элективный курс "Практическое обществознание"
рабочая программа по обществознанию (9 класс) по теме

Елена Федотова

Данный  курс  предназначен для подготовки обучающихся  9-х классов к ОГЭ по обществознанию. Занятия по подготовке к  ГИА по обществознанию  предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию.  Занятия  ориентированы на  повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х  классов к ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_elektivnyy_kurs.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»

 

Рабочая программа элективного курса

«Практическое обществознание»

                                    УМК:  Л.Г. Боголюбов. Обществознание; изд-во              

                                                  – М: «Просвещение», 2017г.

                                    Класс: 9

                                    Количество часов:  34

Разработана  на основе ФГОС ООО

Составил: Федотова Е.А., учитель

истории и обществознания

             

Пояснительная записка

Данный  курс  предназначен для подготовки обучающихся  9-х классов к ОГЭ по обществознанию. Занятия по подготовке к  ГИА по обществознанию  предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию.  Занятия  ориентированы на  повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х  классов к ГИА.

Практические работы  в рамках курса включают следующие формы:

- работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

                           Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать:

  • биосоциальную сущность человека
  • основные этапы и факторы социализации личности
  • место и роль человека в системе общественных отношений
  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
  • основные социальные институты и процессы
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
  • особенности социально-гуманитарного познания

Уметь 

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для 

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий
  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Срок реализации: 1год.

Количество часов: 34 часа.

Формы организации занятий:  групповая в сочетании с индивидуальной

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия – 1 учебный час

Формы  и методы обучения: технология социального развития,  лекции, лабораторные работы, практические занятия,  дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.

Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.

Прогнозируемый результат:

к окончанию года обучения обучающиеся должны:

знать

 -  социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

 - сущность общества как формы совместной деятельности людей;

 - характерные признаки основных сфер жизни общества;

 - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

 - существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака

 - термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

 - характерные черты социального объекта, элементы его описания;

уметь:

 - сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

 - приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами  

 - осуществлять поиск социальной информации в различных источниках

 -   оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

 - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

 - применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

 - формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

 - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;

-овладение навыками компьютерных технологий;

-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.

В результате прохождения курса «Практическое обществознание»  у обучающихся формируются следующие умения:

Рефлексивные:

 - соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;

 - определять основания и способы своих и чужих действий;

 - определять способы видения мира другими людьми;

Логические:

 - сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;

- оперировать с абстракциями различной степени сложности;

 - выдвигать гипотезы;

Текстовые:

 - уметь освещать материал логически, последовательно;

 - при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;

Коммуникативные:

 - определять основания чужой точки зрения;

- вести дискуссию;

 - проявлять толерантность;

Содержание программы элективного курса

«Практическое обществознание»

Раздел, тема

Теория

Практика

Ведение

Введение. Требования к итоговой аттестации учащихся.

Общая характеристика КИМов по обществознанию. Критерии оценивания заданий.

 

Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу.

 Памятка и способы  работы с источниками.

Основные структурные и содержательные характеристики КИМов по обществознанию.

1

Общество и человек

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы  общественной жизни и их взаимосвязь. Традиционное, индустриальное, информационное общества.

Деятельность и её виды.

Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям) Общество и человек, личность, индивид. Решение заданий.

2

Экономика

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности.  

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Производство и труд. Заработная плата.

Предпринимательство и  его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Безработица как социальное явление. Налоги.

практикум: «Экономика»

(задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Решение задач.

 

3

Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Взаимодействие людей в многонациональном обществе.

практикум: «Социальная сфера»; выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Социальные отношения

(задание на обращение к социальным реалиям) Социальные отношения. Решение задач.

4

Политика

Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство, политические режимы.

 выборы, референдум; партии и движения. Основной закон государства; основы конституционного строя РФ; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства, местное самоуправление.

Практикум: «Политика»;  выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Политика

(задание на обращение к социальным реалиям)

5

Право

Понятие «Право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребенка.

гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы –

практикум: «Право» ;выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений

Работа с нормативными документами –

задание на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений.

6

Культура

Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека.

наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Духовная культура (задание на обращение к социальным реалиям). Решение задач.

