Разработка урока "Ненаучное познание"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема открытого урока по обществознанию 10 класс «Ненаучное познание».
Цели: - рассмотреть один из видов деятельности человека – познание окружающего мира и самого себя
- осветить такие способы и формы ненаучного познания, как миф, опыт
повседневной жизни, жизненная практика, народная мудрость,
художественное освоение мира.
- способствовать выработке у учащихся навыков познания мира ненаучными
способами и принятия правильных решений при различных ситуациях,
возникающих в повседневной жизни.
Оборудование: - учебник Боголюбова В.А., Сто великих мифов, карточки с
пословицами, загадками, рецептами, картины Шишкина, портрет
Шаляпина, Достоевский Ф. Г. Преступление и наказание, учебник
родной литературы 10 класса, кассета с классической музыкой.
« Учитесь, читайте, размышляйте и
извлекайте из всего самое полезное»
Н.И.Пирогов
Ход урока.
1. Организационные вопросы.
2. Проверка домашнего задания по вопросам:
- Каковы особенности научного знания?
- Назовите основные способы и методы научного познания.
- Существуют две противоположные взгляды и на соотношение науки и
религии:
1) Религия и наука непримиримы, успехи науки и подрывают
религиозные мировоззрения.
2) Религия и наука могут совмещаться в мировоззрении личности, как
два независимых начала, относящихся к разным сферам духовного
мира.
Какая точка зрения убедительней?
3. Тестирование по теме «Наука»
4. Подведение итога.
Таким образом, одним из способов познания окружающего мира является научное познание. Как вы усвоили эту тему покажет мини-тест по теме «Наука».
5. Изучение новой темы.
Сегодня мы с вами продолжаем рассматривать одного из видов деятельности
человека – познание, такими способами ненаучного познания, как:
- Мифы.
- Опыт повседневной жизни и жизненная практика
- Народная мудрость.
- Художественное освоение мира.
- 1-й пункт нашей темы «Миф». Вспомним определение понятия
Мифология – (греч. Muthos сказание ) – 1) Совокупность мифов (рассказов,
повествований о богах, героях), отражавших фантастическое
представление людей в раннеклассовом обществе о мире,
природе и человеческом бытии.
2) Наука, изучающаяся мифы, их возникновение, содержание,
распространение.
Миф, в отличие от науки, которая стремится объяснить мир, установить
взаимосвязь между причинами и следствием, заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или отдельные события.
До нас дошли мифы различных народов мира. Особенно известны образы мифологии Древней Греции, Древнего Рима, Индии, Древнего Египта.
Вам было дано опережающее задание – подготовить рассказ мифа. Мы с вами послушаем миф и сразу сделаем вывод о том, что мы узнали из данного мифа.
- Миф Древней Греции о Прометее.
Вывод: Этот миф показывает, что происхождение науки, знаний о мире
объясняется подвигом Прометея.
- Библейский миф о царе Соломоне.
Вывод: В этом мифе утверждается система правил и ценностей, какими
должен обладать царь, и им он и другие цари должны следовать.
- Миф Древнего Египта о сотворении мира и человека.
Вывод: Миф показывает процесс творения мира и человека.
- Миф Древнего Рима об основании Рима.
Вывод: Как возник Великий Город – Рим – один из самых великих и
древнейших городов мира.
Мифы дали начало сказкам и героическому эпосу. Вспомним определение
героического эпоса – это сказание о прошлом, содержащее целостную
картину жизни народа.
Известными примерами героического эпоса, тесно связанного с мифологией являются поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея», индийские «Рамаяна», «Махабхарата», сказания о былинных богатырях русского народа – об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче. Давайте отдохнем и послушаем сказание Древней Руси – «Садко».
Вывод 1 пункта темы. Т.о. мифы, сказки, народный эпос являются одним из способов сохранения жизненного опыта народов, приемов мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире.
Как сказал итальянский философ Д.Вико (1668-1744гг): «Мифы- первое издание умственного словаря человечества. Мифы - живая память, сохранявшая свою совокупность знаний, у3мении, опыта, бесписьменной эпохи, накопленного не одним поколением людей.
- 2 пункт темы. Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни. Всем понятно, что жизненную практику мы с вами получаем ежедневно, ежеминутно и т.д. И человечество не только стремилось объяснить мир в целом, но и просто трудилось, людей постигали неудачи, добивались результатов.
- Обсуждение передачи «Последний герой», о племенах героев и звезд.
Практическому знанию, который возникает в ходе накопления опыта, помогают и такие применяемые нами слова «щепотку», «чуть-чуть», «на глазок». Когда печете пирог вы же не измеряете сколько граммов надо соли, соды и т.д. Для того чтобы тесто поднялось необходимо добавить соду, но я добавляю соду, гашенную в уксусе.
Современная наука не может полностью вытеснить знание умельца – практика, который выполняет тонкую работу без всякого микроскопа.
