Урок "Основной закон"
план-конспект занятия по обществознанию (5 класс) на тему

Еремина Елена Геннадьевна

Разработка урока ко Дню Конституции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Основной Закон»

(для учащихся 5-х классов урок проводят старшеклассники)

Цели:

- способствовать формированию основ знаний младших школьников о символах Российского государства и Конституции, как главном законе России; о правах и свободах человека и гражданина РФ;

- способствовать формированию общероссийской идентичности;

- способствовать формированию уважительного и ответственного отношения к законам и символам России.

Оборудование урока: изображение флага, герба и текст гимна, Конституция Российской федерации, карта РФ, презентация, фрагмент видеофильма, ромашка с правами на лепестках, документы, денежные знаки (предметы с изображением государственного герба), буклеты-памятки «Я – гражданин России».

Ход урока

Учащиеся. Сценка «Происшествие в лесном государстве» (на стихотворение «Урок вежливости» (С. Я. Маршак).

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести:

- в гостях, медведь,

Нельзя реветь.

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырёх,

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Так мишку лет пяти-шести

Учили как себя вести…

Он кланялся соседям –

Лисицам и медведям,

Знакомым место уступал,

Снимал пред мини шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овёс,

Наваливался брюхом  

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили.

Уч-ль: - Ребята, почему воспитатели время напрасно тратили? (мишка плохо себя вел, нарушал правила поведения, законы). За правильные ответы уч-ся получают смайлики.

- Вы бы хотели быть похожими на героя стихотворения?

- Что нужно знать, чтобы не быть такими, как мишка? (правила, законы).

- Есть много разных книг, в которых рассказывается о правилах поведения, но среди них существует одна главная книга, в которой записаны все законы, по которым живем мы – граждане РФ. Эта книга называется КОНСТИТУЦИЯ.

Уч-к: КОНСТИТУЦИЯ – это основной закон государства. (Показывает Конституцию, дети повторяют). Рассказ сопровождается презентацией.

- В этом году наша Конституция празднует день рождения, да не простой день рождения, а юбилей. Ей исполняется 20 лет. Принята она была 12 декабря 1993 года.

- Как называется страна, в которой мы живем?

- В Конституции говорится, о том, что мы живем в России – Российской Федерации (карта).

- Главой нашего государства является Президент. Как зовут нашего Президента? (Владимир Владимирович Путин).

- Наше государство имеет символы. Какие? (герб, флаг, гимн).

- Задание: среди представленных найти флаг РФ (Франции, Болгарии, Нидерландов и пр).

- Назовите цвета флага. Что обозначает каждый цвет? (Белый цвет означает мир и чистоту, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу).

- Как выглядит герб? (На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. В лапах орел держит символы власти: скипетр и державу. Над головами орла - короны. Они символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. На груди орла помещено изображение всадника на фоне щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копье, которое помогло ему победить змея. Змей - это символ зла, неприятелей, которые нападали на нашу Родину. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом).

- Как вы думаете, зачем нужны символы - герб, флаг? Где их можно увидеть? На каких предметах? (На границе, на монетах и денежных знаках нашей страны, на печатях, подтверждающих подлинность важных документов, на самих документах).

Учащиеся знакомятся с гимном России.

- Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна России, который звучит по телевидению и радио.

Прослушивание фрагмента гимна.

Уч-к: - Как мы уже сказали, в Конституции написаны правила, которые устанавливает государство. Как называются эти правила? (законы).

- Их должны выполнять все граждане нашей страны.

- Для чего нужны законы? (Чтобы в стране был порядок).

- в Конституции записаны права и обязанности граждан России.

- Какие права есть у граждан России? (Физминутка. Ромашка, дети срывают лепестки и называют права).

- Что значит «обязанность»? (то, что человек должен выполнять беспрекословно).

- Какие обязанности есть у граждан России, то есть что обязан делать каждый гражданин России? (защищать Отечество, платить налоги, охранять природу, беречь памятники, соблюдать законы, заботиться о родителях, учиться).

Уч-к: – О каком праве идет речь? (Чтение стихотворения о правах с комментированием):

  1. Только ты на свет родился, 
    Право первое твое: 
    Получи, чтоб им гордиться 
    Имя личное свое                                    (на получение имени, фамилии, отчества)

  1. Очень трудно самому, 
    жить на свете одному. 
    Правом с Мамой жить и с Папой 
    Пользуйтесь везде ребята                  
    (жить в семье)

  1. Я росточком не доволен 
    И пока не так силен, 
    Но не смей мне делать больно 
    Есть у нас такой закон
                              (неприкосновенность личности)

  1. Чтоб с наукой подружиться , 
    С книжкой в маленькой руке 
    Правом пользуюсь учиться 
    На родимом языке.                                (учиться)

  1. Будь ты слабым или сильным , 
    Белым, черным все равно 
    Ты родился быть счастливым 
    Это право всем дано.                           
    (жизнь, свободу)

Исполнение песни  «Поем о правах» (припев – хором). На мелодию «Учат в школе»

1.Как права ребятам знать,

Интеллект свой повышать

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

2.И законы уважать,

Малышей не обижать

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

3.На учебу есть права,

И на отдых есть права

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

4.На заботу есть права,

На работу есть права

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

5.Свод законов есть большой,

Вместе мы его с тобой

Учим в школе, учим в школе, учим в школе.

6.Чтоб сумел их применять,

Смог себя ты защищать - Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Практическая работа. Изготовление флага РФ (из бумаги на клейкой основе)

Прикрепляют на карту России. Пишут пожелание на флаге России «Я хочу пожелать моей Родине…»

Уч-ль: – Все мы – граждане России. Каждый из нас – частичка России. И от каждого из нас зависит будущее нашей Родины.

Подведение итогов, подсчет смайликов. Оценки.

Уч-к: - Мы хотим вам подарить памятку, которая поможет вам стать  достойными гражданами России. Ребята получают в подарок буклеты–памятки «Я – гражданин России».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОЕКТ ИНТЕРАКТИВНОГО ТЕАТРА «ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН»

Тема  данного нравственно- правового проекта «Интерактивный театр» выбрана  не случайно. Она сочетает в себе как традиции, так и новаторство. Тради...

Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".

Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет  дв...

Тест по физике на тему: «II закон Ньютона. Применение законов Ньютона»

Одна из проблем профилизации старшей школы - недостаточное количество учащихся для комплектования профильных классов. Физика преподается в большинстве школ на базовом уровне. Данный тест позволяет гот...

Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления.

цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.Закон доминирования. Закон расщепления. Примеры задач на моногибридное скрещивание....

Урок Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения.

Данная разработка урока физики "Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения" позволяет изучить данную тему в ходе групповой работы. Такой метод изучения нового материала детям очень нравится. Они сами ...