Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с разными учебными возможностями
материал для подготовки к егэ (гиа)
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут
как средство развития детей с разными учебными возможностями
Шелестюк Е.В., учитель русского языка МБОУ СШ №21
На сегодняшний день единый государственный экзамен (ЕГЭ или ОГЭ в 9-х классах) стал единственной формой государственной аттестации выпускников российских школ, инструментом управления качеством образования. С помощью ЕГЭ и ОГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь.
Новая форма сдачи экзамена, внедрение новых образовательных стандартов потребовали использование новых авторских разработок и методик.
В связи с этим я считаю, что актуальной на сегодняшний день является разработка Индивидуального образовательного маршрута как средства развития детей с низкими учебными возможностями. Осознание актуальности данного нововведения позволит учителям сократить количество неуспевающих и педагогически запущенных детей.
Участвую в этой форме сдачи экзамена с 2008 года, поэтому существует своя система подготовки к аттестации учащихся по предмету, которая даёт неплохие результаты: В 2008 году результаты ГИА выше регионального: русский язык – средний балл 3,9; литература – 4,3. В 2014 году обучающиеся 9-х классов при 100% успеваемости на экзамене по русскому языку в новой форме показали качество 70%. В 2015-2016 учебном году качество знаний учащихся составило по русскому языку 65%, по литературе – 79%, а по результатам ГИА 2016 года по русскому языку при 100% успеваемости и 88% качества средний балл составил 4,3 балла. По результатам ГИА в новой форме по литературе при 100% успеваемости средний балл – 4, качество 67%. Это позволяет сделать вывод о стабильности качества знаний по русскому языку.
С целью эффективной подготовки выпускников к ГИА в работе с учащимися возникла необходимость разработки системы для отслеживания уровня сформированности знаний, умений и навыков. И опыт показал, что внедрение ИОМ помогает ликвидировать пробелы в знаниях, осуществляет психолого – педагогическую поддержку ребенка, тем самым повышает уровень учебной мотивации.
Методика моей работы заключается в следующем:
1)подготовка к ГИА учащихся начинается с пятого класса. Для этого активно начинаю внедрять после изучения разделов уроки – зачеты, состоящие из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части дети отвечают на вопросы, оценивающие базовый уровень ( образовательный стандарт) по данной теме. На практической части урока предлагаются тестовые задания. Учитель работает на уроке с каждым учеником индивидуально, выявляет пробелы в знаниях, фиксирует в своей тетради. Остальные работают самостоятельно. Учащиеся, которые не справились с зачетом или имеют желание получить иную оценку, затем работают с одноклассниками, которые лучше всех усвоили темы раздела. Только после сдачи зачета проводится контрольная работа по изученному разделу, и это уже не тест, а диктант с грамматическими заданиями.
Диктанты анализирую, выписываю каждую ошибку ученика, и такие записи ведутся в течение всех шести лет, пока ученик учится в школе. Поэтому можно проследить, с какими знаниями пришел ученик в 5 класс и чего он достиг к окончанию 11 класса.
2)Также с 5 по 11 классы работаем с пособиями «Тесты для промежуточной аттестации» Н. А. Сениной издательства «Легион», «ЕГЭ без проблем» Н.В.Смирновой издательства ИРО Екатеринбурга. Ученики под руководством учителя заводят специальные тетради «Подготовка к ЕГЭ», которые ведутся с 5 класса. Дети выполняют предложенный вариант дома, а в начале урока учитель называет верные ответы, дети ставят «+» или «-». Коллективно объясняют свое решение при выполнении тестового задания, ошибки разбираются. Такая работа проводится во всех классах систематически.
3)В течение учебного года провожу несколько «пробных экзаменов», чтобы ученики тренировались в выполнении видов заданий, видели свои сильные и слабые стороны изучаемых тем. После каждого тренировочного мероприятия провожу полный анализ работы с разбором заданий.
