливать межпредметные связи с курсом «Окружающий мир», привлекать ранее изученный материал по обществознанию, называть основные психические процессы, определять, какую роль в процессе познания играет мозг, на конкретных примерах показывать различие ощущений и восприятий, определять роль органов чувств как источника информации, сравнивать полученную информацию

18.10

8.

Память

Устанавливать межпредметные связи с историей, характеризовать на конкретных примерах виды памяти, устанавливать связь между процессом запоминания и вниманием, осуществлять поиск информации по заданной тематике в дополнительных источниках, включая Интернет

25.10

9.

Эмоциональный мир человека

Называть основные эмоции человека, определять, какими способами человек выражает своё эмоциональное состояние, давать общую характеристику понятию «внутренний мир человека», извлекать необходимую информацию из художественной и фотографической наглядности

01.11

10.

Воспитываем характер

Устанавливать межкурсовые связи с историей и литературой, устанавливать внутрикурсовые связи, раскрывать на конкретных примерах сущность понятия «индивидуальность», характеризовать типы темперамента других людей, определять свой тип темперамента, устанавливать связь темперамента и характера, определять, какие факторы влияют на формирование характера человека, извлекать информацию из художественной наглядности и дополнять её собственными знаниями

15.11

11.

Способности человека

Осуществлять последовательно-смысловое чтение текста, объяснять, что такое способности, называть виды способностей, иллюстрируя примерами из личного опыта и наблюдений, оценивать собственные способности, определять, какие факторы влияют на развитие способностей, в том числе собственных

22.11

12.

Человеком рождаешься, личностью становишься.

Объяснять, что такое индивид, индивидуальность; проводить параллели с примерами из личного опыта; определять, какие факторы влияют на развитие личности; давать общую характеристику понятия «смысл жизни»; формировать мнение по вопросу ценности жизни

29.11

13.

Коллективный проект «Познаю себя и других

Найти в дополнительных источниках информации тесты и задания, разбиться на группы, провести тестирование, организовать обработку информации, проанализировать информацию

06.12

14.

Обобщение темы: «Познавая мир и самого себя»

Обобщать полученные знания, оценивать их личностную и общественную значимость; свои обществоведческие интересы; участвовать в обобщающей беседе

13.12

Деятельность человека  9ч

15.

Поведение и поступок

Устанавливать межпредметные связи с историей и внутрикурсовые с обществознанием, характеризовать произвольное и непроизвольное поведение, определять, что такое поступок, и конкретизировать примерами результаты поступков, оценивать собственное поведение и поступки, определять личные мотивы поведения

20.12

16.

Потребности и интересы.

Классифицировать и иллюстрировать примерами потребности человека, устанавливать взаимосвязь потребностей, интересов и активности человека, соотносить личный опыт с полученной теоретической информацией, моделировать ситуацию выбора и делать выводы

27.12

17

Что такое деятельность.

Осуществлять смысловое чтение текста, определять и конкретизировать примерами свою деятельность, объяснять роль мотивов в деятельности человека, приводить примеры основных видов деятельности человека, анализировать дополнительные источники информации

11.01

18

Виды деятельности

18.01

19.

Как общаются люди

Определять и иллюстрировать примерами основные средства и формы общения, моделировать и анализировать предлагаемые учебные ситуации, соотносить личный опыт с теоретическим материалом, выявлять факторы, влияющие на межличностные отношения, осуществлять совместную деятельность со сверстниками для решения учебной задачи

25.01

20

Отношения между людьми

Определять и иллюстрировать примерами качества, необходимые человеку для жизни в обществе, устанавливать межкурсовые связи с историей и литературой. Работать с дополнительными источниками информации литературно-художественного, наглядно-изобразительного характера, соотносить личный опыт с теоретическим материалом

01.02

08.02

21

Симпатия, антипатия. Дружба, любовь

22

Мораль в жизни человека

Различать моральную сторону ситуации. Характеризовать основные принципы морали, анализировать типичные социальные ситуации с морально-нравственных позиций, давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей, объяснять и конкретизировать фактами из социальной жизни роль морали в жизни общества, использование элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека, приводить примеры ситуаций морального выбора

15.02

23.

Художественный проект «Притчи из жизни»

Ознакомиться с понятиями «притча» и «басня», используя материал учебника и дополнительные источники информации; написать притчу; лучшие проекты зачитать и обсудить в классе

22.02

24.

Обобщение темы: «Деятельность человека»

Обобщать полученные знания, оценивать их личностную и общественную значимость; свои обществоведческие интересы; участвовать в обобщающей беседе

01.03

Жизненный путь человека 5ч

25.

Легко ли быть молодым?

Давать характеристику детству, отрочеству, юности как этапам жизни человека, определять особенности развития в переходном возрасте, приводить примеры трудностей подросткового возраста на основе личного опыта и наблюдений за сверстниками, давать определение явлению инфантилизма, использовать дополнительные источники информации

07.03

25

Вредные привычки. Принципы здорового образа жизни

14.03

26.

На пике активности

Устанавливать межкурсовые связи с обществознанием, выявлять особенности наиболее активного периода жизни человека и иллюстрировать их примерами, извлекать информацию из дополнительных источников (материалы СМИ, сети Интернет)

21.03

27

От зрелости к старости

Определять и иллюстрировать примерами особенности людей пожилого возраста, на основе текста параграфа, дополнительной информации и личного опыта делать выводы — почему важно с уважением относиться к пожилым людям, оценивать с нравственных позиций своё отношение к людям пожилого возраста

04.04

28.

Исследовательский проект «Три возраста»

Провести социологический опрос, обработать результаты по предлагаемой схеме. Проанализировать полученные данные и сделать выводы

11.04

Человек в мире культуры 5ч

29.

Наше наследие

Устанавливать межпредметные связи с историей. Давать определение толерантности, осуществлять смысловое чтение текста, различать и описывать явления материальной и духовной культуры, осознавать значение духовных ценностей для человечества, определять, как сохраняются и передаются духовные ценности, извлекать из дополнительных источников (иллюстрации учебника, СМИ, Интернет, материалы краеведческого музея, общение с людьми и т. д.) информацию по теме

18.04

30.

Во что мы верим

Определять, что такое вера и в чём особенности религиозной веры, раскрывать значение понятий «свобода совести», «атеизм», «гуманизм», «толерантность», сопоставлять и анализировать различные точки зрения, соотносить собственный жизненный опыт с теоретическим материалом, обращаться к дополнительным источникам информации юридического, художественного, краеведческого характера

25.04

31.

Искусство

Давать определение понятиям «искусство» и «наука», объяснять связь науки и искусства с творчеством, характеризовать и конкретизировать примерами виды искусства, классифицировать известные науки и определять роль науки в жизни человека, работать с дополнительными источниками различного характера и анализировать полученную информацию, оценивать влияние произведений искусства на себя самого

02.05

32

Наука

09.05

33.

Промежуточная аттестация. Тест

Обобщать, систематизировать полученные знания

16.05

Заключение 2ч.

34.

 «Жизненные ценности человека»

Обобщать полученные знания, оценивать их личностную и общественную значимость; рефлексировать личный социальный и духовный опыт; выявлять противоречия личностного и общественного развития; создавать проекции собственного будущего; определять свои обществоведческие интересы; участвовать в обобщающей беседе

23.05

35.

Обобщение курса обществознания 6 класса.

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...