Рабочая программа.6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему
Календарно-тематический план ориентирован на использование УМК:
- «Обществознание: мир человека: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В.Барабанов, И.П.Насонова; под ред.Г.А.Бордовского. – М.: Вентана-Граф, 2018
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_6_kl.doc | 472 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ширыштыкская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Зам. директора по УВР ____________ / Т.Д. Котельникова/ «___»__________________2018г. | Утверждаю: Директор МБОУ Ширыштыкская СОШ __________ /С.В.Гордиенко/ «___»___________________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Обществознание»
предмет: Обществознание
класс: 6
учебный год: 2018– 2019
ФИО учителя-разработчика: Дегтярева Татьяна Николаевна
Квалификационная категория: высшая
с. Ширыштык, 2018
Пояснительная записка..
Настоящая рабочая программа по обществознанию для 6 класса общеобразовательной школы к учебникам «Обществознание» под редакцией Г.А.Бордовского разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
- Примерная программа по обществознанию. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).
- Обществознание: 6—9 классы: рабочая программа / О. Б. Соболева, О. В. Медведева. — М. : Вентана-Граф, 2017.
Календарно-тематический план ориентирован на использование УМК:
- «Обществознание: мир человека: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В.Барабанов, И.П.Насонова; под ред.Г.А.Бордовского. – М.: Вентана-Граф, 2018
Фундаментом курса «Обществознание» являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социологии, экономической теории, религиоведении, истории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии, а также валеоло-гии и философии). Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность его изучения обусловливают интегративный характер обществознания.
Методологической основой программы является личностно-ориентированный и деятельностный подходы к изучению обществоведческих проблем. В соответствии с этим осуществляется построение и отбор учебного материала.
Содержание курсов нацелено на освоение основных положений гуманистического мировоззрения, ценностных ориентиров демократического общества, на нравственно-этическое и гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Объективность в освещении социальных проблем в основной школе достигается за счет сопоставления оценок учащихся и соотнесения их личного опыта с теоретическими положениями. В средней (полной) школе предусматривается включение текстов историографического характера, изложение различных научных подходов, взглядов и оценок, что обеспечивает условия для приобретения учащимися опыта самостоятельных оценочных суждений, способствует формированию критического мышления, ценностного отношения к общественным явлениям и процессам.
Изучение учебного материала осуществляется по принципу «от близкого к далекому» — от личных проблем ученика к проблемам общемирового значения. Этот принцип реализуется в изучении как отдельной темы, так и всего обществоведческого курса. Это создает условия для обобщения, сравнения и систематизации знаний по предмету.
Систематическое изучение обществознания в основной школе начинается в 6 классе. Курс рассчитан на 35 часов изучения. С точки зрения содержания условным подзаголовком курса является «Мир человека».
Место изучения этой дисциплины выбрано не случайно, так как учащиеся уже имеют фрагментарные знания о человеке из разных школьных предметов (биологии, географии, истории, литературы) и возникает необходимость их систематизации и обобщения. Особенностью курса является опора на межпредметные связи в обучении обществознанию.
Задача курса — познакомить школьников с проблемами происхождения человека, его физического, психического и духовного развития. Курс должен пробудить интерес ученика к самому себе, к своему внутреннему миру, что является обязательным условием для самопознания и самосовершенствования. Учащиеся знакомятся с различными проявлениями человеческой индивидуальности — характером, темпераментом, способностями. Программа ориентирует на раскрытие регуляторов поведения человека, прежде всего на мораль и моральный контроль, на проблемы свободы и ответственности. Курс должен помочь подростку видеть возможные психологические проблемы и успешно решать их.
Практическое значение курса связано с процессом самопознания, самоидентификации, осознанием жизненных ценностей и усвоением норм межличностных отношений.
Планируемые результаты освоения предмета
В соответствии с ФГОС ООО школьники должны овладеть: личностными, метапредметными и предметными результатами учебного предмета «Обществознание».