4)С целью эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ в 11 классе, к ОГЭ в 9 классе практикую ведение индивидуального маршрута.
Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развития человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. Считается, что обучение не может быть успешным, если игнорируются индивидуальные особенности обучаемых, трудности, испытываемые каждым, различие в темпе и степени усвоения материала. Индивидуальный подход требует изучения сложного внутреннего мира обучаемых, анализа системы сложившихся отношений и тех многообразных условий, в котором происходит формирование личности. По своей сущности индивидуальное обучение есть ни что иное как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса заданий, однако, если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учётом учебных возможностей.
Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения.
От четкого и правильного «диагноза» состояния уровня обученности учащегося зависит составление его индивидуального маршрута подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Работа с индивидуальными образовательными маршрутами:
- В содержательную структуру индивидуального образовательного маршрута положены «Перечень проверяемых элементов содержания по кодификатору», которые обязательно предлагаются в спецификации экзаменационной работы.
- Механизм мониторинга прост: ученику нужно выполнить несколько тестовых заданий, выявить явные пробелы по предмету, заполнить Лист учета ошибок, составить вместе с учителем индивидуальный маршрут.
- Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (обще учебные умения и навыки) ему необходимы.
- Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор “своего” домашнего задания.
- В результате ликвидации пробелов в знаниях ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребёнка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).
С самого начала учебного года даю нужную информацию о ОГЭ или ЕГЭ учащимся и родителям, чтобы создать положительный психологический настрой и снизить тревожность детей.
В заключение еще раз отмечу, что для достижения цели –сдачи ЕГЭ на высоком уровне -необходимо сотрудничество учителя с каждым учащимся по достижению учебной цели. Большой упор необходимо направить на включенность детей в сам процесс познания, помочь детям осознать практическую ценность теоретических сведений, научить учеников учиться, а не только «натаскивать» на тестирование. И обновление системы образования, то есть новые федеральные стандарты, учат детей самостоятельно добывать знания, делать выводы и умозаключения. Критически мыслящий ученик с багажом глубоких, прочных знаний и хорошо сформированных умений справится с любыми экзаменационными испытаниями.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Индивидуальный план подготовки учащихся к основному государственному экзамену по русскому языку в 2015-2016 году.
Учитель МБОУ «СШ №21» города Нижневартовска Шелестюк Е.В.
Цель: обеспечить качественную подготовку обучающихся 9Б,9В классов к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме основного государственного экзамена.
Задачи: организовать эффективную работу по подготовке к Государственной итоговой аттестации по русскому языку всех категорий обучающихся
- слабоуспевающих обучающихся (с низким уровнем обучаемости по русскому языку),
- обучающихся, имеющих средний уровень обучаемости по предмету,
- обучающихся, имеющих пробелы в знаниях по причине пропуска уроков, часто болеющих учеников (низкий уровень обученности).