Итак, жизненный опыт мы приобретаем все, усваиваем и оценки, нормы поведения, действуя при этом без специальных усилий, просто, действуя по образцу. Например, по нормам этикета, мы моем руки перед едой, ведь родители вам постоянно не говорят вам, что ваши руки загрязнены микробами на сколько-то %. Или в помещении мужская половина должна снять головные уборы, а прекрасная половина это может сделать по желанию. О нормах этикета можно говорить очень долго. У Лихачева В.А. есть очень хорошая книга «Уроки этикета», в которой описано в шутливой форме правила этикета. Почитайте, я думаю вам будет интересно и полезно.
Эти оценочные знания, которые связаны с повседневным опытом, иногда называют духовно-практическими, о которых мы с вами будем говорить на предыдущих уроках.
- 3 пункт темы. Следующим шагом способа познания ненаучным методом является, конечно, очень нам всем знакомая народная мудрость.
Именно с этим способом познания человек знакомится достаточно раннем возрасте, и он сопровождает человека всю его жизнь.
Как вы думает что это? Да. это – наши любимые загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, поверья. Они содержат важные сведения о мире природы и людей.
Отгадайте некоторые загадки:
- Вечером появляются, на заре скрываются (звезды)
- стоит, а самого не видно (воздух)
- Во дворе камнем лежит, в дом попадет – водой бежит (лед)
- И без часов время скажет (петух)
- Цветет белым-бело, плоды красные, желтые и зеленые (яблоко)
Пословицы:
- Без труда не появится еда.
- В глубине ума лежит золото, если думать умеешь – найдешь.
- Друг смотрит на голову, враг – на ноги.
Приметы:
- В росистый год, уродится мед.
- Чем длиннее сосульки, тем длиннее весна.
- В год, когда много мышей, - сытость, когда много зайцев, - голод.
Таких загадок, пословиц, примет можно привести множество. У каждого народа и нации их очень много.
- А, вы какие примеры познания, связанные с народной мудростью, знаете?
Существуют множество народных рецептов по лечению болезней, по уходу за кожей, ремонту вещей и квартир и т.д. А какие вы знаете?
- 4 пункт нашей темы – способ постижения действительности через художественное познание. Специфика этого способа познания состоит в том, что оно осуществляется через художественные образы. Художественный образ не просто отражает, но и обобщает действительность, раскрывая в единичном, преходящем, случайном сущностное, неизменное, общее.
Художественная специфика образа определяется не только тем, что он отражает существующую действительность, или бывшую в прошлом, но и тем, что творит новый небывалый, вымышленный мир.
Художественных образов очень много, сколько в мире существуют
произведений искусств? Их точное количество невозможно назвать. С ними вы знакомитесь на уроках русской и родной литературы, через чтение книг. Телевидение, радиовещание, музеи, театры, компьютеры играют в современном мире большую роль в знакомстве с мировой классикой.
- Что вы проходите сейчас по русской литературе?
- Что вы узнали из этого произведения?
- Вам понравилось?
- А по родной литературе что вы проходите?
- Какие у вас остались впечатления после изучения этого произведения?
- Что вы бы взяли для себя в образе героев произведения?
Работа с произведениями классической музыки – Моцарта.
Работа с картинами художников – Шишкина, Левитана, портретными жанрами.
6. Закрепление темы по вопросам:
- Какими способы ненаучного познания мы с вами сегодня рассмотрели?
- Как вы думаете, помогают ли они нам познавать наш окружающий мир?
- Сможете ли вы применять эти способы ненаучного познания на практике?
7. Подведение итога урока.
Таким образом, сегодня на уроке мы с вами раскрыли приемы ненаучного познания, которые помогали человечеству веками вырабатывать современное отношение к миру, существующим явлениям, к самому себе.
Как гласят слова Н.И.Пирогова «Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное».
Я буду рада, если вы сегодня на уроке смогли для себя что-то полезное выбрать, понять, извлечь пользу.
8. Домашнее задание:
- $ 10, пункты 1,2,3,5 пересказ, обсудить вопросы к параграфу.
- Подготовить материалы прессы, свои личные наблюдения о паранаучных
явлениях.
9. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока моделирование как метод познания
Конспект урока и презентация по информатике и ИКТ в 11 классе....
Методическая разработка урока "Многообразие путей познания мира"
Методическая разработка конкурсного урока....
Методологическая разработка моделей уроков физики, формирующих у учащихся способность познания нового через выдвижение гипотезы (на примере основ воздухоплавания)
Урок разработан для учащихся 7 класса, обучающихся по учебнику «Физика, 7 кл.» авторы: Перышкин А.В., Гутник Е.М. На уроке используются метод выдвижения гипотезы. Развивается у учащихся способность от...
Методическая разработка урока обществознания по теме «Многообразие путей познания мира»
Урок с использованием ТРКМ...
Методическая разработка «Исследовательская деятельность старшеклассников как метод познания окружающей среды»
Одной из эффективных форм работы по изучению биологии и экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навык...
Методическая разработка урока на тему: Познание и знание
Дата проведения:___________Тема урока: Познавательная и коммуникативная деятельностьЦель урока:- образовательная: показать место познания среди многообразия человеческой деятельности; раскрыть роль зн...
"Познание как вид деятельности" (методическая разработка урока по обществознанию для 10 класса)
Вашему вниманию представлена методическая разработка урока для 10 класса по курсу "Обществознание". Тема "Познание как вид деятельности"...