Подготовка к ОГЭ по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему
Материал содержит задания для подготовки по теме "Типы экономических систем. Экономическая собственность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_ek_sistem_ek._sobstvennost.pptx | 63.68 КБ |
rabota_s_tekstom_tipy_ek_sistem_i_sobstvennost.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какой признак отличает традиционную экономику? 1) процветание фабричного производства 2) централизованное ценообразование 3) регулирование производства при помощи обычаев 4) преобладание частной собственности на средства производства
Верны ли следующие суждения о рыночной экономике? А. Для рыночной экономики характерно централизованное планирование производства. Б. Основой рыночной экономики является частная собственность на средства производства. 1) верно только А 2 ) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, ориентируясь на поведение и пристрастия потребителей. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z? 1) плановому 2) командному 3) рыночному 4) традиционному
В государстве Z большинство предприятий находятся в частной собственности, но существуют государственные и муниципальные предприятия. Какой из названных экономической системе присущи такие отношения собственности? 1) традиционной 2) рыночной 3) командной 4) централизованной
Какой пример свидетельствует о сохранении в смешанной экономике элементов традиционной экономической системы? 1) Использование промышленными предприятиями электроэнергии, произведенной ветряными электростанциями. 2) Изготовление фар для автомобилей небольшой фирмой-партнером крупного автогиганта. 3) Развитие ручного ремесленного промысла – изготовление глиняных игрушек и художественных изразцов. 4) Разработка текстильным предприятием новой коллекции тканей со старинным орнаментом.
В странах с рыночной экономикой государство 1) определяет перечень производимых товаров 2) гарантирует свободу предпринимательства 3) устанавливает размер заработной платы работникам 4) владеет большинством промышленных предприятий
На уроке учитель рассказывал об особенностях рыночной и командной экономики. Сравните эти два типа экономических систем. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. 1) производство товаров и услуг 2 ) конкуренция производителей 3 ) директивное управление трудовыми ресурсами 4 ) решение проблемы ограниченности ресурсов
Экономическая собственность
Гражданин П. много лет проживает в трёхкомнатной квартире, в которой ранее жили его родители. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что эта квартира является его собственностью? 1)Гражданин произвёл в квартире дорогой ремонт. 2) Гражданин имеет право продать эту квартиру. 3) Гражданин зарегистрирован в этой квартире. 4) Вместе с гражданином в этой квартире проживает его семья.
Предприятия различных форм собственности в условиях рынка объединяет необходимость 1) вложения средств в покупку земли 2) уплаты налогов в государственный бюджет 3) приобретения оборудования за рубежом 4) ежегодной выплаты дивидендов по акциям
Предприятие выпускает и распространяет среди своих работников ценные бумаги, дающие право на получение дивидендов по итогам года. Какой из перечисленных ниже признаков характеризует форму собственности данного предприятия? 1) предприятие находится в индивидуальной частной собственности 2) работники предприятия являются сособственниками-акционерами 3) собственником предприятия выступает государство 4) предприятие имеет льготы по налогу на прибыль
Верны ли следующие суждения о собственности? А. Владельцы акций предприятия не являются собственниками этого предприятия, а только получают право на ежегодные дивиденды. Б. Кооперативная собственность связана с трудовым участием собственников. 1) верно только А 2) верно только Б 3 ) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Кооперативная собственность - это разновидность коллективной собственности , собственность членов коллектива, добровольно объединившихся для совместной деятельности в какой-либо сфере на основе совместного использования материальных и денежных средств
Верны ли следующие суждения о предприятиях различных форм собственности? Предприятия различных форм собственности (государственные, индивидуальные, акционерные) должны А . заключать трудовые договоры с наёмными работниками. Б . ежегодно выплачивать дивиденды по ценным бумагам. 1 ) верно только А 2) верно только Б 3 ) верны оба суждения 4 ) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения об индивидуальном частном предприятии? А. Индивидуальное частное предприятие уплачивает налоги в государственный бюджет. Б. Индивидуальное частное предприятие выпускает ценные бумаги и продаёт их на фондовом рынке. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4 ) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о государственной собственности? А . Государственная собственность может сохраняться в условиях рынка. Б. Акционерное общество является одним из видов государственного предприятия. верно только А верно только Б 3 ) верны оба суждения 4 ) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о формах собственности? А . Одним из путей увеличения доли государственной собственности является национализация. Б. Конкурентная борьба производителей возможна лишь в условиях частной собственности.
Работники фирмы « Ивушка » являются её собственниками. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что « Ивушка » – акционерное предприятие? 1) Фирма взяла в банке кредит на развитие производства. 2) Работники получают дивиденды от имеющихся у них ценных бумаг предприятия. 3) Доходы распределяются между работниками. 4) Предприятие вовремя уплачивает налоги.
Предварительный просмотр:
В основе экономической теории лежат три основных вопроса. Что нужно производить и в каком количестве? Как будут производиться товары, то есть с помощью каких ресурсов, какой технологии? Для кого предназначаются производимые товары, то есть кто должен владеть этими товарами и извлекать из них пользу?