№ | Мероприятия | Сроки/формы организации | Примечание (категория) |
Информационная работа | |||
1 | Знакомство с возможными формами прохождения ГИА по русскому языку (ОГЭ, ГВЭ) | Сентябрь/ на уроке | Все обучающиеся 9 Б, 9В кл |
2 | Знакомство с демоверсией ГИА по русскому языку | Октябрь/на уроке | Все обучающиеся 9 Б, 9В кл |
3 | Обучение заполнению бланков ответов | Ноябрь/на уроке | Все обучающиеся 9 Б, 9В кл |
4 | Знакомство обучающихся с кодификатором и спецификацией КИМ для проведения ГИА | Ноябрь/на уроке | Все обучающиеся 9 Б, 9В кл |
5 | Оформление стенда в кабинете №401 с размещением материалов по вопросам ГИА по русскому языку : бланки ответов, демонстрационный вариант, опорные задания, инструкцией для учащихся, другое | Обновление в течении Сентябрь - Май | Все обучающиеся 9 Б, 9В кл |
6 | Оформление сводных ведомостей по результатам проведенных срезов | Сентябрь - Май | Все обучающиеся 9 Б, 9В кл |
7 | Информирование о результатах репетиционных экзаменов на уровне школы | Декабрь, апрель (по плану работы) | Все обучающиеся 9 Б, 9В кл |
8 | Знакомство обучающихся с приказом «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2016 году», | Февраль/ через стенд, на уроке | Все обучающиеся 9 Б, 9В кл |
9 | Информирование по вопросу изменений в Порядок проведения ГИА | Сентябрь – Май/на уроке, через стенд | Все обучающиеся 9 Б, 9В кл |
10 | Информирование родителей о результатах подготовки обучающихся к ГИА по русскому языку | В течение года на родительских собраниях | Родители всех обучающихся |
Мероприятия по обеспечению качественной подготовки обучающихся к ОГЭ | |||
1. | Диагностическая работа по выявлению пробелов в знаниях обучающихся, планирование коррекционной работы, распределение обучающихся по группам | Сентябрь/на уроке | Все обучающиеся 9 Б, 9В кл |
2. | Организация работы коррекционных групп | Октябрь/составление графика консультаций, дополнительных занятий | По группам |
3 | Репетиционный экзамен по русскому языку (на уровне школы, города с соблюдением процедуры проведения ОГЭ) | Декабрь апрель | Все обучающиеся 9 Б, 9В кл |
4 | Многократное проведение пробы сил по русскому языку, ведение мониторинга результатов обученности ( тематические срезы на уровне учителя) | Январь-май | Все обучающиеся 9 Б, 9В кл |
5 | Отработка технологии проведения экзамена по русскому языку в форме ОГЭ (на уровне учителя) | Декабрь-Май | Все обучающиеся 9 Б, 9В кл |
6 | Анализ результатов | В течение года | Все обучающиеся 9 Б, 9В кл |
7. | Повышение эффективности уроков русского языка через внедрение новых технологий | В течение года | Все обучающиеся 9 Б, 9Б кл |
8 | Организация самостоятельной работы обучающихся | В течение года | Все обучающиеся 9 Б, 9В кл |
9. | Курсы по выбору | В течение года | Все обучающиеся 9Б, 9В классов |
Коррекционная работа по ликвидации пробелов | |||
1. | Составление ИОМ (индивидуальных образовательных маршрутов) для различных категорий обучающихся | Октябрь | -со слабоуспевающими м обучающимися -с высоким уровнем обучаемости -имеющих пробелы по причине пропуска уроков |
2. | Проведение дополнительных занятий, консультаций | С 27.10.15 по 25.05.16 (график консультаций) Осенние каникулы (график дополнительных занятий) Зимние каникулы (график дополнительных занятий) Весенние каникулы (график дополнительных занятий) | По категориям обучающихся |
3. | Дифференцированный подход к обучающимся при организации уроков русского языка | В течение года | По категориям обучающихся |
Работа по развитию учащихся, имеющих высокий уровень обученности по предмету | |||
1. | Отработка опорных заданий повышенного уровня | В течение года | с высоким уровнем обучаемости |
2. | Участие в олимпиадах | В течение года | с высоким уровнем обучаемости |
Работа с родителями | |||
1. | Индивидуальное консультирование родителей по вопросам оказания содействия обучающимся при подготовке к ГИА по русскому языку | В течение года | По категориям обучающихся |
2. | Профилактические беседы с родителями обучающихся, имеющих пропуски уроков | В течение года | Родители данной категории обучающихся 9Б, 9В |
Взаимодействие с учителями, психологом | |||
1. | Взаимодействие с классным руководителем по вопросу текущей успеваемости, посещаемости учебных занятий, реализации ИОМ | В течение года | По категориям обучающихся |
2. | Взаимодействие с психологом школы по вопросу особенностей обучения | В течение года | По категориям обучающихся |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Индивидуальный маршрут подготовки к ОГЭ по предмету русский язык