Личностные результаты изучения предмета:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, с учётом устойчивых познавательных интересов через введения к учебникам и разделам, описывающим связь целей изучения обществознания с жизнью; через жизненные задачи, завершающие каждый раздел, а также через деятельностные технологии, обеспечивающие мотивацию через вовлечение школьников активную деятельность.
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, религии, традициям, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД:
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:
- Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
- При оценке явлений выявлять гуманистические нравственные ценности.
- Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
- Определять и объяснять свои оценки явлений, событий.
- Толерантно определять свое отношение к иным позициям.
Содержание учебного курса
Мир человека
Введение (1 час)
Что мы узнаем о человеке. Почему эти знания важны. В чем будет заключаться наша работа по освоению учебного материала курса.
Человек – часть природы (4часа)
Происхождение человека в мифах и религиях народов мира. Научный подход к происхождению человека. Пути эволюции. Потомки одного вида.
Познавая мир и самого себя (9 часов)
Как человек познает мир. Ощущение и восприятие. Бессознательное. Сознание человека. Речь. Мышление. Память. Виды памяти. Внимание. Эмоциональный мир человека. Темперамент. Характер, черты характера. Воспитание характера. Способности человека. Развитие способностей. Гениальность.
Итоговое повторение.
Деятельность человека (9 часов)
Поведение и поступок. Мотивы поступков. Результаты поступков. Потребности и интересы. Деятельность. Виды деятельности: игра, труд, познание. Творчество. Общение. Виды общения. Правила общения. Этикет. Отношения между людьми. Мораль в жизни человека. Добро и зло. «Золотое правило морали».
Итоговое повторение.
Жизненный путь человека (5 часов)
Возрастная периодизация человеческой жизни. Детский подростковый и юношеский возраст. Зрелость, старость.
Человек в мире культуры (5 часов)
Великое множество культур. Материальная и духовная культура. Традиции и обряды. Наше наследие. Вера. Религиозная вера. Свобода совести. Толерантность. Искусство и наука. Виды искусства. Наука. Методы научного познания мира. Виды наук. Художественное и научное познание. . Мировоззрение. Самоопределение и самооценка. Свобода и ответственность. Пути и формы социализации.
Итоговое повторение.
Заключение (2 час)
Жизненные ценности человек
Календарно – тематический план.
№ урока | Тема урока | Виды деятельности | Примечание | Дата | |
План | Факт | ||||
Введение 1ч | |||||
1. | Введение. | Знакомятся с основным содержанием курса 6 класса. Осуществлять смысловое чтение текста; соотносить свой жизненный опыт и содержание обучения; планировать и организовывать собственную учебную деятельность | 6.09 | ||
Человек - часть природы 4ч | |||||
2. | Происхождение человека. Мифы, религия, версии, гипотезы. | Читать, осмысливать и пересказывать текст учебника, подтверждать примерами мысль о том, что человек — часть природы, устанавливать межпредметные связи с историей, извлекать необходимую информацию из различных видов наглядности, анализировать различные теории | 13.09 | ||
3. | Похожие и непохожие | Называть особенности внешнего облика представителей различных рас и народностей, устанавливать межпредметные связи с географией, историей, находить необходимую информацию из текста учебника и картографической наглядности, высказывать и обосновывать собственные суждения | 20.09 | ||
4. | В гармонии с природой | Перечислять составляющие среды обитания человека, приводить примеры преобразовательной деятельности людей, раскрывать на конкретных примерах сходство и различия человека и животных, извлекать информацию из фотографической наглядности, привлекать дополнительные источники информации регионального характера | 27.09 | ||
5. | Коллективный проект «Самый лучший рассказ» | Написать небольшой рассказ или стихотворение, придумать один вопрос для класса, связанный с изученной темой, презентовать свой проект | 04.10 | ||
Познавая мир и самого себя 9ч | |||||
6. | Путешествие вглубь сознания | Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики сознания, самосознания и бессознательного, выявлять, какие факторы влияют на изменение сознания и поведение человека, сопоставлять самосознание человека с восприятием его окружающими людьми | 11.10 | ||