7

Итоговый контроль

Итоговый контроль

Самостоятельная работа

 

Учебно-тематическое планирование курса

«Практическое обществознание»

Тема

Кол-во часов

№ урока

Форма работы

Входной контроль

1

1

тест

Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ

1

2

лекция

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы  по обществознанию

1

3

лекция

1

Понятие «Общество». Типы обществ

1

4

лекция

Решение тестовых заданий по содержательной линии «Общество»

1

5

практикум

Решение проблемных и иллюстративных задач по теме «Общество»

1

6

практикум

Работа с документами по теме: «Человек, Общество, Природа»

1

7

практикум

Деятельность человека, ее основные виды

1

8

лекция

Выполнение  тестовых заданий по содержательной линии «Деятельность»

1

9

практикум

Выполнение  тестовых заданий по содержательной линии  «Человек»

1

10

практикум

Решение иллюстративных  и проблемных задач по теме «Человек»

1

11

практикум

2

Экономика, ее роль в жизни общества

1

12

лекция

Экономические системы

1

13

лекция

Выполнение  тестовых заданий по содержательной линии   «Экономика»

1

14

практикум

Решение графических заданий по теме: «Экономика»

1

15

практикум

 Работа с документами по теме: «Экономика»

1

16

практикум

3

Социальная структура. Социальные отношения

1

17

лекция

Семья, типы семей

1

18

лекция

Решение тестовых заданий по содержательной линии «Социальная сфера»

1

19

практикум

Решение проблемных и иллюстративных заданий по теме «Социальная сфера»

1

20

практикум

Работа с документами по теме: «Социальная сфера»

1

21

практикум

4

Политика, ее роль в жизни общества. Государство, формы правления

1

22

лекция

Решение тестовых заданий по содержательной линии «Политика»

1

23

практикум

Решение проблемных и иллюстративных заданий по теме «Политика»

1

24

практикум

Работа с документами по теме «Политика»

1

25

практикум

5

Понятие «Право». Нормы права. Отрасли права

1

26

лекция

Решение тестовых заданий по содержательной линии «Право»

1

27

практикум

Решение проблемных и иллюстративных заданий по теме «Право»

1

28

практикум

6

Понятие «Культура» Духовная жизнь общества

1

29

лекция

Решение тестовых заданий по содержательной линии «Духовная сфера общества»

1

30

практикум

Работа с документами по теме «Духовная сфера общества»

1

31

практикум

Итоговая работа

2

32-33

Сам. раб

Работа над ошибками

1

34

                                 

 

Учебно-методическое обеспечение курса

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2017.

2..Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2005.

3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9  клссов: М., 2004.

4.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 1997.
5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2004.

6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. — М.: ЦГО,1997-2000.

7. Интернет-ресурсы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 2000
  2. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 2001
  3. Андреева Г.М. Социальная психология . М.,1994г.
  4. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие, М., 2002
  5. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки.Л., 2003
  6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2004
  7. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды 2-е изд., перераб. М., 2004
  8. Здоавомыслов А.Г. Социология конфликтов. М., 2004
  9. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой  Руси. М., 2004
  10. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. Л., 2004
  11. Русская нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 2005
  12. Семеникова Л.И. Цивилизация в истории человечества, учебное пособие. Брянск, Курсив, 2004
  13. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: пособие для старшеклассников.    М., 2003
  14. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 2004

                                             

                                                    Список источников.

http://www.humanities.edu.ru/    -  портал «Гуманитарное образование»

   http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm    - полная электронная версия курса    «Введение в обществознание» 8-9 кл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы элективного курса "Обществознание: подготовка к ЕГЭ (Основы обществоведческих знаний)" для 10-11 классов

p { margin-bottom: 0.21cm; } Элективный курс «Обществознание: подготовка к ЕГЭ» в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей: - актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ...

Элективный курс "Обществознание для поступающих в ВУЗ"

Элективный курс включает материал школьного курса «0бществознание», который проверяется на едином государственном экзамене. Структура курса соответствует Стандарту среднего (полного)...

Программа элективного курса "Обществознание: теория и практика" для 10-11 класса

В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввес...

Элективный курс "Обществознание: теория и практика". 10–11-е классы

В данной разработке представлена пояснительная записка, учебно-тематический план курса....

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс для учащихся 10-11 классов....