элективный курс "Практическое обществознание"
рабочая программа по обществознанию (9 класс) по теме
Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ по обществознанию. Занятия по подготовке к ГИА по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_elektivnyy_kurs.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»
Рабочая программа элективного курса
«Практическое обществознание»
УМК: Л.Г. Боголюбов. Обществознание; изд-во
– М: «Просвещение», 2017г.
Класс: 9
Количество часов: 34
Разработана на основе ФГОС ООО
Составил: Федотова Е.А., учитель
истории и обществознания
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ по обществознанию. Занятия по подготовке к ГИА по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ГИА.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
- работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать:
- биосоциальную сущность человека
- основные этапы и факторы социализации личности
- место и роль человека в системе общественных отношений
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
- основные социальные институты и процессы
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
- особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
- решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Срок реализации: 1год.
Количество часов: 34 часа.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час
Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.
Прогнозируемый результат:
к окончанию года обучения обучающиеся должны:
знать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака
- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания;
уметь:
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами
- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
-овладение навыками компьютерных технологий;
-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.
В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся формируются следующие умения:
Рефлексивные:
- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
- определять основания и способы своих и чужих действий;
- определять способы видения мира другими людьми;
Логические:
- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;
- оперировать с абстракциями различной степени сложности;
- выдвигать гипотезы;
Текстовые:
- уметь освещать материал логически, последовательно;
- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;
Коммуникативные:
- определять основания чужой точки зрения;
- вести дискуссию;
- проявлять толерантность;
Содержание программы элективного курса
«Практическое обществознание»
№ | Раздел, тема | Теория | Практика |
Ведение | Введение. Требования к итоговой аттестации учащихся. Общая характеристика КИМов по обществознанию. Критерии оценивания заданий.
| Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу. Памятка и способы работы с источниками. Основные структурные и содержательные характеристики КИМов по обществознанию. | |
1 | Общество и человек | Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Деятельность и её виды. | Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям) Общество и человек, личность, индивид. Решение заданий. |
2 | Экономика | Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Производство и труд. Заработная плата. Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Безработица как социальное явление. Налоги. | практикум: «Экономика» (задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Решение задач.
|
3 | Социальная сфера | Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. | практикум: «Социальная сфера»; выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Социальные отношения (задание на обращение к социальным реалиям) Социальные отношения. Решение задач. |
4 | Политика | Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство, политические режимы. выборы, референдум; партии и движения. Основной закон государства; основы конституционного строя РФ; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства, местное самоуправление. | Практикум: «Политика»; выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Политика (задание на обращение к социальным реалиям) |
5 | Право | Понятие «Право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребенка. гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы – | практикум: «Право» ;выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Работа с нормативными документами – задание на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений. |
6 | Культура | Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека. наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы | практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Духовная культура (задание на обращение к социальным реалиям). Решение задач. |
7 | Итоговый контроль | Итоговый контроль | Самостоятельная работа |
Учебно-тематическое планирование курса
«Практическое обществознание»
№ | Тема | Кол-во часов | № урока | Форма работы |
Входной контроль | 1 | 1 | тест | |
Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ | 1 | 2 | лекция | |
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по обществознанию | 1 | 3 | лекция | |
1 | Понятие «Общество». Типы обществ | 1 | 4 | лекция |
Решение тестовых заданий по содержательной линии «Общество» | 1 | 5 | практикум | |
Решение проблемных и иллюстративных задач по теме «Общество» | 1 | 6 | практикум | |
Работа с документами по теме: «Человек, Общество, Природа» | 1 | 7 | практикум | |
Деятельность человека, ее основные виды | 1 | 8 | лекция | |
Выполнение тестовых заданий по содержательной линии «Деятельность» | 1 | 9 | практикум | |
Выполнение тестовых заданий по содержательной линии «Человек» | 1 | 10 | практикум | |
Решение иллюстративных и проблемных задач по теме «Человек» | 1 | 11 | практикум | |
2 | Экономика, ее роль в жизни общества | 1 | 12 | лекция |
Экономические системы | 1 | 13 | лекция | |
Выполнение тестовых заданий по содержательной линии «Экономика» | 1 | 14 | практикум | |
Решение графических заданий по теме: «Экономика» | 1 | 15 | практикум | |
Работа с документами по теме: «Экономика» | 1 | 16 | практикум | |
3 | Социальная структура. Социальные отношения | 1 | 17 | лекция |
Семья, типы семей | 1 | 18 | лекция | |
Решение тестовых заданий по содержательной линии «Социальная сфера» | 1 | 19 | практикум | |
Решение проблемных и иллюстративных заданий по теме «Социальная сфера» | 1 | 20 | практикум | |
Работа с документами по теме: «Социальная сфера» | 1 | 21 | практикум | |
4 | Политика, ее роль в жизни общества. Государство, формы правления | 1 | 22 | лекция |
Решение тестовых заданий по содержательной линии «Политика» | 1 | 23 | практикум | |
Решение проблемных и иллюстративных заданий по теме «Политика» | 1 | 24 | практикум | |
Работа с документами по теме «Политика» | 1 | 25 | практикум | |
5 | Понятие «Право». Нормы права. Отрасли права | 1 | 26 | лекция |
Решение тестовых заданий по содержательной линии «Право» | 1 | 27 | практикум | |
Решение проблемных и иллюстративных заданий по теме «Право» | 1 | 28 | практикум | |
6 | Понятие «Культура» Духовная жизнь общества | 1 | 29 | лекция |
Решение тестовых заданий по содержательной линии «Духовная сфера общества» | 1 | 30 | практикум | |
Работа с документами по теме «Духовная сфера общества» | 1 | 31 | практикум | |
Итоговая работа | 2 | 32-33 | Сам. раб | |
Работа над ошибками | 1 | 34 |
Учебно-методическое обеспечение курса
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2017.
2..Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2005.
3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9 клссов: М., 2004.
4.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 1997.
5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2004.
6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. — М.: ЦГО,1997-2000.
7. Интернет-ресурсы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
- Алексеев В.П. Становление человечества. М., 2000
- Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 2001
- Андреева Г.М. Социальная психология . М.,1994г.
- Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие, М., 2002
- Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки.Л., 2003
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2004
- Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды 2-е изд., перераб. М., 2004
- Здоавомыслов А.Г. Социология конфликтов. М., 2004
- Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 2004
- Лихачев Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. Л., 2004
- Русская нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 2005
- Семеникова Л.И. Цивилизация в истории человечества, учебное пособие. Брянск, Курсив, 2004
- Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: пособие для старшеклассников. М., 2003
- Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 2004
Список источников.
http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»
http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm - полная электронная версия курса «Введение в обществознание» 8-9 кл
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы элективного курса "Обществознание: подготовка к ЕГЭ (Основы обществоведческих знаний)" для 10-11 классов
p { margin-bottom: 0.21cm; } Элективный курс «Обществознание: подготовка к ЕГЭ» в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей: - актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ...
Элективный курс "Обществознание для поступающих в ВУЗ"
Элективный курс включает материал школьного курса «0бществознание», который проверяется на едином государственном экзамене. Структура курса соответствует Стандарту среднего (полного)...
Программа элективного курса "Обществознание: теория и практика" для 10-11 класса
В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввес...
Элективный курс "Обществознание: теория и практика". 10–11-е классы
В данной разработке представлена пояснительная записка, учебно-тематический план курса....
программа элективного курса обществознание
Имею право...
Элективный курс "Обществознание - теория и практика"
Элективный курс для учащихся 10-11 классов....