7. | Как человек познает мир | Устанавливать межпредметные связи с курсом «Окружающий мир», привлекать ранее изученный материал по обществознанию, называть основные психические процессы, определять, какую роль в процессе познания играет мозг, на конкретных примерах показывать различие ощущений и восприятий, определять роль органов чувств как источника информации, сравнивать полученную информацию | 18.10 | ||
8. | Память | Устанавливать межпредметные связи с историей, характеризовать на конкретных примерах виды памяти, устанавливать связь между процессом запоминания и вниманием, осуществлять поиск информации по заданной тематике в дополнительных источниках, включая Интернет | 25.10 | ||
9. | Эмоциональный мир человека | Называть основные эмоции человека, определять, какими способами человек выражает своё эмоциональное состояние, давать общую характеристику понятию «внутренний мир человека», извлекать необходимую информацию из художественной и фотографической наглядности | 01.11 | ||
10. | Воспитываем характер | Устанавливать межкурсовые связи с историей и литературой, устанавливать внутрикурсовые связи, раскрывать на конкретных примерах сущность понятия «индивидуальность», характеризовать типы темперамента других людей, определять свой тип темперамента, устанавливать связь темперамента и характера, определять, какие факторы влияют на формирование характера человека, извлекать информацию из художественной наглядности и дополнять её собственными знаниями | 15.11 | ||
11. | Способности человека | Осуществлять последовательно-смысловое чтение текста, объяснять, что такое способности, называть виды способностей, иллюстрируя примерами из личного опыта и наблюдений, оценивать собственные способности, определять, какие факторы влияют на развитие способностей, в том числе собственных | 22.11 | ||
12. | Человеком рождаешься, личностью становишься. | Объяснять, что такое индивид, индивидуальность; проводить параллели с примерами из личного опыта; определять, какие факторы влияют на развитие личности; давать общую характеристику понятия «смысл жизни»; формировать мнение по вопросу ценности жизни | 29.11 | ||
13. | Коллективный проект «Познаю себя и других | Найти в дополнительных источниках информации тесты и задания, разбиться на группы, провести тестирование, организовать обработку информации, проанализировать информацию | 06.12 | ||
14. | Обобщение темы: «Познавая мир и самого себя» | Обобщать полученные знания, оценивать их личностную и общественную значимость; свои обществоведческие интересы; участвовать в обобщающей беседе | 13.12 | ||
Деятельность человека 9ч | |||||
15. | Поведение и поступок | Устанавливать межпредметные связи с историей и внутрикурсовые с обществознанием, характеризовать произвольное и непроизвольное поведение, определять, что такое поступок, и конкретизировать примерами результаты поступков, оценивать собственное поведение и поступки, определять личные мотивы поведения | 20.12 | ||
16. | Потребности и интересы. | Классифицировать и иллюстрировать примерами потребности человека, устанавливать взаимосвязь потребностей, интересов и активности человека, соотносить личный опыт с полученной теоретической информацией, моделировать ситуацию выбора и делать выводы | 27.12 | ||
17 | Что такое деятельность. | Осуществлять смысловое чтение текста, определять и конкретизировать примерами свою деятельность, объяснять роль мотивов в деятельности человека, приводить примеры основных видов деятельности человека, анализировать дополнительные источники информации | 11.01 | ||
18 | Виды деятельности | 18.01 | |||
19. | Как общаются люди | Определять и иллюстрировать примерами основные средства и формы общения, моделировать и анализировать предлагаемые учебные ситуации, соотносить личный опыт с теоретическим материалом, выявлять факторы, влияющие на межличностные отношения, осуществлять совместную деятельность со сверстниками для решения учебной задачи | 25.01 | ||
20 | Отношения между людьми | Определять и иллюстрировать примерами качества, необходимые человеку для жизни в обществе, устанавливать межкурсовые связи с историей и литературой. Работать с дополнительными источниками информации литературно-художественного, наглядно-изобразительного характера, соотносить личный опыт с теоретическим материалом | 01.02 | ||