___________________________, учаще_____ 9__ класса
№ | Элемент содержания | Уровень задания | Максимальный балл | Тренировка дата | Затруднения | |||||
2 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста | Б | 1 | |||||||
3 | Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности | Б | 1 | |||||||
4 | Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание | Б | 1 | |||||||
5 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени | Б | 1 | |||||||
6 | Словосочетание | Б | 1 | |||||||
7 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения | Б | 1 | |||||||
8 | Осложнённое простое предложение | Б | 1 | |||||||
9 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | Б | 1 | |||||||
10 | Синтаксический анализ сложного предложения | Б | 1 | |||||||
11 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и в сложноподчинённом предложениях | Б | 1 | |||||||
12 | Синтаксический анализ сложного предложения | Б | 1 | |||||||
13 | Сложные предложения с разными видами связи между частями | Б | 1 | |||||||
14 | Сложное предложение | Б | 1 |
Индивидуальный маршрут подготовки к ОГЭ по предмету русский язык
___________________________, учаще_____ 9__ класса
Сжатое изложение | Уровень | баллы | Дата тренировки | затруднения | ||||||
1 | Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. | Б | 7 | |||||||
ИК1 Точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы (3) | 2 | |||||||||
ИК2 Применил один или несколько приемов сжатия текста , использовав их на протяжении свего текста | 3 | |||||||||
ИК3. Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Соблюдается абзацное членение текста | 2 |
Практическая грамотность | Б | 10 | ||||||||
К1.Соблюдение орфографических норм. | 2 | |||||||||
К2.Соблюдение пунктуационных норм. | 2 | |||||||||
К3.Соблюдение грамматических норм. | 2 | |||||||||
К4.Соблюдение речевых норм. | 2 | |||||||||
Ф1.Соблюдение фактической точности. | 2 |
Индивидуальный маршрут подготовки к ОГЭ по предмету русский язык
___________________________, учаще_____ 9__ класса
Сочинение - рассуждение | Уровень | Баллы | Дата тренировки | |||||||
15 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. | В | 9 | |||||||
К1.Привести рассуждение на теоретическом уровне. | 2 | |||||||||
К2.Привести 2 аргумента и указать их роль в тексте. | 3 | |||||||||
К3.Смысловая цельность текста. Речевая связность и последовательность. | 2 | |||||||||
К4. Композиционная стройность и завершенность | 2 |
Практическая грамотность | Б | 10 | ||||||||
К1.Соблюдение орфографических норм. | 2 | |||||||||
К2.Соблюдение пунктуационных норм. | 2 | |||||||||
К3.Соблюдение грамматических норм. | 2 | |||||||||
К4.Соблюдение речевых норм. | 2 | |||||||||
Ф1.Соблюдение фактической точности. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации индивидуальной работы учащихся с разными учебными возможностями»
Развитие художественно-творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства....
Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Практическое пособие для педагогов, работающими с детьми с ОВЗ. Дидактические материалы, рекомендации....
Базовая модель обобщения педагогического опыта учителя по теме "Дидактическая игра как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья"
Развитие и коррекция интеллектуальной и личностной сфер воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики посредствам дидактической игры....
Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.Развитие школьника с особыми образовательными возможностями может осу...
Презентация к выступлению на заседании МЦ: "Влияние индивидуального образовательного маршрута на развитие и формирование универсальных учебных действий"
Презентация к выступлению на заседании методического объединения...
Методическая разработка открытого занятия «Музыкально-ритмические упражнения как средство развития физических данных и творческих возможностей детей»
Методическая разработка открытого занятия. Тема «Музыкально-ритмические упражнения как средство развития физических данных и творческих возможностей детей» (ритмопластика). Форма занятия к...
Статья по теме: Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Исходя из того, что профориентация – это комплекс психолого -педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределениешкольника, следует, что профорентационная работа реализуется чере...