Методологическая разработка моделей уроков физики, формирующих у учащихся способность познания нового через выдвижение гипотезы (на примере основ воздухоплавания)
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Урок разработан для учащихся 7 класса, обучающихся по учебнику «Физика, 7 кл.» авторы: Перышкин А.В., Гутник Е.М. На уроке используются метод выдвижения гипотезы. Развивается у учащихся способность отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез. Такой подход знакомства с теоретическим материалом способствует формированию критического мышления учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выпускная работа
по курсу «Формирование образовательных результатов учащихся на базе современных дидактических средств по физике».
Тема: «Методологическая разработка моделей уроков физики, формирующих у учащихся способность познания нового через выдвижение гипотезы (на примере основ воздухоплавания)».
Выполнил:
учитель физики и математики
ГБОУ СОШ с. Ягодное
Фоломкина Е.В.
Урок разработан для учащихся 7 класса, обучающихся по учебнику «Физика, 7 кл.» авторы: Перышкин А.В., Гутник Е.М. На уроке используются метод выдвижения гипотезы. Развивается у учащихся способность отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез. Такой подход знакомства с теоретическим материалом способствует формированию критического мышления учащихся.
Урок физики по теме "Воздухоплавание" (7 класс).
Сформировать образовательные результаты:
Предметные:
- знания о возникновение силы Архимеда в газах,
- знания о практическом применении силы Архимеда в газах;
- умение пользоваться полученными знаниями.
Метапредметные:
- развитие способности выдвигать и доказывать гипотезы;
- развитие критического мышления,
- развитие учебно-интеллектуальных компетенций (объяснять, делать выводы)
- развитие учебно-информационных компетенций (работать с текстом, выбирать ответы на вопросы).
- развитие способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
Личностные:
- воспитание самостоятельности и целеустремленности в достижении поставленной цели;
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Оборудование к уроку:
- Компьютер.
- Медиапроектор.
- Презентация « История воздухоплавания» (приложение).
- Воздушные шары разного цвета по количеству учащихся в группах.
- Листочки бумаги для каждого ученика.
- Задачники для каждого ученика.
При проведении урока использован прием « Зигзаг-2»:
- Учащиеся изучают текст, затем делятся на группы по количеству вопросов к данному тексту их количество должно совпадать с количеством участников группы.
- В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления.
- Вернувшись в «домашние» группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.
Конспект урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг.момент. | Приветствие, психологический настрой. |
|
2. Формулирование темы. Постановка задач на урок. | Предлагаю фрагмент мультфильма о Винни Пухе. Задаю вопрос: возможен ли полет? Рассуждаем, выдвигаем гипотезы. На этапе исследования предполагаем: либо увеличить количество шаров, либо уменьшить размеры медвежонка. Читаю отрывки из «Приключения Незнайки …» Записывает вопросы на доску: – Почему шар полетит? – Зачем шар наполняют теплым воздухом? – Зачем в корзину кладут мешки с песком? Участникам урока раздаются синие, красные и белые шары. |
|
– В соответствии с поставленными вопросами сформулируйте тему урока (записывает тему на доску). | – «Воздухоплавание» | |
3. Изучение нового материала. | 1. Работа с текстом § 52 (учебник А.В. Перышкина), задание: найти ответы на вопросы. | Ученики работают в группах, но каждый ищет ответ на свой вопрос (те, кто выбрал синие шары, отвечает на первый вопрос, красные – на второй, белые – на третий). |
2. Обсуждение ответов на поставленные вопросы в экспертных группах, выбор отвечающего. | Ученики объединяются в экспертные группы по номерам вопросов или цвету шаров. | |
3. Обмен ответами на вопросы в первоначальных группах. | Ученики возвращаются в первоначальные группы и объясняют содержание ответов всей группе. | |
4. Презентация ответов на вопросы. | Выступают выбранные учащиеся от экспертных групп. | |
5. Демонстрация движения воздушного шара, наполненного гелием. | ||
6. Исторический экскурс по развитию воздухоплавания. (Демонстрация презентации. Приложение). | ||
4. Закрепление. | 1. Ответить на вопросы:
|
|
2. Решить задачу (В.И.Лукашик, «Задачник по физике 7–9 класс») № 657, 658 на выбор одну. Затем обсуждается решение задач. | Решают задачи по выбору. | |
5. Подведение итогов. Рефлексия. | Задание: написать письмо Незнайке с ответами на вопросы. | Пишут письмо. |
6. Домашнее задание. | Прочитать § 52, повторить темы «Сила Архимеда», «Атмосферное давление». |
|
Отрывки из книги Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
… Все жители Цветочного города приходили и смотрели на огромный шар, который был привязан к ореховому кусту.
– Шар легкий – говорили одни, – его свободно можно поднять одной рукой кверху.
– Легкий-то он легкий, но по-моему, он не полетит, – сказал малыш по имени Топик.
Коротошки задумались: «Шар легкий, а все-таки он тяжелый. Это верно. Как же он полетит?»
НЕЗНАЙКА: «Почему шар полетит?»
…На следующее утро стали готовиться в путь. Торопыжка первым залез в корзину, за ним – Незнайка.
– Вы чего забрались в корзину? – спросил Знайка.
– Вылезайте еще рано. Шар сначала надо заполнить теплым воздухом.
– А зачем теплым? – спросил Торопыжка.
НЕЗНАЙКА: «Зачем шар наполняют теплым воздухом?»
…Знайка велел коротышкам наполнить несколько мешков песком и положить в корзину.
– Что это они делают? – спрашивали друг друга зрители.
– Эй, зачем вам мешки с песком? – закричал Топик, который сидел на заборе.
НЕЗНАЙКА: «Зачем в корзину кладут мешки с песком?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока физики в 9 классе по теме "Механические колебательные системы. Маятник как пример колебательной системы."
Урок разработан на основе метода проектов. В конспекте показано, как можно создать мини-проект за урок, соблюдая все стадии проекта. Представление мини-проекта по критериям внешней оценке проекта....
Разработка модели урока в 7 классе с использованием коммуникативного метода обучения.
Материал будет полезен учителям, работающим по коммуникативной методике обучения английскому языку в школе....
Практическая направленность уроков физики как средство развития способностей к познавательной и творческой деятельности учащихся
Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и ...
Терскова С.А. Семья и брак в православной культуре. Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе // Уклад православной семьи. В помощь учителю основ православной культуры и обществознания. – Краснодар: КМКОЦ, 2009. – С. 11-15.
Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе...
Методическая разработка по дисциплине «Физика» на тему: «Применение ИКТ как нового средства изучения физики.»
Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям физики, преподающим в профессиональных учебных заведениях. Новое время, новый век, новый студент требуют от преподавателя нового ...
методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"
Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...
Разработка модели урока в 5 классе, в контексте ФГОС. Тема урока:Технология изготовления модели "Вечного огня"
Перед человечеством всегда стоит проблема, как сделать так, что-бы люди жили без войны?.Народ не помнящий свою историю, не имеет будущего.Каждый из нас должен внести свою лепту в это святое дело.На ур...