08.02 | |||||
21 | Симпатия, антипатия. Дружба, любовь | ||||
22 | Мораль в жизни человека | Различать моральную сторону ситуации. Характеризовать основные принципы морали, анализировать типичные социальные ситуации с морально-нравственных позиций, давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей, объяснять и конкретизировать фактами из социальной жизни роль морали в жизни общества, использование элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека, приводить примеры ситуаций морального выбора | 15.02 | ||
23. | Художественный проект «Притчи из жизни» | Ознакомиться с понятиями «притча» и «басня», используя материал учебника и дополнительные источники информации; написать притчу; лучшие проекты зачитать и обсудить в классе | 22.02 | ||
24. | Обобщение темы: «Деятельность человека» | Обобщать полученные знания, оценивать их личностную и общественную значимость; свои обществоведческие интересы; участвовать в обобщающей беседе | 01.03 | ||
Жизненный путь человека 5ч | |||||
25. | Легко ли быть молодым? | Давать характеристику детству, отрочеству, юности как этапам жизни человека, определять особенности развития в переходном возрасте, приводить примеры трудностей подросткового возраста на основе личного опыта и наблюдений за сверстниками, давать определение явлению инфантилизма, использовать дополнительные источники информации | 07.03 | ||
25 | Вредные привычки. Принципы здорового образа жизни | 14.03 | |||
26. | На пике активности | Устанавливать межкурсовые связи с обществознанием, выявлять особенности наиболее активного периода жизни человека и иллюстрировать их примерами, извлекать информацию из дополнительных источников (материалы СМИ, сети Интернет) | 21.03 | ||
27 | От зрелости к старости | Определять и иллюстрировать примерами особенности людей пожилого возраста, на основе текста параграфа, дополнительной информации и личного опыта делать выводы — почему важно с уважением относиться к пожилым людям, оценивать с нравственных позиций своё отношение к людям пожилого возраста | 04.04 | ||
28. | Исследовательский проект «Три возраста» | Провести социологический опрос, обработать результаты по предлагаемой схеме. Проанализировать полученные данные и сделать выводы | 11.04 | ||
Человек в мире культуры 5ч | |||||
29. | Наше наследие | Устанавливать межпредметные связи с историей. Давать определение толерантности, осуществлять смысловое чтение текста, различать и описывать явления материальной и духовной культуры, осознавать значение духовных ценностей для человечества, определять, как сохраняются и передаются духовные ценности, извлекать из дополнительных источников (иллюстрации учебника, СМИ, Интернет, материалы краеведческого музея, общение с людьми и т. д.) информацию по теме | 18.04 | ||
30. | Во что мы верим | Определять, что такое вера и в чём особенности религиозной веры, раскрывать значение понятий «свобода совести», «атеизм», «гуманизм», «толерантность», сопоставлять и анализировать различные точки зрения, соотносить собственный жизненный опыт с теоретическим материалом, обращаться к дополнительным источникам информации юридического, художественного, краеведческого характера | 25.04 | ||
31. | Искусство | Давать определение понятиям «искусство» и «наука», объяснять связь науки и искусства с творчеством, характеризовать и конкретизировать примерами виды искусства, классифицировать известные науки и определять роль науки в жизни человека, работать с дополнительными источниками различного характера и анализировать полученную информацию, оценивать влияние произведений искусства на себя самого | 02.05 | ||
32 | Наука | 09.05 | |||
33. | Промежуточная аттестация. Тест | Обобщать, систематизировать полученные знания | 16.05 | ||
Заключение 2ч. | |||||
34. | «Жизненные ценности человека» | Обобщать полученные знания, оценивать их личностную и общественную значимость; рефлексировать личный социальный и духовный опыт; выявлять противоречия личностного и общественного развития; создавать проекции собственного будущего; определять свои обществоведческие интересы; участвовать в обобщающей беседе | 23.05 | ||
35. | Обобщение курса обществознания 6 класса. | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...