Ответы на эти вопросы не составляли бы большого труда, если бы возможности человечества были безграничны. Но, к сожалению, это не так. На Земле имеются определённые ресурсы: вода, леса, поля, полезные ископаемые. Количество этих ресурсов ограничено. Вместе с тем, каждый человек обладает определёнными потребностями, процесс удовлетворения которых бесконечен: на смену одних потребностей приходят другие.
В каждой стране свои экономические условия. Они определяют тип экономической системы. Экономическая система – это совокупность устойчивых, взаимосвязанных между собой хозяйственных отношений
и организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, обеспечивающих распределение ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
В командной (или плановой) экономике государство решает, что и в каком объёме производить. Государство также играет важную роль в перераспределении товаров и услуг, определяя, кто, что и сколько получит. В такой экономике у человека совсем нет выбора.
В экономике свободного рынка множество самостоятельно действующих покупателей и продавцов, для координации экономической деятельности и управления ею используются системы рынков и цен. Каждый хозяйствующий субъект стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Роль государства в экономике ограничена эмиссией денег, защитой частной собственности.
В реальности мы наблюдаем смешанную экономику. В её основе – рыночная экономика, базирующаяся на частной собственности на средства производства и рыночном механизме (спрос, предложение, цена, конкуренция). Государство с помощью налогов и займов регулирует свои затраты и частично перераспределяет блага.
(По материалам интернет-издания)
- Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- Как автор характеризует экономические ресурсы общества? Какие примеры экономических ресурсов он привёл? Какую задачу призвана решить экономическая система?
- Чем, по мнению автора, различается положение человека в условиях командной экономики и свободного рынка? Используя обществоведческие знания, укажите одно любое преимущество и один недостаток положения человека в условиях рынка.
- На основе текста и знаний обществоведческого курса составьте три предложения, раскрывающие роль государства в смешанной экономике.
- В стране Z все решения по основным экономическим проблемам принимает государство; оно является фактическим собственником средств производства, финансовых и прочих ресурсов. К какому типу относится экономическая система страны Z? С опорой на текст оцените эффективность такой экономической системы.
- На примере любой фирмы (предприятия) проиллюстрируйте три основных вопроса, которые она должна решить. (Сначала назовите вопрос, а затем приведите соответствующий пример.)
Конкуренция оказывает давление на производителей, побуждая их эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Она устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность: фирмы,
неспособные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Удачливым конкурентам приходится вести дела лучше, чем это делают фирмы-соперники. Добиваться этого можно различными способами: высоким качеством выпускаемой продукции, привлекательностью её внешнего вида, отличным сервисом, удобством расположения офиса, рекламой и ценами, – но при этом необходимо предлагать потребителям услуги, по ценности уж никак не меньшие, чем у ваших конкурентов.
Что удерживает «Макдоналдс», «Дженерал Моторз» или любую другую компанию от повышения цен, продажи некачественных товаров или от оказания некачественных услуг? Конкуренция. Если «Макдоналдс» не будет в состоянии продавать сэндвичи за скромную цену и с улыбкой, люди уйдут к его конкурентам, например в «Бургер Кинг».
Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешёвые способы производства. Предприниматели свободны в выборе новых продуктов или перспективных технологий – им нужна лишь поддержка инвесторов. В рыночной экономике не требуется одобрения со стороны центральных плановых органов, большинства в парламенте или рыночных конкурентов. Тем не менее конкуренция заставляет предпринимателей и поддерживающих их инвесторов быть расчётливыми; их идеи должны выдержать «проверку реальностью». Если потребители оценят новаторскую идею так высоко, что это покроет издержки производства товара или услуги, то процветание и успех нового бизнеса обеспечены; если же нет, неминуем крах. Потребители являются окончательными судьями успешности нововведений и удачливости бизнеса.
В отличие от других экономических систем, рыночная экономика не предопределяет и не ограничивает типы фирм, которым разрешено участвовать в конкуренции.
(По Р. Строупу, Дж. Гвартни)
- Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- Какие черты рыночной экономики, кроме конкуренции, упомянули авторы? Используя текст, укажите три черты.
- Как, по мнению авторов, конкуренция влияет на производителей (укажите любые три проявления влияния)?
- Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните: а) кого экономисты называют инвестором; б) значение инвестиций в рыночной экономике.
- Какие способы победы над конкурентами названы в тексте? Укажите любые два из них и проиллюстрируйте каждый конкретным примером.
- Предприниматель вложил значительную сумму денег в открытие собственного магазина оригинальных подарков, однако молодёжи, заходившей в магазин, товары казались слишком дорогими, а взрослым покупателям – непрактичными и бессмысленными. Предприниматель разорился. Найдите в тексте и запишите объяснение данной ситуации. Какие факторы формирования потребительского спроса проявились в данной ситуации (укажите два фактора)?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа подготовки к ГИА по обществознанию
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социоло...
Факультатив "Подготовка к ГИА по обществознанию"
Программа факультатива поможет подготовить школьников к аттестации в форме ГИА. Содержит тематическое планирование, список литературы, собственно , программу и учебно - тренировочныйе тесты по раздела...
Тесты для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ...
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 10 класс...
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию.Работа с заданием С9.
Структура написания эссе. Советы при работе с заданием С9...
Рабочая учебная программа курса «Человек и общеcтво" для дистанционного обучения по обществознанию учащихся 9-х классов. "Подготовка к ГИА по обществознанию".
Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9 и...